Файл: Столяров К.А. Экономические проблемы совершенствования капитального ремонта промышленных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.07.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
сирования II кредитования капитального ремонта основ ных фондов сдерживает работу но дальнейшему повы шению экономической эффективности действую щих промышленно-производственных основных фондов за счет сокращения сроков проведения ремонтно-строи тельных работ ,на .промышленных объектах.
Сметная стоимость .комплексного капитального ре монта крупного промышленного здания обычно состав
ляет |
значительную |
часть |
ежегодных амортизацион |
|||||||
ных |
отчислений |
на |
капитальный |
ремонт |
предприя |
|||||
тия, а иногда даже |
превышает эту сумму. |
Проведение |
||||||||
такого ремонта |
в |
подрядным |
способом в |
сравнительно |
||||||
короткие |
сроки |
большинстве случаев «е представляет |
||||||||
ся .возможным, |
так как заказчик.не может произвести оп |
|||||||||
лату выполненных ремонтно-строительных |
работ |
из-за |
||||||||
отсутствия необходимых источников финансирования. |
||||||||||
Промышленные предприятия, как правило, не имеют |
||||||||||
возможности в течение одного |
года |
оплатить |
стой- - |
|||||||
мость |
комплексного |
капитального |
ремонта |
одного |
||||||
крупного |
или |
|
нескольких |
мелких |
и |
средних по |
величине промышленных зданий; для этого им необхо димо либо отказаться от проведения планово-предупре дительного ремонта машин, оборудования и выбороч ного капитального ремонта других производственных зданий и сооружений, либо производить иммобилизацию оборотных средств.
В том и в другом случае при повышенном износе средств труда вследствие несвоевременноно капитального ремонта и при ухудшении финансово-хозяйственной деятельности из-за отвлечения оборотных средств на не предусмотренные планом цели промышленным предпри ятиям наносится значительный ущерб, который соизме рим с положительным эффектом от сокращения сроков комплексного капитального ремонта.
Совершенно очевидно, что подрядные организации не могут производить работы в долг и при несвоевремен ных расчетах за выполненные ремонтно-строительные работы вынуждены прекращать их производство.
Финансирование ремонтно-строительных работ по ком плексному капитальному ремонту за счет внутриведом ственного перераспределения амортизационных отчисле ний на капитальный ремонт между предприятиями (в пределах допустимого в настоящее время 10%-ного изъятия средств для создания централизованного резер-
87
ва отрасли) возможно далеко не всегда: распределение этих средств в большинстве отраслей промышленности пока производится без необходимого учета объективной потребности предприятий в дополнительных средствах на капитальный ремонт.
Кроме того, несмотря на кажущуюся значительность сумм отраслевых резервов на капитальный ремонт, их явно інедостаточно для проведения ■комплексного капи тального ремонта промышленных зданий, 'которые по своему состоянию в нем нуждаются.
Представляется целесообразным усовершенствовать систему финансирования капитального ремонта произ водственных зданий, что в сочетании с некоторыми из менениями системы внутриведомственного распределе ния амортизационных отчислений между предприятиями может существенно улучшить сохранение и восстановле ние действующих основных фондов промышленности и тем самым повысить экономическую эффективность их использования.
§ 2. Финансирование и кредитование капитального ремонта
Для ликвидации последствий физического износа производственных основных фондов необходимо произ водить затраты на их содержание и ремонт.
Обосновывая необходимость затрат на ремонт ос новных фондов, К- Маркс писал: «Перенесение стоимости 'вследствие изнашивания основного капитала рассчиты вается по средней продолжительности его жизни, ио эта средняя продолжительность жизни, в свою очередь, рас считана на то, что все время будет авансироваться до бавочный капитал, необходимый для содержания его в исправности»1.
За счет средств, выделяемых на капитальный ремонт основных фондов промышленности, производятся затра ты по замене или приведению ,в состояние, годное для дальнейшего использования, отдельных конструктивных элементов производственных зданий, сооружений, ма шин и оборудования, а также затраты на .модернизацию оборудования, проводимую одновременно с капитальным ремонтом. Такая модернизация представляет собой по-
1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 24, с. 197.
88
вышенпе технико-экономических характеристик отре монтированного оборудования в результате полной или частичной замены износившихся узлов и деталей -более прогрессивными и экономичными, причем затраты на модернизацию оборудования, проводимую одновременно с капитальным ремонтом, учтены в действующих нормах амортизационных отчислений.
Кроме того, за счет средств капитального ремонта производятся затраты на проектно-конструкторские, проектно-сметные и изыскательские работы по объектам, подлежащим ремонту, и затраты, специфичные только для капитального ремонта, — оплата разборочных и де монтажных работ II плата за восстановление возвратных материалов и отдельных конструктивных элементов.
