Файл: Кузнецов Ю.П. Монтаж сборных железобетонных конструкций промышленных и гражданских зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Г Л А В А II

 

 

 

М Е Х А Н И З А Ц И Я М О Н Т А Ж Н Ы Х РАБОТ

 

§ 3. Выбор монтажных кранов

 

 

Выбор оптимального типа

монтажного

крана

производится

в

2 этапа: на первом этапе

по ф а к т о р а ^

технического поряд ­

ка

(размеры здания или отдельных пролетов, вес, г а б а р и т ы

и

расположение сборных элементов в здании)

определяют

требуемые п а р а м е т р ы крана — грузоподъемность, вылет стре­ лы и высоту подъема крюка . Определив их и используя тех­ нические характеристики кранов, приведенные в справочной

литературе, подбирают не менее двух вариантов

м о н т а ж н ы х

кранов,

рабочие

п а р а м е т р ы

которых равны

или

несколько

больше

требуемых параметров, полученных

расчетным

пу­

тем. Н а

втором

этапе путем

экономического

сравнения

вы­

бранных вариантов решают, какой из кранов является наи­

более

эффективным .

 

 

Требуемые п а р а м е т р ы

д л я башенных

и самоходных стре­

ловых

кранов несколько различны и определяются следую­

щим

образом .

 

 

Для башенных кранов

определяют:

 

1)

требуемую высоту подъема к р ю к а

Ыр ;

2)требуемый вылет стрелы 11% ;

3)требуемую величину грузового момента Мгр .

Требуемая высота подъема к р ю к а башенного крана

опре­

деляется по ф о р м у л е (рис.

2)

 

H $ = h +

h 8 + h 9 + h C )

(1)

15


г де Нкр — расстояние от уровня стоянки крана до ііиза крю­ ка при максимально стянутом полиспасте;

h — превышение опоры монтируемого элемента над уровнем стоянки монтажного крана;

h g — превышение нижнего торца монтируемого эле­ мента над уровнем опоры, необходимое по усло­ виям монтажа для заводки конструкции к месту установки или переноса через ранее смонтиро­ ванные конструкции (не менее 0,5 м);

э — высота элемента в монтажном положении;

h c —. высота строповки в рабочем положении от верха монтируемого элемента до крюка крана (табл. X V I I , п р и л о ж е н и е ) .

16


Т р е б у е м ый вылет стрелы

/стр определяется по

формуле

(см. рис. 2) .

 

 

 

 

(2)

где а — ширина подкранового

пути, м. Так как на

данной

стадии расчета точно неизвестно, какой край будет использо­ ван при монтаже, то значение «а» м о ж н о принять условно любым из существующих значений дл я типовых конструкций

подкрановых путей, а затем уточнить после выбора

конкрет­

ного

крана;

 

 

 

 

b

— расстояние от

б л и ж а й ш е й к зданию

оси

головки

рельса подкранового пути до выступающих в

сторону

под­

крановых путей частей

здания . Точное значение

этого

разме ­

ра для конкретного крана дано в «Инструкции по устройству, эксплуатации и перевозке рельсовых путей дл я строительных башенных кранов», выкопировка из которой приведена в при­ ложении настоящего пособия (табл . V I ) . В предварительных же расчетах величина «Ь» м о ж е т быть принята по условиям

техники безопасности д л я

кранов

с поворотной

башней,

р а в ­

ной

радиусу

попоротной

части

крана

минус

а/2

 

и

плюс

0,75+1,0 м. Если

противовес

к р а н а располагается выше

зда­

ния,

то значение

«Ь» м о ж е т

быть

принято равным

2;

 

с — расстояние от центра

тяжести монтируемого

элемен­

та до выступающей части

здания

со стороны крана,

м.

 

В

з д а н и я х

с п о д в а л а м и

и

в случаях

установки

крана до

засыпки пазух

фундаментов

п а р а м е т р «Ь» д о л ж е н

обеспечи­

вать устойчивость грунта, необходимую дл я безаварийной ра­

боты

крана .

 

 

 

 

 

 

 

Величина грузового момента определяется по формуле

 

 

 

 

стр

 

М # =

M гр.гпах !

(3)

где

Р э

вес монтируемого элемента

с

оснасткой;

 

^стр —

вылет

стрелы,

необходимый

дл я установки

дан ­

 

 

ного

элемента .

