ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
следует, что на величину измеряемого момента не влия ют свойства жидкости и форма крыльчатки. Поскольку в этих приборах радиальное перемещение измеряемой среды совпадает и с направлением центробежных сил, то окончательное закручивание потока независимо от расположения любой частички, движущейся в крыльчат ке, производится на постоянном радиусе.
12. Температурные погрешности массовых расходомеров
Точность большинства массовых расходомеров, в ко торых применяются упругие элементы, зависит в значи тельной степени от характеристик этих элементов: пря мого и обратного упругого последствия, гистерезиса, внутреннего трения стабильности параметров в диапазо не рабочих температур.
Прямое последействие проявляется как возрастание показаний упругого измерителя при неизменной на грузке. Следствием обратного последействия является невозвращение крыльчатки ъ прежнее положение после снятия нагрузки. Известно, что последействие прямо про порционально логарифму времени, в течение которого действует нагрузка, и возрастает с ростом напряжений в материале упругого элемента. Следовательно, необхо димо понижать напряжения в упругих элементах рас ходомеров.
В связи с тем, что обратное последействие исчезает очень медленно после освобождения пружины от нагруз ки, в точных расходомерах необходимо перед измерения ми производить предварительное нагруженне н разгружение упругого элемента и новое положение крыльчатки принимать как нулевое.
Гистерезис упругих элементов является следствием отставания деформации упругого элемента от изменения действующих в нем напряжений. При надлежащем вы боре рабочих напряжений гистерезис может не превы шать 0,02—0,04% от наибольшей деформации.
Наряду с перечисленными факторами,, влияющими на стабильность показаний расходомеров, существенное влияние на работу упругих элементов приборов оказы вают колебания температуры измеряемой среды.
8* 115
Отметим две температурные погрешности расходоме ров, вызванные изменением характеристик упругих эле ментов при колебаниях температуры измеряемой среды:
1. Температурная погрешность, возникающая от измене
ния коэффициента линейного |
расширения |
упругого эле |
||||
мента |
а и обозначаемая |
ниже 5 , . |
|
|||
|
|
|
|
аг |
|
|
2. Температурная погрешность, возникающая от изме |
||||||
нения модуля упругости ßi и обозначаемая |
ниже 8 г |
|||||
Погрешность bat |
для |
расходомеров |
с измерением |
|||
расхода по углу или фазе |
(т. е. с |
синхронным приводом |
||||
крыльчаток) определяется |
по |
формуле |
|
|||
|
§ _ 3 6 0 à x , |
(ѳ, — ѳ г ) |
^QQD , |
|
||
a для |
расходомеров |
с гидроприводом |
|
|||
|
. 3 6 0 / : « ( Ѳ , _ ѳ 2 ) |
i n n o / |
|
|||
где і — число витков |
пружины. |
|
|
|||
В дифференциальных |
расходомерах крыльчатки кре |
пятся с помощью двух идентичных пружин, имеющих противоположное направление винтовой линии. Поэтому •изменение длины одной пружины будет компенсировать ся изменением длины другой. Таким образом, в этих ти
пах приборов погрешность |
будет |
отсутствовать или |
во всяком случае будет существенно |
снижена. |
Аналогично в дифференциальных расходомерах типа |
|
К-2 и К-4 с экранированным электроприводом изменение |
|
активных сопротивлений роторов и обмоток статоров бу |
|
дет идентичным при изменении температуры измеряемого |
|
потока [Л. 1J. Различие же температуры статоров |
первой |
и второй «рыльчаток за счет различной нагрузки |
не су |
щественно, так |
как |
разность |
их потоков |
незначительна |
и, кроме того, |
эти |
элементы |
интенсивно |
охлаждаются |
измеряемым потоком. |
|
|
При экспериментальных исследованиях расходомера К-2, при изменении температуры маслокеросиновой сме си от 14 до 45 °С приведенная погрешность не превыша ла ±1,5%, что не выходит за пределы значений, полу ченных при испытаниях при неизменной, температуре и разных вязкостях измеряемой среды.
116
Учитывая, что жесткость сп и наибольшее нормаль ное напряжение спиральной пружины определяют по формулам
£<*п |
и а,M a K C |
8 |
4D/rfn — 1 M |
С п = 64Dt |
7t |
D |
где ö — диаметр витков пружины, то изменение угла скручивания пружины от изменения модуля упругости запишется в виде [Л. 4]
32G» |
(г2иякс + r2 „f f l ) i |
32GCÙ ( г м а к с - , 2 ,[ ш ) і |
3 2 G m |
( 4 K C + |
h ( ѳ . - ѳ 2 ) |
' |
Ed* |
|
|
32GCO ( ^ . K c + r ^ P t (' . - ' - |
|
|
£ d * [ l - p ( |
( Ѳ , - Ѳ 2 ) ] |
Тогда приведенная погрешность принимает выраже
ния для ср:
8 _ 3 2 0 - ) ( | Д а к е + г » и ) pf ( Ѳ , - Ѳ 2 )
и для М:
8 „ — 3 2 G ( ^ K c + ' L ) P ( e . - e » )
Из приведенных выражений видно, что эта погреш ность будет возрастать по мере увеличения расхода, а в дифференциальных турборасходомерах она не исключается, так как момент массового расхода не дей ствует на компенсационные крыльчатки.
