Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
рез некоторое время работы устройства необходимо восстанавли вать нужное количество уравновешивающей жидкости в отсеках).
Известный интерес представляет гидравлическое устройство, предназначенное для автоматической балансировки шпинделей шлифовальных станков, пригодное, кроме того, для автоматиче ского уравновешивания любого жесткого однодискового ротора с коротким валом и работающего на подшипнике скольжения.
Все существующие методы уравновешивания роторов можно условно разделить на следующие группы по способу совмеще ния главной центральной оси инерции с осью вращения ротора: а) 'при помощи балансировочных грузов и б) непосредственное
•совмещение.
Выше были рассмотрены некоторые методы, относящиеся к первой, более распространенной группе. Методы второй группы,
известные как |
методы принудительного |
центрирования, |
будут |
|
сначала рассмотрены по материалам |
ряда |
зарубежных |
па |
|
тентов. |
СШ А № 2.315.998 от 2 августа |
1940 г. [60] |
дано |
|
В патенте |
||||
описание балансировочного станка для |
уравновешивания |
заго |
товок коленчатых валов. Станок, кроме этого, предназначен для нанесения первичных баз на вал для дальнейшей механической обработки — центровочных сверлений в торцах вала. В патенте указывается, что данный станок является модификацией массоцентрирующен машины, запатентованной также в СШ А 3 июля 1930 г. (патент СШ А № 1.761.945).
Подробнее останавливаться на описании американского стан ка не имеет смысла, так как более совершенный станок аналогич ной конструкции и такого же назначения описан в патенте ФРГ № 975.086 от 8 июля 1949 г.
Принципиальная схема немецкого варианта такого станка по казана на рис. 63. Основной частью станка является рама 3 с двумя электромеханическими устройствами принудительного центрирования 2, которые позволяют дистанционно управлять положением в пространстве балансируемого вала 1. Рама опира ется на две подшипниковые опоры 4, которые, благодаря специ альным подвесам 6 могут совершать колебания в горизонтальном направлении. Каждая опора кинематически связана с индуктив ными датчиками колебаний. Опорные цапфы рамы 5 выполнены полыми — в них проходят шпиндели 7 с зацентровочными свер лами. Обе цапфы оборудованы кольцевыми коллекторами 8 для подвода питания и управляющих сигналов к электродвигателям
9 устройств принудительного центрирования. Кроме этого, на одной из цапф установлен шкив 10, связанный ременной переда чей с электродвигателем привода станка 11.
Балансировка на станке производится следующим обра зом. Заготовку коленчатого вала закрепляют на раме в устрой ствах принудительного центрирования. Включают привод рамы станка. Так как заготовка была установлена произвольно, то
79
главная центральная ось инерции ее не совпадает с осью враще ния рамы. Это рассогласование осей приводит при вращении к появлению усилий в опорах рамы, величина и направление кото рых фиксируются при помощи измерительной аппаратуры. По-
Рис. 63. Принципиальная схема балансировочного станка для технологическо го уравновешивания заготовок коленчатых валов:
/—коленчатый вал: устройства принудительного центрирования; 3—рама; 4—опоры; 5— опорные цапфы: б—подвесы: шпшіделіі; 3—коллекторы; 9, //—электродвигатели; 10— шкив
следовательно управляя электроприводами устройств принуди тельного центрирования, совмещают главную центральную ось инерции заготовки с осью вращения, что контролируется по вибрациям опор рамы. Добившись состояния уравновешенности заготовки, включают приводы шпиндельных головок и произво дят сверление центровочных отверстий в торцах вала.
6. МЕТОД УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРОВ БЫСТРОХОДНЫХ МАШИН ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРИРОВАНИЕМ
Рассмотрим жесткий ротор, вращающийся вокруг оси Oz под вижной системы координат с угловой скоростью со и угловым ус
корением со (рис. 64).
8 0
Выделим в роторе элементарную массу dm на радиусе г, по ложение которого относительно координатной плоскости xz оп ределяется углом а.