 

 

 

 

 

 

Для самоходных стреловых кранов подсчет требуемых па­

раметров ведется

по следующим

ф о р м у л а м (рис. 3) :

 

1) требуемая высота головки стрелы

 

 

 

 

HTc?P = h +

h 3 +

h 3

+ h c

+

h„;

(4)

2)

требуемый

минимальный

вылет

стрелы

 

2—Зак, 2S48


Pue. 3. Схема для определения требуемых, параметров стрелового самоходного края

3) т р е б у е м а я

м и н и м а л ь н а я

длина

стрелы

 

 

 

 

 

11% = Ѵ(№р)2

 

+

( H ï p - Ы 2

;

 

 

(6)

4)

требуемый

грузовой

момент

 

 

 

 

 

 

 

 

М ; р р = Р 9 - / с

т т Р р ,

 

 

 

 

(7)

где

h n

высота

полиспаста

или

минимальное

расстояние

от

 

 

крюка

до головки

стрелы

(см. табл .

V I I I

прило­

 

 

жения) ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с — минимальное расстояние от конструкции стрелы до

 

 

монтируемого элемента (0,5 м) или между конст­

 

 

рукцией стрелы и ранее смонтированными

конст­

 

 

рукциями з д а н и я

или

 

сооружения

(0,5 - М,5

м ) ;

 

 

е — половина толщины конструкции стрелы на уровне

 

 

вероятных касаний

с поднимаемым

элементом или

 

 

ранее смонтированными конструкциями (для пред­

 

 

варительных расчетов

требуемых

п а р а м е т р о в

эту

 

 

величину м о ж н о

условно принять равной 0,5

м ) ;

 

d — величина части конструкции, выступающей от цен­

 

 

тра строповки в сторону стрелы крана, м;

 

 

 

п ш

высота

ш а р н и р а

пяты

 

стрелы над

уровнем

стоян­

ки крана, м. Принимается по технической характе ­ ристике крана, а в предварительных расчетах эту величину можно условно принять равной 1,5—2,0 м.


О с т а л ь н ые значения элементов формул (4), (5), (6), (7)

приняты такими

же, как и дл я башенных кранов .

 

 

 

 

В случае

применения

крана

со стрелой,

 

оборудованной

монтажным

гуськом,

наименьшая

допустимая

длина

стрелы

зависит

от условий

монтажа .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

смешанном методе м о н т а ж а одноэтажных

промыш ­

ленных

зданий, когда при одной из проходок кран

монтирует

фермы

(балки

покрытия)

и плиты покрытия

одновременно

и

монтаж

ферм

(балок

покрытия)

осуществляется

основным

крюком, а

плиты

монтируются

крюком, закрепленным

на

гуське,

наименьшая допустимая

длина

стрелы

определяется

по

ф о р м у л е

(6),

а

длина

гуська

(рис. 4) подбирается

из ус­

ловия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- | - < D c o s ( a — ß);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_b_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D =

 

2

,

 

 

 

 

(8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

COS (a — P)

 

 

 

 

 

 

где

D

— длина

гуська, м;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь

— габариты монтируемой плиты, м;

 

 

 

 

 

 

a

— наибольший

угол

подъема

стрелы (в

расчетах

 

 

можно

принимать

и = 7 5 — 7 7 ' ) ;

 

 

 

 

 

 

ß — угол

м е ж д у

осями

основной

стрелы

и

гуська

 

 

расчетах можно принимать ß = 2 5 — 3 0 ° ) .

 

 

 

 

Когда в

з а д а ч у

крана,

оборудованного

гуськом,

входит

монтаж только одних плит покрытия, высота верха основной

стрелы

может быть

ниже

высоты

здания .

Ее длина

может

быть

рассчитана

по

формуле

(9)

(рис.

5)

 

 

 

 

 

L c T p -

sin a

 

s i n s '

 

 

( 9 )

г д е Ц т р — длина

стрелы,

м;

 

 

 

 

 

Н з

д

— высота возводимого здания или сооружения, м;

а-

— наибольший угол подъема стрелы

(<х=75—77°);

f

 

— угол наклона гуська относительно

горизонта;

Іѵ

— длина горизонтальной проекции гуська, м;

 

/)

— расстояние от к р а я возводимого здания до точки

 

 

проекции

к р ю к а при

наибольшей

высоте

стрелы

 

 

и гуська;

 

_

 

 

 

 

 

а«

і э