Файл: Гафанович Д.П. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
Д . П . Г А ф А Н О В И Ч Ф Д Ф Е С Е Н К О . А А . Ш П И Г
УЧЕТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В Ц Е Н Т Р А Л И З О В А Н Н О Й Б У Х Г А Л Т Е Р И И Т О Р Г А
Д. П. ГАФАНОВИЧ, Ф. Д. ФЕСЕНКО, А. А. ШПИГ
УЧЕТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БУХГАЛТЕРИИ ТОРГА
*
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭКОНОМИКА» М о с к в а — 1 974
338Т8
Г24
А *
Г24
К»<Мичная
|
- ш |
е |
т |
|
|
|
В |
|
|
|
|
_ПИТАННОГО «АЛ* |
|
|
|||
р . |
¥ ~ з |
3<о & SXy |
|
|
|
Гафанович Д. |
П. и др. |
|
|
||
Учет |
и анализ |
финансовых |
результатов |
в |
|
централизованной |
бухгалтерии |
торга. |
М., |
||
«Экономика», 1974. |
|
|
|
||
144 |
с. |
|
|
|
|
Перед загл. авт.: Гафанович Давид Пейсахович, Фесенхо Фридрид Дмитриевич, Шппг Александр Андреевич.
В книге на большом практическом материале освещаются общие принципы, методика и организация учета и анализа финансовых ре зультатов деятельности предприятий иа внутреннем хозрасчете в цен трализованной бухгалтерии торга. Вопросы учета валовых доходов и издержек обращения по предприятиям рассматриваются в не скольких вариантах. Большое внимание уделяется механизации учет ных работ.
Книга рассчитана на работников учета торговых предприятий и организаций.
0186 — 75 1134-74 |
338Т8 |
Г 011(01)— 74 |
|
Редактор Н. В. МЕДОВА Технический редактор Э. !М. ЭЛЬДИНА Художественный редактор А. Н. МИХАИЛОВ Корректор Р. Я- БЕРКОВИЧ
• Обложка художника Ю. Ф. НЕМЧИНОВА
Сдано в набор 27/ѴІ 1973 г. Подп. в печать 16/Х 1973 г. А01288 Формат 84Х108'/з2. Печ. л. 7,56. Уч.-изд. л. 7,31. Тираж 20 000 экз. Изд. № 3254 Цена 37 коп. Заказ № 1039 ТП нзд. «Экономика» 1974 г. № 134 Бумага тнпогр. № 3
* * *
Издательство «Экономика» 121864. Москва, Г-59, Бережковская наб., 6.
Московская типография № 32 «Согазполиграфпрома* при Государственном комитете Совета Министров СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, К'-51, Цветной бульвар, д. 26.
0186—75
Г-------------- 134-74 © Издательство «Экономика» , 1974 г.
01 1 (0 1 )— 74
ОТ А В Т О Р О В
В системе советской торговли успешно завершен пер вый этап хозяйственной реформы, и сейчас — на втором этапе — ведется большая работа по переводу предприя тий и организаций на новую систему экономического стимулирования. Второй этап хозяйственной реформы требует изыскания дополнительных возможностей для повышения рентабельности торговли. Однако решение этой задачи в торгах затрудняется тем, что подав ляющее большинство торговых предприятий не являются хозрасчетными *, результаты их работы, в частности рентабельность, обезличиваются в общем балансе торга, и поэтому не выявляется роль каждого коллектива в борьбе за экономию издержек обращения, рост валовых доходов и прибыли.
Все это настоятельно диктует необходимость дальней шего внедрения в работу торгов хозяйственного расчета, перевода большинства торговых предприятий на внут ренний хозрасчет, перестройки организации и методики ведения бухгалтерского учета в централизованных бух галтериях с тем, чтобы учитывать рентабельность не только по торгу в целом, но и по каждому торговому предприятию.