Как известно, в этом случае на каждую элементарную массу
ротора |
dm |
будет действовать сила инерции и моменты этой |
||
силы. |
|
силу инерции и моменты сил |
||
|
|
|
||
Определим результирующую |
||||
инерции |
вращающегося ротора |
относительно координатных |
||
осей. |
|
|
|
|
Рис. 64. Реакции опор вращающегося жесткого ротора в си стеме координат
Полная сила инерции, действующая на массу dm, может быть представлена в виде двух составляющих — нормальной и тан
генциальной. Обозначим их соответственно |
d P |
\j и |
dP\ . |
Про |
|
|
ектируя эти составляющие на оси координат х, у и г соответст венно, получим:
d P liX= d P [[ |
cos |
a — d P l |
sin a ; |
(39) |
||
d P WJ— d P |
|
|
~dP\ |
|||
|
JJ sin a-j |
|
cois a; |
(40) |
Ö II N aT 33
Поскольку сила инерции пропорциональна массе получим окончательно
d P it r = no2 cos adm —по sin adm ;
d P H!/= n o 2 sin adm-j-no cos adm ;
d P * , = 0.
(41)
и ускорению,
(42)
. (43)
(44)
81
З а п и ш е м с о о т в е т с т в у ю щ и е в ы р а ж е н и я д л я м о м е н т о в и н ер ц и и
относительно координатных осей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(45) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
dMux= dPmjz\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
dMay= —dPnxz |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
dMni = dPnxy—dPnvx.; |
|
|
|
|
|
|
(46) |
|||||||||||||
|
Интегрируя по всему объему |
и учитывая, |
|
|
|
(47) |
|||||||||||||||||||
|
что rcosa = .v, а |
||||||||||||||||||||||||
rsinct=y, получим величины проекции сил инерции |
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Р„ х — |
I |
|
d P H |
|
I |
xdm — ш |
I* |
ydm\ |
|
|
(48) |
||||||||||||
|
|
Лі ѵ = |
|
|
|
Л.= ш2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
f d P Hy— 0)2 |
[ ydin + |
|
ia j' xdm. |
|
|
|
(49) |
||||||||||||||||
|
Принимаем во вн-иманпеI , |
что |
j |
x d m |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
у dm |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
yc |
и л*с — координаты, определяющие положение центра тя |
|||||||||||||||||||||||
жести ротора относительно оси его вращения |
Oz. |
Тогда получим |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Р и с |
= |
х сш2т |
— |
у сшт |
; |
|
|
|
|
|
|
(50) |
||||||||
|
|
|
|
|
Р пу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
= |
У У т + Х си>ІП; |
|
|
|
|
|
|
(5П |
||||||||||
|
|
7И11Д. = і |
d M n |
Л.= ш3 ^ |
yzdin |
|
-(-и |
|
|
j" |
xzdm\ |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(52) |
|||||||||||
|
|
М пу = |
j d M uy = |
—or j"xzdm-\-iо |
j yzdin ; |
(53) |
|||||||||||||||||||
где |
|
M HZ— J |
d M nz = |
|
— to j*y2dm — со |
|
^x^dm— iо jV2dVn, |
(54) |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
j |
:zdm = J xz\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(55) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
j |
yzdtn |
= / |
yz |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(56) |
||||
|
— представляют собой центробежные моменты инерции мас |
||||||||||||||||||||||||
сы ротора, вращающегося вокруг оси |
z, |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
j |
r-dm = J Z7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(57) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
z. |
|
|
|
|
|
||
|
— момент инерции ее относительно оси |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
Тогда получим: |
м ні |
|
|
—J Xz ^ + J y z |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(58) |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
М « г = |
|
|
|
|
|
|
|
w ; |
|
|
|
|
|
|
(59) |
||||
|
|
|
|
|
|
/ = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(60) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
82
Полученные уравнения дают возможность установить те ус ловия, которым должен удовлетворять уравновешенный ротор, вращающийся вокруг оси Oz. Этими условиями являются усло вия равенства нулю сил инерции и моментов от этих сил:
|
■ |
1! |
|
8 * S 1 w |
I I О О |
||
=3 S |
|||
J.n 'f—Jyzm~ 0; |
|||
J xz® “ |
Г J yz®2 = 0 ; |
— J zz®= 0-
Рассмотрим две системы однородных уравнений Они имеют общий определитель, не равный нулю:
(61)
(62)
(63)
(61) и (62).
