Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рез некоторое время работы устройства необходимо восстанавли­ вать нужное количество уравновешивающей жидкости в отсеках).

Известный интерес представляет гидравлическое устройство, предназначенное для автоматической балансировки шпинделей шлифовальных станков, пригодное, кроме того, для автоматиче­ ского уравновешивания любого жесткого однодискового ротора с коротким валом и работающего на подшипнике скольжения.

Все существующие методы уравновешивания роторов можно условно разделить на следующие группы по способу совмеще­ ния главной центральной оси инерции с осью вращения ротора: а) 'при помощи балансировочных грузов и б) непосредственное

•совмещение.

Выше были рассмотрены некоторые методы, относящиеся к первой, более распространенной группе. Методы второй группы,

известные как

методы принудительного

центрирования,

будут

сначала рассмотрены по материалам

ряда

зарубежных

па­

тентов.

СШ А № 2.315.998 от 2 августа

1940 г. [60]

дано

В патенте

описание балансировочного станка для

уравновешивания

заго­

товок коленчатых валов. Станок, кроме этого, предназначен для нанесения первичных баз на вал для дальнейшей механической обработки — центровочных сверлений в торцах вала. В патенте указывается, что данный станок является модификацией массоцентрирующен машины, запатентованной также в СШ А 3 июля 1930 г. (патент СШ А № 1.761.945).

Подробнее останавливаться на описании американского стан­ ка не имеет смысла, так как более совершенный станок аналогич­ ной конструкции и такого же назначения описан в патенте ФРГ № 975.086 от 8 июля 1949 г.

Принципиальная схема немецкого варианта такого станка по­ казана на рис. 63. Основной частью станка является рама 3 с двумя электромеханическими устройствами принудительного центрирования 2, которые позволяют дистанционно управлять положением в пространстве балансируемого вала 1. Рама опира­ ется на две подшипниковые опоры 4, которые, благодаря специ­ альным подвесам 6 могут совершать колебания в горизонтальном направлении. Каждая опора кинематически связана с индуктив­ ными датчиками колебаний. Опорные цапфы рамы 5 выполнены полыми — в них проходят шпиндели 7 с зацентровочными свер­ лами. Обе цапфы оборудованы кольцевыми коллекторами 8 для подвода питания и управляющих сигналов к электродвигателям

9 устройств принудительного центрирования. Кроме этого, на одной из цапф установлен шкив 10, связанный ременной переда­ чей с электродвигателем привода станка 11.

Балансировка на станке производится следующим обра­ зом. Заготовку коленчатого вала закрепляют на раме в устрой­ ствах принудительного центрирования. Включают привод рамы станка. Так как заготовка была установлена произвольно, то

79


главная центральная ось инерции ее не совпадает с осью враще­ ния рамы. Это рассогласование осей приводит при вращении к появлению усилий в опорах рамы, величина и направление кото­ рых фиксируются при помощи измерительной аппаратуры. По-

Рис. 63. Принципиальная схема балансировочного станка для технологическо­ го уравновешивания заготовок коленчатых валов:

/—коленчатый вал: устройства принудительного центрирования; 3—рама; 4—опоры; 5— опорные цапфы: б—подвесы: шпшіделіі; 3—коллекторы; 9, //—электродвигатели; 10— шкив

следовательно управляя электроприводами устройств принуди­ тельного центрирования, совмещают главную центральную ось инерции заготовки с осью вращения, что контролируется по вибрациям опор рамы. Добившись состояния уравновешенности заготовки, включают приводы шпиндельных головок и произво­ дят сверление центровочных отверстий в торцах вала.

6. МЕТОД УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРОВ БЫСТРОХОДНЫХ МАШИН ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРИРОВАНИЕМ

Рассмотрим жесткий ротор, вращающийся вокруг оси Oz под­ вижной системы координат с угловой скоростью со и угловым ус­

корением со (рис. 64).

8 0

Выделим в роторе элементарную массу dm на радиусе г, по­ ложение которого относительно координатной плоскости xz оп­ ределяется углом а.

