Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

0,09

< / '

<

0,81

см.

 

 

 

 

 

 

Ясно, что полученное значение V для прибора, построенного по

схеме, которая

изображена

на рис. 1, практически

не

 

могло

быть

осуществлено. Поэтому профиль к а н а л а

цилиндра

был

несколько

изменен и принял вид, по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

казанный на рис. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И з

рисунка

видно,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к а н а л цилиндра

выполнен

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

в виде двух узких кольце­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вых

выступов с

расточкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м е ж д у

ними.

 

Ширина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к а ж д о г о

выступа

рабоче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го эталона

принята

рав­

 

 

 

 

 

m

 

 

 

 

 

ной 0,25 см, т а к

что

о б щ а я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длина

/'

рабочей

 

части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цилиндра

о к а з а л а с ь

в тре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

буемых пределах. Рас ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стояние между

кольцевы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми

выступами

 

принято

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

равным 6 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такой

профиль

к а н а л а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цилиндра

составляет

один

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из отличительных

призна­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ков

 

конструктивной

схе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мы

грузопоршневого

ма­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нометра,

 

предложенной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автором [15] и положенной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в основу

большой

группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузопоршневых

 

прибо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ров,

 

разработанных

во

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Н И И Г К .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий

эталон

избы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

точного давления с верх­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ним пределом

измерения

Рис. 3. Конструктивная схема профиля кана­

6 кгс/см 2

имеет

следую­

ла цилиндра рабочего эталона избыточного

щую

 

характеристику:

 

давления

с

верхним

 

пределом

измерения

 

 

 

 

 

 

 

6 кгс/см2 :

 

 

 

 

пределы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ — поршень:

2 — ц и л и н д р ; 3 — откидная

рамка

измере­

 

 

 

 

 

 

 

ограничителя хода

поршня;

4 — ролик

 

ния

 

0,4—6 кгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

номинальное значение приведенной

площади

 

1 СМ2

 

поршня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

номинальное значение массы подвижной ча­

 

 

 

 

 

сти

(поршня и связанных с ним

деталей)

 

 

 

0,4

кг,

 

рабочая

жидкость — смесь:

50%

керосина

и

50%

трансформа ­

торного

масла .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

комплект

рабочего эталона

входит

набор

из 10 грузов мас­

сой

по 1 кг,

2 груза

массой

по

0,5

кг

и 8 грузов

массой

по 0,1

кг.

23


М а с са грузов соответствует номинальным значениям с откло­

нением, не превышающим

± 0 , 0 0 2 % .

 

 

 

 

В комплект входят

т а к ж е 3 тарировочных

груза, применяемых

при поверке манометров МП - 6 и МП-2,5

1-го

р а з р я д а :

2 —

массой

по 0,6 кг и 1 — массой

0,9

кг.

 

 

 

 

Рабочий эталон избыточного давления

 

 

 

 

с верхним пределом измерения 600 кгс/см2

 

 

 

 

Работы по созданию

рабочего эталона

избыточного

давления

с верхним пределом измерения 600 кгс/см 2

проводились

во В Н И И М

под руководством П. В. Индрика .

 

 

 

 

В основу конструкции

рабочего эталона была положена

схема,

ранее предложенная П. В. Индриком и реализованная им в образ ­

цовых манометрах И-500 и И-2000, выпускавшихся до

1957 г. Д а н ­

ная

схема принципиально отличается

от

схем, показанных на

рис. 1 и 3, способом передачи нагрузки

на поршень,

обусловлен­

ным

необходимостью создания и измерения

больших

давлений.

Рис. 4.

Конструктивная

схема ра­

Рис. 5.

Переходник

для

уста­

бочего эталона избыточного

давле­

новки

по

уровню

(отвесу)

ма­

нометра

с

верхними пределами

ния с верхним пределом измерения

измерения

600 и 2500 кгс/см2

600 кгс/см2 ,

дополненная опорной

 

 

штангой:

 

 

 

 

 

 

 

 

/ — поршень;

— отвес;

5 — о п о р н а я

 

 

 

 

 

 

штанга;

4 — шариковые

подшипники;

 

 

 

 

 

 

5—грузы;

6 — грузопрнемнып

стакан;

 

 

 

 

 

 

