Файл: Кашепава М.Я. Современные отечественные и зарубежные координатно-расточные станки обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбор смазки. Для обеспечения высокой плавности медленных перемещений направляющие скольжения всех отечественных КРС смазываются «антискачковым» маслом марки ВНИИ НП-401 по ГОСТ 11058—64. Смазка состоит из минерального масла с вяз­ костью при температуре 50° С не более 25 ест с добавлением 2±0,2% стеарата алюминия и 0,015±0,005% присадки ПМС-200А. Кинематическая вязкость масла при 50° С—16,5 ест, при 100° С— 4,5 сет.

«Антискачковые» масла применяются также для смазки на­ правляющих скольжения зарубежных КРС. В стайках типа HYOP фирма Burkhardt применяет масла с присадкой из двухсернистого молибдена, в станке модели WKV-100 — масло вязкостыо~38 сет; этим свойством обладает подшипниковое масло с присадкой олеи­ на « 3 % .

Выбор оптимального соотношения площадей направляющих,

призматических и плоских, с целью их равномерного износа. Как показали результаты исследований, проведенных в

ЭНИМСе, износ V-образнон направляющей может быть уменьшен при — = 0,85-г-1,0 ( В п л — ширина грани плоской направляющей,

Sv —ширина грани V-образной направляющей).

Качество поверхности направляющих. До настоящего времени большинство отечественных заводов и зарубежных фирм продол­ жает выпускать КРС с шабренными направляющими, уделяя большое внимание методу и глубине шабрения.

Окончательное шабрение направляющих отечественных и зару­

бежных станков производится методом «на себя», который позво­

ляет получать более качественную поверхность, а это повышает из­

носостойкость направляющих. Предварительное шабрение направ­

ляющих отечественных КРС производится методом «от себя». Для

направляющих скольжения (качения) формообразующих движений

число несущих пятен в квадрате 25X25 мм при проверке по краске

поверочной линейкой или сопряженной деталью и глубине шабре­

ния для станков классов точности В, А и С должны находиться в

следующих пределах: при весе станка менее 1 г число несущих

пя­

тен должно быть не менее 20, а глубина шабрения не более 3

мк\

при весе

станка

от

1 до 10 т число пятен

такое же, глубина

шаб­

рения

не

более

6 мк

и, наконец, при весе

станка более 10 г число

пятен

не

менее

16 и глубина шабрения также не более 6 мк.

Ряд

ведущих

фирм (SIP, Mitsui Seiki) считает оптимальной глубину

шабрения 3—5

мк.

 

 

 

Некоторые фирмы, изготовляющие координатно-расточные стан­ ки небольших размеров (Moore, Sixis), направляющие шлифуют. Шлифованные направляющие стола, салазок и стойки имеет и но­ вый отечественный продукционный станок модели 243В. Шлифу­ ются также плоские направляющие станины станков моделей 2В440А и 2А450 (выпуска Куйбышевского ЗКРС) и V-образная и плоская направляющие станин станка модели 2455.

62


В целях значительного уменьшения трения в направляющих, повышения плавности и точности медленных установочных переме­ щений на некоторых станках применяется разгрузка направляю­ щих. Механическая разгрузка салазок одностоечных КРС с по­ мощью подпружиненных роликов применена в станках моделей 2Б420 и 2В430, а также в некоторых станках фирм SIP, Burkhardt и др.

Разгрузка стола двухстоечного КРС модели 2455 также осу­ ществляется с помощью подпружиненных роликов. На КРС моде­ лей 2В460 и 2А470 применяются рессорные тележки с мощными плоскими пружинами, позволяющими уравновешивать значитель­ ную долю веса стола и обрабатываемой детали.

Представляет интерес устройство разгрузки станины от веса стойки в КРГС моделей 2457, 2458 (рис. 2) и 2459. Основная часть веса стойки / через подпружиненные ролики 2, смонтированные в стойке, стальные рельсы 3, стержни 4 передается непосредственно на фундамент.

Рис. 2. Устройство разгрузки станины от веса стойки КРГС модели 2458

В координатно-расточном горизонтальном станке модели 60Н фирмы SIP применена система автоматической компенсации изгиба станины под действием перемещающихся частей [10] (рис. 3). Ве­ личина изгиба регистрируется смонтированными на столе индук­ тивными датчиками 1. Наконечники датчиков соприкасаются с неподвижными установленными на станине линейками 2, служащи­ ми базой отсчета. Индуктивные датчики подают сигнал, пропорци­ ональный величине изгиба станины, поступающий в систему управ­ ления гидравлическими домкратами 3, которые компенсируют

63

изгиб станины. Таким образом обеспечивается строго прямолиней­ ное перемещение стола независимо от веса (до 4000 кг) обрабаты­ ваемой детали. Точное горизонтальное положение шпинделя станка при выдвижении бабки обеспечивается кулачком 4, связанным с гидравлической системой механизма коррекции и восстанавлива­ ющим правильное положение шпинделя натяжением цепей подве­ са 5 шпиндельной бабки.

