Файл: Вуколов В.М. Детали из пластмасс в пневмогидравлических системах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уплотнение резьбовых соединений

Новой ступенью расширения диапазона применения полимеров, при высоких давлениях явилось внедрение герметиков и пленок в качестве уплотнителей в резьбовых соединениях, работающих при давлении сжатого воздуха (350ч-400) ІО5 Н/м2. Во многих отраслях промышленности для хранения и транспортировки сжа­ того газа при этих давлениях используют двухгорловые баллоны (рис. 52). Вентиль, заглушка и отверстие в баллоне имеют кони­ ческую резьбу с профилем резьбы по ГОСТ 6357—52. Установка вентилей и заглушек на баллоне производится с использованием:

свинцового глета (ГОСТ 5539—50), вполне обеспечивающего гер­ метичность резьбового соединения, но имеющего ряд других: существенных недостатков.

Во-первых, как показали исследования, значительное коли­ чество свинцового глета при установке вентиля проходит внутрь баллона. В результате этого мелкие частицы свинцового глета вместе с воздухом попадают на зеркало электронного при­ бора ДД-1, который служит для определения влажности сжатого воздуха. Последнее обстоятельство явилось причиной неправиль­ ного показания прибором степени влажности сжатого воздуха. Попытки удалить частицы свинцового глета из собранного бал­ лона путем продувки последнего воздухом положительных ре­ зультатов, как правило, не дают. Во-вторых, при проведении технического освидетельствования баллонов демонтаж вентилей и пробок связан с большими трудностями и часто приводит к пол­ ному выводу из строя пробок или частичной поломке дорогостоя­ щих специальных вентилей.

В связи с этим понятен интерес, который проявляет промыш­ ленность к выбору нового уплотняющего материала, свободного^ от недостатков, имеющих место при применении свинцового глета. Из многочисленных уплотнителей, применяющихся в настоящее время, наиболее приемлемы герметики УЗОМЭС-5 и У30МЭС-10 (МРТУ 38-5-6039—65), герметик УТ-32 (МРТУ 6-07-103—63)'

илента из фторопластового материала ФУМ (МРТУ 6-М870—62).

Втабл. 9 приведены физико-механические свойства указанных,

герметиков (температурные пределы 210—400.К).

11Ё

 

 

 

Т а б л и ц а 9

Физико-механические свойства герметиков

 

Технические характеристики

УЗОМЭС-5

УЗОМЭС-Ю

УТ-32

Сопротивление разрыву, Н (не

15

12

15

менее)

 

 

 

Остаточное удлинение, % (не бо­

120

220

210

лее)

 

 

 

Относительное удлинение, % (не

180

220

200

менее)

 

 

 

Температура хрупкости, К (выше)

230

230

230

Прочность крепления герметиков

1,5

1,5

1,5

на отслаивание от металла, Н (не

 

 

 

менее)

 

 

 

Лента из ФУМа обладает анизотропией, т. е. высокой проч­ ностью при растяжении в продольном направлении и незначи­ тельной в поперечном направлении, работает при температуре от 210 до 420 К, изготавливается толщиной (0,08-Л),12) 10~ 3 м и шириной (0,01; 0,015 и 0,02) 10_3 м. Внешний вид ФУМа — тон­ кая эластичная лента белого цвета.

Рис. 53. Приспособление для испытаний уплотнителей резьбовых соединений

При .подборе материала для уплотнения конической резьбы необходимо проводить испытания, имитирующие конкретные усло­ вия работы при давлении, равном (1,25-г-1,5) Ррзб. Испытания рекомендуется проводить в приспособлении, показанном на рис. 53. Приспособление состоит из цилиндра 3 и двух съемных крышек 1, стягиваемых болтами 2. Уплотнение между цилиндрами и крышками можно обеспечить кольцами 4 из технической резины или прокладками из поликапролактама (соединение шип — паз).

;112


В центре съемных крышек изготавливаются конические отверстия

срезьбой под хвостовик баллонного вентиля. В оба отверстия ввин­ чивается вентиль и к одному из них подсоединяется образцовый манометр. Через второй вентиль в устройство подается воздух под давлением (1,25-4-1,5) Драб от батареи из нескольких бал­ лонов.

