Файл: Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
3<5
« - - г
Рис. 16
7. Полочки, состоящие из четырех частей, соединенных попе речными швами (прямыми или овальными), отмеченными в чет вертом варианте, и продольным швом, расположенным между вы шеназванными швами или нижним поперечным швом и линией низа; этот шов расположен отвесно или наклонно ( в ту или иную сторону) по отношению к наружному срезу полочки (см. рис. І5,
г)-
8. Полочки, состоящие из четырех частей, соединенных про дольным швом, отмеченным во втором варианте, и поперечным, расположенным на линии талии или бедер (или между ними) — см. рис. 15, д.
Отмеченная разновидность полочек является основой для це лого ряда полочек других разновидностей и способствует созда нию разнообразных решений в ассортименте одежды (куртки, пальто, полупальто, жилеты и т. п.), независимо от особенностей моды. При этом могут меняться длина одежды, степень и место* прилегания ее и т. п.
Отмеченные деления полочек и спинок не могут, конечно, охва тить все разнообразие их конструкций. Здесь даны применительно к художественному проектированию одежды из шубной овчины такие членения спинок и полочек, которые способствуют созданию1 пространственной формы одежды (особенно в области груди, ло паток, талий) при рациональном использовании материала. С ис пользованием отмеченных выше делений спинки и полочек воз можно самое разнообразное решение одежды.
На рис. 16 (поз. 1—39) изображены наиболее |
характерные |
членения спинки и полочек на составные части. |
|
Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я |
|
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ОДЕЖДЫ и з ш у б н о й |
овчины |
Слово композиция произошло от латинского «соп ропеге», что означает составление. Цель композиции — не только создание функциональной, технологической и технически совершенной фор мы, но и придание ей эстетических качеств — красоты, гармонии, соразмерности частей и целого.
Чтобы композиция была гармоничной, необходимо из множе ства закономерных связей между элементами и их свойствами выбирать вполне определенные. Эти связи называются средства ми гармонизации или художественными средствами.
В распоряжении художника-проектировщика имеется богатей ший арсенал художественных средств, способствующих созданию* эстетических изделий.
Повторение равных величин элементов формы (1:1) устанав ливает простейшую зависимость между ними в силу их тождества:
СС
ивыражается отношением— = — , при этом а = Ь. Отношения,
a b
41
приближающиеся к повторению равных величин, называются нюансовыми. Равенство, или нюансность отношений величин (плос костей, деталей) формы характеризует относительную статичность ее (рис. 17).
При возрастании неравенства в сопоставляемых формах (плос
костях) между ними |
начинает преобладать |
различие. |
Отношения |
||||
|
|
с сильно выраженным нера |
|||||
|
|
венством |
величин |
называ |
|||
|
|
ются |
контрастом. |
Контраст |
|||
|
|
в отношениях создает дина |
|||||
|
|
мику в направлении преоб |
|||||
|
|
ладающей |
величины. |
||||
|
|
Одним из средств приве |
|||||
|
|
дения к единству отношений |
|||||
|
|
величин |
пространственной |
||||
|
|
формы является |
пропорцио |
||||
|
|
нальность |
элементов, т. е. |
||||
|
|
соразмерность и |
гармонич |
||||
Рис. |
17 |
ность |
элементов |
целого. |
|||
Для того чтобы целое, раз |
|||||||
|
|
||||||
|
|
деленное |
на две |
|
неравные |
части, казалось прекрасным с точки зрения формы, между мень шей и большей частями должно быть то же отношение, что и меж ду большей частью и целым. Закон «золотое сечение» может по мочь найти оптимальные пропорциональные соотношения в одежде при членении плоскостей спинки и полочек горизонтальными сече ниями (на две части). В таком случае сначала определяется соот ношение между основными величинами, т. е. общей длиной одеж ды (спинки, полочек) и ее большей частью, определяемой члене ниями, затем между большей частью и меньшей. Такие пропорцио нальные величины делений плоскостей (деталей) могут быть в ка кой-то мере изменены, если для одной и той же формы будут при меняться материалы, различные по фактуре, например меховые воротники различной величины.
В отличие от других форм одежда — оболочка живого объек та (симметричной вытянутой вертикали) и является подвижной формой, обусловленной фигурой человека. Форма одежды должна подчеркивать красоту человеческой фигуры — подвижность, изя щество или, напротив, статичность, мощь. Детали одежды долж ны решаться масштабно, во взаимосвязи с пропорциями челове ческого тела, выявляя их красоту или создавая зрительную ил люзию красоты (при имеющихся отклонениях от пропорциональ ности). Композиционно одежда должна хорошо просматриваться со всех сторон — спереди, сбоку, сзади. Поэтому в композицион ном отношении спинка и полочки всегда должны быть взаимосвя заны и взаимно подчинены друг другу.
