Файл: Ильинский В.М. Измерение массовых расходов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следует, что на величину измеряемого момента не влия­ ют свойства жидкости и форма крыльчатки. Поскольку в этих приборах радиальное перемещение измеряемой среды совпадает и с направлением центробежных сил, то окончательное закручивание потока независимо от расположения любой частички, движущейся в крыльчат­ ке, производится на постоянном радиусе.

12. Температурные погрешности массовых расходомеров

Точность большинства массовых расходомеров, в ко­ торых применяются упругие элементы, зависит в значи­ тельной степени от характеристик этих элементов: пря­ мого и обратного упругого последствия, гистерезиса, внутреннего трения стабильности параметров в диапазо­ не рабочих температур.

Прямое последействие проявляется как возрастание показаний упругого измерителя при неизменной на­ грузке. Следствием обратного последействия является невозвращение крыльчатки ъ прежнее положение после снятия нагрузки. Известно, что последействие прямо про­ порционально логарифму времени, в течение которого действует нагрузка, и возрастает с ростом напряжений в материале упругого элемента. Следовательно, необхо­ димо понижать напряжения в упругих элементах рас­ ходомеров.

В связи с тем, что обратное последействие исчезает очень медленно после освобождения пружины от нагруз­ ки, в точных расходомерах необходимо перед измерения­ ми производить предварительное нагруженне н разгружение упругого элемента и новое положение крыльчатки принимать как нулевое.

Гистерезис упругих элементов является следствием отставания деформации упругого элемента от изменения действующих в нем напряжений. При надлежащем вы­ боре рабочих напряжений гистерезис может не превы­ шать 0,02—0,04% от наибольшей деформации.

Наряду с перечисленными факторами,, влияющими на стабильность показаний расходомеров, существенное влияние на работу упругих элементов приборов оказы­ вают колебания температуры измеряемой среды.

8* 115

Отметим две температурные погрешности расходоме­ ров, вызванные изменением характеристик упругих эле­ ментов при колебаниях температуры измеряемой среды:

1. Температурная погрешность, возникающая от измене­

ния коэффициента линейного

расширения

упругого эле­

мента

а и обозначаемая

ниже 5 , .

 

 

 

 

 

аг

 

 

2. Температурная погрешность, возникающая от изме­

нения модуля упругости ßi и обозначаемая

ниже 8 г

Погрешность bat

для

расходомеров

с измерением

расхода по углу или фазе

(т. е. с

синхронным приводом

крыльчаток) определяется

по

формуле

 

 

§ _ 3 6 0 à x ,

(ѳ, — ѳ г )

^QQD ,

 

a для

расходомеров

с гидроприводом

 

 

. 3 6 0 / : « ( Ѳ , _ ѳ 2 )

i n n o /

 

где і — число витков

пружины.

 

 

В дифференциальных

расходомерах крыльчатки кре­

пятся с помощью двух идентичных пружин, имеющих противоположное направление винтовой линии. Поэтому •изменение длины одной пружины будет компенсировать­ ся изменением длины другой. Таким образом, в этих ти­

пах приборов погрешность

будет

отсутствовать или

во всяком случае будет существенно

снижена.

Аналогично в дифференциальных расходомерах типа

К-2 и К-4 с экранированным электроприводом изменение

активных сопротивлений роторов и обмоток статоров бу­

дет идентичным при изменении температуры измеряемого

потока [Л. 1J. Различие же температуры статоров

первой

и второй «рыльчаток за счет различной нагрузки

не су­

щественно, так

как

разность

их потоков

незначительна

и, кроме того,

эти

элементы

интенсивно

охлаждаются

измеряемым потоком.

 

 

При экспериментальных исследованиях расходомера К-2, при изменении температуры маслокеросиновой сме­ си от 14 до 45 °С приведенная погрешность не превыша­ ла ±1,5%, что не выходит за пределы значений, полу­ ченных при испытаниях при неизменной, температуре и разных вязкостях измеряемой среды.

116


Учитывая, что жесткость сп и наибольшее нормаль­ ное напряжение спиральной пружины определяют по формулам

£<*п

и а,M a K C

8

4D/rfn 1 M

С п = 64Dt

7t

D

где ö — диаметр витков пружины, то изменение угла скручивания пружины от изменения модуля упругости запишется в виде [Л. 4]

32G»

2иякс + r2 f f l ) i

32GCÙ ( г м а к с - , 2 ,[ ш ) і

3 2 G m

( 4 K C +

h ( ѳ . - ѳ 2 )

'

Ed*

 

32GCO ( ^ . K c + r ^ P t (' . - ' -

 

£ d * [ l - p (

( Ѳ , - Ѳ 2 ) ]

Тогда приведенная погрешность принимает выраже­

ния для ср:

8 _ 3 2 0 - ) ( | Д а к е + г » и ) pf ( Ѳ , - Ѳ 2 )

и для М:

8 „ — 3 2 G ( ^ K c + ' L ) P ( e . - e » )

Из приведенных выражений видно, что эта погреш­ ность будет возрастать по мере увеличения расхода, а в дифференциальных турборасходомерах она не исключается, так как момент массового расхода не дей­ ствует на компенсационные крыльчатки.

