Файл: Вуколов В.М. Детали из пластмасс в пневмогидравлических системах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
основная часть примесей состояла из меди и железа. Кроме того, в значительных количествах (более 1%) в примесях присутствуют
такие элементы, |
как хром, никель, марганец. Состав примесей |
и исследование |
рабочих поверхностей несомненно доказывают, |
что основной причиной появления рисок и надиров является отрыв в процессе работы частичек металла бронзовой направляю щей втулки и стального цилиндра.
Для правильного анализа эффективности принятых мер и для борьбы с повышенным износом силовых гидроцилиндров необ ходимо прежде всего проанализировать причины его возникнове ния. При сопряжении двух твердых тел в местах соприкосновения отдельных микронеровностей возникает молекулярный или ме ханический характер их взаимодействия.
Одной из особенностей контакта шероховатых тел является упругопластическая взаимосвязь отдельных пятен касания. При увеличении нагрузки происходит сближение шероховатых поверх ностей, вследствие чего увеличивается количество пятен факти ческого касания (контакта) и несколько возрастает площадь каждого из них. Взаимодействие микронеровностей при трении приводит к повреждению поверхностного слоя в большом числе различных сопряженных деталей.
Этот процесс осложняется также при попадании в место контакта деталей отдельных твердых частиц. Разрушение поверхностных слоев большинства изнашивающихся деталей ма-. шин связано именно с действием твердых частиц, находящихся в различных агрегатных состояниях. Изнашивание деталей в та ких условиях называют абразивным. Эти два способа (абразивный и контактный) внешнего силового воздействия на поверхностный слой встречаются в большинстве изнашивающихся сопряжений.
При трении поверхностей в условиях гидродинамического ре жима смазки нормальная нагрузка передается через слой смазки. Обеспечение устойчивого смазочного слоя, способного нести на грузку, является оптимальным решением задачи повышения меха нического к. п. д. и снижения износа сопряженных деталей. При разделении трущихся деталей слоем смазки износ деталей все же возможен. Разрушение поверхностного слоя происходит при по падании в контакт твердых частиц, превышающих,по размеру толщину смазочного слоя, а также при местных разрывах масля ной пленки вершинами микронеровностей сопряженных поверх ностей. Тонкие слои смазки, разделяющие трущиеся поверхности, препятствуют молекулярному взаимодействию материалов, что резко снижает силы трения. Защитой от внешнего механического воздействия такие слои служить, конечно, не могут. Формирова ние этих защитных пленок является важной составной частью про цесса изнашивания при граничной смазке.
Испытания капролоновых втулок показали, что в гидроцилинд рах не возникают задиры, столь характерные для бронзовых направляющих втулок, так как бронзовые частицы внедряются
U 7
в капролоновую втулку, не вызывая ее разрушения. При заданном ресурсе для тяжелых грузоподъемных машин износ втулок и цилиндров практически не наблюдается, т. е. цилиндры при ра боте с полимерными направляющими втулками не меняют своего диаметра, а только дополнительно полируются. Резиновые уплот нения (манжеты, кольца) за время работы в комплекте с капроло-
новыми втулками практически не изнашиваются. Модуль упру |
|
гости |
пластмасс значительно ниже модуля упругости, метал |
лов; |
следовательно, при больших упругих деформациях обеспечи |
ваются малые внутренние напряжения. В результате здесь про является одно из положительных свойств полимерных материа лов — способность лучше, чем антифрикционные металлы и сплавы противостоять абразивному износу.
Изучение условий работы силовых гидроцилиндров в тяжелых транспортных машинах показало, что в узлах трения необходимо использовать только сопряжение сталь—пластмасса. Тем не менее, поскольку теоретически вопрос о применении пластмасс в качестве антифрикционных материалов изучен мало, подбор оптимальных пар по износостойкости следует пока осуществлять экспериментально и проверять их в эксплуатационных условиях.
§ 14. Расчет удельных давлений во втулках узлов трения
В настоящее время не только в пневмогидравлических систе мах, но и в общем машиностроении нет нормативных данных по при менению пластмасс. Немногочисленные исследования у нас и за рубежом по определению прочностных характеристик пластмасс но сят противоречивый характер, что объясняется различными усло виями исследований и большим разнообразием свойств пластмас совых материалов, применяемых при опытах. Поэтому при про ектировании пластмассовых антифрикционных втулок необхо димо критически относиться к данным многих работ.
