Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 0
тельно снижены, то ротор выходит и на критический режим с уменьшенными прогибами и реакциями.
Если при этом удается полностью устранить реакции опор, то может возникнуть эффект, который предсказывался и наблю
дался В. Я. Натанзоиом: ротор всплывает |
в подшипнике, |
при |
||||||||||||||||||||
этом |
|
|
у него |
|
повышается |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
собственная частота колеба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ний II ротор минует резонанс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ный режим, соответствую |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
щий опертому |
ротору. |
рас |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Эти |
|
выводы |
можно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
пространить и на многомас |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
совую систему с я дисками. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Прогиб |
такой |
системы |
под |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
любым г-м диском можно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
определить |
из |
выражения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
У і= |
|
2 ^ih>nk^ ( e k- |
Ук)* |
{ Щ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
где |
kft-i |
|
2, . . . , |
|
я; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
= \ , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
dih |
— прогиб |
в месте |
по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
садки /'-го диска |
от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
единичной |
|
силы, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
у, |
|
|
приложенной |
в |
ме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
сте |
k; |
|
под |
г'-м |
ди |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
— прогиб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
ском. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Анализ этого выражения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
показывает, что если умень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
шать на ходу значение |
у + е, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
то |
|
уменьшатся |
и |
|
прогибы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ротора, которые вызывают |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ся дисбалансом и прояв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ляются даже на малых ско |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ростях вращения. |
|
такого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Устройство |
|
для |
Рнс. |
66. Схема |
ротора |
с |
устройствами |
||||||||||||||
уравновешивания |
|
может |
|
|
принудительного центрирования: |
|
||||||||||||||||
быть механическим, пневма |
лансировки/—'ротор до; |
в |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
тическим, |
гидравлическим. |
балансировки— опора ротора; б—роторс устройствомпосле ба |
||||||||||||||||||||
|
На |
рис. 66, а показан ро |
механического типа до балансировки; а—то же |
|||||||||||||||||||
тор с устройством |
принуди |
ством гидравлического типа до балансировки; |
||||||||||||||||||||
тельного |
центрирования |
в |
после балансировки; б—опора ротора с устрой |
|||||||||||||||||||
е |
—то же после |
балансировки; —ротор; |
2— |
|||||||||||||||||||
исходном |
(нулевом) |
поло |
|
|
цапфа ротора; |
1 |
|
|||||||||||||||
подшипник; |
5—внутренняя |
|||||||||||||||||||||
жении, |
|
прогнувшийся |
|
под |
устройство принудительного центрирования; |
3— |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
4— |
|
|
|
коль |
|||||||||||||
|
|
ное кольцо; 7—наружное эксцентричное |
||||||||||||||||||||
действием |
центробежн ых |
обойма подшипника; б—внутреннее эксцентрич |
||||||||||||||||||||
цо; |
S—'внутренний корпус; |
|
наружный |
|
кор |
|||||||||||||||||
сил |
|
|
от |
|
остаточной |
неурав |
|
|
|
|
|
9— |
|
|
||||||||
|
|
|
главная центральная ось инерции ротора; |
12— |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пус; |
10 |
|
11 |
|
уплотнение; |
|||
новешенности. |
|
В |
этом |
слу- |
—камера; |
—упругое |
13— |
|||||||||||||||
|
|
|
|
ось |
вращения |
ротора |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
85
чае ось инерции ротора не совпадает с осью вращения и усилия, возникающие в роторе при вращении, через цапфы передаются на опоры и вызывают вибрацию машины.
На рис. 66, б показан тот же ротор, но с работающими уст ройствами принудительного центрирования, которые сместили ось инерции ротора на ось вращения.
Устройство принудительного центрирования механического типа показано на рис. 66, в в исходном (нулевом) положении. Здесь между цапфой ротора 4 и внутренней обоймой 5 подшип ника расположены два эксцентричных кольца 6 и 7. Поворотом этих колец друг относительно друга можно регулировать вели чину смещения цапфы относительно обоймы от нуля до макси мальной величины, которая определяется для каждой конструк ции машины опытным путем в зависимости от величины макси мального прогиба ротора, полученного при проходе всего диапазона рабочих оборотов. Величину этого смещения жела тельно задавать с некоторым запасом для надежного перекрытия всех 'возможных усилий, которые могут появиться в работе. По воротом эксцентричных колец 6 и 7 относительно внутренней обоймы подшипника 5 выбранная величина смещения устанав ливается в нужном положении по углу.
На рис. 66, г показано то же устройство, но в рабочем поло жении для случая уравновешенного ротора. Устройство принуди тельного центрирования пневматического или гидравлического типа в исходном положении показано на рис. 66, д. Здесь между цапфой ротора 4 и внутренней обоймой подшипника 5 установ лены концентрично два корпуса устройства — внутренний 8 и наружный 9. Корпуса изготовлены и соединены таким образом, что пространство между ними при помощи упругих уплотнений 11 делится на несколько герметичных камер 10. На рисунке по казаны три камеры. Внутренний корпус может эксцентрично смещаться относительно наружного в любом по углу направле нии.