В настоящее время отечественной промышленностью для упругих элементов созданы специальные сплавы НЧ1ХТ, НЧЗХТ, ЭИ25, Н36ХП, ЭИ278, ЭИ574, Н35ХМВ,
обладающие низкими или приближающимися |
к |
нулю |
|||
температурными |
коэффициентами |
модуля |
упругости. |
||
Поэтому наиболее |
рациональной схемой массовых |
рас |
|||
ходомеров с минимальной температурной |
погрешностью |
||||
упругих элементов |
следует признать |
дифференциальные |
|||
с применением для пружин материалов, |
обладающих |
||||
нулевым коэффициентом изменения |
модуля |
упругости. |
117
В заключение рассмотрения погрешностей механиче ских массовых расходомеров приведём описание расхо домера для измерения сжиженных газов (рис. 30), разработанного в Краснодарском филиале ВНИИКАНеф-
тегаз |
В. И. Младенцевым [Л. 61]. В |
этом |
приборе |
за |
|||||||
кдс/см |
|
|
|
крутка |
потока |
произво |
|||||
|
|
|
дится на прямолопастной |
||||||||
1,0 \р |
|
|
|
||||||||
|
|
|
крыльчатке |
с |
радиаль |
||||||
0,9 |
|
|
|
ным |
выходом |
потока. Та |
|||||
|
|
|
V |
ким |
образом, |
при |
воз |
||||
0,8 |
|
|
|
можной сепарации |
потока |
||||||
|
|
|
|
газовая |
фаза |
не |
влияет |
||||
0,7 |
|
|
|
на |
погрешность |
расходо |
|||||
0.6 |
|
|
|
мера. Применение |
малых |
||||||
А |
|
|
угловых |
скоростей |
за |
||||||
0,5 |
|
|
крутки |
потока |
снижает |
||||||
|
|
|
потребление |
электроэнер |
|||||||
ОЛ |
/о |
|
|
гии |
и |
влияние |
закручи |
||||
Примой, ход |
вающей |
крыльчатки |
на |
||||||||
|
у |
||||||||||
0,3 о/ |
|
Обратный ход |
чувствительную |
|
крыль |
||||||
|
|
|
чатку, а также |
уменьша |
|||||||
0,2 |
|
|
G |
ет момент вязкого |
трения |
||||||
О |
2 |
3 |
5 кг/с |
на первой. Ввиду того что |
|||||||
|
Рис. |
31. |
|
при |
установившихся |
ре |
|||||
|
|
жимах |
работы |
|
измери |
||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
тельная |
крыльчатка |
не |
перемещается и охвачена неподвижными элементами, влияние на нее вязкого трения потока минимально. При менение на закручивающей крыльчатке закрытых кана лов существенно снижает возможные перестройки потока в этой зоне. Конструкция отличается применением маг нитной муфты и креплением измерительной крыльчатки на упругих подвесках(тройном перекрестном ленточном шарнире). Кроме того, измерение момента массового расхода производится пневмосиловым преобразователем ПП-042, который компенсирует момент массового расхо да, прикладываемый закрученным потоком к крыльчатке. Таким образом, в расходомере отсутствует упругий чув ствительный элемент, что исключает большинство темпе ратурных погрешностей измерения массовых расходов.
Расходомер рассчитан на диапазон измерения от 0,5 до 3 кг/сек и выполнен во взрывозащищениом исполне нии. Градуировочная характеристика этого прибора по казана на рис. 31,
120
ГЛАВА ПЯТАЯ1
РАСХОДОМЕРЫ С ГИСТЕРЕЗИСНЫМИ МУФТАМИ
В большинстве механических массовых расходоме ров применяются упругие элементы, которые обусловли вают погрешности измерения, зависящие от нелинейности и их характеристик, от изменения упругих свойств при изменении температуры и от упругого гистерезиса и пос ледействия. В последнее время наметилась тенденция в разработке массовых расходомеров без применения упругих элементов. В ИПУ (ТК) разработан метод, а так же .изготовлен и испытан массовый расходомер с гистере зисной муфтой, применяемой для торможения предвари тельно закрученного потока. Крыльчатку с гистерезисным тормозом при некоторых допущениях можно считать чув ствительным элементом расходомера.
Сущность метода заключается в следующем. Если на пути закрученного потока поставить прямолопаетную крыльчатку, свободно вращающуюся в подшипниках, но имеющую тормозное устройство типа гистерезисной муф ты с постоянным моментом, не зависящим от угловой скорости, то крыльчатка будет уменьшать момент коли чества движения потока на постоянную величину. Зная угловую скорость входящего потока, можно записать:
|
M = |
AG К - |
ш2) Г " а к с + Г"т |
= const, |
|
||
где Мг |
— момент гистерезисного |
тормоза; |
А — коэффи |
||||
циент, |
учитывающий |
распределение |
скоростей |
потока |
|||
в каналах крыльчатки; он — угловая |
скорость |
потока, |
|||||
поступающего |
на чувствительную |
крыльчатку; |
шг — уг |
||||
ловая |
скорость |
чувствительной крыльчатки |
или |
угловая |
скорость потока при выходе из нее; гм а кс и г м и а — соот ветственно максимальный и минимальный радиусы из мерительной крыльчатки.
Из выше приведенной формулы следует, что
1 |
г2 |
+ г 2 |
1 |
Q макс ~ |
міш д |
со, — шг |
2МГ |
или период частоты биения Т угловых скоростей входя щего и выходящего с чувствительной крыльчатки пото-
121