Файл: Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3<5

« - - г


Рис. 16

7. Полочки, состоящие из четырех частей, соединенных попе­ речными швами (прямыми или овальными), отмеченными в чет­ вертом варианте, и продольным швом, расположенным между вы­ шеназванными швами или нижним поперечным швом и линией низа; этот шов расположен отвесно или наклонно ( в ту или иную сторону) по отношению к наружному срезу полочки (см. рис. І5,

г)-

8. Полочки, состоящие из четырех частей, соединенных про­ дольным швом, отмеченным во втором варианте, и поперечным, расположенным на линии талии или бедер (или между ними) — см. рис. 15, д.

Отмеченная разновидность полочек является основой для це­ лого ряда полочек других разновидностей и способствует созда­ нию разнообразных решений в ассортименте одежды (куртки, пальто, полупальто, жилеты и т. п.), независимо от особенностей моды. При этом могут меняться длина одежды, степень и место* прилегания ее и т. п.

Отмеченные деления полочек и спинок не могут, конечно, охва­ тить все разнообразие их конструкций. Здесь даны применительно к художественному проектированию одежды из шубной овчины такие членения спинок и полочек, которые способствуют созданию1 пространственной формы одежды (особенно в области груди, ло­ паток, талий) при рациональном использовании материала. С ис­ пользованием отмеченных выше делений спинки и полочек воз­ можно самое разнообразное решение одежды.

На рис. 16 (поз. 1—39) изображены наиболее

характерные

членения спинки и полочек на составные части.

 

Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я

 

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ОДЕЖДЫ и з ш у б н о й

овчины

Слово композиция произошло от латинского «соп ропеге», что означает составление. Цель композиции — не только создание функциональной, технологической и технически совершенной фор­ мы, но и придание ей эстетических качеств — красоты, гармонии, соразмерности частей и целого.

Чтобы композиция была гармоничной, необходимо из множе­ ства закономерных связей между элементами и их свойствами выбирать вполне определенные. Эти связи называются средства­ ми гармонизации или художественными средствами.

В распоряжении художника-проектировщика имеется богатей­ ший арсенал художественных средств, способствующих созданию* эстетических изделий.

Повторение равных величин элементов формы (1:1) устанав­ ливает простейшую зависимость между ними в силу их тождества:

СС

ивыражается отношением— = — , при этом а = Ь. Отношения,

a b

41


приближающиеся к повторению равных величин, называются нюансовыми. Равенство, или нюансность отношений величин (плос­ костей, деталей) формы характеризует относительную статичность ее (рис. 17).

При возрастании неравенства в сопоставляемых формах (плос­

костях) между ними

начинает преобладать

различие.

Отношения

 

 

с сильно выраженным нера­

 

 

венством

величин

называ­

 

 

ются

контрастом.

Контраст

 

 

в отношениях создает дина­

 

 

мику в направлении преоб­

 

 

ладающей

величины.

 

 

Одним из средств приве­

 

 

дения к единству отношений

 

 

величин

пространственной

 

 

формы является

пропорцио­

 

 

нальность

элементов, т. е.

 

 

соразмерность и

гармонич­

Рис.

17

ность

элементов

целого.

Для того чтобы целое, раз­

 

 

 

 

деленное

на две

 

неравные

части, казалось прекрасным с точки зрения формы, между мень­ шей и большей частями должно быть то же отношение, что и меж­ ду большей частью и целым. Закон «золотое сечение» может по­ мочь найти оптимальные пропорциональные соотношения в одежде при членении плоскостей спинки и полочек горизонтальными сече­ ниями (на две части). В таком случае сначала определяется соот­ ношение между основными величинами, т. е. общей длиной одеж­ ды (спинки, полочек) и ее большей частью, определяемой члене­ ниями, затем между большей частью и меньшей. Такие пропорцио­ нальные величины делений плоскостей (деталей) могут быть в ка­ кой-то мере изменены, если для одной и той же формы будут при­ меняться материалы, различные по фактуре, например меховые воротники различной величины.

В отличие от других форм одежда — оболочка живого объек­ та (симметричной вытянутой вертикали) и является подвижной формой, обусловленной фигурой человека. Форма одежды должна подчеркивать красоту человеческой фигуры — подвижность, изя­ щество или, напротив, статичность, мощь. Детали одежды долж­ ны решаться масштабно, во взаимосвязи с пропорциями челове­ ческого тела, выявляя их красоту или создавая зрительную ил­ люзию красоты (при имеющихся отклонениях от пропорциональ­ ности). Композиционно одежда должна хорошо просматриваться со всех сторон — спереди, сбоку, сзади. Поэтому в композицион­ ном отношении спинка и полочки всегда должны быть взаимосвя­ заны и взаимно подчинены друг другу.

