Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 0
рирования до тех пор, пока не добьются совпадения главной центральной оси инерции ротора с осью его вращения. Такое смещение эквивалентно внесению распределенных уравновеши вающих грузов по всей длине ротора, что является необходимым условием уравновешивания быстроходных роторов. Это «внесе ние» грузов производится по трапецеидальному закону, что поз воляет устранить реакции опор и значительно уменьшить про гибы ротора [11].
Действительно, рассмотрим произвольный ротор, жесткость которого для простоты вычислений считается постоянной. Ж е сткости опор ротора сравнимы с жесткостью самого ротора и равны: для левой опоры — Къ для правой опоры — Ко- Массы опор обозначим соответственно АД и М 2.
При выводе уравнений не учитывается влияние дополни тельного прогиба от поперечных сил и сил инерции, вызываемых угловыми смещениями сечений ротора, так как у реальных рото ров прогибы при колебании значительно меньше по сравнению с размерами самих роторов и поэтому эти факторы не могут ока зать существенного влияния на точность выводимых соотно шений.
Пусть ср(г) — закон смещения центров тяжести отдельных се чений в начальный момент времени. Тогда можно написать сле
дующее уравнение(z,, выражающееі |
условие равновесия сил: |
(76) |
||||||
|
E J |
) |
■ т |
d3f |
(z, О |
■■/?ко2ср ( 2 ) c o s iot, |
||
где ЕJ |
dz* |
|
dtn~ |
|
||||
|
|
|
||||||
—■ модуль упругости первого рода; |
|
|||||||
/(2>0t |
— момент инерции сечения ротора; |
|
||||||
— функция, характеризующая положение упругой линии |
||||||||
т |
ротора для различных сечений по длине ротора; |
|
||||||
— время; |
|
|
|
|
|
|
|
— погонная масса; со — угловая скорость ротора.
Обозначив
где |
у |
— удельный вес; |
т |
уF |
|
|
|
|
|||
Е |
|
|
|
||
|
g |
— площадь поперечного сечения; |
|
||
|
|
— ускорение свободного падения, |
|||
|
получим, |
d2/(z, |
t) |
u)2cp(z) COS ui |
|
|
|
dz* |
|
|
(77)
(78)
Это уравнение, кроме того, должно удовлетворять начальным и краевым условиям.
5 |
3818 |
89 |
Начальные условия задаются следующим образом: при t —0
f'(z,О |
)0 |
-) |
с — |
0 . |
(79) |
f(z, |
|
|
р |
( г ) ; |
(80) |
|
|
|
|
|
Краевые условия складываются из равенства перемещений концов ротора и соответствующих опор и равенства нулю мо ментов на опорах, т. е.
|
|
|
|
при 2 = 0 |
|
'/(0, |
t) = |
w1(if); |
д |
^ = 0; |
(81) |
||||
|
|
|
|
при z — l |
|
f |
|
{l, |
t) = |
<?2(t)\ |
|
— |
(82) |
||
|
В свою очередь, фі(/) и ф2(г?) должны удовлетворять |
урав |
|||||||||||||
нениям: |
|
~ ' tr ~ |
|
+ |
|
|
^ V= |
я > і (0 1 |
(83) |
||||||
|
|
|
|
—L — |
|
-h ^<P2 (0 = |
'4% (0 . |
|
(84) |
||||||
где |
«1 |
и |
n2 |
— частоты собственных колебаний соответственно ле |
|||||||||||
вой и правой опоры, а |
п20 |
и |
п~0 |
равны:Ко |
|
|
|||||||||
|
2 |
|
Ко. |
|
|
||||||||||
где |
|
|
|
п |
10 |
_ |
ЛТ, ’ |
П20 ~ |
/V12 ’ |
|
жест |
||||
Ко — коэффициент, |
|
характеризующий динамическую |
|||||||||||||
|
|
|
кость ротора. |
|
|
|
|
|
|
|
получим: |
|
|
||
|
