Файл: Инженерные изыскания в строительстве. Инженерно-геологические, геофизические и геодезические исследования [сборник].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ратичной характеристикой влияние допплеровского эф­ фекта из-за движения объекта может быть устранено.

Исходя из этого, в рассматриваемой системе приме­ нен фазовый метод измерения высоты, основанный на измерении относительной фазы одной из боковых полос спектра частоты биений между излученным и принятым сигналами. Этот метод измерения высоты оказывается совместимым с допплеровским методом ЧМ непрерывного излучения, выбранным для измерения скорости, так как он также использует низкую частоту модуляции и боко­ вую полосу. Точность определения высоты в этом слу­ чае зависит в основном от точности измерения фазы, а ее можно измерить с очень низкой погрешностью.

Таким образом, ЧМ система с непрерывным излуче­ нием и фазовым методом измерения высоты и ЧМ допплеровский метод с - непрерывным излучением очень похожи и, следовательно, подходят для совместного использования в единой системе, предназначенной для одновременного измерения скорости и высоты.

В этом нетрудно убедиться, если провести матема­ тический анализ ЧМ РЛС с непрерывным излучением с помощью спектрального представления сигналов этой системы.

 

Представим излученный сигнал

в

виде

синусоидального частот­

но-модулированного

колебания

вида

 

 

 

 

 

 

 

и (/) =

t/ sin (2я/0 <

+

Р sin

2rcFM /|,

|134)

где

fo — несущая

частота

передатчика;

 

 

 

 

 

 

Р индекс

модуляции передатчика;

 

 

 

 

FM — частота

модуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнал местного

гетеродина

 

 

 

 

 

 

 

 

иг (t)

=

UT sin [2к lfQ

+

fm)

 

t +

р sin

2nFut],

J135J

где

/пч — промежуточная

частота.

 

 

 

 

 

 

 

Отраженный

сигнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"отр Ю = t/отр sin [2я (fa +

Ы

It —

х) +

Р sin

27tFM (t — т)],

(136);

где

^ д — частота

допплеровского

сдвига

вследствие движения

объ­

 

екта;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2D х — время задержки сигнала д о цели и обратно, равное т = — .

с

Если подать эти три сигнала на балансный кристаллический сме­ ситель с квадратичной характеристикой, то на его выходе получим сложный сигнал, который после математических преобразований

Ю Н. П. Супрягэ

145


м о ж н о выразить в виде ряда боковых

полос со

средней

^о=/пч—fa-

 

 

 

 

Jo (М) cos 2л (/ п ч / д )

t.

 

— J i {М) sin 2л

Ыч — /д +

F M (t

— —

-f- V, (УМ) sin 2л

fill /д —

[t

 

+ J., (М) cos 2л

fn.4— Дц — 2 F M (/ —

~

— J 2 ( M ) c o s 2л f n 4 - f A + 2 F u

< -

 

+ .

г д е Л1 = 2^ sin 2л F u

 

 

 

 

частотой

}(137)

3,

 

 

П

 

fc"F «

^

f c + F «

f c + 2 F «

 

 

 

Рис.

74.

Спектр

излучаемого сигнала

J-z

 

A

I t

 

 

 

Л

Л

I

 

 

 

 

 

I

7

fe"F a

fc

 

fc-Zi *

 

fe+PM

fc+ZFM

 

 

 

Рис.

75.

Спектр

принимаемого

сигнала

f c + « fo+fwTb

fG+fm

fc+f„+FM

f c + f n 4 + 2 F «

Рис. 76. Спектр

преобразованного

сигнала

146


fn4~?F «

fan ¥м

i'm

fn4 + FM

fm + 2 ' Г Л )

Рис. 77. Характеристика режекторного фильтра

Рис. 78. Спектр принятого сигнала на второй промежуточной ча­ стоте

Спектральное изображение излученного сигнала, при­ нятого сигнала, сигнала местного гетеродина и сигнала промежуточной частоты дается на рис. 74—78.

Измерение скорости

В спектрах сигналов, изображенных на рис. 75 и 77, гармонические боковые полосы смещены на частоту Допплера fR, обусловленную движением объекта. Кроме того, они не являются дискретными частотами, а имеют конечную ширину, шумовую структуру и почти гауссову огибающую, что сзязано с конечной шириной луча ан­ тенны и природой рассеяния радиоволн.