Как известно, в этом случае на каждую элементарную массу

ротора

dm

будет действовать сила инерции и моменты этой

силы.

 

силу инерции и моменты сил

 

 

 

Определим результирующую

инерции

вращающегося ротора

относительно координатных

осей.

 

 

 

 

Рис. 64. Реакции опор вращающегося жесткого ротора в си­ стеме координат

Полная сила инерции, действующая на массу dm, может быть представлена в виде двух составляющих — нормальной и тан­

генциальной. Обозначим их соответственно

d P

\j и

dP\ .

Про­

 

 

ектируя эти составляющие на оси координат х, у и г соответст­ венно, получим:

d P liX= d P [[

cos

a — d P l

sin a ;

(39)

d P WJ— d P

 

 

~dP\

 

JJ sin a-j

 

cois a;

(40)

Ö II N aT 33

Поскольку сила инерции пропорциональна массе получим окончательно

d P it r = no2 cos adm по sin adm ;

d P H!/= n o 2 sin adm-j-no cos adm ;

d P * , = 0.

(41)

и ускорению,

(42)

. (43)

(44)

81


З а п и ш е м с о о т в е т с т в у ю щ и е в ы р а ж е н и я д л я м о м е н т о в и н ер ц и и

относительно координатных осей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(45)

 

 

 

 

 

 

 

dMux= dPmjz\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dMay= —dPnxz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dMni = dPnxy—dPnvx.;

 

 

 

 

 

 

(46)

 

Интегрируя по всему объему

и учитывая,

 

 

 

(47)

 

что rcosa = .v, а

rsinct=y, получим величины проекции сил инерции

 

 

 

Р„ х —

I

 

d P H

 

I

xdm — ш

I*

ydm\

 

 

(48)

 

 

Лі ѵ =

 

 

 

Л.= ш2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f d P Hy— 0)2

[ ydin +

 

ia j' xdm.

 

 

 

(49)

 

Принимаем во вн-иманпеI ,

что

j

x d m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у dm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

yc

и л*с — координаты, определяющие положение центра тя­

жести ротора относительно оси его вращения

Oz.

Тогда получим

 

 

 

 

 

Р и с

=

х сш2т

у сшт

;

 

 

 

 

 

 

(50)

 

 

 

 

 

Р пу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

У У т + Х си>ІП;

 

 

 

 

 

 

(5П

 

 

7И11Д. = і

d M n

Л.= ш3 ^

yzdin

 

-(-и

 

 

j"

xzdm\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(52)

 

 

М пу =

j d M uy =

—or j"xzdm-\-iо

j yzdin ;

(53)

где

 

M HZ— J

d M nz =

 

— to j*y2dm — со

 

^x^dm— iо jV2dVn,

(54)

 

 

 

 

 

 

 

j

:zdm = J xz\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(55)

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j

yzdtn

= /

yz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(56)

 

— представляют собой центробежные моменты инерции мас­

сы ротора, вращающегося вокруг оси

z,

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j

r-dm = J Z7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(57)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

z.

 

 

 

 

 

 

— момент инерции ее относительно оси

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда получим:

м ні

 

 

—J Xz ^ + J y z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(58)

 

 

 

 

 

 

М « г =

 

 

 

 

 

 

 

w ;

 

 

 

 

 

 

(59)

 

 

 

 

 

 

/ =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(60)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

82


Полученные уравнения дают возможность установить те ус­ ловия, которым должен удовлетворять уравновешенный ротор, вращающийся вокруг оси Oz. Этими условиями являются усло­ вия равенства нулю сил инерции и моментов от этих сил:

 

1!

8 * S 1 w

I I О О

=3 S

J.n 'f—Jyzm~ 0;

J xz®

Г J yz®2 = 0 ;

J zz®= 0-

Рассмотрим две системы однородных уравнений Они имеют общий определитель, не равный нулю:

(61)

(62)

(63)

(61) и (62).

cip + ttr^O.