В современной одежде, характеризующейся простотой и лег костью форм, лаконичностью решения, одной из главных компо зиционных особенностей является сочетание формы и массы,
4 2
Масса как свойство пространственной формы — это количест во материала, заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы. Масса же одежды из шубной овчины —
это замшевидная |
поверхность |
кожи |
в сочетании с |
меховой |
||
отделкой |
на ее поверхности (воротник, отвороты |
и т. п.). Масса |
||||
в одежде |
изменяется с изменением |
формы по |
величине: боль |
|||
шей по величине форме соответствует большая |
масса. |
Масса |
||||
зависит также от |
преобладания |
плоскостности |
или объемности |
|||
формы. |
|
|
|
|
|
|
Контраст (различие) сочетаемых форм, цветов или фактур ли шает костюм монолитности. Поэтому благодаря природным худо жественным достоинствам материала и современным достиже ниям в отделке и крашении шубной овчины композиция современ ной одежды из нее может быть основана лишь на контрасте фак тур — замшевидности кожи и шелковистости меха; это освобож дает массу изделия от декоративной нагрузки, свойственной на родной одежде из овчины.
Наиболее акцентируемые места в одежде — это верх и низ. Путем акцентирования одежде можно придать статичность или динамичность. Впечатление устремленности вверх можно достиг нуть убывающими по вертикали членениями. В одежде из шубной овчины это впечатление можно выразить формой (контрастным соотношением высоты и ширины), членением линиями-рельефами по закону убывания снизу вверх, а также масштабностью цвето вого и фактурного решения (рис. 18, а—в). Создавая по низу из делия широкую меховую оторочку (отделку) и постепенно сводя массу меха кверху на нет, можно .получить впечатление устрем ленности формы вверх (см. рис. 18, в). Создавая большую по мас се фактурную нагрузку в верхней части формы (большой мехо вой воротник) и постепенно сводя ее книзу, получаем обратную направленность формы. Статичность формы в виде квадрата мо жет быть нарушена массой воротника (см. рис. 18, б).
Неравные соотношения составных частей дают возможность членить форму одежды на составляющие ее элементы по их зна чимости. В композиционно организованной форме одежды элемен ты вступают в такое взаимодействие, при котором главные и подчиненные части усиливают друг друга, образуя единство. Если этого не будет, то получается вещь невыразительная и форма композиционно разваливается, так как отдельные части ее ничем не связаны между собой. Это означает, что в одежде любой фор мы (как в литературном или музыкальном произведении, архитек турном сооружении и т. п.) должен быть определенный компози ционный замысел.
Главное в композиции шубных изделий решается, как правило, более крупно (но размеру и масштабу) и является центром ком позиции. Все остальные элементы композиции должны быть под чинены этому главному (рис. 19, а—и).
Главный элемент пространственной формы выделяется из со подчиненных при неравенстве их по каким-либо признакам или
44
ж |
3 |
а |
Рис. 19
свойствам. Вертикальная плоскость (спинка или лолочки), рас члененная по горизонтали на три равные части, в отношении со подчинения частей имеет преимущество перед плоскостью, рас члененной на две равные части. В последнем случае соподчине ние не возникает, в первом же случае средняя часть плоскости может доминировать благодаря своему центральному положении* (см. рис. 19, ж).
Соподчинение выражается значительно активнее, когда цент рально расположенная средняя часть доминирует и по величине.
Этим в случае необходимости можно достичь |
(иллюзорно) расши |
|||
рения фигуры. Средняя часть может доминировать активнее |
(чем |
|||
в первом случае) также в силу вертикальности |
ее по отношению |
|||
к боковым горизонтальным |
частям (см. рис. |
19, з и и). |
части |
|
При вертикальном членении формы на две |
неравные |
|||
композиция всегда будет |
асимметрична. |
В |
одежде это |
воз |
можно при расположении застежки не по центру (не посередине переда).
При членении формы на три части в асимметричной компози ции главный элемент не имеет геометрически центрального поло жения, но он все же должен быть расположен на оси равновесия всех элементов, т. е. иметь композиционно центральное положение. При соподчинении по вертикали между элементами формы возни кают соотношения, обусловливающие ту или иную степень их со подчинения.
Соотношение величины отдельных элементов формы и всей формы является одним из определяющих условий выразительнос ти масштабности. С масштабностью связана также выразитель ность равновесия масс (к примеру, равновесие верхней и нижней частей формы). В плоскости, расчлененной в вертикальном на правлении пополам, масштабности не возникает. Для достижения выразительности масштабности по вертикали большое значение имеет соотношение по каким-либо признакам верхних частей формы с нижними. Таким образом подчеркивается протяженность формы по вертикали.
При определении взаимосвязи элементов формы по вертикали единство и масштабность зависят от возникающих в этом случае отношений масс, которые в зависимости от различных условий могут быть зрительно выражены в большей или меньшей степени. При расположении одной массы над другой при членении формы по вертикали возникает необходимость зрительного уравновеши-' вания их. Уравновешенность элементов формы придает устойчи вость всей форме в целом. Без уравновешенности и устойчивости элементов формы не может быть единства и масштабности. От ношения масс могут возникнуть при членении формы на две части. При равенстве членений форма инертна и различие верха и низа в ней не выражено (см. рис. 19, а). Форма остается инертной, статичной и при членении с равными ритмами (см. рис. 19, г). Пу тем учащения ритма членений можно выразить направленность в определенную сторону (влево, вправо, вверх, вниз, к центру, см.
46