Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
В)
длине наружный диаметр, то диски могут быть установлены на любом расстоянии от опор.
Для изучения влияния различных законов распределения не уравновешенности в дисках предусмотрены резьбовые отверстия, в которые можно устанавливать грузы по любому заданному закону. Подшипники ротора крепятся в жестких опорах обычной
конструкции. Других особенностей |
механическая система не |
||
имеет. |
РАСЧ ЕТ С О Б С Т В Е Н Н Ы Х ЧАСТОТ К О Л ЕБ А Н И Й |
||
|
СИ СТ ЕМ Ы Д В У Х О П О Р Н О Г О |
ГИ Б К О ГО ВАЛ А |
|
|
С ТРЕМ Я Д И С К А М И |
М ЕТ О Д О М |
|
|
Д И Н А М И Ч Е С К И Х Ж Е С Т К О С Т ЕЙ |
||
Расчеты выполнены по методике, разработанной А. Н. Огу- |
|||
речннковьш [34]. |
жесткостью системы в данном сечении |
||
Под динамической |
|||
понимается сила (или |
момент), которая смещает сечение в ли |
нейном или угловом направлении на единицу перемещения; при этом имеет место вращение силового фактора с плоскостью, со
держащей упругую линию вала, со скоростью |
Q рад/с и вра |
|||||||||||
щение системы вала со скоростью ы рад/с, |
необходимой для ра |
|||||||||||
боты конструкции. |
|
|
|
|
М |
|
|
|
||||
|
При поперечных колебаниях имеют место три динамические |
|||||||||||
жесткости: моментная динамическая жесткость |
на |
— пара, от |
||||||||||
клоняющая |
упругую линию |
в данном сечении |
угол, равный |
|||||||||
1 рад; силовая динамическая жесткость |
Р |
— сила, |
вызывающая |
|||||||||
смещение, |
равное 1 см; смешанная |
динамическая |
жесткость |
|||||||||
Рм |
— сила, |
вызывающая |
поворот |
сечения |
в |
1 |
рад, |
или |
||||
пара |
Мр, |
смещающая сечение на 1 см. Численно они равны со |
||||||||||
гласно теореме Бетти. |
определяются |
последовательно |
от |
|||||||||
|
Динамические жесткости |
|||||||||||
сечения к сечению при различных заданных |
скоростях Q |
(от |
||||||||||
Q = 50 рад/с до Q = 600 рад/с). Подсчитав |
в итоге динамические |
жесткости системы в последнем сечении, строят кривые динами ческих жесткостей системы в зависимости от Q. Точки пересе чения кривых с осыо'Й (динамическая жесткость равна нулю) дают собственные частоты колебаний системы либо при попереч
ных колебаниях, когда со = 0, либо при прямой |
синхронной |
пре |
||||||
цессии, когда co = Q, либо при |
другом |
каком-то |
заданном |
соот |
||||
ношении ы и Q. |
|
|
|
|
|
|
||
РасчетE |
нашей системы ведем для прямой синхронной прецес |
|||||||
сии при со = Q . Вал считаем невесомым, обладающим жесткостью |
||||||||
на изгиб |
J. |
Опоры считаем абсолютно жесткими, шарнирными. |
||||||
Для подсчета экваториального момента инерции диска необ |
||||||||
ходимо оценить отношение |
где |
b |
— толщина диска, а |
R |
— |
|||
|
|
его радиус, так как для тонких дисков полярный момент ннер-
110
ции в два раза выше экваториального. Тонким диском можно считать такой диск, у которого отношение — < 0 ,5 .
ь |
5 |
R |
__ |
В нашем случае— = — < 0 ,5 , следовательно, |
данный |
диск |
||||||||||||
можно считать |
|
R |
и |
12 |
|
|
|
_J/ р_ |
равным ~2, |
где |
||||
тонким |
соотношение |
|||||||||||||
J р — полярный |
момент |
|
|
|
|
|
э.._ |
|
|
момент |
||||
инерции; /ЭіШ— экваториальный |
||||||||||||||
инерции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, |
то |
его |
Так как полярный момент инерции диска |
J - |
m R 2 |
||||||||||||
экваториальный |
|
момент инерции |
|
необходимо |
подсчитывать по |
|||||||||
формуле |
|
|
|
|
г |
т^~ |
• |
|
|
|
|
|
П1\ |
|
|
|
|
|
|
■ ^эки |
; |
|
|
|
|
|
|
(91) |
|
Осевой момент инерции сечения вала равен |
|
|
|
|
(92) |
|||||||||
|
|
|
|
|
Л ( £ Н — йГ4) |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
64 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для дальнейших расчетов необходимо вычислить упругие ста |
||||||||||||||
тические жесткости вала |
Iпо участкам. Так как длина |
участков |
||||||||||||
одинакова, то эти жесткости на каждом участке одни и те же. |
||||||||||||||
Участок вала длиной |
по своим упругим |
свойствам |
|
вполне |
||||||||||
определяется тремя жесткостями |
С Р, С м , С РМ, |
где |
С Р, С м , |
С РМ— |
||||||||||
силовая, моментная и смешанная жесткости участка вала |
при |
|||||||||||||
условии, что он заделан в начале и свободен по краю. |
|
|
|
|||||||||||
Для вала постоянного сечения его жесткости |
в обратном |
|||||||||||||
направлении |
С Р, |
См, С РМ |
равны жесткостям в прямом |
направ |
||||||||||
лении. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для вала постоянного сечения |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
^ |
SEJ |
|
п |
EJ |
|
п |
2EJ |
|
|
|
|
|
|
ь р ~ ~ р ~ ' Ь М — —j ~ >' L P M — ~ г ~ ■ |
|
|
|
|
Динамические жесткости в сечении 2—2 (рис. 83, а). Если система начинается жесткой шарнирной опорой, за которой сле дует упругий стержень и диск, то моменты и сила динамической жесткости за диском вычисляются по формулам:
Л*2=/эк.23— |
г |
12 ~ |
; |
(93) |
P , = - m Q * |
|
|
; |
(94) |
-------------- |
|
------------- |
||
|
j ЭКВ |
С р |
|
|
M p t = — m Q 4 — ^ |
J 2 ±t |
Q 2+ |
. |
(95) |
111
Динамические жесткости в сечении 3'—3'. При переходе от сечения 2—2 к сечению 3'—3' между сечениями заключена часть упругого вала.
