Файл: Инженерные изыскания в строительстве. Инженерно-геологические, геофизические и геодезические исследования [сборник].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
ратичной характеристикой влияние допплеровского эф фекта из-за движения объекта может быть устранено.
Исходя из этого, в рассматриваемой системе приме нен фазовый метод измерения высоты, основанный на измерении относительной фазы одной из боковых полос спектра частоты биений между излученным и принятым сигналами. Этот метод измерения высоты оказывается совместимым с допплеровским методом ЧМ непрерывного излучения, выбранным для измерения скорости, так как он также использует низкую частоту модуляции и боко вую полосу. Точность определения высоты в этом слу чае зависит в основном от точности измерения фазы, а ее можно измерить с очень низкой погрешностью.
Таким образом, ЧМ система с непрерывным излуче нием и фазовым методом измерения высоты и ЧМ допплеровский метод с - непрерывным излучением очень похожи и, следовательно, подходят для совместного использования в единой системе, предназначенной для одновременного измерения скорости и высоты.
В этом нетрудно убедиться, если провести матема тический анализ ЧМ РЛС с непрерывным излучением с помощью спектрального представления сигналов этой системы.
|
Представим излученный сигнал |
в |
виде |
синусоидального частот |
|||||||
но-модулированного |
колебания |
вида |
|
|
|
|
|
||||
|
|
и (/) = |
t/ sin (2я/0 < |
+ |
Р sin |
2rcFM /|, |
|134) |
||||
где |
fo — несущая |
частота |
передатчика; |
|
|
|
|
|
|||
|
Р — индекс |
модуляции передатчика; |
|
|
|
||||||
|
FM — частота |
модуляции. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Сигнал местного |
гетеродина |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
иг (t) |
= |
UT sin [2к lfQ |
+ |
fm) |
|
t + |
р sin |
2nFut], |
J135J |
|
где |
/пч — промежуточная |
частота. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Отраженный |
сигнал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"отр Ю = t/отр sin [2я (fa + |
Ы |
It — |
х) + |
Р sin |
27tFM (t — т)], |
(136); |
||||
где |
^ д — частота |
допплеровского |
сдвига |
вследствие движения |
объ |
||||||
|
екта; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2D х — время задержки сигнала д о цели и обратно, равное т = — .
с
Если подать эти три сигнала на балансный кристаллический сме ситель с квадратичной характеристикой, то на его выходе получим сложный сигнал, который после математических преобразований
Ю Н. П. Супрягэ |
145 |
м о ж н о выразить в виде ряда боковых |
полос со |
средней |
||
^о=/пч—fa- |
|
|
|
|
Jo (М) cos 2л (/ п ч — / д ) |
t. |
|
||
— J i {М) sin 2л |
Ыч — /д + |
F M (t |
— — |
|
-f- V, (УМ) sin 2л |
fill — /д — |
[t |
|
|
+ J., (М) cos 2л |
fn.4— Дц — 2 F M (/ — |
~ |
||
— J 2 ( M ) c o s 2л f n 4 - f A + 2 F u |
< - |
|
+ . |
|
г д е Л1 = 2^ sin 2л F u |
|
|
|
|
частотой
}(137)
3,
|
|
П |
|
fc"F « |
^ |
f c + F « |
f c + 2 F « |
|
|
|
|
Рис. |
74. |
Спектр |
излучаемого сигнала |
||
J-z |
|
A |
I t |
|
|
|
Л |
Л |
I |
|
|
|
|
|
|||
I |
7 |
fe"F a |
fc |
|
||||
fc-Zi * |
|
fe+PM |
fc+ZFM |
|||||
|
|
|
Рис. |
75. |
Спектр |
принимаемого |
сигнала |
f c + « fo+fwTb |
fG+fm |
fc+f„+FM |
f c + f n 4 + 2 F « |
Рис. 76. Спектр |
преобразованного |
сигнала |
146
fn4~?F « |
fan ¥м |
i'm |
fn4 + FM |
fm + 2 ' Г Л ) |
Рис. 77. Характеристика режекторного фильтра
Рис. 78. Спектр принятого сигнала на второй промежуточной ча стоте
Спектральное изображение излученного сигнала, при нятого сигнала, сигнала местного гетеродина и сигнала промежуточной частоты дается на рис. 74—78.
