ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ков пропорционален |
массовому расходу: |
|||
|
|
г2 |
+ |
г2 |
T = |
G |
м а |
к „ |
'""Ли, |
где 2 — число лопастей |
крыльчатки. |
|||
Физическая сущность |
процессов в данном устройстве |
заключается в том, что постоянный гистерезисный момент заставляет все время приторможенную крыльчатку рас кручивать предварительно закрученный поток, причем при увеличении расхода вследствие постоянства момента уменьшение угловой скорости потока становится все меньшим. Таким образом, верхним пределом этих уст ройств будет возможная для измерения величина раз ности генерируемых крыльчатками частот.
Поскольку к потоку постоянно прикладывается мо мент гистерезисного тормоза, то для работоспособности расходомера на нижней точке диапазона измерения тре буется, чтобы лоток в этом случае обладал уже каким-то моментом количества движения, причем большим, чем тормозной.
Для расходомеров, у которых перед подвижными крыльчатками установлен неподвижный шнек, формаль ная нижняя точка диапазона измерения определяется следующим образом. Угловая скорость потока выража ется уравнением
|
|
|
(1): |
|
2G |
tgo |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
'иин) р50 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
где р—плотность измеряемого |
потока; |
а — угол атаки |
|||||||
лопастей |
неподвижного |
шнека; Sc — площадь |
проходно |
||||||
го сечения шнека в нормальном сечении. |
|
|
|||||||
Приравнивая |
гистерезисный |
момент |
к величине мо |
||||||
мента массового |
закрученного |
|
потока, получаем: |
||||||
м |
|
|
° г *g а |
( 4 ш с + 4 ш ) |
|
|
|||
Г |
/ |
, |
\ ( |
2 |
2 |
|
» ^ыакс |
г м в н |
\ |
|
Р Сыако "Г г ы л н ) |
I |
''макс ~ |
|
л мнн ~~z a |
COS a |
J |
откуда определяется минимальное значение измеряемого массового расхода:
|
|
2d |
|
2 |
V • ('"макс "т~ ^ыжа) ' |
_ . |
s '"мин* |
|
|
*g а ('мак + г мнн) |
|
где d — толщина |
лопасти |
в нормальном сечении. |
122
На рис. 32 показано влияние изменения плотности по тока на массовый расход G0. При уменьшении плотно сти и при тех же массовых расходах угловая скорость выходящего со шнека потока возрастает и, следователь но, при той же градуировочной характеристике расходо-
Go(ßz) Sofa)
|
Рис. 32. |
|
мера нижняя точка |
диапазона |
измерения смещается |
в сторону меньших расходов. |
|
|
Для 'расходомеров |
этого типа |
с закруткой потока |
с постоянной угловой скоростью выражения для Go не зависит от плотности потока и имеет вид:
ш Смаке + гтт>
Погрешность прибора, вызванная влиянием паразит ных моментов при максимальном расходе, определяется по формуле
|
СмамИ (''йакс + |
'мин) |
^мвмИ ('макс Н~ гмин) |
|||
_ |
2 (Мг |
+ Шъ) |
|
2^г |
|
|
|
|
Г |
А I 2 |
J_ |
2 ^ |
|
|
|
"макс-Д ^макс + |
гта> |
|
||
|
|
|
2/Мг |
|
|
|
|
|
мТ |
_, |
|
шп |
|
|
— мТ + ти |
|
|
мТ + жи |
' |
|
где SiWn — сумма |
паразитных |
|
моментов, |
действующих |
на заторможенную крыльчатку при (5Макс и максимально допустимых вязкостях измеряемого потока.
Изменение градуировочной характеристики прибора для случая изменения лишь вязкости потока определя ется по формуле
~~ Мт + Ша — Ш'„ '
123
где |
2М'п — сумма |
паразитных моментов, действующих |
при |
минимальной |
вязкости измеряемого потока. |
Очевидно, что момент вязкого трения состоит из мо ментов сил вязкого трения по наружным цилиндриче ским поверхностям и торцам вращающихся крыльчатки и тормоза и момента вязкого трения между первой и второй вращающимися крыльчатками расходомера.
Приведенные выражения показывают, что влияние вязкости в рассматриваемых приборах можно частично
Рис. 33,
снизить рациональными конструктивными мерами, а так же увеличением момента гистерезисного тормоза Мѵ.
Однако последнее решение противоречит требованию по обеспечению достаточно высокой чувствительности этих расходомеров:
|
А (г2 |
+ |
г2 ) |
|
С |
У макс ~ |
мин' |
|
|
Из этого выражения видно, что с понижением |
тормоз |
|||
ного гистерезисного |
момента |
чувствительность |
таких |
|
приборов повышается. |
|
|
|
|
Таким образом, получается достаточно противоречи |
||||
вое условие: повышение |
чувствительности возможно |
лишь до пределов, когда влияние вязкости не будет пре вышать допустимую погрешность измерения.