Вопросы организации, методики и технических прие мов анализа хозяйственной деятельности в советской торговле, и в частности анализа рентабельности в усло виях децентрализованного учета, подробно разработаны в многочисленных работах. Однако всегда шла речь об анализе работы торга в целом и того небольшого коли чества предприятий, которые были на самостоятельном
балансе. |
. .1 |
1 Здесь и дальше под. предприятиями, не являющимися хоз расчетными, имеются в виду магазины, палатки, склады, по каж дому лз которых раздельно не выявляются финансовые резуль таты, а планируются лишь некоторые хозрасчетные показатели, например товарооборот и др.
3
Теперь же многие торги начинают учитывать рента бельность большинства торговых предприятий, по кото рым в качестве отчетного документа выступает не баланс, а «Отчет об основных показателях хозяйствен но-финансовой деятельности хозрасчетного магазина». Возникает необходимость с учетом накопленного в прошлом опыта в области анализа хозяйственной дея тельности продумать организацию и методику анализа рентабельности, которая отвечала бы новым условиям работы торгов. Авторы систематизироваино излагают организацию такого учета и анализа и считают, что в этом вопросе нельзя допускать шаблона, а следует учитывать разнообразные факторы: степень специализа ции торга; объем его товарооборота; численность и характер торговой сети; уровень экономической работы в торге; оснащение вычислительной техникой и др.
Успех всего дела зависит от того, насколько тщатель но бухгалтерия торга подготовится к введению такого учета, правильно распределит обязанности между испол нителями, разработает инструкции и графики ведения учета по отдельным его элементам, спланирует исполь зование наличной вычислительной техники, заранее под готовит и отпечатает бланки форм, сумеет органи чески влить эти работы в общий поток учетных работ, хорошо проинструктирует работников бухгалтерии и ди ректоров магазинов. Как показывает опыт работы от дельных торгов, даже в условиях недостаточности средств механизации, организация такого учета весьма полезна и эффективна, так как использование получен ной информации своевременно влияет на рост товаро оборота и прибыли, способствует ликвидации убыточной и окупает возросший объем учетной работы.
Нет сомнения, что организация и методика учета и анализа рентабельности предприятий, переведенных на ■внутриторговский хозяйственный расчет, должны в даль нейшем совершенствоваться. По многим пока еще ди скуссионным вопросам должно быть найдено наиболее правильное решение, и поэтому авторы будут очень бла годарны практическим и научным работникам за все кри тические замечания и пожелания, которые просят на правлять по адресу: г. Донецк-50, ул. Щорса, 31, кафедра бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятель ности Донецкого института советской торговли.
Г Л А В А I
ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БУХГАЛТЕРИИ ТОРГА
Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено за вершить в текущем пятилетии перевод всех хозрасчетных предприятий и организаций сферы обслуживания на но вую систему экономического стимулирования. Перевод предприятий и организаций торговли осуществляется в целях улучшения торгового обслуживания населения, увеличения товарооборота и прибыли, усиления мате риальной заинтересованности предприятий и их работни ков в результатах своего труда.
Новая система экономического стимулирования при звана обеспечить единство интересов государства, кол лективов предприятий и отдельных работников. В част ности, если товарооборот и рентабельность торгового предприятия систематически растут, то от выполнения этих показателей зависит размер фондов экономиче ского стимулирования, в том числе и фонда материаль ного поощрения.
Задача повышения эффективности экономического стимулирования в торговле требует широкого внедрения хозяйственного расчета во все звенья товаропроводящей сети. В торговле различают полный и внутрихозяйствен
ный |
расчет. |
При полном хозрасчете предприятие (или организа |
|
ция) |
имеет свой счет в банке, самостоятельный баланс |
и на |
него распространяется Положение о социалистн- |
5
ческом государственном производственном предприятии. При внутрихозяйственном расчете торговое предприятие не является юридическим лицом и не имеет счетов в Госбанке, а также законченной бухгалтерской отчет ности.
Фонд материального поощрения создается в каждом предприятии независимо от того, на полном хозрасчете оно или на внутреннем. И это особенно важно, так как в государственной торговле на полном хозрасчете на ходится примерно 5 тыс. предприятий, или 2,5% от об щего количества магазинов (197 383) 1 на конец 1970 г.
