Файл: Березин С.И. Техническое нормирование расхода материалов в строительном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение

ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕРЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Пояснительная записка к результатам обследования по изучению потерь строительных материалов

Вводная часть

Потери строительных материалов изучали на участке № 3 СУ-1 треста № 2 , возводящего жилые дома, сооружаемые по типовым

проектам.

Обследование проводили работники нормативно-исследователь­ ской станции № 4 Главзападуралстроя. Работу выполняли два на­ блюдателя.

Количество поступавших и уложенных в конструкции строитель­ ных материалов наблюдатели измеряли на рабочих местах. Потери материалов определяли непосредственным замером их количества в натуре или как разницу между поступившим и уложенным в кон­ струкцию количеством материала.

Обследование производилось в период с 2 по 7 февраля 19... г. Общие затраты на обследование составили 98 чел.-час., из них 14 было затрачено на камеральную обработку полученных данных и 84 непосредственно на наблюдения.

Наблюдалось использование следующих материалов:

раствора при устройстве перегородок из гипсошлаковых плит, облицовке стен гипсовыми обшивочными листами, кладке стен из кирпича, оштукатуривании, устройстве полов из керамической плитки;

плит гипсошлаковых при устройстве перегородок; досок при настилке чистых полов; гвоздей при настилке чистых полов;

стекла оконного при остеклении оконных переплетов; гипсовых обшивочных листов при облицовке стен; кирпича при кладке стен; керамической плитки при устройстве полов.

Раствор марки 50 (при производстве каменных работ)

Характеристика материала. Для приготовления раствора исполь­ зовали речной песок. На песчаных карьерах и на растворных узлах разделение песка по фракциям не производили. В песке имеются включения крупных зерен гравия размером до 50 мм, количество

которых достигает 5—10% объема. На обследуемых объектах из-за применения некондиционного песка раствор по качеству не отвечает требованиям ГОСТ и СНиП.

Характеристика технологии транспортирования, хранения, пере­ работки и укладки раствора в конструкции. Раствор с растворного узла транспортировали в автосамосвалах. Выдавали раствор по на­ кладным. Количество отпускаемого раствора определяли по таблице в зависимости от высоты уровня раствора в кузове автосамосвала.

166


Разгружали раствор из автосамосвалов на строительных площад­ ках № 1 и 2 в деревянные или металлические ящики объемом 1,5— 2 м3 с последующей перегрузкой вручную лопатами в ящики объемом 0,2—0,3 м3. Ящики башенным краном транспортировали на рабочие

места каменщиков. На строительной площадке № 3 раствор из ав­ тосамосвалов разгружали непосредственно в 3—4 рядом стоящие на дощатом настиле ящика (на рабочем месте каменщиков). Ящики имели объем 0,2—0,5 м3 каждый. На строительной площадке № 4

ящики малого объема были расположены на неспланированной пло­ щадке.

Характеристика отходов, потерь раствора и причины их образо­ вания. Транспортные потери раствора возникали во время перевоз­ ки, при разгрузке и подаче раствора на рабочее место каменщика. Так, при разгрузке самосвалов в отдельно стоящие ящики (особенно если они были расположены на неровной поверхности) часть раствора попадала на землю.

Потери раствора во время перевозок были вызваны неполной герметизацией кузова и расплескиванием раствора через борт авто­ самосвала при движении на плохих участках дороги. Потери рас­ твора возрастали при увеличении дальности перевозок. Наблюдения­

ми установлено, что при

увеличении

расстояния перевозки с 5 до

10 км потери возросли с

2,6 до 5,9%.

При перевозках цементного

раствора на большие расстояния происходило расслоение раствора. При разгрузке нижний слой раствора, состоящий из крупных вклю­ чений гравия, образовал отходы, которые не были использованы. В период обследования из доставленного на площадку № 1 раствора в объеме 5,64 м3 не было использовано по этой причине 0,75 м3

( - 1 3 %) .

Потери раствора при кладке возникали вследствие увеличения толщины горизонтальных швов в результате применения некачест­ венного раствора и кирпича или вследствие нарушений правил СНиП. К таким же результатам приводило удаление некоторого объема рас­ твора при выбрасывании крупных гравийных включений; применение кирпичного боя в количестве до 30%; небрежное отношение рабочих к раствору во время укладки его в конструкции.

Качество кладки стен во многих случаях явно неудовлетвори­ тельное. Толщина горизонтальных швов достигает 18—30 мм вместо

10— 12 мм.

Заполнение образующихся уширенных вертикальных швов рас­ твором вместо щебенки привело к перерасходу раствора до 20—30%■ В период производства работ наблюдались случаи, когда камен­ щики не подрезали раствор, выжимаемый кирпичом, а, очищая по­

верхность стены, сбрасывали его на землю.

Обследование строительных организаций, производящих работы по кирпичной кладке, показало^что потери вызваны нарушением пра­ вил транспортирования, хранения и укладки раствора в конструкции.

