Файл: Столяров К.А. Экономические проблемы совершенствования капитального ремонта промышленных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.07.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сирования II кредитования капитального ремонта основ­ ных фондов сдерживает работу но дальнейшему повы­ шению экономической эффективности действую­ щих промышленно-производственных основных фондов за счет сокращения сроков проведения ремонтно-строи­ тельных работ ,на .промышленных объектах.

Сметная стоимость .комплексного капитального ре­ монта крупного промышленного здания обычно состав­

ляет

значительную

часть

ежегодных амортизацион­

ных

отчислений

на

капитальный

ремонт

предприя­

тия, а иногда даже

превышает эту сумму.

Проведение

такого ремонта

в

подрядным

способом в

сравнительно

короткие

сроки

большинстве случаев «е представляет­

ся .возможным,

так как заказчик.не может произвести оп­

лату выполненных ремонтно-строительных

работ

из-за

отсутствия необходимых источников финансирования.

Промышленные предприятия, как правило, не имеют

возможности в течение одного

года

оплатить

стой- -

мость

комплексного

капитального

ремонта

одного

крупного

или

 

нескольких

мелких

и

средних по

величине промышленных зданий; для этого им необхо­ димо либо отказаться от проведения планово-предупре­ дительного ремонта машин, оборудования и выбороч­ ного капитального ремонта других производственных зданий и сооружений, либо производить иммобилизацию оборотных средств.

В том и в другом случае при повышенном износе средств труда вследствие несвоевременноно капитального ремонта и при ухудшении финансово-хозяйственной деятельности из-за отвлечения оборотных средств на не предусмотренные планом цели промышленным предпри­ ятиям наносится значительный ущерб, который соизме­ рим с положительным эффектом от сокращения сроков комплексного капитального ремонта.

Совершенно очевидно, что подрядные организации не могут производить работы в долг и при несвоевремен­ ных расчетах за выполненные ремонтно-строительные работы вынуждены прекращать их производство.

Финансирование ремонтно-строительных работ по ком­ плексному капитальному ремонту за счет внутриведом­ ственного перераспределения амортизационных отчисле­ ний на капитальный ремонт между предприятиями (в пределах допустимого в настоящее время 10%-ного изъятия средств для создания централизованного резер-

87


ва отрасли) возможно далеко не всегда: распределение этих средств в большинстве отраслей промышленности пока производится без необходимого учета объективной потребности предприятий в дополнительных средствах на капитальный ремонт.

Кроме того, несмотря на кажущуюся значительность сумм отраслевых резервов на капитальный ремонт, их явно інедостаточно для проведения ■комплексного капи­ тального ремонта промышленных зданий, 'которые по своему состоянию в нем нуждаются.

Представляется целесообразным усовершенствовать систему финансирования капитального ремонта произ­ водственных зданий, что в сочетании с некоторыми из­ менениями системы внутриведомственного распределе­ ния амортизационных отчислений между предприятиями может существенно улучшить сохранение и восстановле­ ние действующих основных фондов промышленности и тем самым повысить экономическую эффективность их использования.

§ 2. Финансирование и кредитование капитального ремонта

Для ликвидации последствий физического износа производственных основных фондов необходимо произ­ водить затраты на их содержание и ремонт.

Обосновывая необходимость затрат на ремонт ос­ новных фондов, К- Маркс писал: «Перенесение стоимости 'вследствие изнашивания основного капитала рассчиты­ вается по средней продолжительности его жизни, ио эта средняя продолжительность жизни, в свою очередь, рас­ считана на то, что все время будет авансироваться до­ бавочный капитал, необходимый для содержания его в исправности»1.

За счет средств, выделяемых на капитальный ремонт основных фондов промышленности, производятся затра­ ты по замене или приведению ,в состояние, годное для дальнейшего использования, отдельных конструктивных элементов производственных зданий, сооружений, ма­ шин и оборудования, а также затраты на .модернизацию оборудования, проводимую одновременно с капитальным ремонтом. Такая модернизация представляет собой по-

1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 24, с. 197.

88

вышенпе технико-экономических характеристик отре­ монтированного оборудования в результате полной или частичной замены износившихся узлов и деталей -более прогрессивными и экономичными, причем затраты на модернизацию оборудования, проводимую одновременно с капитальным ремонтом, учтены в действующих нормах амортизационных отчислений.

Кроме того, за счет средств капитального ремонта производятся затраты на проектно-конструкторские, проектно-сметные и изыскательские работы по объектам, подлежащим ремонту, и затраты, специфичные только для капитального ремонта, — оплата разборочных и де­ монтажных работ II плата за восстановление возвратных материалов и отдельных конструктивных элементов.

За счет средств капитального ремонта производятся также затраты по транспортированию объектов, подле­ жащих ремонту, и затраты на приобретение в запас необ­ ходимых товарно-материальных ценностей, которые расходуются при капитальном ремонте основных фон­ дов.