На рис. 54 показана схема испытательного стенда, на котором проводились испытания указанных выше материалов при Рраб — = 350-ІО5 Н/м2. Система устройства со съемными крышками дает

Рис. 54. Схема испытательного стенда:

1 — манометр высокого давления; 2 — вентиль; 3 — приспосо­ бление; 4, 5 — вентили; 6 — фильтр; 7 — баллоны высокого давления

возможность визуально наблюдать поведение уплотнителя при ввинчивании вентиля, а также контролировать состояние поверх­ ности цилиндра в процессе испытания. Воздух подается из бал­ лонов 7 через фильтр 6 открыванием вентиля 4 при закрытом вен­ тиле 5. Контроль давления осуществляется по манометру 1. Стравливание воздуха из приспособления производится через вентиль 5 с предварительным закрытием вентилей на баллонах 7. После наполнения приспособления воздухом вентиль 4 и вентили на баллонах закрываются. С помощью вентиля 5 воздух из маги­ страли сбрасывает в атмосферу. Наполненное сжатым воздухом приспособление длительное время можно хранить в условиях экс­ плуатации.

Проверка возможной утечки газа производится по мано­ метру, а также при помощи смазывания мыльным раствором мест возможной утечки или погружения отсоединенного от магистрали приспособления в ванну с водой.

Для определения надежности резьбового соединения, уплот­ няемого вышеуказанными герметиками и лентой ФУМа, была

8 В. М. Вуколов, И. М. Кузьмичева

113

многократно проверена герметичность соединения в приспособ­ лении при одновременном воздействии вибрационных нагрузок

идавлении рабочей среды. Испытания проводились на вибростенде

срежимом вибраций, установленным по нормам тяжелого транс­ портного машинострения, и показали, что эти соединения остаются герметичными при вибрациях и при циклических нагрузках давлением до (350ч-400) ІО5 Н/м2. Материал также сохраняет свои качества уплотнителя и при резкой смене температуры от

223 до 323 К.

Установка арматуры на ФУМе не требует высокой квалифика­ ции. Развинчивание соединений производится легко и зависит от толщины ленты и качества слоев намотки. Например, для уплотне­ ния конусной резьбы 14 ниток на один дюйм с профилем резьбы по ГОСТ 6357—52 можно рекомендовать ФУМ толщиной 0,08-10_3 и шириной 15-10"3 м. Перед установкой арматуры с уплотнением лентой ФУМ необходимо тщательно очистить от грязи и ржавчины их резьбу, после этого промыть бензином. На­ мотку ленты на резьбу вентиля или заглушки необходимо осу­ ществлять от начала по ходу резьбы таким образом, чтобы после­ дующий виток частично (на 30—40%) перекрывал предыдущий конец ленты. С целью исключения на ленте ФУМ появления морщин и складок, которые при ввертывании заглушки сворачиваются и приводят к разуплотнению соединения, намотку ленты произво­ дят с натягом. Для облегчения намотки ленты на резьбу жела­ тельно наматывать ленту с рулона, а рулон прижимать к резь­ бовой детали и передвигать ее по окружности.

Герметики УЗОМЭС-5 и УТ-32 являются веществами пасто­ образной консистенции, обладающими способностью вулкани­ зироваться при комнатной температуре при добавке вулканизи­ рующих и ускоряющих агентов. Они обладают хорошими уплот­ нительными свойствами и адгезией к металлу, но требуют опре­ деленных условий для затвердения. Процесс затвердения для та­ ких материалов при нормальных условиях очень длителен. Так, герметик УТ-32 для полного затвердения при температуре 293 К требует 7— 10 сут. Таким образом, если имеются условия для пол­ ного затвердения герметика, его можно использовать для уплот­ нения конической резьбы при давлении 350-ІО5 Н/м2. Высокая надежность, а также химическая стойкость ФУМа и герметиков к рабочей среде позволяет широко использовать соединение ко­ нической резьбой с полимерным уплотнителем в различных от­ раслях промышленности.

§ 13. Применение пластмасс в узлах трения

При конструировании и испытании направляющих втулок для различных по назначению силовых цилиндров выяснилось, что наиболее приемлемыми материалами для замены бронзовых втулок являются полиамиды. В связи с отсутствием в литературе

114


сведений о применении полиамидов для направляющих втулок при изучении вопроса можно пользоваться данными по пластмассовым подшипникам, работающим в условиях, близких к рассматривае­ мым. При этом необходимо отметить, что при трении полиамидов по стали отсутствует явление схватывания, присущее металли­ ческим парам трения. Это исключает образование наростов на поверхностях трения, которые являются причиной износа метал­ лических трущихся поверхностей.