За счет средств капитального ремонта производятся также затраты по транспортированию объектов, подле жащих ремонту, и затраты на приобретение в запас необ ходимых товарно-материальных ценностей, которые расходуются при капитальном ремонте основных фон дов.
Нормативы запасов материальных ценностей для нужд капитального ремонта учитываются при расчете общей потребности промышленных предприятий в обо ротных средствах.
Госбанк СССР до 1967 г. для проведения операций по финансированию этих работ и затрат открывал про мышленным предприятиям особые счета по капиталь ному ремонту, контролировал своевременность поступ ления амортизационных отчислений п целевое их исполь зование.
В 1967 г. для дальнейшего расширения прав руково дителей промышленных предприятий и повышения мо бильности использования денежных - средств был уста новлен новый порядок финансирования капитального ремонта с расчетных счетов предприятий, а особые сче та у предприятий большинства отраслей народного хо зяйства были ликвидированы.
По данным Госбанка СССР, в 1970 г. только у 19,7 тыс. хозрасчетных предприятий и организаций были со хранены особые счета по капитальному ремонту.
Контроль за целевым и экономным расходованием средств на капитальный ремонт основных фондов был возложен «а министерства и ведомства. Однако многие министерства и ведомства практически не ведут этой4
4 Зач. 476 |
89 |
работы, в результате чего, например по данным Ленин градской городской конторы Госбанка. СССР, в 1968— 1970 гг. значительно увеличилось число случаев нецеле вого использования указанных средств.
Единственным источником финансирования капи тального ремонта в целом для народного хозяйства яв ляется часть амортизационного фонда, специально пред назначенная для этой цели.
По данным ЦСУ СССР, амортизационные отчисле ния в 1970 г. составили 7,4% среднегодовой стоимости основных фондов, нз них в целом на капитальный ре монт— 3,4%, на капитальный ремонт производственных зданий и сооружений — соответственно 3,4 и 1,8% [6].
Ряд исследователей обратил внимание на то, что за послевоенный период развития социалистической эконо мики темпы роста фактических затрат на капитальный ремонт промышленно-производственных фондов весьма высоки и опережают темпы роста промышленно-произ водственных основных фондов. Так, П. М. Павлов отме тил, что с 1946 по 1955 г. фактические затраты на капи тальный ремонт промышленно-производственных основ ных фондов возросли в 3,45 раза, в то время как про мышленно-производственные основные фонды — только в
2,54 раза [24].
По отчетным данным за 1967—1970 гг. в электротех нической промышленности фактические затраты на капи тальный ремонт промышленно-производственных основ ных фондов также превысили прирост основных фондов, причем фактические затраты только па капитальный ре монт промышленных зданий н сооружений составили в среднем 50,5% прироста промышленно-производственных основных фондов отрасли.
Значительное увеличение ежегодных фактических зат рат на капитальный ремонт в последние годы обусловле но ростом основных фондов народного хозяйства и вве дением с 1 января 1963 г. новых норм амортизации.
Предстоящий пересмотр норм амортизации с некото рым их увеличением позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время тенденция роста ежегодных фактиче ских затрат проявится в большей степени.
Наряду с собственными амортизационными отчисле ниями в части, предназначенной для возмещения затрат на капитальный ремонт, для некоторых промышленных предприятий в различные периоды времени источниками
90
финансирования капитального ремонта служат также средства, получаемые от кредитной системы, средства по ведомственному перераспределению амортизационных отчислений и прочие источники.К прочим источникам финансирования относятся средства, образующиеся, на пример, за счет арендной платы за сданные помещения. Размер таких источников весьма мал, и они в дальней шем в расчет не принимаются.
Кредит и средства по ведомственному перераспре делению амортизационных отчислений на капитальный ремонт, строго говоря, не являются какими-либо само стоятельными источниками финансирования частичного восстановления основных фондов, а выступают как фор мы перераспределения выделенных на эти цели денеж ных средств, причем кредит представляет собой возврат ную форму, в то время как ведомственная система пере распределения амортизационных отчислений осущест вляет безвозвратное изъятие свободных амортизацион ных отчислений у одних предприятий и их безвозмезд ную передачу другим предприятиям.
Объективная необходимость перераспределения амор тизационных отчислений между предприятиями обусло влена разрывом в отдельные периоды времени между затратами иа капитальный ремонт и образованием амор тизационных отчислений в масштабе одного промыш ленного предприятия и неодинаковой степенью износа основных фондов у различных предприятий. Такие раз рывы на промышленных предприятиях могут иметь ме сто в пределах одного года н в течение ряда лет.