(64)

Этим уравнениям удовлетворяют следующие значения

неизвест­

ных:

Jxz

=

 

 

'^с = 0;

j y z

6 1

 

 

 

 

 

У с ~~ 6j

 

 

6.

главной

Если эти условия выполнены, то ось вращения будет

центральной осью инерции ротора, при этом в его опорах не воз­

никнет никаких динамических реакций. ■ Статические

реакции,

возникающие, в частности, от веса ротора, мы не учитываем.

В этом случае говорят, что вращающийся ротор

уравнове­

шен, а ось вращения называется свободной осью.

 

Эти выводы, полученные для жесткого ротора, справедливы также и для гибкого. Действительно, гибкий ротор, вращающийсяспостоянной угловой скоростью со при прямой синхронной пре­ цессии, можно рассматривать как жесткий с эксцентриситетами, равными сумме эксцентриситетов жесткого ротора и прогибов гибкого ротора на данный угловой скорости со.

Следовательно, можно говорить о существовании главной центральной оси инерции гибкого ротора при данной угловой ско­ рости. Однако, в отличие от жесткого ротора, у которого поло­ жение главной центральной оси инерции относительно ротора не­ изменно, у гибкого ротора при совмещении главной центральной оси инерции с осью его вращения происходит уменьшение дина­ мического прогиба и положение главной центральной оси инер­ ции относительно ротора при этом изменяется даже на постоян­ ной угловой скорости. Следовательно, если каким-либо способом произвести совмещение главной центральной оси инерции ротора с осью его вращения, то результатом этого для жесткого ротора будет полная уравновешенность, для гибкого — снижение реак­ ций и значительное уменьшение его прогибов.

83


Покажем иа примере одномассового ротора, как будет вести себя гибкий ротор при совмещении главной центральной оси инерции с осью его вращения, т. е. при уменьшении эксцентри­ ситета е.

Пусть вал установлен на подшипниках качения пли скольже­

ния, которые могут поворачиваться,

не мешая

прогибу

вала.

 

Чтобы

исключить влияние веса, рассмотрим

 

вертикальный

вал.

 

Система

 

симметрична —

 

диск находится в середине пролета.

Диск по­

 

сажен

на вал с эксцентриситетом

е

(рис. 65).

 

 

При вращении вала вследствие неуравно­

 

вешенности

диска

возникает

центробежная

 

сила.

Если

вал

прогнется

на

 

величину

у,

то

 

центробежная сила будет равна

 

 

(65)

 

 

 

 

 

Р ѵ = т ( е + у )

со2.

 

 

 

 

 

Эта сила уравновешивается силой упругого

 

противодействия вала

Р

 

 

 

 

 

 

 

(66)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р = Су,

 

 

 

 

 

 

 

где

С

— жесткость

вала

в

 

месте

 

 

 

 

 

 

крепления

 

диска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогиб вала можно получить, приравни­

 

вая эти две силыт:

[е-\- у)о>1= С у ;

 

 

 

(67)

 

 

 

 

 

 

т е и > -

__

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 68)

 

 

 

 

 

С

т ш 2

ш2

__I

 

 

 

Рис. 65. Одномас­

 

 

 

 

 

 

 

совый

симметрич­

 

 

 

 

 

 

 

 

to2

 

 

 

 

ный

гибкий ротор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кр

 

 

 

 

снеуравновешен­

ным диском

где ѵокр =

Уt т- •

 

 

При этом реакции в опорах определяются выражениями:

 

 

 

т е со-

1+

 

 

 

 

 

 

(69)

 

Я в-о =

0.

 

 

 

 

 

 

 

у

Из этих выражений видно,

что если

каким-либо

способом

уменьшать значение

е,

то уменьшаются значения

у

и

R.

При

е

 

 

 

 

— 5-0

 

— ► о на всех скоростях вращения.

Неопределенность

 

вы­

ражения возникает только при со = Оцр. Но так как реальная

си­

стема имеет прогибы ограниченные, а

не бесконечные,

и

при

подходе к сокр эксцентриситет,

а следовательно,

 

и прогиб значи­

8 4