Файл: Вуколов В.М. Детали из пластмасс в пневмогидравлических системах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

основная часть примесей состояла из меди и железа. Кроме того, в значительных количествах (более 1%) в примесях присутствуют

такие элементы,

как хром, никель, марганец. Состав примесей

и исследование

рабочих поверхностей несомненно доказывают,

что основной причиной появления рисок и надиров является отрыв в процессе работы частичек металла бронзовой направляю­ щей втулки и стального цилиндра.

Для правильного анализа эффективности принятых мер и для борьбы с повышенным износом силовых гидроцилиндров необ­ ходимо прежде всего проанализировать причины его возникнове­ ния. При сопряжении двух твердых тел в местах соприкосновения отдельных микронеровностей возникает молекулярный или ме­ ханический характер их взаимодействия.

Одной из особенностей контакта шероховатых тел является упругопластическая взаимосвязь отдельных пятен касания. При увеличении нагрузки происходит сближение шероховатых поверх­ ностей, вследствие чего увеличивается количество пятен факти­ ческого касания (контакта) и несколько возрастает площадь каждого из них. Взаимодействие микронеровностей при трении приводит к повреждению поверхностного слоя в большом числе различных сопряженных деталей.

Этот процесс осложняется также при попадании в место контакта деталей отдельных твердых частиц. Разрушение поверхностных слоев большинства изнашивающихся деталей ма-. шин связано именно с действием твердых частиц, находящихся в различных агрегатных состояниях. Изнашивание деталей в та­ ких условиях называют абразивным. Эти два способа (абразивный и контактный) внешнего силового воздействия на поверхностный слой встречаются в большинстве изнашивающихся сопряжений.

При трении поверхностей в условиях гидродинамического ре­ жима смазки нормальная нагрузка передается через слой смазки. Обеспечение устойчивого смазочного слоя, способного нести на­ грузку, является оптимальным решением задачи повышения меха­ нического к. п. д. и снижения износа сопряженных деталей. При разделении трущихся деталей слоем смазки износ деталей все же возможен. Разрушение поверхностного слоя происходит при по­ падании в контакт твердых частиц, превышающих,по размеру толщину смазочного слоя, а также при местных разрывах масля­ ной пленки вершинами микронеровностей сопряженных поверх­ ностей. Тонкие слои смазки, разделяющие трущиеся поверхности, препятствуют молекулярному взаимодействию материалов, что резко снижает силы трения. Защитой от внешнего механического воздействия такие слои служить, конечно, не могут. Формирова­ ние этих защитных пленок является важной составной частью про­ цесса изнашивания при граничной смазке.

Испытания капролоновых втулок показали, что в гидроцилинд­ рах не возникают задиры, столь характерные для бронзовых направляющих втулок, так как бронзовые частицы внедряются

U 7


в капролоновую втулку, не вызывая ее разрушения. При заданном ресурсе для тяжелых грузоподъемных машин износ втулок и цилиндров практически не наблюдается, т. е. цилиндры при ра­ боте с полимерными направляющими втулками не меняют своего диаметра, а только дополнительно полируются. Резиновые уплот­ нения (манжеты, кольца) за время работы в комплекте с капроло-

новыми втулками практически не изнашиваются. Модуль упру­

гости

пластмасс значительно ниже модуля упругости, метал­

лов;

следовательно, при больших упругих деформациях обеспечи­

ваются малые внутренние напряжения. В результате здесь про­ является одно из положительных свойств полимерных материа­ лов — способность лучше, чем антифрикционные металлы и сплавы противостоять абразивному износу.

Изучение условий работы силовых гидроцилиндров в тяжелых транспортных машинах показало, что в узлах трения необходимо использовать только сопряжение сталь—пластмасса. Тем не менее, поскольку теоретически вопрос о применении пластмасс в качестве антифрикционных материалов изучен мало, подбор оптимальных пар по износостойкости следует пока осуществлять экспериментально и проверять их в эксплуатационных условиях.