На рис. 66, е показано то же устройство, но в рабочем поло жении. Здесь сбросом давления из нижней камеры (или подачей избыточного давления в обе верхние камеры) внутренний корпус устройства вместе с цапфой смещается в нужном направлении и на. необходимую величину.
Рассмотрим жесткий ротор с дисбалансом, распределенным по произвольному закону (рис. 67). При вращении такого рото ра на его опоры, кроме статических сил веса и сил внешних на грузок, определяемых условиями работы, будут действовать так же переменные периодически действующие силы. Величина этих
динамических |
усилий зависит от неуравновешенности и для |
же |
|||
сткого ротора |
пропорциональна квадрату его угловой скорости: |
||||
где |
|
|
F = me |
и2, |
(71) |
т |
|
|
|||
|
— величина неуравновешенной массы; |
|
86
е — эксцентриситет; со — угловая скорость.
При этом все центробеленые силы неуравновешенных масс ротора приводятся к паре Q/0, действующей в некотором осевом сечении So, и к радиальной силе Р, приложенной к центру масс ротора и лежащей в осевом сечении S t. Плоскости S, и S 3 могут в общем случае не совпадать. Разложим каждую из действую щих сил на составляющие, лежащие в двух произвольных попе речных сечениях / и II. В результате получим две сходящиеся системы сил Р i, Q i , Q " и Р 2, Q 2 , Qi', лежащие соответственно
Рис. 67. Схема жесткого ротора с дисбалансом, рас пределенным по произвольному закону
в плоскостях / и II, которые могут быть заменены их равнодей ствующими Ri и Ro, расположенными в-тех лее плоскостях. Для ротора, являющегося абсолютно твердым телом, все кинематиче ские соотношения остаются постоянными при различных скоро стях вращения. Следовательно, задача заключается в определе нии векторов усилий в опорах ротора R і и Ro. Определив Ri и Ro, производим смещение ротора относительно внутренней обоймы подшипника — каждую цапфу смещаем на величину, пропорциональную своему усилию. Главная центральная ось инерции совместится с осью вращения и ротор будет уравнове шен.
При балансировке ротора устройства принудительного цент рирования поворачивают вращающийся ротор относительно оси, проходящей через центры подшипников, при этом появляются давления от гироскопических составляющих на подшипники. Момент от этих составляющих определяется из уравнения
|
M = /coQ = Pnip/, |
(72) |
где / — момент инерции (диска и вала); |
|
|
|
со — угловая скорость вращения; |
относительно |
|
Q — угловая скорость поворота оси вращения |
|
|
вертикальной оси; |
|
Р |
/ — расстояние между опорами; |
|
|
пгр — реакция от гироскопического момента. |
|
87
Здесь
dt
где ß — угол поворота ротора при работе устройств принуди тельного центрирования.
Пусть смещение цапфы производится по экспоненциальному закону, тогда можно написать
Р = А е ( і - е “ ' ) і |
(73) |
где е — эксцентриситет ротора;
k— константа;
Т— постоянная времени;
еt— основание натурального |
.логарифма; |
|
|||
— время. |
|
|
|
|
|
Скорость изменения ß запишетсякв виде |
(74) |
||||
|
Р = |
т . |
|
||
Давление от гироскопических составляющих определяется |
вы- |
||||
ражением |
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
k |
(75) |
Р гир |
е |
|
е |
экспериментального |
|
Числовой расчет, проведенный для |
ро |
||||
тора при времени смещения цапфы |
t = |
1 с показал, что давле |
|||
|
ние от гироскопических составляющих в 30 раз меньше динами ческих составляющих от неуравновешенности. Если время вы ведения ротора на главную центральную ось инерции увеличить до 30 с, то соотношение между гироскопическими и динамиче скими составляющими уменьшится до 150 раз, т. е. влиянием ги роскопической составляющей можно пренебречь.
Как известно, быстроходные роторы, прогибы которых зна чительно больше статических, не сохраняют свою уравновешен ность в широком диапазоне скоростей. Балансировка быстроход ного ротора с тем или иным распределением масс по длине должна строиться с учетом его формы прогиба, вызванной си лами инерции и меняющейся в зависимости от скорости. Любая произвольная неуравновешенность быстроходного ротора вызы вает определенную, постоянную на данных оборотах, форму про гиба, что, в свою очередь, вызывает появление на цапфах фик сированных для данной скорости усилий. Определив векторы этих усилий, производят смещение ротора пропорционально уси лиям и навстречу им с помощью устройств принудительного цент-
88