Эффективность экономического стимулирования тем выше, чем больше предприятий и их подразделений им охвачено. Между тем в 1970 г. по 85% магазинов систе мы Министерства торговли РСФСР не учитывались фи нансовые результаты (рентабельность) 1.2 Примерно та кое же положение было и в других союзных республи ках. На хозрасчете полном и внутреннем находились лишь магазины со штатом продавцов от шести человек и более. Бесспорно, такое ограничение круга магазинов принижало роль хозрасчета в торговле, так как в бух галтериях торговых организаций издержки обращения, валовые доходы и финансовые результаты по этим ма газинам учитывались в целом по торгу. Практически это приводило к тому, что в борьбу за рентабельность вклю чалась лишь незначительная часть коллектива торговой организации, а бухгалтерский учет не мог играть сущест венной роли в борьбе за повышение рентабельности, по тому что общая информация не позволяла анализиро вать рентабельность отдельных магазинов и своевремен но принимать меры к ее повышению за счет использо вания внутренних резервов.
Образование централизованных бухгалтерий в торгах и орсах создает объективные предпосылки для самого широкого внедрения внутрихозяйственного расчета в деятельность торговых предприятий.
Одной из задач централизованных бухгалтерий яв ляется точный и оперативный учет вклада каждого предприятия в достигнутые результаты. В свою очередь,
1 См. «Народное хозяйство СССР в 1970 |
г.». Стат. ежегодник. |
||||
М.., «Статистика», 1971, с. 605. |
АЛ. |
Бухгалтерский |
учет |
||
2 См. К а п е л ю ш |
С., |
Н е с т е р о в |
|||
и хозрасчет в торговле. |
— |
«Бухгалтерский |
учет», 1970, № 4, |
с. 39. |
6
это ведет к резкому увеличению объема информаций о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ко торая поступает в централизованную бухгалтерию торга. Проблема оптимального использования этой информации с каждым годом приобретает все большую остроту, ибо эффективность внутрихозяйственного расчета во многом зависит от того, как используется информация для ана лиза и управления.
Как свидетельствует опыт промышленности, а также экономический эксперимент в торговле, для того чтобы бухгалтерский учет мог успешно выполнять возложен ные на него экономической реформой задачи, «все его содержание, формы и методы должны отвечать интере сам внедрения внутрихозяйственного расчета. А для это го предстоит решить ряд сложных проблем в области организации, методологии и аналитичности бухгалтер ского учета. Среди них — проблема его оперативности
ив то же время полноты» Ч Прошедшие годы полностью подтвердили правильность этого вывода.
Особенность советской торговли в том, что среди мно гочисленных торговых предприятий преобладают мелкие
исредние, которые экономически нецелесообразно наде лять правами юридических лиц. Они не имеют возмож ности устанавливать прямые связи с поставщиками, сте пень самостоятельности их ограничена, поэтому в таких предприятиях нецелесообразно внедрять полный хозрас чет. С другой стороны, каждое предприятие розничной торговли имеет законченный «производственный» про цесс, выражающийся в реализации товаров потребите лям. Именно поэтому в розничной торговле имеются весьма благоприятные условия для широкого внедрения внутреннего хозрасчета.
Внедрению внутреннего хозрасчета способствуют но вые «Основные положения о централизованных бухгал териях предприятий и организаций государственной тор говли и общественного питания системы Министерства
торговли СССР» (письмо от 16 декабря 1971 г.
№ 0177—75), в |
которых предусмотрено не только сохра |
|
нить хозрасчет |
в тех предприятиях, где он был ко |
вре |
мени создания централизованной бухгалтерии, но и |
рас-1 |
|
1 К о н с т а н т и н о в Ю. Назревшие проблемы учета. |
«Эко |
|
номическая газета», 1967, № 49, с. 15. |
|
7
ширить круг хозрасчетных предприятий и хозяйственной самостоятельности предприятий.
