Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

m от 0,0 до 0,9 г (через 0,1 г) . Результат измерения определяется суммой двух чисел, найденных по обеим таблицам .

Результаты проведенного исследования показали, что дистанци­ онный прибор д л я измерения массы жидкости в резервуарах позво­ ляет упростить процесс измерения, уменьшить трудоемкость изме­ рительных операций и повысить точность измерения.

Применение описанного прибора позволяет уменьшить погреш­

ность определения массы

жидкостей

в

резервуарах

(включая по­

грешность калибровки резервуара) до

0,3—0,5% от

измеряемого

количества, а время измерения до 2—3

 

мин.

 

ОБРАЗЦОВЫЕ ГРУЗОПОРШНЕВЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ

 

ДИНАМОМЕТРЫ (СИЛОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ)

 

Д л я поверки образцовых

пружинных

 

динамометров

3-го разряда

класса 0,5 применяются

образцовые

стационарные

динамометры

2-го разряда класса 0,2.

 

 

 

 

V///////,

Рис. 45. Принципиальная схема грузопоршневого

 

 

 

динамометра

(сжатия) :

 

 

 

/ — поверяемым

динамометр;

2 — цилиндр силовой пары;

 

 

3 — неподвижный

(направляющий) поршень;

4 — рабочая

 

 

жидкость;

5 — силовоЛ поршень;

6 — грузы;

7 — маномет­

 

 

рический

поршень;

S — цилиндр

манометрический порш-

 

 

 

 

 

невой

 

пары

 

 

 

Стационариые динамометры

по

принципу

действия

делятся на

две группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р ы ч а ж н ы е , построенные по принципу непосредственной

нагруз­

ки с применением простого

рычага,

и грузопоршневые

неуплот­

ненными п о р ш н я м и ) , построенные

по схеме гидравлического муль­

типликатора . Верхние пределы

измерения

выпускаемых

в С С С Р

106


•стационарных р ы ч а ж н ы х динамометров

5 и 100 т с * . Они громоздки

и имеют ряд других недостатков.

 

Значительным преимуществом перед

рычажными динамометра ­

ми обладают грузопоршневые динамометры, применяемые в метро­

логических институтах и Л Г Н , а т а к ж е

на некоторых

предприятиях

других

ведомств. Габаритные

размеры

и вес этих приборов

значи­

тельно

меньше, чем рычажных

динамометров . Кроме

того,

они де­

шевле в изготовлении, точность их превосходит точность рычажных динамометров и они значительно удобнее в работе. В частности, при поверке пружинного динамометра прибор обслуживается од­ ним оператором.

В основу грузопоршневых динамометров положены схемы, раз ­

работанные

во В Н И И Г К

[44, 45, 46 и 58].

 

 

 

 

Д и н а м о м е т р

(рис. 45)

состоит

из силовой

 

поршневой

группы,

соединенной

с

манометрической

поршневой

парой маслопроводом .

Силовую

группу составляют

неподвижный

(направляющий) пор­

шень, жестко соединенный со станиной, и

в р а щ а ю щ и й с я

(разгру­

женный)

цилиндр. Манометрическая пара

состоит из в р а щ а ю щ е г о ­

ся поршня

с грузоприемный

устройством

и

неподвижного ци­

линдра .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давление,

создаваемое

манометрическим

поршнем

и грузом,

действуя на силовой поршень, создает силу, во столько раз большую

веса поршня

и грузов, во сколько площадь

силового

поршня боль­

ше площади манометрического поршня.

 

 

 

 

В настоящее время

в поверочных

учреждениях

нашей

страны

применяются

образцовые грузопоршневые

стационарные

динамо ­

метры 2-го разряда

с диапазоном

измеряемых усилий 0—600 тс.

Образцовый грузопоршневой

стационарный

 

 

 

 

динамометр ДСГ-50 ** 2-го разряда

 

 

 

 

 

 

с неуравновешенным поршнем

 

 

 

 

 

 

Д и н а м о м е т р ы

ДГС - 50

разработаны

во

В Н И И Г К

в 1949—1950 гг.

[44]. Они предназначены дл я градуировки и поверки

переносных ди­

намометров

3-го

р а з р я д а

с верхними

пределами измерения

10—50 тс, работающих

на растяжение и сжатие, а т а к ж е для повер­

ки других переносных

силоизмерительных устройств, предел допу­

скаемой погрешности

которых не

менее 0,5%

от измеряемой ве-

.личины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д и н а м о м е т р

ДСГ - 50

(рис. 46)

относится к

 

группе

приборов

с неуравновешенными

поршнями . М и н и м а л ь н а я

сила, воспроизво­

д и м а я и измеряемая

динамометром,

определяется весом

силового

поршня и связанных с ним деталей.

 

 

 

 

 

Д и н а м о м е т р

состоит

из станины,

силовой

и

манометрической

поршневых групп и вспомогательных

узлов.

 

 

 

*1 тс = 9,80665 • 103 Н.

**В связи с распространением термина «образцовые силоизмернтельные ма­ шины», динамометры ДСГ-50 и ДОГ-10 иногда называют ОСМ-50 и ОСМ-10.

