Файл: Столяров К.А. Экономические проблемы совершенствования капитального ремонта промышленных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.07.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

го изнашивания, чем больше изношен и старчески ослаб материал, из которого она сделана, тем многочисленнее и значительнее становятся ремонтные работы, необхо­ димые для того, чтобы поддержать существование ма. шины до конца периода средней продолжительности ее жизни; совершенно так же старому человеку, чтобы не умереть преждевременно, приходится делать больше расходов на імеднідшіокую помощь, чем человеку, пол­ ноту юношеских сил. Следовательно, при всем случай­ ном характере ремонтных работ, они распределяются неравномерно между различными периодами жизни ос­ новного капитала».

Амортизационные отчисления на капитальный ремонт накапливаются равномерно на протяжении всего срока службы основных фондов. Этим и объясняется времен­ ной разрыв между затратами на капитальный ремонт и амортизационным фондом, причем этот разрыв суще­ ствует или как излишек, или как недостаток амортиза­ ционных отчислений.

Таким образом, внутригодовые недостатки и излишки средств на капитальный ремонт у промышленных пред­ приятий носят не только сезонный характер, они имеют объективную экономическую основу, обусловленную осо­ бенностями кругооборота стоимости основных фондов и закономерностью распределения во времени работ по их капитальному ремонту.

Обосновывая необходимость внедрения долгосрочно­ го кредитования капитального ремонта, П. Р. Филиппов [30] писал, что сумма начисленной амортизации соот­ ветствует фактическим затратам на капитальный ремонт предприятия лишь в пределах продолжительного време­ ни — нескольких лет. В отдельные периоды у одних пред­ приятий может оказаться нехватка средств на капиталь­ ный ремонт, у других — временный излишек начислений. Именно это обстоятельство, состоящее в том, что «ре­ зультате известного обособления части всенародной соб­ ственности на отдельных хозрасчетных предприятиях у одних предприятий создаются временные излишки амор­ тизационных отчислений, а у других имеет место недос­ таток средств на частичное восстановление основных фондов, является основным доказательством необходи­ мости внедрения долгосрочного кредитования капиталь­ ного ремонта в промышленности.1

1 К - М а р к с и Ф, Э н г е л ь с . Соч., т. 24, с. 196.

94

Дело не только в том, что фактический износ дейст­ вующих основных фондов отдельных промышленных предприятий требует для их приведения в надлежащее состояние наряду с использованием собственных амор­ тизационных отчислений на капитальный ремонт прив­ лечения дополнительных средств, предоставляемых госу­ дарством на началах возврата. Необходим механизм, постоянно 'корректирующий объем амортизационных от­ числений на капитальный ремонт по отдельным участкам единого социалистического хозяйства, иначе говоря, — механизм кредита.

Изложенное выше не исчерпывает всего, чем можно аргументировать необходимость долгосрочного кредито­ вания капитального ремонта промышленно-производст­ венных основных фондов. Доводы в пользу необходимо­ сти кредитования капитального ремонта не могут при­ водиться вне связи с вопросом об организации всенарод­ ного учета и контроля как важнейшего момента в раз­ витии социалистического хозяйства. Внедрение в прак­ тику долгосрочного кредитования капитального ремонта приведет к заметному улучшению учета и анализа всех факторов, связанных с подготовкой и проведением ра­ бот по капитальному ремонту основных фондов. При этом в связи с повышением требований к объему и каче­ ству технико-экономических обоснований целесообраз­ ности проведения ремонта объемы малоэффективного капитального ремонта некоторых видов производствен-, ного оборудования должны сократиться. С другой сто­ роны, усиление контроля за использованием амортиза­ ционных отчислений со стороны банковских учреждений будет способствовать более разумному и экономному расходованию средств на капитальный ремонт, сокраще­ нию случаев нецелевого их использования.

Таким образом, существуют объективные основания для более широкого использования кредита как формы финансирования работ по капитальному ремонту про­ мышленно-производственных основных фондов, т. е. для внедрения долгосрочного кредитования.