На двухстоечных КРС применяются устройства механической разгрузки направляющих поперечины от веса шпиндельной головки

 

 

чаще всего

с

помощью

груза,

 

 

позволяющего

 

одновременно

 

 

уравновешивать весь узел в це­

 

 

лом! и перераспределять нагруз­

 

 

ки иа направляющих,

а

также

 

 

уравновешивать

шпиндельное

 

 

устройство,

Такая

разгрузка

 

 

применяется

 

на

КРС

моделей

 

 

2455, 2В460

и 2А470, а 'также-на

 

 

станках фирм SIP, MAS и др.

 

 

В целях

повышения

плав­

 

 

ности

перемещения

и

защиты

 

 

от задиров направляющих ста­

 

 

нины крупных

станков

исполь­

 

 

зуются

накладки

из

различных

 

 

антифрикционных и графитиро-

Рис. 3. Схема устройства для компенса-

ванных

материалов.

В

двух-

стоечных

станках

 

моделей

ции упругих деформаций станины коор-

2В460

и 2А470

применены иа-

динатно-расточ-ного станка модели 60Н

кладки

из

антифрикционного

фирмы SIP

сплава

на

цинковой

 

основе

марки ЦАМ

(ГОСТ 7117—62) на

направляющих

 

стола

и шпин­

дельной бабки, а на станках моделей ВК-5 и ВК-6 фирмы

Oerlikon—

синтетические

накладки в сочетании со смазкой

под

давлением.

Тонкое покрытие направляющих стола и шпиндельной бабки тефлоном имеется на двухстоечных КРС моделей HYOP-200, HYOP-280, HYOP-300 и HYOP-440 фирмы Burkhardt.

Накладные стальные направляющие скольжения применены на салазках шпиндельной бабки в горизонтальном КРС модели 60IT фирмы SIP и в узле стол—салазки КРС модели № 3 фирмы Moore.

В крупных двухстоечных КРС для облегчения перестановки по­ перечины по высоте и предохранения от износа резьбы точных винтов применяется разгрузка с использованием гидроцилиндров, размещенных в стойках (станки моделей Гидроптик 8 фирмы SIP; № 7 фирмы Mitsui Seiki; WKV-100 фирмы MAS), или с по­ мощью грузов, размещенных в стойках (станок модели BKoZ 800X1250 фирмы Mikromat).

64


НАПРАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕНИЯ

В координатно-расточных станках, особенно новых высокоав­ томатизированных с ЧПУ, все шире применяются направляющие качения. Это связано с повышением скорости быстрых перемеще­ ний, сокращением времени позиционирования с одновременным повышением его точности и с общей интенсификацией рабочих и вспомогательных процессов на станке. Направляющие качения по сравнению с направляющими скольжения имеют следующие пре­ имущества:

равномерность медленных перемещений узлов; высокую точность установочных перемещений узлов; невсплываемость стола при высоких скоростях;

малые (особенно при трогании с места) усилия перемещений;

небольшие тепловыделения в приводе и малые габаритные раз­ меры последнего для перемещения узла по направляющим;

длительное сохранение точности при высоких скоростях дви­ жения и рабочих нагрузках;

простота системы смазки.

Перечисленные достоинства во многих случаях окупают недо­ статки направляющих качения: повышенную стоимость, в особен­ ности при применении стальных закаленных направляющих с пред­ варительным натягом в двух плоскостях; трудоемкость изготовле­ ния; пониженное демпфирование вдоль направляющих, затрудняющее фрезерование с большим съемом стружки; понижен­ ную жесткость (в случае отсутствия предварительного натяга); повышенную чувствительность к загрязнениям и в связи с этим дополнительные требования к защите направляющих; трудность зажима подвижных узлов; более высокие требования к точности изготовления и монтажа механизмов привода подач.

Направляющие качения с предварительным натягом исключают зазор в соединении, обеспечивают достаточно высокую жесткость и значительно большую, чем в направляющих без натяга, демпфи­ рующую способность, что позволяет выполнять получистовые фре­ зерные работы. При реальных величинах предварительного натяга

потери на трение в

направляющих достаточно

малы и точность

установочных перемещений практически такая

же высокая, как и

в направляющих без

натяга.

 

Таким образом, выбор типа направляющих зависит от стои­ мости станка, его технической характеристики и области приме­ нения.

Направляющие качения различных типов применяются в стан­ ках моделей 2411, 2421, 2431, 2В440А, 2А450, 2Д450 и 2460, а

3—1558

65


также в станках

фирм Pratt & Whitney, Newall;

SIP, Lindner,

Kolb и др. В качестве тел качения используются в основном

зака­

ленные ролики

(для некоторых моделей крупных

станков

ино­

странных фирм — полые), а иногда и шарики.

