Файл: Кашепава М.Я. Современные отечественные и зарубежные координатно-расточные станки обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
Выбор смазки. Для обеспечения высокой плавности медленных перемещений направляющие скольжения всех отечественных КРС смазываются «антискачковым» маслом марки ВНИИ НП-401 по ГОСТ 11058—64. Смазка состоит из минерального масла с вяз костью при температуре 50° С не более 25 ест с добавлением 2±0,2% стеарата алюминия и 0,015±0,005% присадки ПМС-200А. Кинематическая вязкость масла при 50° С—16,5 ест, при 100° С— 4,5 сет.
«Антискачковые» масла применяются также для смазки на правляющих скольжения зарубежных КРС. В стайках типа HYOP фирма Burkhardt применяет масла с присадкой из двухсернистого молибдена, в станке модели WKV-100 — масло вязкостыо~38 сет; этим свойством обладает подшипниковое масло с присадкой олеи на « 3 % .
Выбор оптимального соотношения площадей направляющих,
призматических и плоских, с целью их равномерного износа. Как показали результаты исследований, проведенных в
ЭНИМСе, износ V-образнон направляющей может быть уменьшен при — = 0,85-г-1,0 ( В п л — ширина грани плоской направляющей,
Sv —ширина грани V-образной направляющей).
Качество поверхности направляющих. До настоящего времени большинство отечественных заводов и зарубежных фирм продол жает выпускать КРС с шабренными направляющими, уделяя большое внимание методу и глубине шабрения.
Окончательное шабрение направляющих отечественных и зару |
|
бежных станков производится методом «на себя», который позво |
|
ляет получать более качественную поверхность, а это повышает из |
|
носостойкость направляющих. Предварительное шабрение направ |
|
ляющих отечественных КРС производится методом «от себя». Для |
|
направляющих скольжения (качения) формообразующих движений |
|
число несущих пятен в квадрате 25X25 мм при проверке по краске |
|
поверочной линейкой или сопряженной деталью и глубине шабре |
|
ния для станков классов точности В, А и С должны находиться в |
|
следующих пределах: при весе станка менее 1 г число несущих |
пя |
тен должно быть не менее 20, а глубина шабрения не более 3 |
мк\ |
при весе |
станка |
от |
1 до 10 т число пятен |
такое же, глубина |
шаб |
|
рения |
не |
более |
6 мк |
и, наконец, при весе |
станка более 10 г число |
|
пятен |
не |
менее |
16 и глубина шабрения также не более 6 мк. |
Ряд |
||
ведущих |
фирм (SIP, Mitsui Seiki) считает оптимальной глубину |
|||||
шабрения 3—5 |
мк. |
|
|
|
Некоторые фирмы, изготовляющие координатно-расточные стан ки небольших размеров (Moore, Sixis), направляющие шлифуют. Шлифованные направляющие стола, салазок и стойки имеет и но вый отечественный продукционный станок модели 243В. Шлифу ются также плоские направляющие станины станков моделей 2В440А и 2А450 (выпуска Куйбышевского ЗКРС) и V-образная и плоская направляющие станин станка модели 2455.
62
В целях значительного уменьшения трения в направляющих, повышения плавности и точности медленных установочных переме щений на некоторых станках применяется разгрузка направляю щих. Механическая разгрузка салазок одностоечных КРС с по мощью подпружиненных роликов применена в станках моделей 2Б420 и 2В430, а также в некоторых станках фирм SIP, Burkhardt и др.
Разгрузка стола двухстоечного КРС модели 2455 также осу ществляется с помощью подпружиненных роликов. На КРС моде лей 2В460 и 2А470 применяются рессорные тележки с мощными плоскими пружинами, позволяющими уравновешивать значитель ную долю веса стола и обрабатываемой детали.
Представляет интерес устройство разгрузки станины от веса стойки в КРГС моделей 2457, 2458 (рис. 2) и 2459. Основная часть веса стойки / через подпружиненные ролики 2, смонтированные в стойке, стальные рельсы 3, стержни 4 передается непосредственно на фундамент.
Рис. 2. Устройство разгрузки станины от веса стойки КРГС модели 2458
В координатно-расточном горизонтальном станке модели 60Н фирмы SIP применена система автоматической компенсации изгиба станины под действием перемещающихся частей [10] (рис. 3). Ве личина изгиба регистрируется смонтированными на столе индук тивными датчиками 1. Наконечники датчиков соприкасаются с неподвижными установленными на станине линейками 2, служащи ми базой отсчета. Индуктивные датчики подают сигнал, пропорци ональный величине изгиба станины, поступающий в систему управ ления гидравлическими домкратами 3, которые компенсируют
63
изгиб станины. Таким образом обеспечивается строго прямолиней ное перемещение стола независимо от веса (до 4000 кг) обрабаты ваемой детали. Точное горизонтальное положение шпинделя станка при выдвижении бабки обеспечивается кулачком 4, связанным с гидравлической системой механизма коррекции и восстанавлива ющим правильное положение шпинделя натяжением цепей подве са 5 шпиндельной бабки.
