ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 5
При отсутствии возбужденных синхронных двигате лей напряжение на отключившихся шинах снижается до величины 0,25 достаточно быстро (в пределах 0,5—1с), и реле напряжения может выполнять функции пусково го органа АВР.
При наличии возбужденных синхронных двигателей их э. д. с. снижается до величины 0,25 медленно (§ 2-2, 2-3), и реле напряжения может оставаться притянутым
Рис. 6-3. Схема пуска устройства АВР на секционном вы ключателе с реле понижения частоты.
Ч— реле понижения частоты (контакт замыкается при снижении частоты на 2%); Л — промежуточное реле; Я — реле напряжения (отпадают н замыкают контакт при напряжении 25%).
длительное время. В результате время срабатывания АВР неоправданно увеличивается. Тогда в качестве пу скового органа АВР, кроме пуска от несоответствия по ложения, может применяться либо реле понижения ча стоты, либо реле направления мощности, срабатывающее при направлении мощности от шин в питающую линию.
При использовании реле частоты включение устрой ства АВР производится при снижении частоты на 1 Гц, что соответствует снижению скорости двигателей на 2%. При общем снижении частоты в питающей сети АВР не должно работать. Это достигается контролем частоты на обеих секциях шин. Если на одной секции частота пони-
120
>кена, а на другой нет, действует АВР. Во избежание ложного срабатывания АВР в случае кратковременного замыкания контактов реле частоты при толчках напря жения, когда частота не меняется, контакты реле часто ты включаются через промежуточные реле, времени сра батывания которых достаточно для отстройки от указан ных толчков. Схема пуска АВР, представленная на рис. 6-3, обеспечивает действие АВР как при снижении напряжения (Н), так и при снижении частоты (Ч).
Однако при использовании подобных быстродейст вующих схем (с реле частоты или реле направления мощности) необходимо проверять допустимость тока включения при самозапуске возбужденного синхронного двигателя. В некоторых случаях может возникнуть не обходимость выдержки времени, обеспечивающей зату хание £ д.щ) до величины, определяемой по (6-4).
Во всех случаях время действия устройства АВР должно удовлетворять условиям § 6-4.
6-3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ М ОЩ НОСТИ НЕОТКЛЮЧАЕМЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПО УСЛОВИЯМ С А М О ЗА П У СК А
На практике часто требуется не определение напря жения при заданных сопротивлении сети и суммарной мощности самозапускающихся двигателей, а решение обратной задачи.
Исходя из характеристик момента сопротивления ме ханизма и вращающего момента двигателя определяется напряжение, при котором в начале разгона момент дви гателя будет превышать момент сопротивления на 10%
(точка Япач.макс на рис. 5-7,а): |
|
т*и |
(6-5) |
и я = у /Г |
|
где ma1 — вращающий момент двигателя |
при скольже |
нии Знач.макс и номинальном напряжении; |
таи — требуе |
мый момент при том же скольжении и напряжении UR. Определяется эквивалентное сопротивление двигате лей, при котором будет обеспечено это напряжение. По величине эквивалентного сопротивления находится сум марная мощность двигателей с обеспеченным самозапу-
ском.
В пределах найденной мощности выбираются двига тели наиболее ответственных механизмов. Остальные
121
двигатели й другие потребители должны быть автомати чески отключены. Отключившиеся двигатели могут уча ствовать либо в самозапуске второй ступени, и тогда на их выключателях оборудуются устройства АПВ, либо включаться персоналом.
Для разных вариантов использования самозапуска мощность двигателей, которые могут не отключаться, мо-
Рис. 6-4. Некоторые варианты использования самозапуска электродвигателей.
а — АПВ в энергосистеме; б — АВР трансформатора; о — АВР на секционном выключателе; 1 — двигатель (или двигатели), участвую щий в самозапуске; 2 — нагрузка // секции при самозапуске двига телей / секции.
жет быть определена на основании изложенного в §4-1 (см. также [Л. 1]).