Пользуясь этим коэффициентом, |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
/ |
|
|
Pi(t) |
= К оф і(0; |
|
(85) |
|||||
где |
Р\{і) |
|
|
|
Р 2(0 =^Соф2(0. |
|
(86) |
||||||||
|
|
и Р 2(0 — силы взаимодействия между ротором и опо |
|||||||||||||
рой. |
|
|
|
|
|
|
центров |
тяжести |
отдельных |
сечений |
|||||
|
Начальные смещения |
|
ротора в общем случае могут быть представлены следующим вы ражением:
|
|
со |
|
(87) |
|
|
(?(г ) = (7 і-^ у £- + <72^-+ 2 |
|
KnZ’ |
||
7 |
— смещения у опор; |
/і=і |
|
|
|
где <j иdn |
п |
-го члена разложения. |
|
||
|
— амплитудное смещение |
|
|
90
Решая уравнение (87) с учетом начальных и краевых усло вий, обозначив
|
__ |
BJ |
# |
1^2 |
_ _ 7?/ |
# |
__ |
ли t |
|
|
|||
|
1 |
|
|
м |
’ |
2 .. |
|
'* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ли |
|
|
|
|
|
|
|
аКІ |
R = |
|
|
|
[X 2 -f(l-X 2 )c o s^ ] |
; |
|
|||||
|
; |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
2 |
|
о |
__ |
2 |
— “ |
о |
|
|
|
в пренебрегая членом, |
п\ — Ѵ>- |
п2 |
|
|
|
||||||||
описывающим свободные колебания, по |
|||||||||||||
лучим |
|
|
|
|
|
|
|
|
V1 |
a„ sin2Cnf_ |
COSorf_(88) |
||
/ I* |
<h“ i- |
|
|
■( — |
1 )"<72«2 |
|
|
|
Как указывалось выше, уравновешивание ротора методом принудительного центрирования эквивалентно уравновешиванию с трапецеидальным законом распределения балансировочных
грузов.
В этом случае закон смещения центров тяжестей отдельных сечений представляет собой прямую линию, т. е. d[ —d2 = dn=0, и уравнение (88) будет иметь вид
f x{z, |
t) = R |
l — z |
( — 1)nq2a. Т |
І |
(89) |
<hai |
|||||
Уравнение (89) |
выражает закон |
искривления |
оси |
ротора в |
|
общем случае воздействия сил от неуравновешенности. |
|
||||
Так как уравновешивание ротора |
методом принудительного |
центрирования эквивалентно внесению грузов по линейному за |
|
кону, то при правильно выбранном законе первый член в урав |
|
нении (88), |
как это следует из выражения (89), может быть све |
ден к нулю |
и остаточная деформация ротора окажется равной |
Фі(*, * ) = / ( * , |
0 = V |
- a f -Ka- |
coserf. |
(90) |
Из уравнения следует, |
л= 1 |
* |
опор |
в рабо |
что колебания упругих |
чем диапазоне будут отсутствовать при всех скоростях ротора. Это означает, что реакции опор такого ротора будут равны нулю. При этом остаточная деформация ротора будет изменять ся в зависимости от угловой скорости.
Если ротор имеет узкий диапазон рабочих оборотов, то та ким методом он уравновешивается. Если же диапазон рабо чих скоростей машины достаточно широкий, то процессом балан-
5 * |
91 |
снровкн необходимо управлять дистанционно, на ходу, ба лансируя ротор по мере необходимости. Система управления устройствами принудительного центрирования предусматривает возможность дистанционной балансировки на ходу.
Если учесть, что при осуществлении дистанционного управ ления уравновешиванием ротор постоянно балансируется, то он будет уравновешен в широком диапазоне скоростей, т. е. будут сведены к нулю (практически к минимуму) его опорные реакции и значительно снижены прогибы.
7. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СХЕМ УСТРОЙСТВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРИРОВАНИЯ
Все |
устройства |
принудительного |
центрирования делятся |
на два |
класса: |
а) однорежимные; |
б) всережимные. Пер |
вые предназначены для балансировки роторов, работающих на
фиксированных |
оборотах |
или в узком |
диапазоне |
рабочих |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
оборотов. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В сережII м н ые устройства |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
предназначены |
для |
балан |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
сировки ротора во всем диа |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
пазоне его рабочих оборо |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
тов, причем с возможностью |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
его |
|
подбаланспровки |
на |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ходу. |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОДНОРЕЖИМНОЕ |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ |
|
||||||
Рис. 68. Схема однорежимиого гид |
|
|
|
|
УСТРОЙСТВО |
|
|
||||||||||
|
|
Ыа рис. |
168 показана цап |
||||||||||||||
4— |
2 |
|
5— |
|
|
|
|
|
|||||||||
равлического устройства: |
|
|
|
|
фа ротора |
|
с |
гидравличе |
|||||||||
устройстваУ—цапфа ротора: вннт; —*поршеньподшипник; ; 3—рабочаякорпус |
|
|
|||||||||||||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
ским |
механизмом принуди |
||||||||
камера; |
|
—уплотнение |
|
|
|
|
тельного |
|
центрирования |
п |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
опорным |
|
подшипником |
2. |
||||||
Этот механизм |
состоит из корпуса |
3, |
трех (минимум) рабочих |
||||||||||||||
камер, заполненных рабочим |
телом |
|
5. |
Рабочая |
полость уплот |
||||||||||||
няется резиновыми кольцами |
6. |
Давление в камере регулируется |
|||||||||||||||
винтом-поршнем |
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
давления в |
|||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
||||||
Смещение цапфы происходит при регулировании |
|||||||||||||||||
рабочей полости |
|
посредством винта-поршня |
|
|
Величина и на |
||||||||||||
правление необходимых смещений цапфы |
|
определяется |
либо |
||||||||||||||
опытным путем, либо по показаниям измерителя реакции. |
|
||||||||||||||||
Преимуществом этого устройства является то, что корректи |
|||||||||||||||||
рование неуравновешенности производится не по двум |
плоско |
||||||||||||||||
стям коррекции, а смещением всего |
ротора |
|
за |
цапфу |
относи |
||||||||||||
тельно внутренней обоймы |
подшипника таким |
|
образом, чтобы |
главная центральная ось инерции ротора совпала с осью враще ния ротора. Упрощается технология уравновешивания, т. е. не нужно вносить или устранять какие-либо грузы, которые распо лагаются порой в труднодоступных местах. Нужно иметь в виду
92
также, что имеется целый ряд машин, на которых средние плос кости на роторе невозможно использовать как плоскости кор рекции.
ВСЕРЕЖИМНОЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
-Принципиально данное устройство основано на том же мето де 'совмещения главной центральной оси инерции с осью враще ния ротора путем эксцентричного смещения цапф во внутренней обойме подшипника. Но в отличие от івышеприведенного устрой ства, которое является однорежимным п может регулироваться лишь на остановленной машине, гидравлическое устройство соз дает возможность балансировать ротор на ходу.
'Рис. 69. Схема всережимного гидравлического устройства:
/—цапфа ротора; 2—‘наружный корпус; 3—внутренний корпус; 4—под шипник; 5—уплотнение; б—штуцер подвода командного давления; 7— штуцер сброса
' Неуравновешенный ротор создает усилия на цапфы, величи-
-на которых определяется либо по разности давлений в камерах механизма принудительного центрирования, либо по показаниям специальных датчиков, измеряющих смещение цапфы. Исполни-
■тельный механизм позволяет каждую цапфу перемещать навст речу усилию. Ось ротора при этом совершает перемещение в пространстве так, что его главная центральная ось инерции сов мещается с осью вращения. На рис. 69 показана цапфа 1 ротора с механизмом принудительного центрирования и опорным под шипником 4. Этот механизм состоит из внутреннего 3 и наруж ного 2 корпусов, между которыми располагаются рабочие каме ры, разделенные резиновыми уплотнениями 5. Рабочая полость
; механизма разделена резиновыми уплотнениями на три сектора
93
I
(камеры). Каждая камера имеет штуцер подвода командного давления масла 6 и штуцер сброса его 7.
К штуцерам присоединяются соответствующие магистрали. В радиальном направлении перемещение наружного корпуса от носительно внутреннего ограничивается резиновыми уплотнения ми 5, количество которых подбирается (по упругости) из сооб ражении минимального смещения ротора в статическом состоя нии под действием собственного веса.
1 5
Рис. 70. Схема гидравлической системы управления всережимным устройством:
/—ротор; 2—камеры; 3—обратный клапан; 4—дроссель; 5—линия сброса жидкости; 6—линия подачи командного давления; 7—распределитель; 8—кран; 9, 10—мано метры; II—насос; 12—редукционный клапан; 13—фильтр; 14—бак
На схеме гидравлической системы управления двумя меха низмами принудительного центрирования (рис. 70) условно по казан двухопорный ротор / с механизмами принудительного центрирования, камеры 2, которые для удобства чтения развер нуты в плоскости чертежа. Из схемы видно, что каждая камера имеет по одному вводу от линии подачи командного давления 6 и по одному выводу в линию сброса командного давления 5. Все магистрали от камер сходятся к распределителю 7, через который осуществляется на ходу общий подвод командного дав ления и вывод всех линий сброса.
9 4