Потери раствора составили 30—38%. Из этого количества 25% потерь возникло на строительной площадке за счет утолщения гори­ зонтальных швов, заполнения раствором уширенных вертикальных швов и небрежного отношения рабочих к раствору.

Наблюдениями установлено, что в среднем на 1 м3 кладки в конструкцию расходовали на 6 1 0 % меньше кирпича и на столько же больше раствора. Но ввиду того что стоимость 1 м3 раствора на 4,8 руб. превышает стоимость 1 м3 кирпича, себестоимость строи­

тельно-монтажных работ увеличивалась. Таким образом, основными

167


Т а б л и ц а 47

Строительный процесс — кладка стен из кирпича

Организация, произ­

Строительная орга­

Наблюдаемый

Начало 2/11,

Номер наблю ­

водившая обследо­

низация и объект

материал

конец 7/II

дения

вание

 

 

 

 

 

 

Кирпич глиняный

Затраты на наб­

Ф О Р М А 14

НИС-4 Главзапад-

СУ-1 треста № 2,

10—11

уралстроя

жилой дом

обыкновенный (в шт.),

людение

 

 

раствор (в м?)

14 чел-час.

 

Транспортные от­

Отходы и потерн

Складские

отходы

Транспортные

ходы и потери

 

при переработке

отходы н потери

(от поставщика

(обогащении, рас­

и потери

(от приобъект­

до приобъектного

кроеныjr . п.)

 

 

ного склада до

склада)

 

 

 

 

рабочего места)

Номер

 

 

 

 

 

Дата заме­

 

 

 

 

 

ра

 

 

 

 

 

количе­

 

количест­

количест­

 

количест­

ство пере'

&

во пере-

во храни­

3

во пере­

мещаемо-

рабатыва-

мого ма­

мещаемого

го мате­

§*

емого

териала

02

материала

риала

g

материала

 

н

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

с

 

1

2/II

2

7/II

I 4

7/II

Отходы и потери при мон­ таж е

 

 

 

 

 

Едини­

 

 

 

 

 

ца

количест­

 

 

 

 

измере­

 

 

 

 

ния

во укла­

 

поте­

поте­

 

дываемого

а

 

в конст­

 

ри

ри

 

рукцию

н

 

 

в %

 

материала

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

4776

 

 

_21_

(0.4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,5

 

 

1,01

(28,9)

«к3

 

4в, 4г

 

 

 

 

1918

 

(0.9)

 

 

 

 

 

1.5

 

0,51

(34)

 

 

4в, 4г

 

 

 

 

 

4638

 

16

(0,3)

 

 

 

 

 

 

 

3.2

 

0,77

(24,1)

 

 

4в,

 

 

 

 

 

 

И т о г о :

 

 

 

по замерам

 

54

 

Ко

1,

3, 5

11332

(0,5

по замерам

 

 

8.2

2,27

(27,7)

K i

2,

4, 6

 

 

 

 

 

4в, 4г

 

 

Наблюдал:

Проверил:

 

 

 

 

 

Оборотная сторона формы

 

 

П о я с н е н и я к н а б л ю д е н и я м

 

(продолжение табл. 47)

 

 

 

 

 

 

 

М а т ер и а лы . Кирпич красный строительный, ГОСТ 530—71. Раствор цементный марки

75. Транспортирование

кирпича (до 60%

общего количества) производилось с ручными перегрузками с автомашины в штабель, из штабеля на поддоны. Поддоны с кирпичом

краном подавались на рабочее место.

 

из них лопатами

Т р а н сп о р т и р о ва н и е раст вора. С самосвала раствор разгружали в металлические ящики объемом 1,5—2 м 9,

в ящики объемом 0,2—0,3 м 9, которые подавались на рабочее место.

 

О р г а н и з а ц и я работ . Укладку вели с инвентарных подмостей.

 

Работали каменщики индивидуально. Раствор* на стену

подавали совковой лопатой.

 

Кладку наружных стен вели с трехрядной перевязкой.

 

Пустоты заливали

Бой кирпича для забутки

использовали недостаточно. Значительное количество боя оставалось на подмостях.

рг раствором. Раствор доставляли

некачественный, содержащий

гравий. Толщина швов кладки превышала предусмотренную СНнП.

со

 

Наблюдал:


причинами, вызвавшими потери раствора на обследуемых стройках, явились:

нарушение правил производства работ, а также правил приемки и транспортирования материалов;

применение материалов, не соответствующих по качеству тре­ бованиям ГОСТ и СНиП;

небрежное отношение рабочих к материалам.

Кроме причин, изложенных выше, потери раствора объяснялись следующими обстоятельствами. Контрольными замерами фактиче­ ского количества раствора, отгружаемого в самосвалы, установлено, что объемы раствора, определяемые по таблицам, используемым на растворном узле для определения количества раствора в самосвале по высоте наполнения кузова, превышали фактическое количество раствора на 5—10%. При таком положении поставщик экономил рас­ твор, а строительные управления перерасходовали его.

