ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Выражение (8) предложено для карбюраторных двигате лей, однако применение его для расчета утечек в дизелях по казало достаточную пригодность (погрешность расчета со ставляет Т5+-20%). Это выражение позволяет оценить изме нение утечки с изменением нагрузки, однако не учитывает влияние скоростного режима. При небольших относительных изиосах можно пренебречь зависимостью GyT от числа оборо тов, однако при больших износах это приводит к значитель ной погрешности при расчетах.
Количество газов утечки, в первом приближении, должно быть пропорционально величине площади просвета S , раз мерам цилиндра, функции давления Р в уплотняемом про странстве и времени т. Принимая во внимание также, что от носительная площадь проходного сечения q уже учитывает линейные размеры цилиндра, в качестве приближенной зави симости для расчета утечек можно рекомендбвать уравнение
т/ |
О'-ЯрЮ3 |
, |
/0ч |
V = -r-z— -—!--------------л) мин, |
(9) |
||
/ |
і -т(1,1+0,28/!-10-3) |
|
|
где q — относительная площадь просвета;
Р\ —среднее индикаторное давление, кг)см2; і — число колец;
п— число оборотов/мнн;
т— число оборотов, приходящихся на один рабочих ход:
для двухтактных двигателей т=1, для четырехтакт ных— т=2.
Выражение (9) проверено при расчетах утечек.двигателей ■с диаметром цилиндров от 150 до 300 мм. Учитывая, что для двигателей этих размерностей число колец изменяется в узких пределах (4 или б), зависимостью утечек от числа колец мож
но пренебречь. |
! |
\ |
Некоторыми исследователями отмечался |
рост |
утечки ‘га |
дов с увеличением числа оборотов. Такое положение, очевид но, может иметь место в случае динамических нарушений в работе поршневых колец (вибрация, отрыв от зеркала гильзы или канавки). При нормальной работе колец рост числа обо ротов снижает утечку газов, что отмечено также и в ра боте [47].
При небольших износах и малых относительных площадях просветов изменение числа оборотов практически не оказы вает влияния на величину утечки. Для износов, когда <7^0,05, зависимостью утечек от числа оборотов уже нельзя пренебре гать. При работе двигателя по внешней характеристике отме
не
\
чается рост GyT с ростом числа оборотов, что объясняется пре обладающим влиянием роста Р{. Вместе с тем, при чрезмер ном увеличении q (q>0,1) имеет место снижение GyT при уве личении оборотов вследствие снижения Р[.
G y m
Р и с. 9. Расчетные и экспериментальные цикловые утечки га зов в зависимости от относительной площади просвета при пе
ременном давлении над поршнем.------------- |
расчетные утечки; |
---------------- эксперимент, |
утечки. |
Р и с. 10. Зависимость утечки газов от величины площади просвета при постоянном давлении в цилиндре.
Выражение (9) проверено для двухтактных и четырех тактных двигателей с числом оборотов 300—2500 об/мин. На ■рис. 8 приведена зависимость утечек от давления в цилиндре при различных относительных площадях просветов, получен ная при постоянном давлении в цилиндре. Зависимости
27
Gyr = f(P), GyT = f(q) носят линейный характер и получены для дизелей. Для карбюраторных двигателей при равных Р и q утечки на 20—30% меньше, так как при меньших значе ниях абсолютных площадей просветов'имеет место снижениекоэффициента расхода (вѵбольшей степени влияет масляная пленка н относительное иоджатие струи).
Зависимость величины утечек от относительных площадейпросветов по данным [35], [42], [47] приведены на рис. 9. Большая разница в абсолютных величинах утечек объясняет ся тем, что получены они для двигателей различных типов при различном номинальном числе оборотов.
^ Зависимость |
Gyr = f(q)r |
||||
предложенная автором, оп |
|||||
ределена |
для |
дизеля |
6Д |
||
19/30 |
(при п = 600 |
об/мин и |
|||
Рі= 5,6 кг/см2.) |
График, |
по |
|||
строенный по (данным, |
при |
||||
веденным в работе |
[47], по |
||||
лучен для |
дизеля |
при п — |
|||
2500 |
об/мин |
и |
Рі=7,65 |
|
кг/см2. |
Исследования |
|
|
А. А. Чапчаева относятся к |
||
0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 5,0 Рати |
карбюраторному |
двигателю- |
|
при /1 = 2400 об/мин при Р\= |
|||
Рис. II. Зависимость утечки газов |
5,6 кг/см2. При пересчете по |
||
выражению |
(9) |
разница в |
|
от давления в цилиндре и оваль |
величинах |
утечки для всех |
|
ности цилиндровой втулки по дан |
|||
ным Эберле. |
рассмотренных случаев пре |
вышает 10%.
