Файл: Кашепава М.Я. Современные отечественные и зарубежные координатно-расточные станки обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Рис. 4. Шпиндельные узлы |
отечественных КРС моделей: |
а —2455; б — 2В460; |
в — 2411; г —2А450; д — 2Д450 |
74 |
75 |
|
2Д450Пр. Роликовые подшипники собственной конструкции без колец использует фирма Hauser (модель Р-325). Не имеют проме жуточных втулок шпиндели и гильзы станков малых типоразмеров фирмы SIP (модели МР-1Н и МР-2Р).
Отказ от подшипниковых колец объясняется стремлением уменьшить количество стыков в конструкции шпинделя и увели чить жесткость и виброустойчивость шпиндельного узла путем уве личения толщины стенок гильзы и диаметра шпинделя. Однако это решение требует специальных дорогостоящих сталей с худшей обрабатываемостью и освоения сложного процесса их термической обработки.
Конические роликоподшипники широко используются фирмами SIP, Mitsui Seiki; стала применять такие подшипники и фирма Kolb на станке модели ОРСО-70 вместо подшипников типа SKF.
Большое распространение на КРГС получили конические роли коподшипники типа Garnet. Однорядный конический роликопод шипник с буртом на наружном кольце в передней опоре полого шпинделя и однорядный конический роликоподшипник с широким наружным кольцом и встроенными пружинами в задней опоре ис пользованы в станке модели 3SOE фирмы Dixi.
Однорядный конический роликоподшипник с буртом на наруж ном кольце в передней опоре полого шпинделя и однорядный кони ческий роликоподшипник без бурта на наружном кольце в задней опоре установлены в отечественных КРГС моделей 2459, 2458 и 2457.
Особенности подшипников типа Garnet [20]: сепаратор с отвер стиями занимает почти все свободное пространство между дорож ками качения наружного и внутреннего колец; применяются полые ролики; создается система каналов, по которым под влиянием центробежных сил циркулирует смазка.
В сепараторе переднего кольца двухрядных роликоподшипников Garnet на один ролик больше, чем в сепараторе заднего кольца, что улучшает динамические свойства подшипника. Бурт на наруж ном кольце позволяет использовать при монтаже очень удобную базу в виде плоского торца шпиндельной бабки.
Подшипники типа Garnet обеспечивают высокие точность, жест кость, динамические свойства и дают возможность проводить на станках получистовое растачивание и фрезерование с высокой про изводительностью. Вместе с тем они вызывают больший нагрев, чем цилиндрические роликовые подшипники, поэтому необходимо (особенно для КРС классов точности А и С) применять специаль ную систему охлаждения и смазки.
Радиальные игольчатые подшипники с упругим наружным кольцом, выпускаемые фирмой INA (ФРГ), применила фирма Perrin в станках моделей AV-3 и AV-4, показанных на 11 Европей ской выставке металлорежущих станков. В подшипниках отсутст вует внутреннее кольцо, внутренняя дорожка качения шлифуется на шпинделе.
76
Шариковые радиально-упорные дуплексированные подшипники с предварительным натягом установлены в станках фирм Fosdick, Pratt & Whitney, Coventry Gauge и др. Эти подшипники хорошо воспринимают радиальные и осевые нагрузки, однако использова ние их для работы с тяжелыми режимами нецелесообразно.
Шариковые упорные подшипники в качестве осевой опоры шпинделей применяют фирмы Newall, Hauser и другие, а также все отечественные заводы.
Роликовые упорные подшипники в качестве осевой опоры при меняет фирма Perrin в станках моделей AV-3 и AV-4.