Не менее важна специфика условий работы силовых цилинд­ ров. Долговечность узла трения зависит прежде всего от изно­ состойкости антифрикционного материала. Полиамиды имеют очень хорошую износоустойчивость; в различных условиях абра­ зивного трения они изнашиваются значительно меньше, чем ме­ таллы и другие неметаллические материалы. При использовании полимерных материалов в подшипниках скольжения практически отсутствует износ сопряженных с полимером металлических дета­ лей. Обязательным условием для малого износа полиамидных антифрикционных деталей, работающих в паре с металлом, яв­ ляется высокая чистота сопрягаемой металлической поверхности. Легче всего это достигается применением закаляемой стали, кото­ рая обязательно должна быть защищена от коррозии. Установ­ лено, что чем чище металлическая поверхность, тем меньше износ пластических масс при работе с этими поверхностями. Изно­ состойкость пластмассовых подшипников значительно выше, чем бронзовых [47]. Долговечность полимерных вкладышей и втулок в 10 раз больше, чем металлических, что сокращает время ремонта.

Для металлических трущихся пар одним из факторов, оцени­ вающих антифрикционные свойства, является прирабатываемость. Этому фактору придается большое значение, так как от качества приработки зависит долговечность узла трения. Для полимерных материалов термин прирабатываемость теряет свой настоящий смысл, так как полимеры обладают высокой эластич­ ностью и легко деформируются под неровностями цилиндра. В ре­ зультате поверхность контакта получается значительной, высо­ ких местных контактных напряжений не возникает. Интересно отметить, что полиамиды способны самосмазываться, т. е., по край­ ней мере, в течение некоторого периода работы поддерживать усло­ вия граничного трения за счет выделения некоторых жидких фрак­ ций смол и выпотевания из пор материала масел. Эти особенности полиамидов позволяют снизить износ, приходящийся на период пуска, изменить режим остановки машины и значительно уве­ личить срок службы сопряжений. Способность самосмазываться исключает образование заеданий в парах трения металл — пласт­ масса даже при временном перерыве в подаче масла.

Из литературы известно, что в диапазоне температур от 250 до 390 К полиамиды не меняют предела прочности при сжатии [48]. Ожидать больших температур, особенно при низких скоростях скольжения, в месте контакта не приходится, так как коэффициент

8*

115


трения пары металл—полиамид равен 0,005—0,01. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что полимеры выгодно отличаются от существующих антифрикционных материалов и могут быть ре­ комендованы как конструкционый материал для направляющих втулок силовых гидроцилиндров. Это тем более важно, что су­ щественно изменить условия работы бронзовых направляющих втулок конструктивными мерами, направленными на улучшение условия их смазки, трудно вследствие неизбежного возникновения

изгибающего

момента вдоль оси цилиндра, что подтвердил анализ

износостойкости бронзовых

направляющих втулок телескопичес­

 

 

 

ких цилиндров (направляющие

 

 

 

втулки

имели дополнительные

 

 

 

канавки).

 

 

 

 

 

 

Для сравнения количествен­

 

 

 

ных параметров износа направ­

 

 

 

ляющих втулок и характера их

 

 

 

дефектов была проведена стен­

 

 

 

довая! проверка работоспособ­

 

 

 

ности бронзовых и

капролоно-

 

 

 

вых втулок. При испытании

 

 

 

антифрикционных

втулок

учи­

 

 

 

тывались специфические

усло­

 

 

 

вия работы силовых гидроци­

 

 

 

линдров

тяжелых

грузоподъ­

 

 

 

емных

машин: невысокие (1—

 

 

 

1,5 м/мин) скорости движения

Рис. 55. Зависимость глубины рисок

штока; работа в условиях посто­

от числа циклов

 

янной смазки маслом АМГ-10;

 

 

 

рабочее давление 220ІО5 Н/м2;

большие перепады температур от 223

до 323 К-

В

процессе

испытанний

производилось

циклическое

нагружение

силовых

гидроцилиндров. Было испытано несколько капролоновых и брон­ зовых втулок. Согласно методике, по которой велись испытания, гидроцилиндр разбирался после каждых 500 циклов работы; втулка и внутренняя поверхность цилиндра осматривались.

В результате испытаний бронзовых втулок обнаружено, что по всей поверхности втулки и цилиндра имеется большое коли­ чество мелких и крупных рисок, ширину и глубину которых определяли по слепкам. На рис. 55 представлены кривые измене­ ния глубины рисок от количества циклов для четырех втулок. Графики показывают, что глубина рисок в процессе работы втулки увеличивается и характер изменения ее для четырех втулок примерно одинаков.

Масло, слитое из силового цилиндра, было подвергнуто хими­ ческому анализу. В результате анализа установили, что коли­ чество механических примесей за 500-цикловый период работы доходит до 0,58%, что в 60 раз больше допустимой по ГОСТ 6794—53 (0,008—0,01%). Специальный анализ показал, что,

116