Важно также указать, что для вертолетных систем, в которых должны с высокой точностью измеряться от­ рицательные скорости, необходимо преобразовывать при­

нимаемый

сигнал в промежуточную частоту fn 4 , чтобы

избежать

потери чувствительности на частотах вблизи

fo. Более

того, следует вводить второе преобразование

сигнала в промежуточную частоту fn,^, чтобы не поте­ рять чувствительность к направлению движения.

10*

147

Для измерения скорости необходимо отфильтровать желаемую боковую полосу по частоте fm + nFM, где п — порядок боковой полосы, или по второй промежуточной частоте fU42 + nFM и подать результирующий сигнал на цепь слежения за частотой, которая будет измерять сред­ нее смещение или положение центра спектра fn относи­ тельно опорной частоты. Это смещение средней доппле­ ровской частоты / д будет мерой составляющей скорости объекта по направлению луча антенны на основании из­ вестного допплеровского равенства

k = -^-cosT ,

(138)

где V—скорость объекта;

%— длина волны;

у— угол между вектором скорости и направле­

нием оси луча антенны.

Если использовать антенну, формирующую три луча,

то три ортогональные составляющие скорости (VU — ско­ рость направления, Vq — боковую скорость и УЬ — верти­ кальную скорость) можно получить простым алгебраиче­

ским

вычислением трех допплеровских

частот следую­

щим образом:

 

 

У н = м Ь 1 - Ь з ) ;

(139)

 

Уб = Ы / д 1 - / д 2 ) ;

(140)

 

У. = М / д 2 + / д з ) .

(141)

где ka,

ко и кв — постоянные величины,

зависящие от

длины волны излученного сигнала и взаимного положе­ ния лучей. В частности,

 

1

 

(142)

4\

COS в COS а

 

£ б = —

1-т~.

;

(143)

4Х COS 0 Sin а

 

к» =

—1—,

 

(144)

 

4/. sin В

 

 

где в —угол склонения лучей антенны;

 

а — проекция азимутального

угла лучей

антенны

(наименьший угол между проекциями про­ дольной оси самолета и луча антенны на гори­ зонтальную плоскость).

148


Измерение высоты

Из формул (137) видно, что фаза боковых полос по­ лученного спектра является функцией времени задерж­ ки т и, следовательно, расстояния до земной поверхно­ сти. В частности, фаза каждой из принятых боковых

полос составляет , где п — порядок боковой по­ лосы. Таким образом, можно выбрать одну из боковых полос и сравнить ее фазу с' фазой модулирующего сиг­ нала генератора передатчика. Такое сравнение позволит

определить угол, эквивалентный Тогда наклонная

тс

дальность до земли равна г и = — . где с — скорость света. Абсолютная высота равна произведению наклонной

дальности на косинус угла отклонения луча

а именно:

h = racos<l>.

(145)

Однако боковые полосы принятого сигнала расположе­ ны не на частотах F M , 2FU и т. д., а смещены относитель­ но их на величину / д из-за движения объекта. Матема­ тически это показывается в формулах (137) членами

sin2jt[/n4 fn+FK(t — и т. д., а графически — изобра­

жением спектра на рис. 77 и 78.

Чтобы сместить сигналы в область частот nF^, при­ менен так называемый способ свертывания спектра, устраняющий одновременно влияние шума на информа­ цию о высоте, который возникает вследствие «размы­ тия» составляющей боковой полосы допплеровским спектром, имеющим шумовую природу. При этом исполь­ зуются обе полосы частот любого выбранного порядка. В прежних допплеровских системах измерения скорости такое свертывание недопустимо, так как оно приводит к резкому снижению чувствительности.

Подробный анализ процесса свертывания спектра вы­ ходит за рамки данной книги.

Выбор параметров системы

М о ж н о показать, что отношение сигнал/шум при работе радио­ локатора по протяженной цели (заполняющей все сечение луча

антенны), такой как Земля,

может

быть выражено

так:

S

P/GowX-ouZE

 

N ~

16*2 cos

<]>r2NFkTB '

( 1 4 6 *

149