Файл: Полубояринов Ю.Г. Основы машиностроительной гидравлики и пневматики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
Наряду с исполнительными механизмами прямолинейного по ступательного движения, в практике применяются моментные (по воротные) двигатели для возвратно-поворотного движения. Схема моментного двигателя показана на рис. 24. Внутри корпуса 1 имеется втулка 2, на которой закреплена пластина 3. Рабочая жид кость заполняет пространство между корпусом и втулкой. Подача и слив жидкости производится через отверстия 6 и 7. Крутящий момент создается давлением жидкости на пластину. Угол поворота втулки ограничен перемычкой 4. В перемычку вставляется уплот нение 5.
К исполнительным механизмам вращательного движения от носятся объемные гидро- и пневмодвигатели (моторы). Устройство
|
гидродвигателей в принципе не отли |
|||||||
|
чается от устройства насосов рота |
|||||||
|
ционного типа (роторно-поршневые, |
|||||||
|
пластинчатые, |
шестеренчатые), схемы |
||||||
|
которых |
рассматривались выше. |
Как |
|||||
|
и насосы, гидродвигатели могут быть |
|||||||
|
нерегулируемыми (с |
постоянным зна |
||||||
|
чением удельного расхода а) и регу |
|||||||
|
лируемыми |
(с |
переменной |
величи |
||||
|
ной а). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из пневматических двигателей наи |
|||||||
|
большее |
распространение |
получили |
|||||
|
роторно-поршневые, шестеренчатые и |
|||||||
|
пластинчатые двигатели. Схемы этих |
|||||||
Рис. 24 |
двигателей |
представлены на |
рис. |
25. |
||||
Схема роторно-поршневого двигателя, |
||||||||
|
||||||||
|
состоящего |
из |
пяти |
цилиндров |
/, |
внутри которых размещены поршни 2, шарнирно соединенные со штоком 3, изображена на рис. 25, а. Штоки закреплены на колен чатом валу 4. С помощью' распределителя воздух попеременно под водится в поршневую полость двух цилиндров, а из' остальных трех выпускается наружу. Поступательное движение поршней через штоки передается на коленчатый вал, который приходит_ во вра щение.
Схема пневматического шестеренчатого двигателя дана на рис. 25, б. Двигатель состоит из двух шестерен / и 3, размещенных в корпусе 4. В корпусе имеются отверстия 2 и 5 для подачи сжатого воздуха в двигатель и последующего выпуска его в атмосферу. При подаче сжатого воздуха через отверстие 2 шестерни благодаря об разованию крутящего момента приводятся во вращение в направ лении, показанном стрелками. Реверс осуществляется путем подачи сжатого воздуха в отверстие 5.
На рис. 25, в дана схема пластинчатого двигателя, основными деталями которого являются статор /, эксцентрично расположенный к нему ротор 6 и размещенные в роторе пластины 5. При подаче сжатого воздуха через штуцер 2 и отверстие 3 в пространство 4
68
между пластинами ротор приводится во вращение. При этом отра ботанный воздух через отверстие 7 поступает в выходную полость двигателя и оттуда в атмосферу.
Работа пластинчатых двигателей сопровождается меньшим шу мом, чем шестеренчатых, благодаря тому, что в этих двигателях объем межпластинного пространства увеличивается в направлении вращения, что содействует понижению давления на выходе.
Рис. 25
Основными рабочими параметрами исполнительных механизмов возвратно-поступательного движения являются величина развивае мого усилия F и скорость перемещения v подвижного элемента, связанного со штоком.
Усилие F зависит от Давления рабочей среды, действующего на рабочую площадь подвижных элементов, усилий упругих эле ментов, сил трения в уплотнениях и сил инерции (при неустановив шемся движении). Для определения усилия F составляется урав нение динамического равновесия указанных сил. Регулирование величины F осуществляется путем изменения давления рабочей среды.
69
Скорость перемещения v зависит от скорости движения рабочей среды в полостях исполнительного механизма и определяется ве личиной рабочей площади подвижного элемента и расходом рабочей среды. Регулирование скорости осуществляется путем изменения расхода рабочей среды.
Если подача рабочей среды к исполнительному механизму про изводится от источника питания постоянного расхода (насос по стоянной подачи, аккумулятор, пневматическая сеть), то измене
ние расхода осуществляется |
в специальных регулирующих |
устрой |
ствах — дросселях. Такой способ регулирования называется д р о с |
||
с е л ь н ы м . Если подача |
рабочей среды производится |
от регу |
лируемого насоса, то изменение расхода можно осуществить, из-
|
|
1 |
|
Рп |
V |
• |
|
Рш |
J |
||
|
|||
и o-Q |
|
|
|
Н |
|
|
|
а |
|
|
|
о |
|
|
|
Рис. 26 |
|
|
меняя удельную подачу насоса. Такой способ регулирования на зывается о б ъ е м н ы м (машинным).
В конструктивном отношении системы с дроссельным регулиро ванием получаются более простыми и дешевыми, чем системы с объемным регулированием, но менее экономичными, так как не все количество рабочей среды, поступающее от источника питания, используется в исполнительном механизме. Некоторое количество среды отводится через переливной (перепускной) клапан.