В пределах одного года недостатки и излишки аморти зационных отчислений возникают из-за неравномерности расходов на капитальный ремонт и неравномерности по ступления амортизационных отчислений. Это наиболее характерно для сезонных отраслей производства, где ра боты по капитальному ремонту в основном выполняются в то время, когда резко сокращаются или полностью приостанавливаются основные производственные про цессы. Например, в ряде подотраслей пищевой промы шленности работы по капитальному ремонту обычно производят после переработки заготовленного в данном сезоне сырья.
В результате резкой сезонной неравномерности 'по ступления средств и фактических затрат на работы по капитальному ремонту промышленно-производственных
•I* Зак. 476 |
91 |
основных фондов у отдельных предприятий возникает временный недостаток денежных средств, обусловлива ющий необходимость краткосрочного кредитования этих предприятий.
Учреждения Госбанка СССР в соответствии с дейст вующим порядком выдают таким предприятиям кратко срочные кредиты для покрытия сезонных недостатков амортизационных отчислений на капитальный ремонт с погашением этих кредитов до окончания каждого теку щего года.
Обязательным условием предоставления краткосроч ного кредита является перечисление предприятием всей суммы амортизационных отчислений, подлежащих взно су к моменту получения кредита. Размер этого кредита и сроки его погашения определяются Госбанком на ос нове расчета, составляемого промышленным предприя тием.
В расчете должны быть указаны: свободный остаток средств на капитальный ремонт на начало года с учетом не полностью внесенных или излишне внесенных сумм амортизационных отчислений на капитальный ремонт за прошлый год, а также невосстановленных затрат на на чало текущего тода и задолженности подрядчикам за'вы полненные работы по капитальному .ремонту; план амор тизационных отчислений и других средств для капиталь ного ремонта и сумма ожидаемых затрат на капиталь ный ремонт с поквартальным их распределением.
Размер выдаваемого предприятию кредита определя ется банком в виде разности между ожидаемыми затра тами на капитальный ремонт основных фондов и плано вым поступлением амортизационных отчислений и дру гих средств, предназначенных для финансирования ка питального ремонта, с учетом •свободного остатка средств «а начало текущего года и фактического .вы полнения плана -капитального ремонта на предшествую щий период текущего года.
Проведенное нами изучение краткосрочного креди тования промышленных предприятий Ленинграда пока зало, что общий размер краткосрочных ссуд на покры тие сезонных недостатков амортизационных отчислений на капитальный ремонт с 1965 по 1969 г. возрос в 2,3 раза и составил по состоянию на 1 октября 1969 г. 4257 тыс. руб. При этом удельный вес таких краткосроч ных ссуд в общем объеме средств, направляемых на ка-
92
пптальиый ремонт, увеличился с 1,3% в 1966 г. до 3% в 1969 г., а доля этих краткосрочных кредитов в общем размере кредитов ів основные средства возросла с 10,4%
в1966 г. до 18,4% в 1969 г.
Вто же время краткосрочное кредитование сезонных разрывов между фактическими затратами на капиталь ный ремонт и амортизационными отчислениями по пред приятиям тяжелой промышленности в Ленинграде за 1966—1969 гг. сократилось в 2,4 раза.
Например, но предприятиям Министерства электро технической промышленности, расположенным в Ленин граде, за 1968—1969ігг. только завод «Пролетарий» один раз пользовался краткосрочным кредитом.
По нашему мнению, краткосрочный кредит на капи тальный ремонт основных фондов не имеет существен ных перспектив для дальнейшего развития, так как удельный вес сезонных производств в промышленности систематически сокращается, а сезонная неравномер ность фактических затрат на капитальный ремонт (в первую очередь выполнение ремонтно-строительных ра бот по производственным зданиям и сооружениям в ве- сение-летний период) имеет тенденцию к выравниванию в связи с внедрением на промышленных предприятиях системы планово-предупредительного ремонта основных фондов.
Длительные (более одного года) разрывы между зат ратами на капитальный ремонт основных фондов п амор тизационными отчислениями, предназначенными для этой цели, объясняются неравномерным характером за трат на частичное возмещение промышленно-производ ственных основных фондов.
В «Капитале» К. Маркс писал: «Однако из массы этих ремонтных работ выделяются два вида, которые имеют более или менее постоянный характер и прихо дятся на различные периоды жизни основного капитала: болезни детства и несравненно более многочисленные болезни возраста, вышедшего за пределы средней про должительности жизни. Например, какой бы совершен ной конструкции Мишина ни вступала в процесс производства, при ее употреблении на практике обнару живаются недостатки, которые приходится поправлять дополнительным трудом. С другой стороны, чем больше вышла она за предел своего среднего возраста, следо вательно, чем больше сказывается действие нормально
93