§ 14. Расчет удельных давлений во втулках узлов трения

В настоящее время не только в пневмогидравлических систе­ мах, но и в общем машиностроении нет нормативных данных по при­ менению пластмасс. Немногочисленные исследования у нас и за рубежом по определению прочностных характеристик пластмасс но­ сят противоречивый характер, что объясняется различными усло­ виями исследований и большим разнообразием свойств пластмас­ совых материалов, применяемых при опытах. Поэтому при про­ ектировании пластмассовых антифрикционных втулок необхо­ димо критически относиться к данным многих работ.

Проектирование целесообразно осуществлять на основе про­ веденных исследований при тех условиях, в которых они будут, работать; при этом необходимо очень точно учесть прочностные характеристики, зависящие от их структуры и температуры. Если можно ожидать длительного механического воздействия сил, то при расчете пластмассовых деталей должен быть учтен предел ползучести.

Приведем порядок расчета удельных давлений для пластмас­ совых антифрикционных втулок силовых гидроцилиндров тяже­ лых транспортных машин. Максимальный уклон (на нос либо на корму) при вывешивании тяжелых грузоподъемных машин на наклонной площадке Ѳ не более 2°. Радиальные нагрузки, воз­ никающие в пластмассовых антифрикционных втулках силовых гидроцилиндров, можно рассчитать, пользуясь схемой, показан­ ной на рис. 56, а. Приняты следующие условные обозначения:

Q — осевая нагрузка на гидроупор; Ѳ— угол опорной плос­ кости; а — расстояние между центром шариковой пяты и середи­

не


ной антифрикционной втулки, находящейся на цилиндре гидро­ упора; b— расстояние между серединой антифрикционной втулки, находящейся на цилиндре гидроупора и серединой антификционной втулки, находящейся на его штоке.

Рис. 56. Схема взаимодействия сил в гидроупоре: а, б — схема расположения сил, действующих на втулку штока и цилиндра; в — эпюра распределения напряжений во втулке штока

Разложим силу фна две составляющие: силу R, параллельную плоскости наклонной площадки DC, и силу N (нормальное давление на плоскость). Тогда \_EDC = \_KMO как углы с соответственно перпендикулярными сторонами.

Предельная нагрузка на один гидроупор в наиболее тяжелый для него период работы равна

Qшах — QnP + QB

119

где Qnp — предельная нагрузка на один гидроупор без ветра; QB— ветровая нагрузка на один гидроупор при скорости ветра

V = 25 м/с.

Из треугольника сил ОМК находим радиальную нагрузку, величина которой равна

R = Q sin Ѳ.

Для определения радиальных нагрузок на пластмассовые втулки штока и цилиндра гидроупора составим эпюру сил, дей­ ствующих на шток гидроупора (рис. 56, е). Из эпюры видно, что ра­ диальные нагрузки на втулке штока RBmи втулке цилиндра RBlxтем больше, чем больше сила R и меньше плечо Ь, а это возможно при Ѳ = 2° (максимальный уклон) и полностью выдвинутом штоке гидроупора. Таким образом, Rmax = Qmax sin 2°. Из условия рав­ новесия имеем, что сумма моментов относительно точки А равна О, т. е. 2 МА = 0, и радиальная нагрузка на антифрикционную втулку штока RBUI определяется из следующей формулы (см.

рис. 56,6)

RBmb R&1

откуда

г>

Fa

^ВШ

£

Очевидно, радиальная нагрузка на антифрикционную втулку штока будет максимальной при R = Rmax, т. е.

п

__ ^шах^

^вш max

£

Зная значение радиальной нагрузки на втулку штока, диаметр наружной поверхности втулки штока dm и ее длину /ш, можно определить удельное давление, испытываемое этой втулкой,

^7вш R!'іТ/'вш 1

где FBш — площадь проекции поверхности втулки штока

F = d I

Очевидно, что

9вш max = Квш тах/^вш max-

Аналогично находим радиальную нагрузку на антифрикци­ онную втулку цилиндра (рис. 56,6).

Из_условия равновесия сумма моментов относительно точки В равна 0, т. е.

£ м в = о.

Следовательно, RB4b = R (а + Ь).

120


Отсюда радиальная нагрузка на антифрикционную втулку цилиндра равна

 

 

ЯВц =

R

+

b)/b.