Характер зависимости утечек от площади проходного се чения представлен на рис. 10. Величины утечек пересчитаны для дизелей по данным И. Л. Лютова и автора при постоян ном давлении над поршнем, равном 5 ата (приблизительно равном Р\) для случая установки на поршне 3-х колец. До вольно значительные расхождения в величинах утечек в этом случае следует объяснить трудностью проведения сопостав ления количества масла, находящегося в уплотнении при не подвижном поршне. Для сравнения на графике приведены зависимости 0 ут= /(5 ммг) при переменном давлении над. поршнем, равном Лі=5,6 кг/см2 для дизеля (опыты автора) и карбюраторного двигателя (Чапчаев А. А.). На рис. 11 при- - ведеиы зависимости величины утечек от овальности цилинд ровой втулки при постоянном давлении в цилиндре по даи-
28
«ым Эберле [46]. Значительное влияние овальности цилинд ровых втулок и^возникающих при этом площадей (просветов па утечку газов подтверждается также и данными, приведен
ными К. Энглиш [47] для карбюраторного двигателя |
(с Дц= |
|||||||
= 78 мм). |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
Овальность, |
0,12 |
0,18 |
0,20 |
0,23 |
0,25 |
0,30 |
0,35 |
|
Величина утечки |
1,63 |
1,67 |
1,77 |
2,04 |
2,77 |
5,63 |
12,70 |
|
газов, л/мин |
■ |
|||||||
■Приведенные зависимости свидетельствуют о том, что до |
||||||||
величии овальности менее |
щПК, |
утечки возрастают незна |
чительно. Резкое увеличение утечек начинается со значений
овальности более — D
Ш *■
В справочной литературе но двигателям внутреннего сго рания для ряда двигателей заданы неоправданно низкие пре дельно допустимые нормы износа и овализации цилиндров
~ -L -о ).
[500 1000 ц )
§5. ВЛИЯНИЕ УПРУГОСТИ ПОРШНЕВОГО КОЛЬЦА
ИДАВЛЕНИЯ В ЦИЛИНДРЕ НА ИЗНОС ПОРШНЕВОГО КОЛЬЦА И ЦИЛИНДРОВОЙ ВТУЛКИ
Наиболее интенсивно изнашиваемыми деталями ЦПГ яв ляются поршневые кольца н цилиндровые втулки. Поршневые кольца работают при повышенных температурах, граничной ■смазке. Для обеспечения постоянного контакта между коль цом и зеркалом цилиндра кольцо должно обладать достаточ ной упругостью.
Контакт между кольцом и цилиндром осуществляется за счет силы собственной упругости кольца, а также давления газа в заколечном пространстве, поэтому износ колец и ци линдров определяется суммарным воздействием указанных факторов. Большой практический интерес представляет опре деление долей полного износа. При оценке факторов, оказы вающих наиболее заметное влияние на величины нзносоз этих деталей, отсутствует единое мнение по вопросу о том, ка кая доля 'полного износа кольца и втулки определяется давле нием в цилиндре и какая часть износа является следствием упругости кольца.
Наиболее распространенным является мнение о том, что
29
определяющим фактором служит величина давления газов, в цилиндре, а собственная упругость кольца, как величина в десятки раз меньшая, чем максимальное давление цикла, не играет большой роли. К. Энглиш [47] приводит результаты экспериментов по определению зависимости коэффициента трения от радиального давления кольфа, а также оценке влия ния давления газов за кольцом и упругости кольца на состав ляющие коэффициента трения. Большинство экспериментов, анализируемых в работе [47], проведены при постоянном дав лении над поршнем, изменяемом в довольно узких пределах. При этом, учитывая некоторую противоречивость результа тов отдельных экспериментальных исследований, К. Энглиш не дает общей оценки износов (или работы трения), прихо дящихся на долю собственной упругости и давления газов за кольцом.
При анализе условий, влияющих на износ колец и ци линдров, нельзя не учитывать то обстоятельство, что высокое давление газов имеет место лишь на протяжении части рабо чего хода (для двухтактных двигателей это приблизитель но Уб, а для четырехтактных — Ѵю—У12 цикла по углу пово рота коленчатого вала), а на остальной части цикла имеет незначительную величину. С учетом этого обстоятельства дав ление сил собственной упругости кольца должно1иметь более существенное значение.
При проведении моторесурных испытаний двигателей Д 19/30 с различными вариантами поршневых колец, выпол ненных под руководством автора на машиностроительном за воде, было неоднократно отмечено, что увеличение собствен ной упругости поршневых колец (при неизменных величинах максимального давления цикла) на 30—40% вызывалоуве личение их износов, а также и цилиндровых втулок более, чем
в2—3 раза. В связи с этим был проведен ряд экспериментов по установлению зависимости между ростом упругости колец и увеличением износов, а также выявлению влияния давления
вцилиндре на интенсивность изнашивания -поршневых колец и цилиндровых втулок.
Принимая во внимание, что абсолютные величины износов исследуемых деталей не во всех случаях могут быть объек тивно сравнены (на абсолютную величину износа могут по влиять такие факторы, как отклонения в структуре материала деталей, технологические отклонения при сборке ЦПГ и т. д.),
вкачестве определяющего критерия принималась величина «темпа роста износа» (/п), характеризуемая отношением раз-
30