Нормативы запасов материальных ценностей для нужд капитального ремонта учитываются при расчете общей потребности промышленных предприятий в обо­ ротных средствах.

Госбанк СССР до 1967 г. для проведения операций по финансированию этих работ и затрат открывал про­ мышленным предприятиям особые счета по капиталь­ ному ремонту, контролировал своевременность поступ­ ления амортизационных отчислений п целевое их исполь­ зование.

В 1967 г. для дальнейшего расширения прав руково­ дителей промышленных предприятий и повышения мо­ бильности использования денежных - средств был уста­ новлен новый порядок финансирования капитального ремонта с расчетных счетов предприятий, а особые сче­ та у предприятий большинства отраслей народного хо­ зяйства были ликвидированы.

По данным Госбанка СССР, в 1970 г. только у 19,7 тыс. хозрасчетных предприятий и организаций были со­ хранены особые счета по капитальному ремонту.

Контроль за целевым и экономным расходованием средств на капитальный ремонт основных фондов был возложен «а министерства и ведомства. Однако многие министерства и ведомства практически не ведут этой4

4 Зач. 476

89



работы, в результате чего, например по данным Ленин­ градской городской конторы Госбанка. СССР, в 1968— 1970 гг. значительно увеличилось число случаев нецеле­ вого использования указанных средств.

Единственным источником финансирования капи­ тального ремонта в целом для народного хозяйства яв­ ляется часть амортизационного фонда, специально пред­ назначенная для этой цели.

По данным ЦСУ СССР, амортизационные отчисле­ ния в 1970 г. составили 7,4% среднегодовой стоимости основных фондов, нз них в целом на капитальный ре­ монт— 3,4%, на капитальный ремонт производственных зданий и сооружений — соответственно 3,4 и 1,8% [6].

Ряд исследователей обратил внимание на то, что за послевоенный период развития социалистической эконо­ мики темпы роста фактических затрат на капитальный ремонт промышленно-производственных фондов весьма высоки и опережают темпы роста промышленно-произ­ водственных основных фондов. Так, П. М. Павлов отме­ тил, что с 1946 по 1955 г. фактические затраты на капи­ тальный ремонт промышленно-производственных основ­ ных фондов возросли в 3,45 раза, в то время как про­ мышленно-производственные основные фонды — только в

2,54 раза [24].

По отчетным данным за 1967—1970 гг. в электротех­ нической промышленности фактические затраты на капи­ тальный ремонт промышленно-производственных основ­ ных фондов также превысили прирост основных фондов, причем фактические затраты только па капитальный ре­ монт промышленных зданий н сооружений составили в среднем 50,5% прироста промышленно-производственных основных фондов отрасли.

Значительное увеличение ежегодных фактических зат­ рат на капитальный ремонт в последние годы обусловле­ но ростом основных фондов народного хозяйства и вве­ дением с 1 января 1963 г. новых норм амортизации.

Предстоящий пересмотр норм амортизации с некото­ рым их увеличением позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время тенденция роста ежегодных фактиче­ ских затрат проявится в большей степени.

Наряду с собственными амортизационными отчисле­ ниями в части, предназначенной для возмещения затрат на капитальный ремонт, для некоторых промышленных предприятий в различные периоды времени источниками

90

финансирования капитального ремонта служат также средства, получаемые от кредитной системы, средства по ведомственному перераспределению амортизационных отчислений и прочие источники.К прочим источникам финансирования относятся средства, образующиеся, на­ пример, за счет арендной платы за сданные помещения. Размер таких источников весьма мал, и они в дальней­ шем в расчет не принимаются.

Кредит и средства по ведомственному перераспре­ делению амортизационных отчислений на капитальный ремонт, строго говоря, не являются какими-либо само­ стоятельными источниками финансирования частичного восстановления основных фондов, а выступают как фор­ мы перераспределения выделенных на эти цели денеж­ ных средств, причем кредит представляет собой возврат­ ную форму, в то время как ведомственная система пере­ распределения амортизационных отчислений осущест­ вляет безвозвратное изъятие свободных амортизацион­ ных отчислений у одних предприятий и их безвозмезд­ ную передачу другим предприятиям.

Объективная необходимость перераспределения амор­ тизационных отчислений между предприятиями обусло­ влена разрывом в отдельные периоды времени между затратами иа капитальный ремонт и образованием амор­ тизационных отчислений в масштабе одного промыш­ ленного предприятия и неодинаковой степенью износа основных фондов у различных предприятий. Такие раз­ рывы на промышленных предприятиях могут иметь ме­ сто в пределах одного года н в течение ряда лет.