При R

R шах

 

 

 

 

 

 

R bu, шах —

^ m ax (Я

Ь) /Ь.

Удельное давление, испытываемое антифрикционной втулкой

цилиндра,

равно

 

 

 

 

 

 

Яви.

 

R J F ВЦ»

где FB4 — площадь

проекции

поверхности втулки цилиндра.

Вследствие того

что пластмассы

имеют относительно низкую

механическую прочность, необходимо ввести поправочный коэф­ фициент, который позволит оценить способность втулки воспри­ нимать нагрузки в статическом положении. Расчет такого пара­ метра производится с учетом ползучести и снижения механических свойств в различных температурных условиях. Таким параметром является несущая способность втулок qn, под которой понимается величина допустимого среднего удельного давления для втулки при данном зазоре, толщине, диаметре при статическом нагруже­ нии. Учитывая, что расчетная схема втулки гидроупора анало­ гична при статическом нагружении расчетной схемы втулки под­ шипника скольжения, воспользуемая методикой расчета допу­ стимого среднего удельного давления для втулки подшипника скольжения [49]. На рис. 56, в изображена эпюра распределения напряжений во втулке штока. При расчете величины допустимого среднего удельного давления необходимо это учесть.

При расчете qHисходными данными являются:

— толщина

стенки

втулки

штока; D l — диаметр

цилиндра; £>2 — диаметр

втулки

штока;

dx — внутренний диаметр втулки

цилиндра;

d2— диаметр штока (хромированной

поверхности).

Радиальный

зазор между поверхностью цилиндра и наружной поверхностью втулки штока определяется по формуле:

Модуль упругости с учетом изменения температуры опреде­ ляется по формуле

 

 

Е = ^

(24)

В этой формуле

іпп — температура размягчения

полиамида’

— рабочая

температура; f — коэффициент, учитывающий

холодную текучесть

полиамидов (для отечественных полиамидов

/= 0,8-э-0,9);

Е 0— модуль упругости при t — 293 К.

121


Допустимая нагрузка на втулку определяется из формулы

в' = а,

^пл

(25)

50

*пл- 2 9 3

 

Предельно допустимую нагрузку на втулку штока ап

счи-

тают равной атах = 0,8 as.

 

 

Обозначим допустимую нагрузку на втулку штока

 

аш =

Ьі ЕІ

(26)

На рис. 57 изображена схема угла (охвата) контакта втулки штока.

 

 

 

Из рисунка видно, что

ф =

 

 

 

= 2ф'. Из теории упругости

 

 

 

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cos ф

 

 

Т~ <Тц

 

(27)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсюда можно подсчитать

 

 

 

допустимое среднее удельное

 

 

 

давление

на

полиамидную

 

 

 

втулку

штока

диш

 

 

 

 

 

Унш

= а

( S L

+

sin 2ф' \

 

 

 

^max \

2

г -

)

 

 

 

— а ш ( sin ф

— -іг

sin

2ф' ’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(28)

Рис. 57. Угол охвата

контакта втулки

Для

тяжелых

грузоподъ­

штока

 

 

 

 

емных

машин

 

допустимое

 

 

 

 

среднее удельное

давление

на полиамидную

втулку

равно

(490-у500) ІО5 Н/м2. Примем запас прочности п = 2, тогда

 

 

 

ЯНШ ^

^Нш шах

 

 

 

 

 

 

 

 

При расчете полиамидных втулок это условие должно обяза­ тельно соблюдаться, т. е. в этом случае антифрикционные полиа­ мидные втулки штока работоспособны при максимальных нагруз­ ках, имеющих место при эксплуатации машины.

Аналогично подсчитывается допустимое удельное давление на полиамидную втулку цилиндра qm.

Однако в расчетах необходимо учесть явление набухания вту­

лок, например

водопоглощение.

В этом случае радиальный за­

зор Ь2 между внутренним диаметром втулки

цилиндра dL и диа­

метром хромированной

поверхности

штока

d2

 

 

.

'

=

0.

 

 

 

 

 

 

Тогда при

Оц =

0 cos ф'

=

0,

следовательно ф' = 90°;

Ф = 180°

 

 

 

 

 

 

122