Измерение скорости
В спектрах сигналов, изображенных на рис. 75 и 77, гармонические боковые полосы смещены на частоту Допплера fR, обусловленную движением объекта. Кроме того, они не являются дискретными частотами, а имеют конечную ширину, шумовую структуру и почти гауссову огибающую, что сзязано с конечной шириной луча ан тенны и природой рассеяния радиоволн.
Важно также указать, что для вертолетных систем, в которых должны с высокой точностью измеряться от рицательные скорости, необходимо преобразовывать при
нимаемый |
сигнал в промежуточную частоту fn 4 , чтобы |
избежать |
потери чувствительности на частотах вблизи |
fo. Более |
того, следует вводить второе преобразование |
сигнала в промежуточную частоту fn,^, чтобы не поте рять чувствительность к направлению движения.
10* |
147 |
Для измерения скорости необходимо отфильтровать желаемую боковую полосу по частоте fm + nFM, где п — порядок боковой полосы, или по второй промежуточной частоте fU42 + nFM и подать результирующий сигнал на цепь слежения за частотой, которая будет измерять сред нее смещение или положение центра спектра fn относи тельно опорной частоты. Это смещение средней доппле ровской частоты / д будет мерой составляющей скорости объекта по направлению луча антенны на основании из вестного допплеровского равенства
k = -^-cosT , |
(138) |
где V—скорость объекта;
%— длина волны;
у— угол между вектором скорости и направле
нием оси луча антенны.
Если использовать антенну, формирующую три луча,
то три ортогональные составляющие скорости (VU — ско рость направления, Vq — боковую скорость и УЬ — верти кальную скорость) можно получить простым алгебраиче
ским |
вычислением трех допплеровских |
частот следую |
щим образом: |
|
|
|
У н = м Ь 1 - Ь з ) ; |
(139) |
|
Уб = Ы / д 1 - / д 2 ) ; |
(140) |
|
У. = М / д 2 + / д з ) . |
(141) |
где ka, |
ко и кв — постоянные величины, |
зависящие от |
длины волны излученного сигнала и взаимного положе ния лучей. В частности,
|
1 |
|
(142) |
|
4\ |
COS в COS а |
|||
|
||||
£ б = — |
1-т~. |
; |
(143) |
|
4Х COS 0 Sin а |
|
|||
к» = |
—1—, |
|
(144) |
|
|
4/. sin В |
|
|
|
где в —угол склонения лучей антенны; |
|
|||
а — проекция азимутального |
угла лучей |
антенны |
(наименьший угол между проекциями про дольной оси самолета и луча антенны на гори зонтальную плоскость).
148
Измерение высоты
Из формул (137) видно, что фаза боковых полос по лученного спектра является функцией времени задерж ки т и, следовательно, расстояния до земной поверхно сти. В частности, фаза каждой из принятых боковых
полос составляет , где п — порядок боковой по лосы. Таким образом, можно выбрать одну из боковых полос и сравнить ее фазу с' фазой модулирующего сиг нала генератора передатчика. Такое сравнение позволит
определить угол, эквивалентный Тогда наклонная
тс
дальность до земли равна г и = — . где с — скорость света. Абсолютная высота равна произведению наклонной
дальности на косинус угла отклонения луча |
а именно: |
h = racos<l>. |
(145) |
Однако боковые полосы принятого сигнала расположе ны не на частотах F M , 2FU и т. д., а смещены относитель но их на величину / д из-за движения объекта. Матема тически это показывается в формулах (137) членами
sin2jt[/n4 — fn+FK(t — и т. д., а графически — изобра
жением спектра на рис. 77 и 78.
Чтобы сместить сигналы в область частот nF^, при менен так называемый способ свертывания спектра, устраняющий одновременно влияние шума на информа цию о высоте, который возникает вследствие «размы тия» составляющей боковой полосы допплеровским спектром, имеющим шумовую природу. При этом исполь зуются обе полосы частот любого выбранного порядка. В прежних допплеровских системах измерения скорости такое свертывание недопустимо, так как оно приводит к резкому снижению чувствительности.
Подробный анализ процесса свертывания спектра вы ходит за рамки данной книги.
Выбор параметров системы
М о ж н о показать, что отношение сигнал/шум при работе радио локатора по протяженной цели (заполняющей все сечение луча
антенны), такой как Земля, |
может |
быть выражено |
так: |
S |
P/GowX-ouZE |
|
|
N ~ |
16*2 cos |
<]>r2NFkTB ' |
( 1 4 6 * |
149