ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
ка на систему вращающихся крыльчаток не действует в качестве момента внешних сил момент массового рас
хода. Отличие состоит |
лишь |
в |
повышенных показателях |
|
трения |
подвижной системы |
о |
жидкость. Как показано |
|
в (Л. |
36], уравнение |
турборасходомера удовлетворяет |
форме апериодического звена с постоянной времени, на ходящейся в обратно пропорциональной зависимости от скорости потока ѵ. В этом случае
/гпи = ю(7,ь.р + 1).
Здесь ku — коэффициент преобразования; Тк — посто янная времени:
|
Т |
7\ |
|
|
' к — |
ѵ . |
|
где Тг—-постоянная величина |
подвижной |
части расходо |
|
мера, |
определяемая геометрическими |
параметрами, |
а также параметрами измеряемого потока жидкости. Допуская, что плотность потока во время переходно
го процесса постоянна, можно отметить, что в этом слу чае любое изменение массового расхода вызовет соотвегствующее изменение скорости измеряемого потока. Это будет обусловливать изменение угловой скорости закрут ки потока. Тогда уравнение движения чувствительного элемента для расходомеров с приводом от потока, в ко торых чувствительные крыльчатки охвачены синхронно
вращающимся |
экраном |
(группа |
2, табл. 3), записыва |
||
ется: |
|
|
|
|
|
[Т\ р- + |
(Г, |
+ Т3) р + |
1 ] <р = |
k**pGm ( А . р + |
1 ) . |
Перенеся |
со в левую |
часть, |
получаем для |
приборов |
с выходным сигналом в виде At уравнение движения крыльчатки с приводом от потока:
\Т] Р- + (Tt + Т 3 ) р + 1 ] = fe**pc7 ( 7 > + 1 ).
В расходомерах групп 3—5 (табл. 3) чувствительные крыльчатки не охватываются экранами и поэтому в пе реходных режимах момент вязкого трения будет иметь знак, обратный знаку момента на пружине. Тогда
Как отмечалось выше, в таких приборах для исклю чения влияния вязкости применяются две идентичные из-
70
•мерительные крыльчатки, на которые действуют одина ковые моменты вязкого трения.
Тогда уравнение движения для первой чувствитель ной крыльчатки приборов групп 3 и 5 (табл. 3) записы вается:
[Т\ Р2 + (Т3 - Т2) р + 1 ] = k**pG ( 7 > + 1 ).
Для расходомеров, представленных в табл. 3, урав нение движения будет иметь вид:
[Т\ р- + (Tt - Т2) р + 1 ]]М = /г*у?.
В переходных режимах угловая скорость закрутки потока имеет переменную составляющую ckçldt. Это при водит к нарушению соответствия угловых скоростей пер вой чувствительной и второй крыльчаток компенсацион ных расходомеров (группы 4 и 5, табл. 3), в результате чего на компенсационную крыльчатку действует допол нительный момент:
|
Мп.с.к='ѴкС7К'фр. |
|
|
Тогда уравнение |
движения для |
компенсационной |
|
крыльчатки |
записывается в виде |
|
|
КХР* |
+ (^к, - |
Г») Р + 1 ] Тк = ^ |
Pf- |
В двух последних уравнениях все обозначения соот ветствуют ранее принятым обозначениям, но имеют ниж ний индекс «к» — компенсационная крыльчатка.
В расходомере группы 4, отмеченном звездочкой (табл. 3), рассматриваемое явление отсутствует, так как любые колебания первой крыльчатки не будут переда ваться на вторую компенсационную из-за установки раз делительной крыльчатки.
Для компенсационных кориолисовых расходомеров без учета влияния первой крыльчатки на другую уравненение можно представить в виде
Т2р1Рг + (Т* + Трз + 1) ср/2 + [ 7 > * + ( Г Р 2 +
+ ^ Р З ) Р + І ] - Н ^ Г ;
[7, ÎP3 + (?N2 + ^ ) P + l l ? = ^ .
где ф/2 = фі=ф2 .
71
При значительном отношении / Ѵ і или при закручен ном потоке на входе в первую крыльчатку коэффициент Ар будет равен для обеих крыльчаток.
Из приведенного уравнения видно, что коэффициент усиления для компенсационного расходомера будет ра вен удвоенной величине коэффициента усиления турборасходомера.