В системах с гидравлическими исполнительными механизмами регулирующие устройства устанавливаются на напорной линии, на линии слива и между напорной линией и линией слива. В первом случае имеем регулирование на входе, во втором случае — регу лирование на выходе и в третьем случае — регулирование на ли нии, параллельной исполнительному механизму. На рис. 26 даны схемы установки регулирующих устройств для гидравлического исполнительного механизма — силового цилиндра. При регулиро
вании на входе (рис. 26, а) |
рабочая жидкость подается в систему |
||||
с постоянным расходом Q0. |
Часть жидкости, |
подаваемой |
насосом, |
||
отводится через переливной |
клапан 2, а |
другая |
часть |
поступает |
|
в поршневую полость силового цилиндра |
3. |
При |
установившемся |
70
движении скорость рабочего хода поршня определяется по формуле
|
^ = - ^ - Л о б . |
(66) |
где Q — расход жидкости, поступающей в двигатель; |
|
|
Qn |
— рабочая площадь поршня, определяемая тю диаметру |
Dn; |
г)о б |
— объемный к. п. д. силового цилиндра. |
|
Регулируемая величина расхода Q рассчитывается по формуле |
||
(406): |
|
|
|
Q = ^G a ] A g J *L=JL, |
(67) |
где QK — площадь проходного отверстия дросселя; (хд — коэффициент расхода дросселя;
р0 — давление жидкости перед дросселем;
р— давление жидкости за дросселем.
Давление |
жидкости р0 фиксируется настройкой |
переливного |
||
клапана и считается практически |
постоянным. Давление р |
зави |
||
сит от давления рп в поршневой |
полости цилиндра. |
Если |
вели |
|
чина этого |
давления постоянна, |
то при неизменных |
значениях |
|
|д,д и Йд расход Q, а следовательно, и скорость рабочего хода |
v бу |
|||
дут постоянны. Если давление р п во время рабочего хода будет |
изме |
няться, то будет изменяться и скорость движения поршня. Измене
ние давления р п может быть вызвано изменением рабочего |
усилия |
||||
F. |
Действительно, из уравнения динамического равновесия |
|
|||
|
|
Р А - Р ш ( Q n - О ш ) - / 7 - Т = 0 |
|
||
следует, что |
|
|
|
||
|
|
Рп = |
^ |
. |
(68) |
где |
р ш |
— давление в штоковой полости |
цилиндра; |
|
|
|
Q m |
— площадь сечения штока, определяемая по диаметру £>ш ; |
|||
|
Т — равнодействующая |
сил трения в уплотнениях |
поршня |
||
|
|
и штока. |
|
|
|
|
Полагая в уравнении (68) давление р ш |
постоянным (независимым |
|||
от усилия F ) , получаем, что при увеличении /'увеличивается давле |
|||||
ние р п |
и, следовательно, уменьшается расход Q и скорость |
поршня |
|||
v; при уменьшении F скорость v возрастает. |
|
||||
|
Соотношение между параметрами F |
и v представляется |
в виде |
скоростной характеристики исполнительного механизма, показан ной на рис. 27 в виде кривой / . Такая характеристика называется н е ж е с т к о й . Жесткость характеристики оценивается по ве личине отношения приращения скорости к приращению нагрузки.
При регулировании на выходе (рис. 26, б) регулирующее уст ройство 1 устанавливается на линии слива 2 и регулирует расход
71
QC J I , поступающий из штоковой полости силового цилиндра. Ско рость поршня v в этом случае определяется по формуле-
•Яи |
|
(69) |
|
|
|
Для определения расхода QCJI применяется формула (406). В дан |
||
ном случае давление р„ будет зависеть |
от величины |
давления р ш , |
а давление р равно давлению в линии |
слива рсл |
за дросселем. |
Обычно Рш = 0. |
|
|
Как и при регулировании на входе, в рассматриваемом случае скорость поршня при рабочем ходе будет постоянной при неизмен ном рабочем усилии. Если усилие изменяется, то и скорость будет
|
переменной — скоростная |
характери |
||||||||
|
стика исполнительного |
механизма |
||||||||
|
является |
нежесткой. |
|
|
|
|
||||
|
При регулировании на линии, па |
|||||||||
|
раллельной |
двигателю |
(рис. |
26, |
в), |
|||||
|
скорость |
рабочего |
хода |
определяется |
||||||
|
по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Qo - Q |
|
|
|
(70) |
|
|
|
|
|
v= |
• |
On |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
где Q — расход |
через |
регулирующее |
|||||||
|
устройство, |
определяемый |
по |
уравне |
||||||
Рис. 27 |
нию |
(406), причем |
в этом |
уравнении |
||||||
|
давление |
р 0 |
определяется |
по |
давле |
|||||
|
нию |
р п , |
а |
давление |
р = |
р^ . |
По |
|||
скольку величина |
Q и в этом |
случае |
зависит от |
давления |
р п , |
постольку скорость поршня будет изменяться при изменении рабо чего усилия и характеристика механизма будет нежесткой.
Для того чтобы обеспечить постоянную скорость поршня при из менении рабочего усилия и получить тем самым жесткую характе ристику исполнительного механизма (кривая 2 на рис. 27), в каче стве регулирующего устройства применяют вместо дросселя регу лятор скорости (см. § 11). С помощью регулятора скорости можно получить постоянное значение расхода независимо от изменения давления в системе.
Работа исполнительных механизмов вращательного движения характеризуется величиной крутящего момента и скоростью вра щения (числом оборотов в единицу времени). Регулирование числа
оборотов можно |
осуществлять дроссельным и объемным способами. |
Дроссельное регулирование производится таким же образом, как |
|
и у двигателей |
поступательного движения. |
Рассмотрим схему гидродвигателя с объемным (машинным) ре гулированием (рис. 28, а). Насос / с регулируемой удельной по дачей qH подает рабочую жидкость по трубопроводу 2 в гидродви гатель 3. Из гидродвигателя отработанная жидкость возвращается
72