НИС вносит следующие предложения по устранению или умень­ шению отходов и потерь раствора.

Предложения по устранению или уменьшению отходов и потерь раствора

Приготовление и транспортирование раствора. Качество раство­ ра может быть повышено, если на песчаных карьерах или раствор­ ных узлах будет осуществляться фракционирование песка (получе­ ние песка с зернами крупностью 2—3 мм).

Для экономии цемента в раствор следует вводить пластифици­ рующие добавки (известь или, что еще эффективнее, глину, которая в 10 раз дешевле извести). В цементно-известковые растворы реко­ мендуется добавлять золу-унос ТЭЦ. Это позволит сэкономить на на 1 м3 раствора 100 кг извести.

Наиболее простой способ сокращения потерь раствора при его перевозке на автосамосвалах — наращивание бортов самосвала до­ сками и перекрытие верха кузова у кабины шофера на 1,5 длины кузова деревянной откидной крышкой.

Для транспортирования раствора на небольшие расстояния мо­ жет быть рекомендован растворовоз-полуприцеп емкостью 1,8 м3, пе­

ремещаемый трактором «Беларусь». Для выгрузки раствора кузов при помощи гидроподъемника приводится в наклонное положение. В задней части ковша кузова находится автоматический секторный затвор, перекрывающий горловину, через которую подается раствор.

Для упорядочения расчетов между поставщиками и потребите­ лями рекомендуется при определении объема погруженного на ав­ томашину раствора пользоваться данными специально составленной таблицы.

Укладка материала в конструкции. Улучшение качества мате­ риалов зависит от того, насколько хорошо организованы приемка ма­ териалов и контроль за их качеством.

При производстве работ следует соблюдать установленную тех­ нологию. Расстояния перемещения материалов в пределах рабочего места должны быть минимальными. Удаление материалов от места укладки в конструкции не должно превышать 1,5—2 м. В связи с

этим необходимо назначать оптимальные объемы ящиков каменщи­ ков для раствора. Этим требованиям удовлетворяют ящики объе­ мом до 0,1 м3 (а не используемые на стройках ящики объемом 0 ,2 — 0,3 м3, применение которых требует разноски раствора на 5— 6 м ).

170


 

 

 

Т а б л и ц а

48

 

Кладка стен здании из кирпича

 

Организация,

Строительная

Наблюдаемый

Начало 9/II,

о . О)

проводившая

организация

материал

конец 9/II

а> cf

обследование

н объект

Я2

 

 

 

о Й

 

 

 

 

хё

НИС-4 Главзападуралстроя

Дата

9 / П

1 9 ... г .

В с е г о

Коспашское СУ, участок

3 треста

2, жилой

дом в кварта­ ле № 284/285

Транспортные отходы и по­ тери (постав­ щ ик-склад )

Ц ем ентн ы й

Затраты на наб­

р аств о р

людение—

(в л 3)

7 чел.-час

Транспортные отходы и по­ Монтажные от­

терн (склад— ходы н потерн рабочее место)

 

1 S

 

 

 

 

 

О) о.

 

 

 

 

 

с <и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 а

_ я

 

 

 

 

g

s

о

а а

 

 

Be

CJ

g

н

 

 

g е- 2

 

 

 

“ о н

 

 

 

я

а!

g

О S

 

 

 

Ч § Я

 

 

 

§§

о

а s

 

 

 

« и

я и cf

 

 

 

0 , 3 0 4

0 , 2 7 5

0 , 0 2 9

9 , 5

 

0 , 5 0 8

0 , 4 7 4

0 , 0 3 4

6 , 7

1 — 1 — 1 0 ,9 1 2

0 , 7 4 9 | — | 0 , 0 6 3 | 7 , 9 I —

Составил: Проверил:

Оборотная сторона формы

(продолжение табл. 48)

П о я с н е н и е к п о л е в о й ф о р м е з а м е р о в о т х о д о в и п о т е р ь с т р о и т е л ь н ы х м а т е р и а л о в

В процессе наблюдения были выявлены потерн раствора. Часть раствора выжималась во время кладки. Из-за применения нестандартного кирпича (размером 243X114X63 см) образовывались уширенные швы. Во время наблю­ дения зафиксированы размеры швов, приведенные в табл. 49.

Аналогично следует оформлять данные по другим наблюдаемым процессам: устройству перегородок, чистых дощатых полов и т. д.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

49

 

 

 

 

Ч и с л о

Д л и н а всех

С р ед н еар и ф ­

 

Р а зм е р

ш ва

 

м ети ч еск ая

 

 

зам ер о в

 

 

зам ер о в

то л щ и н а

 

 

 

 

 

ш вов в м м

ш вов в

я м

По горизонтали стены . . . .

41

5 8 2

1 4 , 2

 

»

вертикали

»

. . . .

2 4

4 1 0

1 7 ,1

 

»

ширине

» . . . .

2 4

5 0 4

21

 

 

В с е г о .....................

8 9

1 4 9 6

1 6 ,8

 

171