107


М а н о м е т р и ч е с к ую группу

составляют

поршень,

расположенный

в цилиндре, установленном на прозрачной

разделительной камере

(на схеме

не п о к а з а н а ) ,

механический

нагрузчик и

комплект

грузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Силовая

группа состоит

из направляющего

(неподвижного)

поршня,

закрепленного

на

траверсе н

«силового»

(подвижного)

поршня,

расположенного

во

в р а щ а ю щ е м с я

цилиндре.

Реверсор,

 

 

Ю

И

12

 

 

 

 

Рис. 46.

Схема грузопоршисвого

динамометра ДСГ-50:

 

/ — основание;

2

домкрат:

3

скоба

с

роликом;

4 — силовой поршень;

5 — направляющий

поршень;

6,

12 — траверса; 7,

/ / — катковая

опора;

6' — поверяемый динамометр

сжатия; 9 — поверяемый динамометр

растя­

жения;

10 — гриб;

13 — стойка;

14 — захваты; /5 — реверсор; 16, IS,

21 —

вентили;

17 — манометрическая

группа

(механический нагрузчик);

19 —

 

насос;

20 — цилиндр силовой

пары; 22 — бачок

 

 

предназначенный для передачи создаваемой прибором силы пове­ ряемым динамометрам, соединяется с силовым поршнем с по­ мощью шарового шарнира, находящегося в центре поршня. Дина ­

мометр смонтирован на основании, стойках

и траверсах .

Д л я под­

д е р ж а н и я силового поршня (при отсутствии

поверяемого

дифмано -

метра) служит домкрат . Д а в л е н и е в поршневых

парах

создается

с помощью насоса. Д л я слива жидкости

служит

бачок.

Силовой

поршень удерживается от вращения тягой

со скобой, упирающейся

с помощью ролика в стойку. Поверяемый

динамометр растяжения

108


с помощью гриба и захвата устанавливается в верхней части при­ бора, динамометр с ж а т и я — м е ж д у нижней траверсой и реверсом.

Поверяемые динамометры сжатия с целью их самоцентрирова ­ ния устанавливаются на катковую опору. К а т к о в а я опора состоит из трех плит со шлифованными поверхностями, между которыми расположены две обоймы с роликами . Оси вращения роликов в обоих обоймах располагаются взаимно перпендикулярно, что обе­ спечивает свободное перемещение динамометра в горизонтальной плоскости в любом направлении. Аналогичная по принципу дейст­ вия катковая опора расположена между траверсой и грибом, чем обеспечивается самоцентровка динамометра растяжения .

Катковые

опоры,

разработанные

 

 

 

 

 

 

 

в М Г И М И П

[44] и

примененные

в

 

 

 

 

!

 

 

ДСГ - 50 и в

других

отечественных

 

 

 

 

 

 

 

грузопоршневых

 

динамометрах,

 

 

 

 

 

 

 

обеспечивают

передачу

измеряемой

 

 

 

 

 

 

 

силы поверяемому

динамометру

в

 

 

 

 

 

 

 

направлении,

совпадающем

с

его

 

 

 

 

 

 

 

осью симметрии,

независимо

от

по­

 

 

 

 

 

 

 

л о ж е н и я поверяемого

динамометра

 

 

 

 

 

 

 

на опорной плите и от точности ус­

 

 

 

 

 

 

 

тановки опорной

плиты

по отноше­

 

 

 

 

 

 

 

нию к оси поршня [45].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механический

нагрузчик *

состо­

 

 

 

 

 

 

 

ит из грузодержателя,

выполненно­

 

 

 

 

 

 

 

го в виде двух колец, кольца

соеди­

 

 

 

 

I

 

 

нены между собой тремя вертикаль ­

 

 

 

 

 

 

 

ными планками с отверстиями, шаг

Рис. 47.

Схема

цилиндра

с ради­

которых соответствует

высоте

к а ж ­

альным противодавлением

(первый

дого груза.

Грузы

располагаются

 

 

 

вариант)

 

 

на неподвижной подставке и подве­

 

 

 

 

 

 

 

шиваются

в нужном

количестве

к

планкам

грузодержателя с по­

мощью штырей.

Грузодержатель

соединяется

с

грузоприемным

диском поршня с помощью байонетного

з а м к а .

 

 

 

 

Вес поршня с закрепленным на нем диском

соответствует

(с уче­

том веса силового поршня и реверсора)

силе

1 тс, создаваемой ди­

намометром .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вес г р у з о д е р ж а т е л я

равен

весу одного груза,

соответствующего

измеряемой силе 4 тс.

М а л ы е

грузы

н а к л а д ы в а ю т с я вручную на

грузоприемный диск поршня (сверху) .

 

 

 

 

 

 

В силовой паре динамометра использован цилиндр с противо­

давлением

(рис. 47),

что

обеспечивает

постоянство ширины з а з о р а

м е ж д у силовым поршнем

и цилиндром

при

повышении

давления,

и в результате лишь

незначательное

увеличение

расхода

жидкости

через зазоры при создании усилий, близких к верхнему пределу из­ мерения.

* Конструкция разработана К. И. Перчихиным н И. К. Плявенек (ВНИИГК).

109