7 — шариковыіі подпятник

24


К ак следует из формулы (1.9), для повышения верхнего преде­ ла измерения грузопоршневого манометра необходимо или увели­ чить вес G грузов или уменьшить приведенную площадь F порш­ ня. При создании манометров И-500 и И-2000 и позднее при раз ­ работке рабочего эталона с верхним пределом измерения 600 кгс/см2 П. В. Индрик пошел по пути увеличения веса грузов и одновременно уменьшения площади поршня. Однако при этом во

избежание порчи

поршня (диаметр поршня в манометрах

И-500 и

И-2000 составлял

около 2,5 мм) потребовалось дополнить

конст­

рукцию промежуточным звеном — опорной штангой, расположен ­

ной м е ж д у грузоприемным стаканом

и поршнем

(рис. 4) . Д л я при­

дания штанге строго вертикального

положения

ее помещают внут­

ри

грузоприемного стакана между

двумя

опорными ш а р и к а м и ,

а

грузоприемный стакан с н а б ж а ю т

двумя

шариковыми подшипни­

ками, центрирующими стакан относительно корпуса.

Применение шариковых подшипников и опорной штанги обес­ печило возможность передачи нагрузки на поршень в строго осе­ вом направлении и с минимальными потерями на трение.

П р и разработке конструкции рабочего эталона с верхним пре­ делом измерения 600 кгс/см 2 было признано целесообразным при­ нять за основу конструкцию разработанного ранее манометра МП-2500 (с верхним пределом измерения 2500 кгс/см 2 ), изменив лишь размеры поршня. В результате диаметр поршня был принят

равным 0,5 см (F^0,2 см 2 ) , т. е. вдвое больше, чем у манометра

МП-2500. Д л и н а рабочей части цилиндра

принята

равной 5 см, ши­

рина зазора — 3 мкм.

 

 

Грузоприемное устройство выполнено

в виде

стакана диамет­

ром 50 мм с толщиной стенки 3 мм, высотой около 250 мм и с внеш­ ним кольцевым выступом в нижней части трубы для размещения грузов.

Рабочий эталон с верхним пределом

измерения 600 кгс/см2

имеет

следующую

характеристику:

 

 

 

 

 

 

пределы

измерения

 

 

 

60—600

кгс/см2 ,

номинальное значение

приведенной

площади

 

 

 

поршня

 

 

 

 

0,2 см2 ,

 

 

номинальное значение массы подвижной ча­

 

 

 

сти (поршень, опорная штанга, опорные ша­

 

 

 

рики, грузоприемный

стакан)

 

 

2,5 кг.

 

 

В комплект рабочего

эталона

входит

набор

грузов

массой

152 кг: 28 грузов массой

по 5 кг, 4 груза массой

по 2 кг, 2

груза

массой по

1 кг, 3 груза

массой

по 0,5 кг

и 2 груза

массой по

0,25 кг. Масса грузов соответствует номинальным значениям с от­

клонением, не превышающим

± 0 , 0 0 2 % .

 

 

В установках, выпускаемых

для

сличения

рабочего

эталона

с верхним пределом измерения

600 кгс/см 2 с манометрами

1-го раз ­

ряда, регулировочные

винты дл я установки по

уровню

рабочего

эталона расположены

на основании,

что позволяет устанавливать

по уровню только один из взаимно сличаемых приборов. Д л я уста-

25


новки по уровню другого прибора (манометра 1-го разряда) при­ меняются специальные переходники, конструктивная схема кото­ рых показана на рис. 5.

Г л а в а IV. О Б Р А З Ц О В Ы Е Г Р У З О П О Р Ш Н Е В Ы Е

МАНОМЕТРЫ ИЗБЫТОЧНОГО Д А В Л Е Н И Я

Образцовые грузопоршневые манометры 1-го р а з р я д а (класса 0,02) применяют в основном для определения приведенной площади поршня образцовых грузопоршневых манометров 2-го и 3-го раз ­ рядов (классов 0,05 и 0,2), образцовых грузопоршневых мановакуумметров и других грузопоршневых приборов, предел допускае­ мой погрешности которых составляет не менее 0,05%.

Манометры 1-го разряда применяются т а к ж е дл я поверки ма­ нометрических приборов других типов, например образцовых жид ­ костных манометров с водяным и ртутным заполнением, перенос­

ных приборов П П Р

(системы А. И. П е т р о в а ) , предназначенных

для поверки дифманометров - расходомеров, и др.