Размещение подшипников в опорах шпинделей
Наиболее часто подшипники в опорах располагаются следую щими способами:
двухрядные роликовые подшипники с конусным отверстием во
внутреннем кольце — в обеих опорах шпинделя |
и упорные подшип |
ники — в нижней опоре (в станках моделей |
2А435 и 2А445 и в |
станках фирмы Newall). Такое расположение упорных подшипни ков теоретически способствует уменьшению линейного смещения конца шпинделя по высоте из-за тепловых деформаций; однако общее выделение тепла в зоне передней опоры будет значительнее, чем при размещении упорных подшипников в верхней опоре (или по одному в каждой опоре), и может при достаточно напряжен ном режиме работы привести к заклиниванию гильзы шпинделя в отверстии шпиндельной головки;
двухрядные (или однорядные) роликовые подшипники с конус ным или цилиндрическим отверстием во внутреннем кольце — в нижней и верхней опорах в сочетаниичс двумя упорными шарико выми подшипниками в верхней опоре шпинделя — применены в отечественных станках моделей 2455 и 2В460 (см. рис. 4,а,б), 2В440А, 2А450 (см. рис. 4, г). Такая конструкция шпинделя позво ляет применить подшипники наименьшего размера и более равно мерно распределить в шпиндельном узле источники тепловыделе ния;
двухрядные роликовые |
подшипники |
с цилиндрическим |
(или |
|||
коническим) |
отверстием |
во |
внутреннем |
кольце — в нижней |
опоре |
|
и такой же |
однорядный |
попшипник — в |
верхней |
опоре шпинделя |
||
и упорные шариковые подшипники — по одному |
в нижней и верх |
ней опорах. Так расположены подшипники в станках малых типо размеров моделей 2411 (см. рис. 4, в) и 2421;
сдвоенные конусно-роликовые подшипники — в нижней опоре шпинделя и одинарный конусно-роликовый подшипник с выбором
зазора |
или |
дуплексированные радиально-упорные подшипники — |
||
в- верхней опоре |
(в станках моделей |
2457, 2458 и 2459 и фирм SIP, |
||
Mitsui |
Seiki, |
Dixi |
и др.). Встречается |
сочетание двухрядных конус |
но-роликовых подшипников — в нижней опоре шпинделя и одинар ного ролико-цилиндрического подшипника — в верхней опоре (в
77
станке модели Оптимат 4А фирмы Matheys), а также одинарные конусно-роликовые подшипники — в нижней и верхней опорах шпинделя (в станках модели 1520/0 фирмы Newall, 43Н48 фирмы Herbert De Vlieg, KBNE-30 фирмы Kolb, LB14C фирмы Lindner. Обладая высокой радиальной и осевой жесткостью, конические роликовые подшипники позволяют вести работы с повышенными режимами, в том числе и фрезерование, с большими сечениями стружки;
радиальные игольчатые подшипники без внутреннего кольца с
упругим наружным кольцом — в нижней |
и верхней опорах шпин |
|||
деля, |
двухрядный |
роликовый |
упорный |
подшипник — в верхней |
опоре |
(в станках |
моделей AV-3 и AV-4 фирмы Perrin). |
||
Необходимые зазоры (натяги) в подшипниках с цилиндриче |
||||
ским |
отверстием |
внутреннего |
кольца обеспечиваются подбором |
|
комплекта доведенных роликов. |
|
|
В сдвоенных конических роликовых подшипниках в тех же це лях производится тщательный подбор длины промежуточной проставочной втулки между внутренними кольцами подшипников.
Выборка зазора в радиально-упорных подшипниках задних опор шпинделей часто производится комплектом пружин, например
в КРС модели № 7 фирмы Mitsui Seiki и модели Оптибор |
2 фир |
мы Matheys. В свободной от роликов части наружного |
кольца |
подшипника Garnet размещаются пружины, необходимые для со здания осевого предварительного натяга.
Представляют интерес радиальные игольчатые подшипники с саморегулированием величины предварительного натяга фирмы INA. Основная особенность этих подшипников [20] — наличие упругодеформируемого наружного кольца. Сжимая это кольцо в осе вом направлении, можно создать предварительный натяг, при ко тором во всем диапазоне скоростей вращения шпинделя обеспечи вается его беззазорная работа.
Присоединительные поверхности шпинделя и способы крепления инструмента
На современных КРС присоединительные поверхности шпинде лей под инструмент выполняются в виде внутренних и наружных конусов и только в шпинделе станков фирмы Fosdick имеется 'Из готовленное с большой точностью цилиндрическое отверстие.
Как следует из табл. 1, 2, 3, 10 и 11, где приведены типы и размеры конусов современных КРС, наиболее часто в качестве внутреннего конуса шпинделя применяется конус Морзе (№ 0— 5). Конус Морзе применяется на станках Каунасского станкозаво да и ведущих зарубежных фирм (SIP, Hauser, Mitsui Seiki и др.). Длинный пологий конус обеспечивает надежное центрирование инструмента в шпинделе станка, высокую повторяемость размеров при работе с предварительно настроенным инструментом, передачу для станков малого и среднего типоразмеров необходимого крутя-
78
щего момента без дополнительных пазов и лысок. Однако при применении инструментов с конусом Морзе (в особенности при недостаточной толщине стенок шпинделя) нарушаются существую щие зазоры-натяги в переднем подшипнике шпинделя и прилага ются значительные усилия для удаления инструмента из конуса.
Конус Морзе № 4 (наибольший конус, встраиваемый в шпин делях КРС) имеет относительно небольшой диаметр (31, 26 мм) тела хвостовика инструмента у торца. В целях повышения жест кости крепления инструмента, предназначенного для растачивания отверстий большого диаметра и получистового фрезерования боль шими фрезами, фирмы вынуждены выполнять на конце шпинделя наружный несамотормозящий конус. Такая конструкция применена и на КРС моделей 2411, 2421 и 2431 (последних выпусков).