В настоящее время отечественной промышленностью для упругих элементов созданы специальные сплавы НЧ1ХТ, НЧЗХТ, ЭИ25, Н36ХП, ЭИ278, ЭИ574, Н35ХМВ,

обладающие низкими или приближающимися

к

нулю

температурными

коэффициентами

модуля

упругости.

Поэтому наиболее

рациональной схемой массовых

рас­

ходомеров с минимальной температурной

погрешностью

упругих элементов

следует признать

дифференциальные

с применением для пружин материалов,

обладающих

нулевым коэффициентом изменения

модуля

упругости.

117


В заключение рассмотрения погрешностей механиче­ ских массовых расходомеров приведём описание расхо­ домера для измерения сжиженных газов (рис. 30), разработанного в Краснодарском филиале ВНИИКАНеф-

тегаз

В. И. Младенцевым [Л. 61]. В

этом

приборе

за­

кдс/см

 

 

 

крутка

потока

произво­

 

 

 

дится на прямолопастной

1,0 \р

 

 

 

 

 

 

крыльчатке

с

радиаль­

0,9

 

 

 

ным

выходом

потока. Та­

 

 

 

V

ким

образом,

при

воз­

0,8

 

 

 

можной сепарации

потока

 

 

 

 

газовая

фаза

не

влияет

0,7

 

 

 

на

погрешность

расходо­

0.6

 

 

 

мера. Применение

малых

А

 

 

угловых

скоростей

за­

0,5

 

 

крутки

потока

снижает

 

 

 

потребление

электроэнер­

ОЛ

 

 

гии

и

влияние

закручи­

Примой, ход

вающей

крыльчатки

на

 

у

0,3 о/

 

Обратный ход

чувствительную

 

крыль­

 

 

 

чатку, а также

уменьша­

0,2

 

 

G

ет момент вязкого

трения

О

2

3

5 кг/с

на первой. Ввиду того что

 

Рис.

31.

 

при

установившихся

ре­

 

 

жимах

работы

 

измери­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельная

крыльчатка

не

перемещается и охвачена неподвижными элементами, влияние на нее вязкого трения потока минимально. При­ менение на закручивающей крыльчатке закрытых кана­ лов существенно снижает возможные перестройки потока в этой зоне. Конструкция отличается применением маг­ нитной муфты и креплением измерительной крыльчатки на упругих подвесках(тройном перекрестном ленточном шарнире). Кроме того, измерение момента массового расхода производится пневмосиловым преобразователем ПП-042, который компенсирует момент массового расхо­ да, прикладываемый закрученным потоком к крыльчатке. Таким образом, в расходомере отсутствует упругий чув­ ствительный элемент, что исключает большинство темпе­ ратурных погрешностей измерения массовых расходов.

Расходомер рассчитан на диапазон измерения от 0,5 до 3 кг/сек и выполнен во взрывозащищениом исполне­ нии. Градуировочная характеристика этого прибора по­ казана на рис. 31,

120



ГЛАВА ПЯТАЯ1

РАСХОДОМЕРЫ С ГИСТЕРЕЗИСНЫМИ МУФТАМИ

В большинстве механических массовых расходоме­ ров применяются упругие элементы, которые обусловли­ вают погрешности измерения, зависящие от нелинейности и их характеристик, от изменения упругих свойств при изменении температуры и от упругого гистерезиса и пос­ ледействия. В последнее время наметилась тенденция в разработке массовых расходомеров без применения упругих элементов. В ИПУ (ТК) разработан метод, а так­ же .изготовлен и испытан массовый расходомер с гистере­ зисной муфтой, применяемой для торможения предвари­ тельно закрученного потока. Крыльчатку с гистерезисным тормозом при некоторых допущениях можно считать чув­ ствительным элементом расходомера.

Сущность метода заключается в следующем. Если на пути закрученного потока поставить прямолопаетную крыльчатку, свободно вращающуюся в подшипниках, но имеющую тормозное устройство типа гистерезисной муф­ ты с постоянным моментом, не зависящим от угловой скорости, то крыльчатка будет уменьшать момент коли­ чества движения потока на постоянную величину. Зная угловую скорость входящего потока, можно записать:

 

M =

AG К -

ш2) Г " а к с + Г"т

= const,

 

где Мг

— момент гистерезисного

тормоза;

А — коэффи­

циент,

учитывающий

распределение

скоростей

потока

в каналах крыльчатки; он — угловая

скорость

потока,

поступающего

на чувствительную

крыльчатку;

шг — уг­

ловая

скорость

чувствительной крыльчатки

или

угловая

скорость потока при выходе из нее; гм а кс и г м и а — соот­ ветственно максимальный и минимальный радиусы из­ мерительной крыльчатки.

Из выше приведенной формулы следует, что

1

г2

+ г 2

1

Q макс ~

міш д

со, — шг

Г

или период частоты биения Т угловых скоростей входя­ щего и выходящего с чувствительной крыльчатки пото-

121