Анализируя причины, препятствующие расширению кредитования капитального ремонта промышленных предприятий, некоторые авторы обращают внимание на несоответствие между сроками окупаемости затрат на капитальный ремонт и сроками выдачи-кредита. По на­ шему мнению, в подобных случаях погашение кредита должно осуществляться не за счет прибыли, полученной

95


в результате производственного использования отремон­ тированных средств труда, а за счет избытка амортиза­ ционных отчислений на капитальный ремонт в последу­ ющий период эксплуатации этих средств. Представля­ ется, что основными причинами, препятствующими раз­ витию кредитования затрат на капитальный ремонт ос­ новных фондов, являются недостатки системы планиро­ вания капитального ремонта на промышленных пред­ приятиях и практика ведомственного перераспределения амортизационных отчислений на капитальный ремонт между предприятиями.

До последнего времени на подавляющем большинст­ ве промышленных предприятий не разрабатывались пер­ спективные планы капитального ремонта в соответствии с требованиями своевременного проведения планово­ предупредительного ремонта как активной, так и пасси­ вной части основных фондов. Подобное положение отча­ сти объяснялось недостатками нормативной базы капи­ тального ремонта основных фондов, но в основном было обусловлено отсутствием качественной технической доку­ ментации на ремонтные работы. Поэтому предприятия не имели возможности разрабатывать технико-экономи­ ческие обоснования для получения кредита и подгото­ вить соответствующие расчеты по его погашению, т. е. обеспечить соблюдение основных принципов кредитова­ ния: целевой характер кредита, плановость, возврат­ ность и срочность.

Другая не менее серьезная причина, препятствующая развитию кредита, — многолетняя практика ведомствен­ ного безвозвратного перераспределения амортизацион­ ных отчислений между предприятиями.

Как сложилась подобная практика? В 1938 г. амортизационные отчисления на капитальный ремонт были выделены в распоряжение промышленных предприятий, и в первые же годы выявилось из­ вестное несовпадение у ряда предприятий между годовой потреб­ ностью в средствах на проведение работ по капитальному ремонту и той частью амортизационного фонда, которая предназначена для

этой цели. В связи с тем

что

отдельные

предприятия систематически

не использовали

имеющиеся

средства

на

капитальный

ремонт ос­

новных фондов,

некоторым

ведомствам

было

предоставлено

право

перераспределять между

подчиненными

предприятиями

определен­

ный процент общей суммы

амортизационных

отчислений

 

отрасли.

В 1955 г. 'всем

министерствам

и ведомствам

было

предоставлено

такое право, а

после создания

совнархозов

в 1957 г. амортизаци­

онные отчисления на капитальный ремонт

стали перераспределять­

ся не только в

пределах

отраслей

промышленности,

но

и

между

различными отраслями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

96


Выше была экономически обоснована необходимость частичного перераспределения между промышленными предприятиями амортизационных отчислений на капи­ тальный ремонт, но оправдана ли безвозвратная форма перераспределения этих средств?

На этот вопрос, по нашему мнению, нельзя дать од­ нозначный ответ.

Рассматривая проблемы существенного улучшения использования амортизационных отчислений, П. Р. Филиплов [30] (вносил предложения о внедрении долгосроч­ ного кредитования капитального ремонта промышленно­ производственных основных фондов при условии полной ликвидации безвозвратного перераспределения аморти­ зационных отчислений между предприятиями.

Вотдельных случаях разрывы между потребностью

всредствах на капитальный ремонт п имеющимися ис­ точниками его финансирования могут носить постоянный характер, что подтверждает необходимость введения безвозвратной формы перераспределения амортизацион­

ных отчислений на капитальный ремонт между предпри­ ятиями. Наличие таких постоянных разрывов наиболее характерно для тех предприятий, которые длительное время находятся в эксплуатации и располагают основ­ ными фондами, имеющими значительную степень износа.

Так как действующие нормы амортизационных отчи­ слений рассчитаны с учетом средней стоимости капи­ тального ремонта основных фондов, старые предприя­ тия со средствами труда, частичное восстановление ко­

торых сложнее и дороже,

испытывают хронический

не­

достаток

в средствах на

проведение капитального

ре-

' монта.

В

некоторых

случаях

этот

недостаток

в средствах

усугубляется

действием

ряда

до­

полнительных

факторов,

к

числу

которых

относятся

заниженная денежная оценка основных фондов и опре­ деленное несоответствие нормы амортизации на капи­ тальный ремонт действительному процессу снашивания имеющихся средств труда.

