Файл: Полубояринов Ю.Г. Основы машиностроительной гидравлики и пневматики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с исполнительными механизмами прямолинейного по­ ступательного движения, в практике применяются моментные (по­ воротные) двигатели для возвратно-поворотного движения. Схема моментного двигателя показана на рис. 24. Внутри корпуса 1 имеется втулка 2, на которой закреплена пластина 3. Рабочая жид­ кость заполняет пространство между корпусом и втулкой. Подача и слив жидкости производится через отверстия 6 и 7. Крутящий момент создается давлением жидкости на пластину. Угол поворота втулки ограничен перемычкой 4. В перемычку вставляется уплот­ нение 5.

К исполнительным механизмам вращательного движения от­ носятся объемные гидро- и пневмодвигатели (моторы). Устройство

 

гидродвигателей в принципе не отли­

 

чается от устройства насосов рота­

 

ционного типа (роторно-поршневые,

 

пластинчатые,

шестеренчатые), схемы

 

которых

рассматривались выше.

Как

 

и насосы, гидродвигатели могут быть

 

нерегулируемыми (с

постоянным зна­

 

чением удельного расхода а) и регу­

 

лируемыми

переменной

величи­

 

ной а).

 

 

 

 

 

 

 

Из пневматических двигателей наи­

 

большее

распространение

получили

 

роторно-поршневые, шестеренчатые и

 

пластинчатые двигатели. Схемы этих

Рис. 24

двигателей

представлены на

рис.

25.

Схема роторно-поршневого двигателя,

 

 

состоящего

из

пяти

цилиндров

/,

внутри которых размещены поршни 2, шарнирно соединенные со штоком 3, изображена на рис. 25, а. Штоки закреплены на колен­ чатом валу 4. С помощью' распределителя воздух попеременно под­ водится в поршневую полость двух цилиндров, а из' остальных трех выпускается наружу. Поступательное движение поршней через штоки передается на коленчатый вал, который приходит_ во вра­ щение.

Схема пневматического шестеренчатого двигателя дана на рис. 25, б. Двигатель состоит из двух шестерен / и 3, размещенных в корпусе 4. В корпусе имеются отверстия 2 и 5 для подачи сжатого воздуха в двигатель и последующего выпуска его в атмосферу. При подаче сжатого воздуха через отверстие 2 шестерни благодаря об­ разованию крутящего момента приводятся во вращение в направ­ лении, показанном стрелками. Реверс осуществляется путем подачи сжатого воздуха в отверстие 5.

На рис. 25, в дана схема пластинчатого двигателя, основными деталями которого являются статор /, эксцентрично расположенный к нему ротор 6 и размещенные в роторе пластины 5. При подаче сжатого воздуха через штуцер 2 и отверстие 3 в пространство 4

68


между пластинами ротор приводится во вращение. При этом отра­ ботанный воздух через отверстие 7 поступает в выходную полость двигателя и оттуда в атмосферу.

Работа пластинчатых двигателей сопровождается меньшим шу­ мом, чем шестеренчатых, благодаря тому, что в этих двигателях объем межпластинного пространства увеличивается в направлении вращения, что содействует понижению давления на выходе.

Рис. 25

Основными рабочими параметрами исполнительных механизмов возвратно-поступательного движения являются величина развивае­ мого усилия F и скорость перемещения v подвижного элемента, связанного со штоком.

Усилие F зависит от Давления рабочей среды, действующего на рабочую площадь подвижных элементов, усилий упругих эле­ ментов, сил трения в уплотнениях и сил инерции (при неустановив­ шемся движении). Для определения усилия F составляется урав­ нение динамического равновесия указанных сил. Регулирование величины F осуществляется путем изменения давления рабочей среды.

69


Скорость перемещения v зависит от скорости движения рабочей среды в полостях исполнительного механизма и определяется ве­ личиной рабочей площади подвижного элемента и расходом рабочей среды. Регулирование скорости осуществляется путем изменения расхода рабочей среды.

Если подача рабочей среды к исполнительному механизму про­ изводится от источника питания постоянного расхода (насос по­ стоянной подачи, аккумулятор, пневматическая сеть), то измене­

ние расхода осуществляется

в специальных регулирующих

устрой­

ствах — дросселях. Такой способ регулирования называется д р о с ­

с е л ь н ы м . Если подача

рабочей среды производится

от регу­

лируемого насоса, то изменение расхода можно осуществить, из-

 

 

1

Рп

V

Рш

J

 

и o-Q

 

 

Н

 

 

а

 

 

о

 

 

Рис. 26

 

 

меняя удельную подачу насоса. Такой способ регулирования на­ зывается о б ъ е м н ы м (машинным).

В конструктивном отношении системы с дроссельным регулиро­ ванием получаются более простыми и дешевыми, чем системы с объемным регулированием, но менее экономичными, так как не все количество рабочей среды, поступающее от источника питания, используется в исполнительном механизме. Некоторое количество среды отводится через переливной (перепускной) клапан.