Расходомеры с чувствительными крыльчатками, сов мещенными с роторами асинхронного электропривода, образуют с динамической точки зрения особую группу приборов (группа 6, табл. 3). Их крыльчатки жестко связаны с ротором электродвигателя, приводящего крыльчатки во вращение. В этих приборах о массовом расходе судят по величине нагрузки, прикладываемой к электродвигателю. Противодействующий вращению крыльчатки момент в таких расходомерах равен сумме
момента массового |
расхода |
и |
момента |
вязкого |
трения: |
|||
|
|
МС= |
(kacG + |
KIUÙC) (1— А д ) , |
|
|||
где |
шо — синхронная угловая |
скорость |
электропривода; |
|||||
К — постоянный |
коэффициент, зависящий от геометриче |
|||||||
ских |
параметров |
ротора расходомера и R = K\i; |
\і—ко |
|||||
эффициент |
динамической |
вязкости; |
sn — скольжение |
|||||
асинхронного |
электропривода |
расходомера. |
|
Момент внешних сил, прикладываемый электродвига телем к измерительной крыльчатке расходомера, можно
выразить |
через скольжение |
|
|
|
|
||
где A'=iWH O M /sH oM- |
MB.c=k'sR, |
|
|
|
|||
|
|
|
|
записывается: |
|||
Обычное уравнение электропривода |
|||||||
|
МАХ—M |
с = J da'/dt |
|
|
|||
и, продифференцировав |
равенство |
ш = соо(1—sR), |
имеем: |
||||
Тогда |
|
da = |
—acdsa. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А'Яд — (R — |
Gk)wc(\ |
— яя ) = - |
/шс ' ^ . |
|
||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dsx |
I |
|
(R + |
Gk) CÛC |
|
k' + Ra>a + kcùaG |
dt |
~T~si— |
k' + (/? + Gk) CÛC |
* |
|||
Тогда, |
обозначив |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7CÛC |
|
rp |
|
|
|
k' +R(Ùq +[kaQG |
' |
|
|
72
записываем решение уравнения динамической характе ристики расходомера
s = sf l (l — e |
) + sH0Me |
°. |
Таким образом, постоянная времени и в этом расхо домере зависит от массового расхода, причем при увели чении расхода ее величина уменьшается. Очевидно, уве личение жесткости механической характеристики элек тропривода, т. е. рост к', улучшит динамические свойства расходомера.
В рабочем диапазоне прибора для прироста потреб ляемого тока, являющегося выходным параметром, су ществует линейная зависимость, выражаемая как Аі =
=<k'à"sn, так как Ai = k"MB,c.
Пренебрегая инерционностью электрической измери тельной части, уравнение расходомера запишется:
т A*L dt
+ д,- = k , k „ |
_(R_+GK)<Q* |
1 |
к1 + (R + GK) <ac ' |
Динамические свойства расходомеров с гистерезисны ми тормозными устройствами определяются параметра ми и динамическими характеристиками крыльчаток и ма ло отличаются от крыльчатых расходомеров, достаточно исследованных в настоящее время.
Отличительной чертой этих устройств является нали
чие увеличенной |
зоны нечувствительности |
G0. Так, рас |
ходомеры (рис. 8, ІП-1,2) представляют |
последователь |
|
ное соединение |
нелинейного и апериодического звеньев |
турбинного объемного расходомера. Нелинейное звено определяется статической характеристикой заторможен ной крыльчатки с зоной нечувствительности, зависящей от массового расхода. Массовые расходомеры на рис. 8, ІѴ-2 являются только одним нелинейным одно значным звеном с зоной нечувствительности.
Таким образом, передаточные функции основных ти пов массовых расходомеров имеют переменные и зави сящие от входной величины коэффициенты при первых производных.
Экспериментальные исследования динамических свойств разработанного автором турборасходомера [Л. 14] подтвердили изложенные положения.
Специальным устройством, имитирующим скачкооб разное воздействие на крыльчатку расходомера по мето ду, аналогичному методу Л. Л. Бошняка и А. I i . Вызова [Л. 36], чувствительной крыльчатке сообщалось возмуще ние, эквивалентное мгновенному изменению расхода от нуля до заданной величины Gx.
Величина Gx менялась от опыта к опыту. Скачкооб разное изменение расхода имитировалось так: при рабо тающем расходомере в трубопроводе устанавливался тре буемый расход Gx и чувствительная крыльчатка смеща лась на какой-то угол, регистрируемый вторичной аппа ратурой. Затем крыльчатка с помощью внешнего воздей ствия возвращалась в положение, соответствующее ну-
Рис. 16.
левому расходу, после чего внешнее воздействие мгно венно снималось и записывался переходный процесс, со
ответствующий |
перемещению |
крыльчатки |
от нулевого |
|
расхода до Gx. |
Ввиду того, что перепад давления в при |
|||
боре не зависит |
от |
углового |
положения чувствительной |
|
крыльчатки, расход |
во время |
возвращения |
крыльчатки |
|
в нулевое положение и при снятии внешнего |
воздействия |
|||
не изменялся. |
|
|
|
|
Конструкция |
устройства, имитирующего |
скачкообраз |
ное изменение расхода, - представлена иа рис. 16,а. Корпус устройства 5 фланцевым соединением крепится к патрубку 1 испытуемого расходомера. Ось 7 имеет воз можность вращения. Осевое перемещение ее осуществля ется с помощью втулки 8 и ручки 9. На оси 7 установлен эксцентричный упор 3, который в крайнем левом поло жении ручки 9 входит в зацепление с чувствительной крыльчаткой 2 расходомера. Поток жидкости выходит через отверстие 4.
Ввиду того, что поток после чувствительной крыльчат ки не закручен, наличие упора 3 в выходном патрубке
74