В пределах одного года недостатки и излишки аморти­ зационных отчислений возникают из-за неравномерности расходов на капитальный ремонт и неравномерности по­ ступления амортизационных отчислений. Это наиболее характерно для сезонных отраслей производства, где ра­ боты по капитальному ремонту в основном выполняются в то время, когда резко сокращаются или полностью приостанавливаются основные производственные про­ цессы. Например, в ряде подотраслей пищевой промы­ шленности работы по капитальному ремонту обычно производят после переработки заготовленного в данном сезоне сырья.

В результате резкой сезонной неравномерности 'по­ ступления средств и фактических затрат на работы по капитальному ремонту промышленно-производственных

•I* Зак. 476

91


основных фондов у отдельных предприятий возникает временный недостаток денежных средств, обусловлива­ ющий необходимость краткосрочного кредитования этих предприятий.

Учреждения Госбанка СССР в соответствии с дейст­ вующим порядком выдают таким предприятиям кратко­ срочные кредиты для покрытия сезонных недостатков амортизационных отчислений на капитальный ремонт с погашением этих кредитов до окончания каждого теку­ щего года.

Обязательным условием предоставления краткосроч­ ного кредита является перечисление предприятием всей суммы амортизационных отчислений, подлежащих взно­ су к моменту получения кредита. Размер этого кредита и сроки его погашения определяются Госбанком на ос­ нове расчета, составляемого промышленным предприя­ тием.

В расчете должны быть указаны: свободный остаток средств на капитальный ремонт на начало года с учетом не полностью внесенных или излишне внесенных сумм амортизационных отчислений на капитальный ремонт за прошлый год, а также невосстановленных затрат на на­ чало текущего тода и задолженности подрядчикам за'вы­ полненные работы по капитальному .ремонту; план амор­ тизационных отчислений и других средств для капиталь­ ного ремонта и сумма ожидаемых затрат на капиталь­ ный ремонт с поквартальным их распределением.

Размер выдаваемого предприятию кредита определя­ ется банком в виде разности между ожидаемыми затра­ тами на капитальный ремонт основных фондов и плано­ вым поступлением амортизационных отчислений и дру­ гих средств, предназначенных для финансирования ка­ питального ремонта, с учетом •свободного остатка средств «а начало текущего года и фактического .вы­ полнения плана -капитального ремонта на предшествую­ щий период текущего года.

Проведенное нами изучение краткосрочного креди­ тования промышленных предприятий Ленинграда пока­ зало, что общий размер краткосрочных ссуд на покры­ тие сезонных недостатков амортизационных отчислений на капитальный ремонт с 1965 по 1969 г. возрос в 2,3 раза и составил по состоянию на 1 октября 1969 г. 4257 тыс. руб. При этом удельный вес таких краткосроч­ ных ссуд в общем объеме средств, направляемых на ка-

92

пптальиый ремонт, увеличился с 1,3% в 1966 г. до 3% в 1969 г., а доля этих краткосрочных кредитов в общем размере кредитов ів основные средства возросла с 10,4%

в1966 г. до 18,4% в 1969 г.

Вто же время краткосрочное кредитование сезонных разрывов между фактическими затратами на капиталь­ ный ремонт и амортизационными отчислениями по пред­ приятиям тяжелой промышленности в Ленинграде за 1966—1969 гг. сократилось в 2,4 раза.

Например, но предприятиям Министерства электро­ технической промышленности, расположенным в Ленин­ граде, за 1968—1969ігг. только завод «Пролетарий» один раз пользовался краткосрочным кредитом.

По нашему мнению, краткосрочный кредит на капи­ тальный ремонт основных фондов не имеет существен­ ных перспектив для дальнейшего развития, так как удельный вес сезонных производств в промышленности систематически сокращается, а сезонная неравномер­ ность фактических затрат на капитальный ремонт (в первую очередь выполнение ремонтно-строительных ра­ бот по производственным зданиям и сооружениям в ве- сение-летний период) имеет тенденцию к выравниванию в связи с внедрением на промышленных предприятиях системы планово-предупредительного ремонта основных фондов.

Длительные (более одного года) разрывы между зат­ ратами на капитальный ремонт основных фондов п амор­ тизационными отчислениями, предназначенными для этой цели, объясняются неравномерным характером за­ трат на частичное возмещение промышленно-производ­ ственных основных фондов.

В «Капитале» К. Маркс писал: «Однако из массы этих ремонтных работ выделяются два вида, которые имеют более или менее постоянный характер и прихо­ дятся на различные периоды жизни основного капитала: болезни детства и несравненно более многочисленные болезни возраста, вышедшего за пределы средней про­ должительности жизни. Например, какой бы совершен­ ной конструкции Мишина ни вступала в процесс производства, при ее употреблении на практике обнару­ живаются недостатки, которые приходится поправлять дополнительным трудом. С другой стороны, чем больше вышла она за предел своего среднего возраста, следо­ вательно, чем больше сказывается действие нормально­

93