Речь идет, во-первых, о предприятиях на полном хоз расчете, на которые распространяется Положение о со циалистическом государственном производственном предприятии и по которым для каждого из них центра лизованная бухгалтерия составляет самостоятельный ба ланс, во-вторых, о предприятиях на внутреннем хозрас чете, для которых вместо самостоятельного баланса со ставляется отчетность по выполнению основных хозрас четных показателей (товарооборота, валовых доходов, издержек обращения, разных потерь и доходов, прибыли и других показателей торгово-финансового плана).
Для решения вопроса, по каким торговым предприя-' тиям следует вести раздельный учет финансовых резуль татов, надо определить критерий для отбора этих пред приятий. Практика некоторых торгов по раздельному учету рентабельности магазинов по «кустам» должна быть отвергнута, поскольку ограничивает возможность использования хозяйственного расчета. При определении количества и круга магазинов, объединяемых в «куст», в него обычно включают наряду с рентабельными и убы точные магазины. Этим самым подрываются основы хо зяйственного расчета, так как результаты работы от дельных предприятий в «кусте» обезличиваются, а рен табельные магазины перекрывают убыточную работу других магазинов.
Вцелях вовлечения большинства предприятий торга
вборьбу за постоянное улучшение количественных и ка чественных показателей работы целесообразно учитывать рентабельность по всем торговым предприятиям, кроме мелкорозничных и небольших предприятий, где работает не более двух продавцов. Возможность такого учета подтверждается семилетним опытом работы 20 торгов и 20 орсов угольной промышленности Донецкой области и
торгов некоторых других областей.
В пользу такого критерия говорят и следующие дан ные о торговой сети государственной торговли и ее то варообороте на 1 января 1969 г. (табл. 1).
Как видим, магазины с числом рабочих мест от трех и выше составляют 44,1% от общего количества мага зинов, но на их долю приходится 80,8% рабочих мест и 84,2% товарооборота.
8
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
|
( D % к и т о г у ) |
• Магазины с числом |
Количество |
Количество |
Товарооборот |
рабочих мест |
магазинов |
рабочих мест |
IV квартала |
|
|
в магазинах |
1968 г. |
1—2 |
55,9 |
19,2 |
15,8 |
3—4 |
20,7 |
17,1 |
16,3 |
5—7 |
11,7 |
16,2 |
17,0 |
Свыше 7 |
11,7 |
47,5 |
50,9 |
П р и м е ч а н и е . Составлена по данным стат. ежегодника «Народное хозяй ство СССР в 1969 г.». М., «Статистика», 1970, с. 634.
Таким образом, предложенный порядок обеспечивает учет финансовых результатов основной массы мага зинов.
Упомянутый критерий перевода магазинов на внут ренний хозрасчет, разумеется, не является универсаль ным и всеобщим; применение его должно органически увязываться с объемом товарооборота каждого магази на, переводимого на внутренний хозрасчет. Что нее ка сается мелкорозничной сети и магазинов, где работает не более двух продавцов, то их необходимо по террито риальному признаку прикреплять к хозрасчетным мага зинам родственной специализации, как правило, на пра вах отделов и доводить до них план товарооборота. Сле довательно, финансовые результаты хозяйственной дея тельности будут учитываться в целом по магазину, вклю чая и прикрепленные к нему предприятия (ларьки или магазины).
В связи с этим руководители хозрасчетных магази нов должны сообщить прикрепленным предприятиям (ларькам или магазинам) омету расходов (заработную плату, потери по таре и др.).
Теперь необходимо выяснить вопрос о роли и месте распределительного склада торга в общей системе внут реннего хозяйственного расчета. В настоящее время в некоторых торгах существует практика, при которой все фактические издержки склада покрываются отчисления ми торговых предприятий. Это неправильно, так как при таком порядке работники склада не вовлекаются в сфе ру действия хозяйственного расчета, а магазины всегда должны быть готовы перекрыть плохую работу склада.
9