В системах с гидравлическими исполнительными механизмами регулирующие устройства устанавливаются на напорной линии, на линии слива и между напорной линией и линией слива. В первом случае имеем регулирование на входе, во втором случае — регу­ лирование на выходе и в третьем случае — регулирование на ли­ нии, параллельной исполнительному механизму. На рис. 26 даны схемы установки регулирующих устройств для гидравлического исполнительного механизма — силового цилиндра. При регулиро­

вании на входе (рис. 26, а)

рабочая жидкость подается в систему

с постоянным расходом Q0.

Часть жидкости,

подаваемой

насосом,

отводится через переливной

клапан 2, а

другая

часть

поступает

в поршневую полость силового цилиндра

3.

При

установившемся

70


движении скорость рабочего хода поршня определяется по формуле

 

^ = - ^ - Л о б .

(66)

где Q — расход жидкости, поступающей в двигатель;

 

Qn

— рабочая площадь поршня, определяемая тю диаметру

Dn;

г)о б

— объемный к. п. д. силового цилиндра.

 

Регулируемая величина расхода Q рассчитывается по формуле

(406):

 

 

 

Q = ^G a ] A g J *L=JL,

(67)

где QK — площадь проходного отверстия дросселя; (хд — коэффициент расхода дросселя;

р0 — давление жидкости перед дросселем;

р— давление жидкости за дросселем.

Давление

жидкости р0 фиксируется настройкой

переливного

клапана и считается практически

постоянным. Давление р

зави­

сит от давления рп в поршневой

полости цилиндра.

Если

вели­

чина этого

давления постоянна,

то при неизменных

значениях

|д,д и Йд расход Q, а следовательно, и скорость рабочего хода

v бу­

дут постоянны. Если давление р п во время рабочего хода будет

изме­

няться, то будет изменяться и скорость движения поршня. Измене­

ние давления р п может быть вызвано изменением рабочего

усилия

F.

Действительно, из уравнения динамического равновесия

 

 

 

Р А - Р ш ( Q n - О ш ) - / 7 - Т = 0

 

следует, что

 

 

 

 

 

Рп =

^

.

(68)

где

р ш

— давление в штоковой полости

цилиндра;

 

 

Q m

— площадь сечения штока, определяемая по диаметру £>ш ;

 

Т — равнодействующая

сил трения в уплотнениях

поршня

 

 

и штока.

 

 

 

 

Полагая в уравнении (68) давление р ш

постоянным (независимым

от усилия F ) , получаем, что при увеличении /'увеличивается давле­

ние р п

и, следовательно, уменьшается расход Q и скорость

поршня

v; при уменьшении F скорость v возрастает.

 

 

Соотношение между параметрами F

и v представляется

в виде

скоростной характеристики исполнительного механизма, показан­ ной на рис. 27 в виде кривой / . Такая характеристика называется н е ж е с т к о й . Жесткость характеристики оценивается по ве­ личине отношения приращения скорости к приращению нагрузки.

При регулировании на выходе (рис. 26, б) регулирующее уст­ ройство 1 устанавливается на линии слива 2 и регулирует расход

71


QC J I , поступающий из штоковой полости силового цилиндра. Ско­ рость поршня v в этом случае определяется по формуле-

•Яи

 

(69)

 

 

Для определения расхода QCJI применяется формула (406). В дан­

ном случае давление р„ будет зависеть

от величины

давления р ш ,

а давление р равно давлению в линии

слива рсл

за дросселем.

Обычно Рш = 0.

 

 

Как и при регулировании на входе, в рассматриваемом случае скорость поршня при рабочем ходе будет постоянной при неизмен­ ном рабочем усилии. Если усилие изменяется, то и скорость будет

 

переменной — скоростная

характери­

 

стика исполнительного

механизма

 

является

нежесткой.

 

 

 

 

 

При регулировании на линии, па­

 

раллельной

двигателю

(рис.

26,

в),

 

скорость

рабочего

хода

определяется

 

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qo - Q

 

 

 

(70)

 

 

 

 

v=

On

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Q — расход

через

регулирующее

 

устройство,

определяемый

по

уравне­

Рис. 27

нию

(406), причем

в этом

уравнении

 

давление

р 0

определяется

по

давле­

 

нию

р п ,

а

давление

р =

р^ .

По­

скольку величина

Q и в этом

случае

зависит от

давления

р п ,

постольку скорость поршня будет изменяться при изменении рабо­ чего усилия и характеристика механизма будет нежесткой.

Для того чтобы обеспечить постоянную скорость поршня при из­ менении рабочего усилия и получить тем самым жесткую характе­ ристику исполнительного механизма (кривая 2 на рис. 27), в каче­ стве регулирующего устройства применяют вместо дросселя регу­ лятор скорости (см. § 11). С помощью регулятора скорости можно получить постоянное значение расхода независимо от изменения давления в системе.

Работа исполнительных механизмов вращательного движения характеризуется величиной крутящего момента и скоростью вра­ щения (числом оборотов в единицу времени). Регулирование числа

оборотов можно

осуществлять дроссельным и объемным способами.

Дроссельное регулирование производится таким же образом, как

и у двигателей

поступательного движения.

Рассмотрим схему гидродвигателя с объемным (машинным) ре­ гулированием (рис. 28, а). Насос / с регулируемой удельной по­ дачей qH подает рабочую жидкость по трубопроводу 2 в гидродви­ гатель 3. Из гидродвигателя отработанная жидкость возвращается

72