Рис. 83. Расчетная схема ротора и результаты расчета его собственных частот:
<і~ расчетная схема |
(Gg= 17 |
кгс, |
О в=4 см, tfn=2,5 см, /:=110,4 см); б—моментные |
дина |
||
мические жесткости |
ротора |
на |
жестких |
опорах |
(Q|=152,5 1/с, Л|=1456 об/мин; |
£2з= |
|
|
=619 1/с, |
«2=5911 |
об/мин) |
|
В этом случае выражения для подсчета динамических жест костей в сечении 3'—3' будут иметь следующий вид:
|
1 |
|
1 , |
/2 |
1 |
1 1 |
2/ . |
(9 6 ) |
|||
|
Р г - |
|
Р-1 |
' |
М г |
1 |
С р |
1 |
M P t |
’ |
|
|
|
Р ѵ |
= _ L j _ J _ |
• |
|
|
|
(9 7 ) |
|||
|
|
1 |
|
Л'І2 1 |
С ,\[ |
|
|
|
|
||
|
1 |
_ |
|
|
|
|
|
|
(9 8 ) |
||
|
|
1 |
, |
1 |
1 |
|
|
|
|||
Р |
Р м , |
1 |
М 2 |
|
С р м |
|
|||||
|
М у |
|
|
|
|
Динамические жесткости в сечении 3—3. При переходе от се чения 3'—3' к сечению 3—3 между участками заключен диск.
Формулы для расчета динамических жесткостей в этом слу чае имеют следующий вид:
1 |
= —---- |
L |
______________102 |
М у |
P 3 + mQß |
Р 3' М |
2р ( _____ L _ |
|
\ ^экв
] 12
__________ |
L |
______ = |
1 |
u |
M_l |
Ліз-^эквй2 |
Af3, |
' |
|
mQ 2
P M ,= P MV\1
1 |
|
(1 0 0 ) |
•^экв^2 |
P 3' |
Л13' |
|
||
Щ- |
P |
( 101) |
Динамические жесткости в сечении 4'—4'. Так как переход к сечению 4'—4' осуществляется через участок, содержащий упру гий вал, для подсчета динамических жесткостей в этом сечении воспользуемся известными соотношениями:
р 4> |
|
Рз |
M s |
|
С р |
м |
; |
(102) |
|
1 |
|
1 + /2 + 1 + 2/рs |
(103) |
||||||
|
|
і |
_ |
|
М13 |
. С |
1 . |
|
|
|
- |
М 4, |
з |
+ |
|
+ |
м |
|
(104) |
1 |
Р1 |
1 |
1 - |
|
|||||
р м у |
|
м |
|
|
M s |
С р м |
|
|
Динамические жесткости в сечении 4—4. Формулы для под счета динамических жесткостей в сечении 4—4 при переходе че-~ рез участок, содержащий диск:
|
+ |
|
2 |
Ру |
- |
/,ква2 |
м4' |
(105) |
Р 4 |
1mQ |
|
Мі |
|
|
(106) |
||
Ти-'эквЙ2 |
|
|
mQ- |
Рѵ. ] |
||||
М л, |
M l |
1 |
|
|
||||
|
|
|
|
1 |
|
(107) |
||
Р Ли = |
Р М у I 1 |
mQ2 |
К1 |
j М 4, |
Мѵ |
|||
|
|
|
|
|
ЭКВ й 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамические жесткости в сечении 5'—5'. Переход через уча сток, содержащий упругий вал, производится по следующим формулам:
|
___i J |
|
l |
j |
____L _ |
I |
21 |
’ |
(108) |
|||
P 5, |
P 4 |
^ |
M 4 |
1 |
C p ~ Г р м |
|||||||
|
l |
__ |
|
Ml |
4 |
,____ i _ . |
|
|
(109) |
|||
1 |
M 5, |
|
|
, |
|
C m |
|
1 |
|
( |
) |
|
|
1 |
|
|
|
/ , |
С |
|
|||||
P M5, |
|
P M< |
|
|
|
|
|
р м |
|
|
110 |
|
|
|
^4 |
|
|
|
|
|
Значения динамических жесткостей в сечении 5—5 за опорой подсчитываются следующим образом.
ИЗ