 

 

Направляющие качения поступательного перемещения в совре­ менных КРС можно разделить на три группы:

без предварительного натяга (имеется только натяг от веса узла);

счастичным предварительным регулируемым натягом в гори­ зонтальном направлении (в вертикальном направлении имеется натяг только от веса узла);

спредварительным натягом в двух направлениях: горизонталь­ ном и вертикальном.

Направляющие качения без предварительного натяга применя­ ются в сопряжении стол—салазки и салазки—станина КРС моделей 2431, 2В440А, 2А450 и 2Д450. Направляющие качения без натяга в большинстве случаев комбинированные — V-образная и плоская (кроме сопряжения салазки—станина станков моделей 2А450 и 2Д450). Наличие V-образной направляющей обеспечивает выборку зазора. Указанные направляющие наиболее просты и тех­ нологичны. Их недостаток — относительно малая жесткость в плоскости направляющих.

Направляющие с частичным предварительным натягом приме­ няются на малых одностоечных станках моделей 2411 и 2421 в

сопряжениях стол—салазки, салазки—станина.

Их преимущест­

во — отсутствие зазоров

и высокая

жесткость.

Предварительный

натяг в горизонтальной

плоскости в

вертикальных направляющих

этих станков осуществляется при помощи клиньев, поджимаемых через пружину винтом. Направляющие качения с предварительным натягом в двух направлениях применяются на многооперационном станке модели 245ВМФ2.

На всех отечественных КРС ролики направляющих качения заключены в металлические сепараторы и опираются непосредст­ венно на поверхности базовых деталей.

Появились специализированные фирмы, выпускающие направ­ ляющие качения или отдельные узлы к ним (Rotax, Великобрита­ ния; Scally Jones, США); фирма Kolb применяет шариковые направляющие на станках моделей KBNE-30, ОРСО-80 и др.

Для улучшения условий фрезерования и предотвращения боль­ ших перемещений стола в вертикальной плоскости на станках с направляющими качения применяются обратные планки (отече­ ственные станки моделей 2411, 2421, 2А450 и 2Д450) и устройства с подпружиненными роликами (станки моделей 2431 и 2460).

На станках крупных типоразмеров зарубежные фирмы (SIP, Mitsuii Seiki, MAS) применяют в качестве тел качения полые

66

I


ролики больших диаметров, что способствует возрастанию кон­ тактной жесткости, так как их начальная деформация (под дейст­ вием веса стола) приводит к значительному увеличению площади контакта роликов и плоскости направляющих. При дальнейшем нагружении стола весом обрабатываемой детали поддерживается относительное постоянство контактной жесткости направляющих в заданном диапазоне нагрузок.

Направляющие качения для перемещения шпиндельной головки по поперечине применяются в станке модели BKoZ 800x1250 фир­ мы Mikromat и в станках с программным управлением моделей NUCO-10 и NUCO-50 фирмы Kolb.

Для смазки направляющих качения на отечественных станках

применяются индустриальные

масла

марок 12 и 30 (ГОСТ 1707—51)

с

кинематической вязкостью

10—14

и 27—33 ест соответственно,

а

на станках зарубежных фирм — масла повышенной вязкости для

предохранения тел качения от коррозии, а также масляный туман (модель R-500 фирмы Trapani Rosa).

Преимущество 'последнего — улучшение условий защиты направ­ ляющих за счет избыточного давления масляного тумана, препятст­

вующего проникновению

абразивных частиц и грязи на

направ­

ляющие.

 

 

 

Стремление уменьшить перечисленные недостатки направляю­

щих качения привело к применению на некоторых станках

комби­

нированных

направляющих

— скольжения и качения.

 

В СССР

комбинированные направляющие применяются

только

в двухстоечном КРС модели 2460

в сопряжении шпиндельная баб­

ка — поперечина, причем основная

верхняя V-образная направляю­

щая имеет роликовые опоры.

 

Комбинированные направляющие в узле шпиндельная бабка — поперечина применяются также в станках КВ-5 и КВ-6 фирмы OerMkon, у которых роликовая .направляющая с предварительным натягом и стальными накладками сочетается с направляющими скольжения.

Такое сочетание направляющих обеспечивает необходимую точ­ ность позиционирования и значительно большее демпфирование, не­ обходимое при фрезерных работах.

Комбинация плоской направляющей качения с V-образной скольжения применена в сопряжении салазки — станина станков моделей МР-400 фирмы Sixis и LKDB фирмы Deckel.

В настоящее время ведутся исследовательские и опытно-кон­ структорские работы по применению на КРС и КИМ гидростати­ ческих и аэростатических направляющих, которые не только повышают плавность и чувствительность движения узла с умень­ шением силы трения, но и значительно увеличивают длительность сохранения первоначальной точности станка, так как при этом

67