Проектирование целесообразно осуществлять на основе про веденных исследований при тех условиях, в которых они будут, работать; при этом необходимо очень точно учесть прочностные характеристики, зависящие от их структуры и температуры. Если можно ожидать длительного механического воздействия сил, то при расчете пластмассовых деталей должен быть учтен предел ползучести.
Приведем порядок расчета удельных давлений для пластмас совых антифрикционных втулок силовых гидроцилиндров тяже лых транспортных машин. Максимальный уклон (на нос либо на корму) при вывешивании тяжелых грузоподъемных машин на наклонной площадке Ѳ не более 2°. Радиальные нагрузки, воз никающие в пластмассовых антифрикционных втулках силовых гидроцилиндров, можно рассчитать, пользуясь схемой, показан ной на рис. 56, а. Приняты следующие условные обозначения:
Q — осевая нагрузка на гидроупор; Ѳ— угол опорной плос кости; а — расстояние между центром шариковой пяты и середи
не
ной антифрикционной втулки, находящейся на цилиндре гидро упора; b— расстояние между серединой антифрикционной втулки, находящейся на цилиндре гидроупора и серединой антификционной втулки, находящейся на его штоке.
Рис. 56. Схема взаимодействия сил в гидроупоре: а, б — схема расположения сил, действующих на втулку штока и цилиндра; в — эпюра распределения напряжений во втулке штока
Разложим силу фна две составляющие: силу R, параллельную плоскости наклонной площадки DC, и силу N (нормальное давление на плоскость). Тогда \_EDC = \_KMO как углы с соответственно перпендикулярными сторонами.
Предельная нагрузка на один гидроупор в наиболее тяжелый для него период работы равна
Qшах — QnP + QB
119
где Qnp — предельная нагрузка на один гидроупор без ветра; QB— ветровая нагрузка на один гидроупор при скорости ветра
V = 25 м/с.
Из треугольника сил ОМК находим радиальную нагрузку, величина которой равна
R = Q sin Ѳ.
Для определения радиальных нагрузок на пластмассовые втулки штока и цилиндра гидроупора составим эпюру сил, дей ствующих на шток гидроупора (рис. 56, е). Из эпюры видно, что ра диальные нагрузки на втулке штока RBmи втулке цилиндра RBlxтем больше, чем больше сила R и меньше плечо Ь, а это возможно при Ѳ = 2° (максимальный уклон) и полностью выдвинутом штоке гидроупора. Таким образом, Rmax = Qmax sin 2°. Из условия рав новесия имеем, что сумма моментов относительно точки А равна О, т. е. 2 МА = 0, и радиальная нагрузка на антифрикционную втулку штока RBUI определяется из следующей формулы (см.
рис. 56,6)
RBmb R&1
откуда
г> |
Fa |
^ВШ |
£ |
Очевидно, радиальная нагрузка на антифрикционную втулку штока будет максимальной при R = Rmax, т. е.
п |
__ ^шах^ |
^вш max |
£ |
Зная значение радиальной нагрузки на втулку штока, диаметр наружной поверхности втулки штока dm и ее длину /ш, можно определить удельное давление, испытываемое этой втулкой,
^7вш R!'іТ/'вш 1
где FBш — площадь проекции поверхности втулки штока
F = d I
Очевидно, что
9вш max = Квш тах/^вш max-
Аналогично находим радиальную нагрузку на антифрикци онную втулку цилиндра (рис. 56,6).
Из_условия равновесия сумма моментов относительно точки В равна 0, т. е.
£ м в = о.
Следовательно, RB4b = R (а + Ь).