 

Образцовые грузопоршневые манометры 2-го р а з р я д а

(класса

0,05) применяются

дл я поверки образцовых пружинных

маномет­

ров и других манометрических приборов, предел допускаемой по­ грешности которых не менее 0,16%.

Образцовые грузопоршневые

манометры 3-го р а з р я д а

(клас­

са 0,2) применяются наравне с образцовыми пружинными

маномет­

рами для поверки

технических

манометрических

приборов.

Манометры 1, 2 и 3-го разрядов могут

т а к ж е

применяться для

непосредственных

измерений избыточного

давления в соответст­

вующих диапазонах .

 

 

 

 

Образцовые грузопоршневые манометры избыточного давления,

разработанные и применяемые в С С С Р ,

охватывают

диапазон

0—25000 кгс/см2 . В основном это манометры

дискретного

действия,

величина измеряемого давления которых задается наложением на поршень груза определенной массы. З а последние годы разрабо ­ таны и применяются грузопоршневые показывающие приборы дл я дискретных и непрерывных измерений.

Грузопоршневые манометры дискретного действия делятся на следующие основные группы:

1. Манометры с уравновешенным, непосредственно нагружае ­ мым поршнем. К этой группе относятся манометры МП-2,5 с пре­ делами измерения 0—2,5 кгс/см2 .

2. Манометры

с неуравновешенным,

непосредственно нагружае ­

мым поршнем. К этой группе относятся

манометры МП-0,4, МП - 6

и МП - 60 с пределами измерения соответственно

0,07—0,4, 0,4—6,0

и 1—60 кгс/см2 .

 

 

 

3. Манометры

с неуравновешенным

поршнем

и опорной штан­

гой. К этой группе относятся манометры МП-250, МП-600, МП-2500

с пределами

измерения

соответственно

5—250, 10—600

и

50—2500 кгс/см2 ,

а т а к ж е

отдельные образцы

грузопоршневых

ма-

26


нометров с опорной штангой с верхними пределами измерения 10000, 16000 и 25000 кгс/см2 .

4. Манометры с измерительным мультипликатором. К этой группе относятся манометры Ж-2000, Ж-10000, Ж-15000 и Ж-20000 •с верхними пределами измерения соответственно 2000, 10000, 15000

и20000 кгс/см2 .

Вотличие от большинства других манометрических приборов, например пружинных манометров и вакуумметров, класс точности которых определяется пределом допускаемой «приведенной» по­ грешности, т. е. погрешности, выраженной в процентах от верхнего предела измерения прибора, класс точности грузопоршневых при­

боров определяется пределом допускаемой погрешности, выражен ­ ной в процентах от измеряемой величины в некотором достаточно

большом диапазоне . Этот диапазон у грузопоршневых

приборов

обычно

составляет

10—100% верхнего предела измерения.

П р и

давлениях,

не достигающих нижней

границы

основного

диапазона, предел

допускаемой абсолютной

погрешности грузо­

поршневых приборов обычно устанавливается равным пределу до­

пускаемой погрешности при давлении,

соответствующем

нижней

границе

основного диапазона .

 

 

 

 

Д л я

оценки абсолютной погрешности

грузопоршневых

маномет­

ров во всем диапазоне измерения

может быть

использована фор­

мула *

 

 

 

 

 

 

ДЯ = ^ ( Р + а Р т а х +

I Р - а Р т й

Х \ ) ,

(IV.1)

где с — класс коэффициент, пазона аРтах;

ТОЧНОСТИ манометра; Р — измеряемое давление; а — характеризующий нижнюю границу основного диа­ Ртах — верхний предел измерения давления .

МАНОМЕТР МП-2,5

 

 

 

•Образцовые грузопоршневые манометры МП-2,5

относятся

к груп­

пе

грузопоршневых приборов с уравновешенным

поршнем;

преде­

л ы

измерения

избыточного давления

составляют

0—2,5 кгс/см2 .

 

Манометры

МП-2,5 выпускались

в различных

конструктивных

вариантах, отличающихся внешним видом и отсчетным устройст­ вом.

В манометрах МП-2,5, конструкция

которых была р а з р а

б о т а н а

в 1952—1954 гг. и которые в несколько

модернизированном

виде

выпускаются до настоящего времени,

собственный вес поршня с

грузоприемный устройством уравновешен давлением столба жид ­ кости в резервуаре [15].

* Предложена Е. Шаматульским — сотрудником Центрального управления качества и мер Польской Народной Республики.

27