Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
m от 0,0 до 0,9 г (через 0,1 г) . Результат измерения определяется суммой двух чисел, найденных по обеим таблицам .
Результаты проведенного исследования показали, что дистанци онный прибор д л я измерения массы жидкости в резервуарах позво ляет упростить процесс измерения, уменьшить трудоемкость изме рительных операций и повысить точность измерения.
Применение описанного прибора позволяет уменьшить погреш
ность определения массы |
жидкостей |
в |
резервуарах |
(включая по |
грешность калибровки резервуара) до |
0,3—0,5% от |
измеряемого |
||
количества, а время измерения до 2—3 |
|
мин. |
|
|
ОБРАЗЦОВЫЕ ГРУЗОПОРШНЕВЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ |
|
|||
ДИНАМОМЕТРЫ (СИЛОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ) |
|
|||
Д л я поверки образцовых |
пружинных |
|
динамометров |
3-го разряда |
класса 0,5 применяются |
образцовые |
стационарные |
динамометры |
|
2-го разряда класса 0,2. |
|
|
|
|
V///////,
Рис. 45. Принципиальная схема грузопоршневого |
|
|
|||||||
|
динамометра |
(сжатия) : |
|
|
|
||||
/ — поверяемым |
динамометр; |
2 — цилиндр силовой пары; |
|
|
|||||
3 — неподвижный |
(направляющий) поршень; |
4 — рабочая |
|
|
|||||
жидкость; |
5 — силовоЛ поршень; |
6 — грузы; |
7 — маномет |
|
|
||||
рический |
поршень; |
S — цилиндр |
манометрический порш- |
|
|
||||
|
|
|
невой |
|
пары |
|
|
|
|
Стационариые динамометры |
по |
принципу |
действия |
делятся на |
|||||
две группы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р ы ч а ж н ы е , построенные по принципу непосредственной |
нагруз |
||||||||
ки с применением простого |
рычага, |
и грузопоршневые |
(с |
неуплот |
|||||
ненными п о р ш н я м и ) , построенные |
по схеме гидравлического муль |
||||||||
типликатора . Верхние пределы |
измерения |
выпускаемых |
в С С С Р |
106
•стационарных р ы ч а ж н ы х динамометров |
5 и 100 т с * . Они громоздки |
и имеют ряд других недостатков. |
|
Значительным преимуществом перед |
рычажными динамометра |
ми обладают грузопоршневые динамометры, применяемые в метро
логических институтах и Л Г Н , а т а к ж е |
на некоторых |
предприятиях |
|||
других |
ведомств. Габаритные |
размеры |
и вес этих приборов |
значи |
|
тельно |
меньше, чем рычажных |
динамометров . Кроме |
того, |
они де |
шевле в изготовлении, точность их превосходит точность рычажных динамометров и они значительно удобнее в работе. В частности, при поверке пружинного динамометра прибор обслуживается од ним оператором.
В основу грузопоршневых динамометров положены схемы, раз
работанные |
во В Н И И Г К |
[44, 45, 46 и 58]. |
|
|
|
|
||||
Д и н а м о м е т р |
(рис. 45) |
состоит |
из силовой |
|
поршневой |
группы, |
||||
соединенной |
с |
манометрической |
поршневой |
парой маслопроводом . |
||||||
Силовую |
группу составляют |
неподвижный |
(направляющий) пор |
|||||||
шень, жестко соединенный со станиной, и |
в р а щ а ю щ и й с я |
(разгру |
||||||||
женный) |
цилиндр. Манометрическая пара |
состоит из в р а щ а ю щ е г о |
||||||||
ся поршня |
с грузоприемный |
устройством |
и |
неподвижного ци |
||||||
линдра . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление, |
создаваемое |
манометрическим |
поршнем |
и грузом, |
действуя на силовой поршень, создает силу, во столько раз большую
веса поршня |
и грузов, во сколько площадь |
силового |
поршня боль |
|||||||
ше площади манометрического поршня. |
|
|
|
|
||||||
В настоящее время |
в поверочных |
учреждениях |
нашей |
страны |
||||||
применяются |
образцовые грузопоршневые |
стационарные |
динамо |
|||||||
метры 2-го разряда |
с диапазоном |
измеряемых усилий 0—600 тс. |
||||||||
Образцовый грузопоршневой |
стационарный |
|
|
|
|
|||||
динамометр ДСГ-50 ** 2-го разряда |
|
|
|
|
|
|
||||
с неуравновешенным поршнем |
|
|
|
|
|
|
||||
Д и н а м о м е т р ы |
ДГС - 50 |
разработаны |
во |
В Н И И Г К |
в 1949—1950 гг. |
|||||
[44]. Они предназначены дл я градуировки и поверки |
переносных ди |
|||||||||
намометров |
3-го |
р а з р я д а |
с верхними |
пределами измерения |
10—50 тс, работающих |
на растяжение и сжатие, а т а к ж е для повер |
ки других переносных |
силоизмерительных устройств, предел допу |
скаемой погрешности |
которых не |
менее 0,5% |
от измеряемой ве- |
|||||
.личины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д и н а м о м е т р |
ДСГ - 50 |
(рис. 46) |
относится к |
|
группе |
приборов |
||
с неуравновешенными |
поршнями . М и н и м а л ь н а я |
сила, воспроизво |
||||||
д и м а я и измеряемая |
динамометром, |
определяется весом |
силового |
|||||
поршня и связанных с ним деталей. |
|
|
|
|
|
|||
Д и н а м о м е т р |
состоит |
из станины, |
силовой |
и |
манометрической |
|||
поршневых групп и вспомогательных |
узлов. |
|
|
|
*1 тс = 9,80665 • 103 Н.