При подобном несоответствии потребности в затра­ тах на капитальный ремонт и имеющихся источников их финансирования возвратная форма перераспределения амортизационных отчислений на капитальный ремонт не может применяться, ибо кредит не будет погашен за счет излишков амортизационного фонда в будущие годы.

97


В то же время на большинстве промышленных пред­ приятий такой разрыв носит временный характер, обу­ словленный особенностями движения частичного возме­ щения действующих основных фондов, что указывает на ■возможность внедрения возвратной формы перераспре­ деления амортизационных отчислений на капитальный ремонт путем долгосрочного кредитования.

Обосновывая внедрение долгосрочного кредитования капитального ремонта основных фондов, уместно приве­ сти аргументы В. Батырева в пользу развития кредитных отношений «Движение стоимости в некоторой ее части не может осуществляться путем прямого изъятия и пре­ доставления средств; оно требует иных форм, .которые обеспечивали бы планомерное распределение в общест­ венном масштабе этой части стоимости и вместе с тем сохраняли бы ее обособленный характер, закрепление на определенный срок за отдельными предприятиями. Кредит разрешает это противоречие, обеспечивая дви­ жение стоимости, ее планомерное использование, но не нарушает благодаря возвратности каждой перемещае­ мой суммы известного, относительного закрепления средств за предприятием внутри всенародной собствен­ ности ... Именно в такой связи отношений кредита при социализме с характером социалистической собственно­ сти заключается его необходимость, особое содержание, роль и соответствующие формы»1.

На необходимость внедрения долгосрочного кредито­ вания указывает тот факт, что безвозвратная форма пе.- рераопределения амортизационных отчислений на ка­ питальный ремонт не дает возможности достигнуть обособленного оборота средств на капитальный ремонт в рамках промышленного предприятия в течение дли­ тельного времени, что, по нашему мнению, не позволяет обеспечить надлежащий уровень работы по частичному восстановлению промышленно-производственных основ­ ных фондов.

При этом следует иметь в виду, что практика безвоз­ вратного перераспределения не стимулирует в промыш­ ленности бережное отношение к основным фондам, эко­ номное расходование средств, выделенных на капиталь­ ный ремонт, и повышение качества ремонтных работ для увеличения межремонтного цикла.

1 В. Ба т ь п р е в .

Некоторые вопросы

дальнейшего

развития

кредитных отношений.

«Деньги и кредит»,

1964, № 12, с.

10.

98


В последние годы проведен ряд организационно-тех­ нических и экономических мероприятий, создающих не­ обходимые условия для распространения долгосрочного кредитования капитального ремонта основных фон­ дов.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенст­ вовании планирования и усиления экономического сти­ мулирования промышленного производства»минпетерстіваім и ведомствам предоставлено право создавать ре­ зерв за счет амортизационных отчислений, предназна­ ченных на капитальный ремонт, в размере до 10% об­ щего объема этих отчислений для использования на тех предприятиях, у которых собственных средств на осу­ ществление капитального ремонта недостаточно.

Таким образом, практика неограниченного ведомст­ венного перераспределения средств на капитальный ре-_ монт, при которой у отдельных предприятий безвозврат­ но изымалось до 50% (а в ряде случаев и более) амор­ тизационных отчислений на частичное восстановление основных фондов, сменилась упорядоченной системой распределения средств, в законодательном порядке за­ крепляющей за промышленными предприятиями само­ стоятельное распоряжение не менее чем 90% амортиза­ ционных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт.

С другой стороны, переход к отраслевому принципу управления промышленностью и на новую систему пла­ нирования и экономического стимулирования позволил значительно увеличить объемы централизованного ре­ монта основных фондов за счет создания в ряде отрас­ лей промышленности соответствующих специализиро­ ванных мощностей.

Например, созданные в Министерстве станкострои­ тельной и инструментальной промышленности Всесоюз­ ное объединение по ремонту станков, в Министерстве электротехнической промышленности Всесоюзное объе­ динение по ремонту и модернизации промышленного электрооборудования и другие подобные организации различного ведомственного подчинения обеспечивают проведение централизованного ремонта активной части основных фондов в более короткие сроки и при мень­ ших затратах по сравнению с хозяйственным способом ремонта оборудования.

99