Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельно снижены, то ротор выходит и на критический режим с уменьшенными прогибами и реакциями.

Если при этом удается полностью устранить реакции опор, то может возникнуть эффект, который предсказывался и наблю­

дался В. Я. Натанзоиом: ротор всплывает

в подшипнике,

при

этом

 

 

у него

 

повышается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

собственная частота колеба­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ний II ротор минует резонанс­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный режим, соответствую­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щий опертому

ротору.

рас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти

 

выводы

можно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пространить и на многомас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

совую систему с я дисками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогиб

такой

системы

под

 

 

 

 

 

 

 

 

 

любым г-м диском можно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определить

из

выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У і=

 

2 ^ih>nk^ ( e k-

Ук)*

{ Щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

kft-i

 

2, . . . ,

 

я;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= \ ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dih

— прогиб

в месте

по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

садки /'-го диска

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

единичной

 

силы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у,

 

 

приложенной

в

ме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сте

k;

 

под

г'-м

ди­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— прогиб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ этого выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

показывает, что если умень­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шать на ходу значение

у + е,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то

 

уменьшатся

и

 

прогибы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ротора, которые вызывают­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ся дисбалансом и прояв­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ляются даже на малых ско­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ростях вращения.

 

такого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство

 

для

Рнс.

66. Схема

ротора

с

устройствами

уравновешивания

 

может

 

 

принудительного центрирования:

 

быть механическим, пневма­

лансировки/—'ротор до;

в

 

 

 

 

 

тическим,

гидравлическим.

балансировки— опора ротора; б—роторс устройствомпосле ба­

 

На

рис. 66, а показан ро­

механического типа до балансировки; а—то же

тор с устройством

принуди­

ством гидравлического типа до балансировки;

тельного

центрирования

в

после балансировки; б—опора ротора с устрой­

е

—то же после

балансировки; —ротор;

2—

исходном

(нулевом)

поло­

 

 

цапфа ротора;

1

 

подшипник;

5—внутренняя

жении,

 

прогнувшийся

 

под

устройство принудительного центрирования;

3—

 

 

 

 

 

4—

 

 

 

коль­

 

 

ное кольцо; 7—наружное эксцентричное

действием

центробежн ых

обойма подшипника; б—внутреннее эксцентрич­

цо;

S—'внутренний корпус;

 

наружный

 

кор­

сил

 

 

от

 

остаточной

неурав­

 

 

 

 

 

9—

 

 

 

 

 

главная центральная ось инерции ротора;

12—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пус;

10

 

11

 

уплотнение;

новешенности.

 

В

этом

слу-

—камера;

—упругое

13—

 

 

 

 

ось

вращения

ротора

 

 

 

 

 

 

 

85


чае ось инерции ротора не совпадает с осью вращения и усилия, возникающие в роторе при вращении, через цапфы передаются на опоры и вызывают вибрацию машины.

На рис. 66, б показан тот же ротор, но с работающими уст­ ройствами принудительного центрирования, которые сместили ось инерции ротора на ось вращения.

Устройство принудительного центрирования механического типа показано на рис. 66, в в исходном (нулевом) положении. Здесь между цапфой ротора 4 и внутренней обоймой 5 подшип­ ника расположены два эксцентричных кольца 6 и 7. Поворотом этих колец друг относительно друга можно регулировать вели­ чину смещения цапфы относительно обоймы от нуля до макси­ мальной величины, которая определяется для каждой конструк­ ции машины опытным путем в зависимости от величины макси­ мального прогиба ротора, полученного при проходе всего диапазона рабочих оборотов. Величину этого смещения жела­ тельно задавать с некоторым запасом для надежного перекрытия всех 'возможных усилий, которые могут появиться в работе. По­ воротом эксцентричных колец 6 и 7 относительно внутренней обоймы подшипника 5 выбранная величина смещения устанав­ ливается в нужном положении по углу.

На рис. 66, г показано то же устройство, но в рабочем поло­ жении для случая уравновешенного ротора. Устройство принуди­ тельного центрирования пневматического или гидравлического типа в исходном положении показано на рис. 66, д. Здесь между цапфой ротора 4 и внутренней обоймой подшипника 5 установ­ лены концентрично два корпуса устройства — внутренний 8 и наружный 9. Корпуса изготовлены и соединены таким образом, что пространство между ними при помощи упругих уплотнений 11 делится на несколько герметичных камер 10. На рисунке по­ казаны три камеры. Внутренний корпус может эксцентрично смещаться относительно наружного в любом по углу направле­ нии.