На рис. 33,а показана конструкция разработанного автором расходомера с гистерезисиой муфтой. В корпусе прибора 2 последовательно по потоку расположены не подвижный шнек 1, прямолопастная свободно вращаю щаяся крыльчатка 3, прямолопастная крыльчатка 4, при тормаживаемая гистерезисным устройством 5, который
124
состоит из экранированного неподвижного электромагни та постоянного тока и жестко связанного с крыльчаткой
ротора гистерезисного |
электродвигателя. |
На корпусе |
|||||||
расположены магнитоиндукционные узлы 6 и 7. |
|||||||||
На рис. 34 показаны градуировочные характеристики |
|||||||||
этого |
расходомера |
|
при |
то |
|
|
|
||
ках, |
потребляемых |
гистере- |
|
Расчетная |
|
||||
зисной муфтой, |
равных |
400 |
ОМ |
характеристика |
|||||
и 600 |
ма. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведенные |
исследова |
|
|
|
|||||
ния |
показали, |
что |
макси |
0,01 |
|
|
|||
мальная |
приведенная |
по |
|
|
|||||
грешность |
измерения |
расхо |
|
Эксперимент |
|||||
да воды не превышает 1%. |
|
|
|
||||||
На рис. 33,6 показан ша |
|
|
кг/с |
||||||
риковый массовый |
расходо |
|
Рис. |
34. |
|||||
мер, |
реализующий |
|
рассма |
|
триваемый метод, в котором
шарик 1 вращается свободно, а второй шарик 3 притор маживается с постоянным моментом Мг магнитным устройством 4. Торможение шарика вызывает некоторую раскрутку потока и период Т частоты биений двух ча стот fi и /г, генерируемых шариками в магиитоиндукционных преобразователях 2 и 5, пропорционален вели чине массового расхода:
G = K 1 = K , ^ - ^ = K J \
7 . - Л
где
Здесь Пз-—число зубьев звездочки магнитоиндукционного преобразователя; k — коэффициент пропорциональ ности.
При измерении больших расходов постоянный мо мент может оказаться недостаточным для получения необходимой чувствительности. В этом случае для рассматривемых приборов возможно применение компенса ционной схемы измерения, т. е. с регулируемым тормоз ным моментом:
G = K3MTT,
где Кз и Т — постоянные величины.
Для4 реализации последней зависимости необходимо применение управляющей схемы, которая регулирует потребляемый ток тормозной системы в зависимости от
125
периода биений частот, генерируемых в магнитоиндукционных узлах. Величина потребляемого тока будет ме рой массового расхода.
В качестве примера на рис. 35 представлены струк турные схемы измерения разности частот, генерируемых крыльчатками. Первое устройство (рис. 35,а) содержит
синхронизатор |
С |
двух независимых |
последовательно |
|
стей импульсов |
fi и f% обеспечивающий |
привязку частот |
||
во времени, расширитель импульсов Р, |
схему запрета |
И, |
||
формирователи |
F\ |
и F% и схему временной задержки |
D. |
|
Каждый импульс |
частоты f\ вызывает |
появление на |
вы- |
Рис. 35.
ходе синхронизатора импульса, совпадающего во време ни с ближайшим последующим импульсом частоты /г- Синхронизированный импульс через расширитель Р по ступает на вход схемы запрета, на второй вход которой через схему задержки D и формирователь Fz подаются импульсы с частотой /г- Параметры схемы задержки и расширителя выбираются таким образом, чтобы импуль сы последовательности /і, прошедшие через С и Р на вход схемы запрета, перекрывали во времени те же им пульсы последовательности fz прошедшие через схему задержки D и формирователь Fz на второй вход схемы запрета. Импульсы на выходе схемы запрета появляют ся при приходе импульсов только на ее второй вход и отсутствуют при одновременном появлении импульсов на обоих входах. Таким образом, на второй вход схемы запрета поступают импульсы с частотой /2, а на первый, являющийся входом запрета, поступают импульсы с ча-
126
стотой следования fi, каждый из которых привязан во времени к одному из импульсов последовательности /г и запрещает прохождение этого импульса на выход схе мы запрета. В результате на выходе появляются им
пульсы, следующие |
с разностной |
частотой |
Af=fa—fi, |
а в случае равенства |
частот /ч и f2 |
сигнал на |
выходе |
схемы запрета отсутствует. Схема обеспечивает получе ние разностной частоты А/ при условии
Описанное устройство выделения разностной частоты двух последовательностей импульсов не является един ственно возможным решением. На рис. 35,6 приведена схема устройства, в котором в качестве синхронизатора используется триггер 7і со входами установки 0 и /, а также двухвходовая схема И запрета и формирова тели F s и F;,.
В нормальном положении триггер находится в состоя нии 0. При этом на один из входов схемы И поступает сигнал запрета и ни один из импульсов частоты fi, дей ствующих на ее второй вход, не запускает формирова тель F3 и, следовательно, не проходит на вход схемы запрета. После прихода в любой момент времени им пульса частоты f\ триггер переходит в состояние /, в ре зультате чего очередной импульс частоты fi проходит через схемы И и вызывает срабатывание заторможенно го блокинг-генератора, используемого в качестве фор мирователя Рз- Импульс с выхода поступает на вход схемы запрета. Этот же импульс возвращает Т в состоя ние 0 и тем самым отключает схему И до прихода сле дующего импульса частоты /ч. В остальном работа этой схемы аналогична работе схемы по рис. 35,а [Л. 45]. На ряс. 35,в показана простейшая схема вычитания, рассчи танная на работу с регулярно распределенными импуль сами. Две последовательности импульсов ni и п% прохоходящие через формирующие каскады F5 и fe, поступают на триггер Т% с раздельным запуском. Триггер управля ет ключом К так, что после воздействия на 7% очередно го сигнала из последовательности nz ключ К пропускает на выход импульсы /ІІ. Второе состояние триггера, воз никающее после действия сигнала из последовательности «2, соответствует запиранию ключа. Таким образом, после действия на триггер импульса п% следующий за «им им пульс из последовательности щ не проходит на выход системы. Если ti\>n% и обе последовательности регуляр ны, то число импульсов на выходе равно гі\—п% [Л. 46].
127