На станках моделей 2В440А, 2А450, 2Д450, 2455, 2457, 2458,
2459, 2В460 и 2А470 и других для установки |
инструмента исполь |
зуется специальный несамотормозящий конус |
с углом при верши |
не а =10°, облегчающий смену инструмента |
и обеспечивающий |
хорошее его центрирование в шпинделе. В целях предохранения от провертывания хвостовика инструмента в конусе шпинделя на торцовой поверхности выполняются пазы, в которые входят соот ветствующие выступы хвостовика инструмента.
Для обеспечения строгого постоянства положения микроскопа-
центроискателя при |
повторных |
установках в шпинделе |
станка |
|
модели 2А450 |
сделан |
паз (см. рис. 4,г), в который входит |
штифт |
|
на хвостовике |
микроскопа. |
|
|
|
Согласно |
ГОСТ |
6464—69 |
«Станки координатно-расточные. |
|
Основные размеры», |
на вновь |
изготовляемых станках в шпинде |
лях применяется принятый в международных стандартах крутой несамотормозящий конус с углом при вершине а=16°35'40" (ко нусность 7:24 по ГОСТ 15945—70). Введение такого конуса позво ляет механизировать и автоматизировать смену инструмента на современных станках, поскольку усилия выталкивания инструмен тов для конусов Морзе велики.
Некоторые фирмы (например, Newall), чтобы обеспечить по стоянство положения инструмента относительно шпинделя при его повторных установках, применяют инструмент с разной шириной шпоночных выступов.
Зажим инструмента в конусе шпинделя осуществляется гайкой или винтом-стяжкой (шомполом), проходящим по оси шпинделя. Быстрая ручная смена инструмента при повороте гайки на неболь шой угол (<90°) достигается согласованием заходов резьбы и рас положения пазов на шпинделе и гайке.
С помощью гайки на наружном конце шпинделя производится крепление инструмента в станках моделей 2В440А, 2А450, 2457, 2458, 2459, а также в станках фирм Newall, Fosdick и др.
Чтобы избежать перекоса инструмента в конусе шпинделя от несимметричных усилий зажима, при изготовлении зажимных гаек следует строго проверять перпендикулярность упорных поясков
79
резьбе. Однако применение зажимных гаек затрудняет автоматиза цию зажима и смены инструмента.
На станках с внутренним конусом типа Морзе и наружным ко нусом шпинделя крепление инструмента производится обычно винтом-стяжкой. На некоторых станках малых типоразмеров ин
струмент закрепляется |
вручную вращением |
самого |
винта-стяжки |
|
за маховичок на его конце. Таким образом |
крепится |
инструмент в |
||
шпинделе станка модели 2ВА фирмы Hauser. |
|
|||
В последнее |
время |
появляется все большее количество моделей |
||
отечественных |
(модели 2411, 2421, 243В, 2431, 2Д450, 2455, 2А470) |
|||
и зарубежных |
КРС с механизацией крепления и удаления инстру |
|||
мента. |
|
|
|
|
При механизации зажима инструмента чаще всего используют ся следующие виды движения:
I — вращение (с малым числом оборотов) шомпола от элект родвигателя при заторможенном шпинделе;
I I —вращение шпинделя при заторможенном шомполе;
I I I — поступательное перемещение гильзы шпинделя (с приме нением пружинных элементов и гидравлических устройств).
Зажим инструмента первого типа применен на отечественных КРС моделей 2455 (не последних выпусков) и 2А470.
На рис. 5, а представлено шпиндельное устройство, а на рис. 5, б механизм зажима инструмента в конусе шпинделя станка моде ли 2А470. Внутри шпинделя установлен шомпол 3, фиксирующий конический хвостовик инструмента / в коническом отверстии шпинделя (см. рис. 5, о).
Штанга 1 (см. рис. 5, б) может вращаться и перемещаться в осевом направлении. Вращение штанги осуществляется от двига теля 2 через зубчатые колеса 3 и 4, фрикционную электромагнит ную муфту 5, зубчатые колеса 6 и 7, вал 8, муфту 12 с пальцем 14 и втулку 15 с пазами на торце, сидящую неподвижно на конце затяжной штанги /.
При зажиме (освобождении) инструмента шпиндель должен находиться в крайнем положении — при минимальном вылете, так как при этом включается торможение цепи главного привода. Ука
занная электрическая блокировка осуществляется через стер |
||
жень |
9, сидящий на пальце 14, стержень |
10 и микропереключа |
тель |
// . |
|
Механизм при зажиме и освобождении |
инструмента работает |
следующим образом. Шпиндель |
устанавливается в крайнее поло |
|||
жение. Втулка 15, перемещаясь |
вместе со шпинделем, |
нажимает |
||
на |
палец 14 и, преодолевая усилие |
пружины 13, через |
стержни 9 |
|
и |
10 включает микропереключатель |
// . В этом положении шпин |
деля отключается питание главного двигателя и осуществляется торможение цепи главного привода. Нажатием на кнопку «Отжим инструмента» включается двигатель 2. При этом резьбовой конец шомпола вывинчивается из хвостовика инструмента до тех пор.
80