cip + ttr^O. |
(64) |
|||
Этим уравнениям удовлетворяют следующие значения |
неизвест |
|||
ных: |
Jxz |
= |
|
|
'^с = 0; |
j y z |
6 1 |
|
|
|
|
|
|
|
У с ~~ 6j |
|
|
6. |
главной |
Если эти условия выполнены, то ось вращения будет |
центральной осью инерции ротора, при этом в его опорах не воз
никнет никаких динамических реакций. ■ Статические |
реакции, |
возникающие, в частности, от веса ротора, мы не учитываем. |
|
В этом случае говорят, что вращающийся ротор |
уравнове |
шен, а ось вращения называется свободной осью. |
|
Эти выводы, полученные для жесткого ротора, справедливы также и для гибкого. Действительно, гибкий ротор, вращающийсяспостоянной угловой скоростью со при прямой синхронной пре цессии, можно рассматривать как жесткий с эксцентриситетами, равными сумме эксцентриситетов жесткого ротора и прогибов гибкого ротора на данный угловой скорости со.
Следовательно, можно говорить о существовании главной центральной оси инерции гибкого ротора при данной угловой ско рости. Однако, в отличие от жесткого ротора, у которого поло жение главной центральной оси инерции относительно ротора не изменно, у гибкого ротора при совмещении главной центральной оси инерции с осью его вращения происходит уменьшение дина мического прогиба и положение главной центральной оси инер ции относительно ротора при этом изменяется даже на постоян ной угловой скорости. Следовательно, если каким-либо способом произвести совмещение главной центральной оси инерции ротора с осью его вращения, то результатом этого для жесткого ротора будет полная уравновешенность, для гибкого — снижение реак ций и значительное уменьшение его прогибов.
83
Покажем иа примере одномассового ротора, как будет вести себя гибкий ротор при совмещении главной центральной оси инерции с осью его вращения, т. е. при уменьшении эксцентри ситета е.
Пусть вал установлен на подшипниках качения пли скольже
ния, которые могут поворачиваться, |
не мешая |
прогибу |
вала. |
||||||||||||||
|
Чтобы |
исключить влияние веса, рассмотрим |
|||||||||||||||
|
вертикальный |
вал. |
|
Система |
|
симметрична — |
|||||||||||
|
диск находится в середине пролета. |
Диск по |
|||||||||||||||
|
сажен |
на вал с эксцентриситетом |
е |
(рис. 65). |
|||||||||||||
|
|
При вращении вала вследствие неуравно |
|||||||||||||||
|
вешенности |
диска |
возникает |
центробежная |
|||||||||||||
|
сила. |
Если |
вал |
прогнется |
на |
|
величину |
у, |
то |
||||||||
|
центробежная сила будет равна |
|
|
(65) |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
Р ѵ = т ( е + у ) |
со2. |
|
|
|
||||||||
|
|
Эта сила уравновешивается силой упругого |
|||||||||||||||
|
противодействия вала |
Р |
|
|
|
|
|
|
|
(66) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Р = Су, |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
где |
С |
— жесткость |
вала |
в |
|
месте |
|
|
||||||||
|
|
|
|
крепления |
|||||||||||||
|
диска. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогиб вала можно получить, приравни |
|||||||||||||||
|
вая эти две силыт: |
[е-\- у)о>1= С у ; |
|
|
|
(67) |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
т е и > - |
__ |
|
|
е |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( 68) |
|||||
|
|
|
|
|
С — |
т ш 2 |
ш2 |
__I |
|
|
|
||||||
Рис. 65. Одномас |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
совый |
симметрич |
|
|
|
|
|
|
|
|
to2 |
|
|
|
|
|||
ный |
гибкий ротор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кр |
|
|
|
|
снеуравновешен
ным диском |
где ѵокр = |
Уt т- • |
|
|
При этом реакции в опорах определяются выражениями:
|
|
|
т е со- |
1+ |
|
|
|
|
|
|
(69) |
|
Я в-о = |
0. |
|
|
|
|
|
|
|
||
у |
Из этих выражений видно, |
что если |
каким-либо |
способом |
|||||||
уменьшать значение |
е, |
то уменьшаются значения |
у |
и |
R. |
При |
е |
|
|||
|
|
|
— 5-0 |
||||||||
|
— ► о на всех скоростях вращения. |
Неопределенность |
|
вы |
|||||||
ражения возникает только при со = Оцр. Но так как реальная |
си |
||||||||||
стема имеет прогибы ограниченные, а |
не бесконечные, |
и |
при |
||||||||
подходе к сокр эксцентриситет, |
а следовательно, |
|
и прогиб значи |
8 4