На рис. 66, е показано то же устройство, но в рабочем поло­ жении. Здесь сбросом давления из нижней камеры (или подачей избыточного давления в обе верхние камеры) внутренний корпус устройства вместе с цапфой смещается в нужном направлении и на. необходимую величину.

Рассмотрим жесткий ротор с дисбалансом, распределенным по произвольному закону (рис. 67). При вращении такого рото­ ра на его опоры, кроме статических сил веса и сил внешних на­ грузок, определяемых условиями работы, будут действовать так­ же переменные периодически действующие силы. Величина этих

динамических

усилий зависит от неуравновешенности и для

же­

сткого ротора

пропорциональна квадрату его угловой скорости:

где

 

 

F = me

и2,

(71)

т

 

 

 

— величина неуравновешенной массы;

 

86


е — эксцентриситет; со — угловая скорость.

При этом все центробеленые силы неуравновешенных масс ротора приводятся к паре Q/0, действующей в некотором осевом сечении So, и к радиальной силе Р, приложенной к центру масс ротора и лежащей в осевом сечении S t. Плоскости S, и S 3 могут в общем случае не совпадать. Разложим каждую из действую­ щих сил на составляющие, лежащие в двух произвольных попе­ речных сечениях / и II. В результате получим две сходящиеся системы сил Р i, Q i , Q " и Р 2, Q 2 , Qi', лежащие соответственно

Рис. 67. Схема жесткого ротора с дисбалансом, рас­ пределенным по произвольному закону

в плоскостях / и II, которые могут быть заменены их равнодей­ ствующими Ri и Ro, расположенными в-тех лее плоскостях. Для ротора, являющегося абсолютно твердым телом, все кинематиче­ ские соотношения остаются постоянными при различных скоро­ стях вращения. Следовательно, задача заключается в определе­ нии векторов усилий в опорах ротора R і и Ro. Определив Ri и Ro, производим смещение ротора относительно внутренней обоймы подшипника — каждую цапфу смещаем на величину, пропорциональную своему усилию. Главная центральная ось инерции совместится с осью вращения и ротор будет уравнове­ шен.

При балансировке ротора устройства принудительного цент­ рирования поворачивают вращающийся ротор относительно оси, проходящей через центры подшипников, при этом появляются давления от гироскопических составляющих на подшипники. Момент от этих составляющих определяется из уравнения

 

M = /coQ = Pnip/,

(72)

где / — момент инерции (диска и вала);

 

 

со — угловая скорость вращения;

относительно

 

Q — угловая скорость поворота оси вращения

 

вертикальной оси;

 

Р

/ — расстояние между опорами;

 

 

пгр — реакция от гироскопического момента.

 

87


Здесь

dt

где ß — угол поворота ротора при работе устройств принуди­ тельного центрирования.

Пусть смещение цапфы производится по экспоненциальному закону, тогда можно написать

Р = А е ( і - е “ ' ) і

(73)

где е — эксцентриситет ротора;

k— константа;

Т— постоянная времени;

еt— основание натурального

.логарифма;

 

— время.

 

 

 

 

 

Скорость изменения ß запишетсякв виде

(74)

 

Р =

т .

 

Давление от гироскопических составляющих определяется

вы-

ражением

 

 

 

т

 

 

 

 

 

k

(75)

Р гир

е

 

е

экспериментального

Числовой расчет, проведенный для

ро­

тора при времени смещения цапфы

t =

1 с показал, что давле­

 

ние от гироскопических составляющих в 30 раз меньше динами­ ческих составляющих от неуравновешенности. Если время вы­ ведения ротора на главную центральную ось инерции увеличить до 30 с, то соотношение между гироскопическими и динамиче­ скими составляющими уменьшится до 150 раз, т. е. влиянием ги­ роскопической составляющей можно пренебречь.

Как известно, быстроходные роторы, прогибы которых зна­ чительно больше статических, не сохраняют свою уравновешен­ ность в широком диапазоне скоростей. Балансировка быстроход­ ного ротора с тем или иным распределением масс по длине должна строиться с учетом его формы прогиба, вызванной си­ лами инерции и меняющейся в зависимости от скорости. Любая произвольная неуравновешенность быстроходного ротора вызы­ вает определенную, постоянную на данных оборотах, форму про­ гиба, что, в свою очередь, вызывает появление на цапфах фик­ сированных для данной скорости усилий. Определив векторы этих усилий, производят смещение ротора пропорционально уси­ лиям и навстречу им с помощью устройств принудительного цент-

88