Если в самозапуске участвуют все двигатели, т. е. отсутствует секция шин, на которой электроснабжение
не нарушалось (рис. |
6-4,а, 6), то максимальная неот- |
|||
ключаемая мощность |
двигателей (кВт) |
равна: |
|
|
. ___ |
7|g c o s y HS 6 |
П/ Н е ____ , \ * |
(6-6) |
|
я-«— |
kxB |
\ и л 1) |
|
|
|
|
где т)н. соэфь — средние номинальные к. п. д. и коэффи циент мощности двигателей; 5б — базисная мощность, кВ-А (обычно мощность питающего трансформатора); хс— сопротивление сети до шин, к которым подключены двигатели; Uc— напряжение источника питания (1,02— 1,05); Un— требуемое напряжение двигателя при само запуске; k — кратность тока согласно (6-3) или в соот ветствии с рис. 6-1. Базисное напряжение здесь равно номинальному напряжению нагрузки.
* Формулы (6-6) и (6-7) справедливы для асинхронных и иевоз* буждениых синхронных двигателей, участвующих в самозапуске.
122
Если отключившаяся секция I (рис. 6-4,в) с помощью АВР на секционном выключателе подключается к сек ции II, уже несущей нагрузку, то неотключаемая мощ ность на секции I составит (кВт):
» |
_ %cosyH |
[(вг-О^-Ч’ (6-7) |
Д.м |
k |
где Qu— реактивная мощность, потребляемая нагрузкой, квар.
Из (6-7) следует, что если на неотключающейся сек ции II имеются синхронные двигатели, целесообразно использовать их форсировку возбуждения. Величина QH при опережающем коэффициенте мощности отрицатель на, и при увеличении ее абсолютного значения Рлм уве личивается. Наличие на неотключавшейся секции кон денсаторной батареи также облегчает условия самозапуска. Однако выработка реактивной мощности небла гоприятно влияет на ток включения.
Явнополюсные синхронные двигатели при наличии разрядного сопротивления в цепи ротора с достаточной для практических расчетов точностью могут учитываться аналогично (6-3). Однако в каталогах для них не при водится величина максимального асинхронного момента, а указывается момент при скольжении 0,05 («входной» тйх) и пусковой (тп). Тогда из формулы Клосса
(6-8)
Напряжение, необходимое в начале разгона UR, опре деляется следующим образом.
1.Определяются скорость и скольжение s, которые будут иметь механизмы к моменту восстановления элек троснабжения.
2.Определяются моменты сопротивления механиз мов тс при скольжениях s.
3.Находится требуемый асинхронный момент двига
теля при том же скольжении: таи = \,\т с.
4. Из формул асинхронного момента для скольжений, найденных в п. 1, определяется напряжение (в относи тельных единицах):
для асинхронных двигателей — по приближенной фор муле Клосса (4-14);
123
для синхронных двигателей с глухоподключенным возбудителем — по (4-19);
для синхронных двигателей с разрядным сопротивле нием кратностью kR— по (4-19), если подставить вместо x'd величину
Приближенный результат для синхронных двигателей с разрядным сопротивлением можно получить по (4-14) С учетом (6-8).
6-4. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ УСТРОЙСТВА АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ПИТАНИЯ СЕКЦИИ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
На большинстве электростанций каждая секция по требителей собственных нужд, как правило, принадле жащих одному блоку, имеет два ввода — рабочий и ре зервный. Эти вводы могут осуществляться от шин гене раторного напряжения через реакторы или трансформа торы, а в некоторых случаях и от шин более высокого напряжения через трансформаторы. Может быть один резервный ввод на две секции собственных нужд. Общий порядок расчета автоматического включения секции соб ственных нужд с учетом самозапуска электродвигателей одинаков для различных вариантов схемы электроснаб жения. Различие в схемах соединений первичных цепей влияет в первую очередь на конкретное выполнение схем вторичных цепей (различные блокировки и т. д.).
Рассмотрим расчет параметров устройства автома тического включения резервного питания секции собст венных нужд тепловой электростанции через реактор на примере схемы, изображенной на рис. 6-5.