На двухстоечных КРС применяются устройства механической разгрузки направляющих поперечины от веса шпиндельной головки
|
|
чаще всего |
с |
помощью |
груза, |
||||
|
|
позволяющего |
|
одновременно |
|||||
|
|
уравновешивать весь узел в це |
|||||||
|
|
лом! и перераспределять нагруз |
|||||||
|
|
ки иа направляющих, |
а |
также |
|||||
|
|
уравновешивать |
шпиндельное |
||||||
|
|
устройство, |
Такая |
разгрузка |
|||||
|
|
применяется |
|
на |
КРС |
моделей |
|||
|
|
2455, 2В460 |
и 2А470, а 'также-на |
||||||
|
|
станках фирм SIP, MAS и др. |
|||||||
|
|
В целях |
повышения |
плав |
|||||
|
|
ности |
перемещения |
и |
защиты |
||||
|
|
от задиров направляющих ста |
|||||||
|
|
нины крупных |
станков |
исполь |
|||||
|
|
зуются |
накладки |
из |
различных |
||||
|
|
антифрикционных и графитиро- |
|||||||
Рис. 3. Схема устройства для компенса- |
ванных |
материалов. |
В |
двух- |
|||||
стоечных |
станках |
|
моделей |
||||||
ции упругих деформаций станины коор- |
2В460 |
и 2А470 |
применены иа- |
||||||
динатно-расточ-ного станка модели 60Н |
кладки |
из |
антифрикционного |
||||||
фирмы SIP |
сплава |
на |
цинковой |
|
основе |
||||
марки ЦАМ |
(ГОСТ 7117—62) на |
направляющих |
|
стола |
и шпин |
||||
дельной бабки, а на станках моделей ВК-5 и ВК-6 фирмы |
Oerlikon— |
||||||||
синтетические |
накладки в сочетании со смазкой |
под |
давлением. |
Тонкое покрытие направляющих стола и шпиндельной бабки тефлоном имеется на двухстоечных КРС моделей HYOP-200, HYOP-280, HYOP-300 и HYOP-440 фирмы Burkhardt.
Накладные стальные направляющие скольжения применены на салазках шпиндельной бабки в горизонтальном КРС модели 60IT фирмы SIP и в узле стол—салазки КРС модели № 3 фирмы Moore.
В крупных двухстоечных КРС для облегчения перестановки по перечины по высоте и предохранения от износа резьбы точных винтов применяется разгрузка с использованием гидроцилиндров, размещенных в стойках (станки моделей Гидроптик 8 фирмы SIP; № 7 фирмы Mitsui Seiki; WKV-100 фирмы MAS), или с по мощью грузов, размещенных в стойках (станок модели BKoZ 800X1250 фирмы Mikromat).
64
НАПРАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕНИЯ
В координатно-расточных станках, особенно новых высокоав томатизированных с ЧПУ, все шире применяются направляющие качения. Это связано с повышением скорости быстрых перемеще ний, сокращением времени позиционирования с одновременным повышением его точности и с общей интенсификацией рабочих и вспомогательных процессов на станке. Направляющие качения по сравнению с направляющими скольжения имеют следующие пре имущества:
равномерность медленных перемещений узлов; высокую точность установочных перемещений узлов; невсплываемость стола при высоких скоростях;
малые (особенно при трогании с места) усилия перемещений;
небольшие тепловыделения в приводе и малые габаритные раз меры последнего для перемещения узла по направляющим;
длительное сохранение точности при высоких скоростях дви жения и рабочих нагрузках;
простота системы смазки.
Перечисленные достоинства во многих случаях окупают недо статки направляющих качения: повышенную стоимость, в особен ности при применении стальных закаленных направляющих с пред варительным натягом в двух плоскостях; трудоемкость изготовле ния; пониженное демпфирование вдоль направляющих, затрудняющее фрезерование с большим съемом стружки; понижен ную жесткость (в случае отсутствия предварительного натяга); повышенную чувствительность к загрязнениям и в связи с этим дополнительные требования к защите направляющих; трудность зажима подвижных узлов; более высокие требования к точности изготовления и монтажа механизмов привода подач.
Направляющие качения с предварительным натягом исключают зазор в соединении, обеспечивают достаточно высокую жесткость и значительно большую, чем в направляющих без натяга, демпфи рующую способность, что позволяет выполнять получистовые фре зерные работы. При реальных величинах предварительного натяга
потери на трение в |
направляющих достаточно |
малы и точность |
установочных перемещений практически такая |
же высокая, как и |
|
в направляющих без |
натяга. |
|
Таким образом, выбор типа направляющих зависит от стои мости станка, его технической характеристики и области приме нения.