120
Отсюда радиальная нагрузка на антифрикционную втулку цилиндра равна
|
|
ЯВц = |
R |
(а + |
b)/b. |
При R |
R шах |
|
|
|
|
|
|
R bu, шах — |
^ m ax (Я |
Ь) /Ь. |
|
Удельное давление, испытываемое антифрикционной втулкой |
|||||
цилиндра, |
равно |
|
|
|
|
|
|
Яви. |
|
R J F ВЦ» |
|
где FB4 — площадь |
проекции |
поверхности втулки цилиндра. |
|||
Вследствие того |
что пластмассы |
имеют относительно низкую |
механическую прочность, необходимо ввести поправочный коэф фициент, который позволит оценить способность втулки воспри нимать нагрузки в статическом положении. Расчет такого пара метра производится с учетом ползучести и снижения механических свойств в различных температурных условиях. Таким параметром является несущая способность втулок qn, под которой понимается величина допустимого среднего удельного давления для втулки при данном зазоре, толщине, диаметре при статическом нагруже нии. Учитывая, что расчетная схема втулки гидроупора анало гична при статическом нагружении расчетной схемы втулки под шипника скольжения, воспользуемая методикой расчета допу стимого среднего удельного давления для втулки подшипника скольжения [49]. На рис. 56, в изображена эпюра распределения напряжений во втулке штока. При расчете величины допустимого среднего удельного давления необходимо это учесть.
При расчете qHисходными данными являются: |
— толщина |
|||
стенки |
втулки |
штока; D l — диаметр |
цилиндра; £>2 — диаметр |
|
втулки |
штока; |
dx — внутренний диаметр втулки |
цилиндра; |
|
d2— диаметр штока (хромированной |
поверхности). |
Радиальный |
зазор между поверхностью цилиндра и наружной поверхностью втулки штока определяется по формуле:
Модуль упругости с учетом изменения температуры опреде ляется по формуле
|
|
Е = ^ |
(24) |
В этой формуле |
іпп — температура размягчения |
полиамида’ |
|
— рабочая |
температура; f — коэффициент, учитывающий |
||
холодную текучесть |
полиамидов (для отечественных полиамидов |
||
/= 0,8-э-0,9); |
Е 0— модуль упругости при t — 293 К. |
121
Допустимая нагрузка на втулку определяется из формулы
в' = а, |
^пл |
(25) |
50 |
*пл- 2 9 3 |
|
Предельно допустимую нагрузку на втулку штока ап |
счи- |
|
тают равной атах = 0,8 as. |
|
|
Обозначим допустимую нагрузку на втулку штока |
|
|
аш = |
Ьі ЕІ |
(26) |
На рис. 57 изображена схема угла (охвата) контакта втулки штока.
|
|
|
Из рисунка видно, что |
ф = |
|||||||
|
|
|
= 2ф'. Из теории упругости |
||||||||
|
|
|
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cos ф |
|
|
Т~ <Тц |
|
(27) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Отсюда можно подсчитать |
||||||||
|
|
|
допустимое среднее удельное |
||||||||
|
|
|
давление |
на |
полиамидную |
||||||
|
|
|
втулку |
штока |
диш |
|
|
||||
|
|
|
Унш |
= а |
( S L |
+ |
sin 2ф' \ |
||||
|
|
|
^max \ |
2 |
‘ |
г - |
) |
||||
|
|
|
— а ш ( sin ф |
— -іг |
sin |
2ф' ’ |
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(28) |
Рис. 57. Угол охвата |
контакта втулки |
Для |
тяжелых |
грузоподъ |
|||||||
штока |
|
|
|||||||||
|
|
емных |
машин |
|
допустимое |
||||||
|
|
|
|
||||||||
среднее удельное |
давление |
на полиамидную |
втулку |
равно |
|||||||
(490-у500) ІО5 Н/м2. Примем запас прочности п = 2, тогда |
|
|
|||||||||
|
ЯНШ ^ |
^Нш шах |
|
|
|
|
|
|
|
|
При расчете полиамидных втулок это условие должно обяза тельно соблюдаться, т. е. в этом случае антифрикционные полиа мидные втулки штока работоспособны при максимальных нагруз ках, имеющих место при эксплуатации машины.
Аналогично подсчитывается допустимое удельное давление на полиамидную втулку цилиндра qm.
Однако в расчетах необходимо учесть явление набухания вту
лок, например |
водопоглощение. |
В этом случае радиальный за |
||||
зор Ь2 между внутренним диаметром втулки |
цилиндра dL и диа |
|||||
метром хромированной |
поверхности |
штока |
d2 |
|||
|
|
. |
' |
= |
0. |
|
|
|
|
|
|
||
Тогда при |
Оц = |
0 cos ф' |
= |
0, |
следовательно ф' = 90°; |
|
Ф = 180° |
|
|
|
|
|
|
122