В нормальном режиме секция с. н. питается от шин А генераторного напряжения. Выключатель ЗВ отклю чен. На рис. 6-5,6 положение всех контактов показано для отключенного состояния соответствующих аппара тов. В нормальном режиме реле напряжения 1На, 1НС и 2Н притянуты. Реле однократности действия РОД также притянуто (выключатель 2В включен).
При исчезновении напряжения на шинах с. н. по лю
бой |
причине (или |
при снижении его ниже 0,25, см. |
|
§ 6-2) |
реле напряжения 1На и /Я с отпадут, |
и, если реле |
|
2Н притянуто (при |
наличии достаточного |
напряжения |
124
на шинах Б), получает питание реле времени РВ. Если за время действия реле РВ напряжение на шинах с. н. не восстановится, получит питание катушка отключения выключателя 2В (КО-т), и этот выключатель отключит ся. При отключении выключателя 2В обесточится ка тушка реле однократности действия РОД и получит пи тание контактор включения выключателя ЗВ (КВ3в) ■ Реле РОД разомкнет свои контакты непосредственно после включения выключателя ЗВ, подающего питание на шины с. н. от шин Б генераторного напряжения. Если причиной исчезновения напряжения на шинах с. н.
Рис. 6-5. Схема питания |
секции собственных |
нужд |
тепловой |
элек |
тростанции. |
|
|
|
|
а — схема первичных цепей; |
б — схема вторичных |
цепей |
устройства |
АВР; |
А, Б — шины генераторного |
напряжения; с. н. — шнны секции собственных |
|||
нужд. |
|
|
|
|
было устойчивое к. з. в точке КЗ, выключатель ЗВ от ключится своей защитой и повторно не включится, что обеспечивается размыканием контакта реле РОД.
Если выбрана принципиальная схема устройства АВР, то при расчете требуется решить следующие во просы:
. а) проверить возможность самозапуска двигателей, питающихся от секции собственных нужд;
б) выбрать уставки АВР; в) выбрать уставку токовой защиты цепи резервного
питания (выключатель ЗВ).
125
В целях упрощения расчет самозапуска двигателей может быть выполнен с некоторыми допущениями:
1.За время перерыва питания скорость группы двига телей с. н. уменьшается до 0,85 и ниже (см. § 5-3). По скольку при скольжении 0,15 и более сопротивление асинхронных электродвигателей мало отличается от пу скового, в качестве расчетного может быть принят ре жим, соответствующий полной остановке.
2.Напряжение на шинах Б генераторного напряже
ния (или на шинах высокого напряжения, к которым подключен трансформатор резервного ввода секции соб ственных нужд) может быть принято неизменным, так как мощность потребителей собственных нужд значи тельно меньше мощности генераторов, а генераторы имеют устройства регулирования напряжения.
3. Влиянием активных сопротивлений можно пре небречь, и тогда сложение сопротивлений заторможен ных двигателей и реакторов или трансформаторов про
изводится арифметически.
При описанных допущениях расчет самозапуска про
изводится в соответствии |
с указаниями § |
6-1. Однако |
в большинстве случаев |
достаточно лишь |
определения |
остаточного напряжения. Расчеты и опыт эксплуатации показывают, что при кратковременном перерыве пита ния, соответствующем времени действия устройств АВР, самозапуск двигателей собственных нужд электростан ций возможен, если напряжение на зажимах двигателей в начале самозапуска остается не менее 0,7. При очень коротких перерывах питания на станциях высокого дав ления достаточно напряжения 0,55 (это имеет место и для других потребителей электроэнергии, если в груп пе преобладают механизмы с вентиляторной механи
ческой характеристикой).
Расчет удобнее вести в относительных единицах, приняв за базисные номинальные данные реактора (ток
и напряжение) |
или трансформатора (мощность и сред |
||
неноминальные |
напряжения). |
Начальное восстанавли |
|
вающееся напряжение на зажимах двигателей |
|||
где Хд.э— эквивалентное сопротивление |
всех параллель |
||
но подключенных двигателей |
(6-1); хр |
сопротивление |
|
реактора. |
|
|
|
126