Направляющие качения различных типов применяются в стан ках моделей 2411, 2421, 2431, 2В440А, 2А450, 2Д450 и 2460, а
3—1558 |
65 |
также в станках |
фирм Pratt & Whitney, Newall; |
SIP, Lindner, |
|
Kolb и др. В качестве тел качения используются в основном |
зака |
||
ленные ролики |
(для некоторых моделей крупных |
станков |
ино |
странных фирм — полые), а иногда и шарики. |
|
|
Направляющие качения поступательного перемещения в совре менных КРС можно разделить на три группы:
без предварительного натяга (имеется только натяг от веса узла);
счастичным предварительным регулируемым натягом в гори зонтальном направлении (в вертикальном направлении имеется натяг только от веса узла);
спредварительным натягом в двух направлениях: горизонталь ном и вертикальном.
Направляющие качения без предварительного натяга применя ются в сопряжении стол—салазки и салазки—станина КРС моделей 2431, 2В440А, 2А450 и 2Д450. Направляющие качения без натяга в большинстве случаев комбинированные — V-образная и плоская (кроме сопряжения салазки—станина станков моделей 2А450 и 2Д450). Наличие V-образной направляющей обеспечивает выборку зазора. Указанные направляющие наиболее просты и тех нологичны. Их недостаток — относительно малая жесткость в плоскости направляющих.
Направляющие с частичным предварительным натягом приме няются на малых одностоечных станках моделей 2411 и 2421 в
сопряжениях стол—салазки, салазки—станина. |
Их преимущест |
||
во — отсутствие зазоров |
и высокая |
жесткость. |
Предварительный |
натяг в горизонтальной |
плоскости в |
вертикальных направляющих |
этих станков осуществляется при помощи клиньев, поджимаемых через пружину винтом. Направляющие качения с предварительным натягом в двух направлениях применяются на многооперационном станке модели 245ВМФ2.
На всех отечественных КРС ролики направляющих качения заключены в металлические сепараторы и опираются непосредст венно на поверхности базовых деталей.
Появились специализированные фирмы, выпускающие направ ляющие качения или отдельные узлы к ним (Rotax, Великобрита ния; Scally Jones, США); фирма Kolb применяет шариковые направляющие на станках моделей KBNE-30, ОРСО-80 и др.
Для улучшения условий фрезерования и предотвращения боль ших перемещений стола в вертикальной плоскости на станках с направляющими качения применяются обратные планки (отече ственные станки моделей 2411, 2421, 2А450 и 2Д450) и устройства с подпружиненными роликами (станки моделей 2431 и 2460).
На станках крупных типоразмеров зарубежные фирмы (SIP, Mitsuii Seiki, MAS) применяют в качестве тел качения полые
66
I
ролики больших диаметров, что способствует возрастанию кон тактной жесткости, так как их начальная деформация (под дейст вием веса стола) приводит к значительному увеличению площади контакта роликов и плоскости направляющих. При дальнейшем нагружении стола весом обрабатываемой детали поддерживается относительное постоянство контактной жесткости направляющих в заданном диапазоне нагрузок.
Направляющие качения для перемещения шпиндельной головки по поперечине применяются в станке модели BKoZ 800x1250 фир мы Mikromat и в станках с программным управлением моделей NUCO-10 и NUCO-50 фирмы Kolb.
Для смазки направляющих качения на отечественных станках
применяются индустриальные |
масла |
марок 12 и 30 (ГОСТ 1707—51) |
|
с |
кинематической вязкостью |
10—14 |
и 27—33 ест соответственно, |
а |
на станках зарубежных фирм — масла повышенной вязкости для |
предохранения тел качения от коррозии, а также масляный туман (модель R-500 фирмы Trapani Rosa).
Преимущество 'последнего — улучшение условий защиты направ ляющих за счет избыточного давления масляного тумана, препятст
вующего проникновению |
абразивных частиц и грязи на |
направ |
|
ляющие. |
|
|
|
Стремление уменьшить перечисленные недостатки направляю |
|||
щих качения привело к применению на некоторых станках |
комби |
||
нированных |
направляющих |
— скольжения и качения. |
|
В СССР |
комбинированные направляющие применяются |
только |
в двухстоечном КРС модели 2460 |
в сопряжении шпиндельная баб |
ка — поперечина, причем основная |
верхняя V-образная направляю |
щая имеет роликовые опоры. |
|
Комбинированные направляющие в узле шпиндельная бабка — поперечина применяются также в станках КВ-5 и КВ-6 фирмы OerMkon, у которых роликовая .направляющая с предварительным натягом и стальными накладками сочетается с направляющими скольжения.
Такое сочетание направляющих обеспечивает необходимую точ ность позиционирования и значительно большее демпфирование, не обходимое при фрезерных работах.
Комбинация плоской направляющей качения с V-образной скольжения применена в сопряжении салазки — станина станков моделей МР-400 фирмы Sixis и LKDB фирмы Deckel.
В настоящее время ведутся исследовательские и опытно-кон структорские работы по применению на КРС и КИМ гидростати ческих и аэростатических направляющих, которые не только повышают плавность и чувствительность движения узла с умень шением силы трения, но и значительно увеличивают длительность сохранения первоначальной точности станка, так как при этом
67