**В связи с распространением термина «образцовые силоизмернтельные ма шины», динамометры ДСГ-50 и ДОГ-10 иногда называют ОСМ-50 и ОСМ-10.
107
М а н о м е т р и ч е с к ую группу |
составляют |
поршень, |
расположенный |
|||||
в цилиндре, установленном на прозрачной |
разделительной камере |
|||||||
(на схеме |
не п о к а з а н а ) , |
механический |
нагрузчик и |
комплект |
||||
грузов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Силовая |
группа состоит |
из направляющего |
(неподвижного) |
|||||
поршня, |
закрепленного |
на |
траверсе н |
«силового» |
(подвижного) |
|||
поршня, |
расположенного |
во |
в р а щ а ю щ е м с я |
цилиндре. |
Реверсор, |
|||
|
|
Ю |
И |
12 |
|
|
|
|
Рис. 46. |
Схема грузопоршисвого |
динамометра ДСГ-50: |
|
|||||||
/ — основание; |
2— |
домкрат: |
3— |
скоба |
с |
роликом; |
4 — силовой поршень; |
|||
5 — направляющий |
поршень; |
6, |
12 — траверса; 7, |
/ / — катковая |
опора; |
|||||
6' — поверяемый динамометр |
сжатия; 9 — поверяемый динамометр |
растя |
||||||||
жения; |
10 — гриб; |
13 — стойка; |
14 — захваты; /5 — реверсор; 16, IS, |
21 — |
||||||
вентили; |
17 — манометрическая |
группа |
(механический нагрузчик); |
19 — |
||||||
|
насос; |
20 — цилиндр силовой |
пары; 22 — бачок |
|
|
предназначенный для передачи создаваемой прибором силы пове ряемым динамометрам, соединяется с силовым поршнем с по мощью шарового шарнира, находящегося в центре поршня. Дина
мометр смонтирован на основании, стойках |
и траверсах . |
Д л я под |
||
д е р ж а н и я силового поршня (при отсутствии |
поверяемого |
дифмано - |
||
метра) служит домкрат . Д а в л е н и е в поршневых |
парах |
создается |
||
с помощью насоса. Д л я слива жидкости |
служит |
бачок. |
Силовой |
|
поршень удерживается от вращения тягой |
со скобой, упирающейся |
|||
с помощью ролика в стойку. Поверяемый |
динамометр растяжения |
108
с помощью гриба и захвата устанавливается в верхней части при бора, динамометр с ж а т и я — м е ж д у нижней траверсой и реверсом.
Поверяемые динамометры сжатия с целью их самоцентрирова ния устанавливаются на катковую опору. К а т к о в а я опора состоит из трех плит со шлифованными поверхностями, между которыми расположены две обоймы с роликами . Оси вращения роликов в обоих обоймах располагаются взаимно перпендикулярно, что обе спечивает свободное перемещение динамометра в горизонтальной плоскости в любом направлении. Аналогичная по принципу дейст вия катковая опора расположена между траверсой и грибом, чем обеспечивается самоцентровка динамометра растяжения .
Катковые |
опоры, |
разработанные |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
в М Г И М И П |
[44] и |
примененные |
в |
|
|
|
|
! |
|
|
|||||
ДСГ - 50 и в |
других |
отечественных |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
грузопоршневых |
|
динамометрах, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
обеспечивают |
передачу |
измеряемой |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
силы поверяемому |
динамометру |
в |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
направлении, |
совпадающем |
с |
его |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
осью симметрии, |
независимо |
от |
по |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
л о ж е н и я поверяемого |
динамометра |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
на опорной плите и от точности ус |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
тановки опорной |
плиты |
по отноше |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
нию к оси поршня [45]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Механический |
нагрузчик * |
состо |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ит из грузодержателя, |
выполненно |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
го в виде двух колец, кольца |
соеди |
|
|
|
|
I |
|
|
|||||||
нены между собой тремя вертикаль |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ными планками с отверстиями, шаг |
Рис. 47. |
Схема |
цилиндра |
с ради |
|||||||||||
которых соответствует |
высоте |
к а ж |
альным противодавлением |
(первый |
|||||||||||
дого груза. |
Грузы |
располагаются |
|
|
|
вариант) |
|
|
|||||||
на неподвижной подставке и подве |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
шиваются |
в нужном |
количестве |
к |
планкам |
грузодержателя с по |
||||||||||
мощью штырей. |
Грузодержатель |
соединяется |
с |
грузоприемным |
|||||||||||
диском поршня с помощью байонетного |
з а м к а . |
|
|
|
|
||||||||||
Вес поршня с закрепленным на нем диском |
соответствует |
(с уче |
|||||||||||||
том веса силового поршня и реверсора) |
силе |
1 тс, создаваемой ди |
|||||||||||||
намометром . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вес г р у з о д е р ж а т е л я |
равен |
весу одного груза, |
соответствующего |
||||||||||||
измеряемой силе 4 тс. |
М а л ы е |
грузы |
н а к л а д ы в а ю т с я вручную на |
||||||||||||
грузоприемный диск поршня (сверху) . |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
В силовой паре динамометра использован цилиндр с противо |
|||||||||||||||
давлением |
(рис. 47), |
что |
обеспечивает |
постоянство ширины з а з о р а |
|||||||||||
м е ж д у силовым поршнем |
и цилиндром |
при |
повышении |
давления, |
|||||||||||
и в результате лишь |
незначательное |
увеличение |
расхода |
жидкости |
через зазоры при создании усилий, близких к верхнему пределу из мерения.
* Конструкция разработана К. И. Перчихиным н И. К. Плявенек (ВНИИГК).
109