В современной одежде, характеризующейся простотой и лег­ костью форм, лаконичностью решения, одной из главных компо­ зиционных особенностей является сочетание формы и массы,

4 2


Масса как свойство пространственной формы — это количест­ во материала, заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы. Масса же одежды из шубной овчины —

это замшевидная

поверхность

кожи

в сочетании с

меховой

отделкой

на ее поверхности (воротник, отвороты

и т. п.). Масса

в одежде

изменяется с изменением

формы по

величине: боль­

шей по величине форме соответствует большая

масса.

Масса

зависит также от

преобладания

плоскостности

или объемности

формы.

 

 

 

 

 

 

Контраст (различие) сочетаемых форм, цветов или фактур ли­ шает костюм монолитности. Поэтому благодаря природным худо­ жественным достоинствам материала и современным достиже­ ниям в отделке и крашении шубной овчины композиция современ­ ной одежды из нее может быть основана лишь на контрасте фак­ тур — замшевидности кожи и шелковистости меха; это освобож­ дает массу изделия от декоративной нагрузки, свойственной на­ родной одежде из овчины.

Наиболее акцентируемые места в одежде — это верх и низ. Путем акцентирования одежде можно придать статичность или динамичность. Впечатление устремленности вверх можно достиг­ нуть убывающими по вертикали членениями. В одежде из шубной овчины это впечатление можно выразить формой (контрастным соотношением высоты и ширины), членением линиями-рельефами по закону убывания снизу вверх, а также масштабностью цвето­ вого и фактурного решения (рис. 18, ав). Создавая по низу из­ делия широкую меховую оторочку (отделку) и постепенно сводя массу меха кверху на нет, можно .получить впечатление устрем­ ленности формы вверх (см. рис. 18, в). Создавая большую по мас­ се фактурную нагрузку в верхней части формы (большой мехо­ вой воротник) и постепенно сводя ее книзу, получаем обратную направленность формы. Статичность формы в виде квадрата мо­ жет быть нарушена массой воротника (см. рис. 18, б).

Неравные соотношения составных частей дают возможность членить форму одежды на составляющие ее элементы по их зна­ чимости. В композиционно организованной форме одежды элемен­ ты вступают в такое взаимодействие, при котором главные и подчиненные части усиливают друг друга, образуя единство. Если этого не будет, то получается вещь невыразительная и форма композиционно разваливается, так как отдельные части ее ничем не связаны между собой. Это означает, что в одежде любой фор­ мы (как в литературном или музыкальном произведении, архитек­ турном сооружении и т. п.) должен быть определенный компози­ ционный замысел.

Главное в композиции шубных изделий решается, как правило, более крупно (но размеру и масштабу) и является центром ком­ позиции. Все остальные элементы композиции должны быть под­ чинены этому главному (рис. 19, аи).

Главный элемент пространственной формы выделяется из со­ подчиненных при неравенстве их по каким-либо признакам или

44


ж

3

а

Рис. 19

свойствам. Вертикальная плоскость (спинка или лолочки), рас­ члененная по горизонтали на три равные части, в отношении со­ подчинения частей имеет преимущество перед плоскостью, рас­ члененной на две равные части. В последнем случае соподчине­ ние не возникает, в первом же случае средняя часть плоскости может доминировать благодаря своему центральному положении* (см. рис. 19, ж).

Соподчинение выражается значительно активнее, когда цент­ рально расположенная средняя часть доминирует и по величине.

Этим в случае необходимости можно достичь

(иллюзорно) расши­

рения фигуры. Средняя часть может доминировать активнее

(чем

в первом случае) также в силу вертикальности

ее по отношению

к боковым горизонтальным

частям (см. рис.

19, з и и).

части

При вертикальном членении формы на две

неравные

композиция всегда будет

асимметрична.

В

одежде это

воз­

можно при расположении застежки не по центру (не посередине переда).

При членении формы на три части в асимметричной компози­ ции главный элемент не имеет геометрически центрального поло­ жения, но он все же должен быть расположен на оси равновесия всех элементов, т. е. иметь композиционно центральное положение. При соподчинении по вертикали между элементами формы возни­ кают соотношения, обусловливающие ту или иную степень их со­ подчинения.

Соотношение величины отдельных элементов формы и всей формы является одним из определяющих условий выразительнос­ ти масштабности. С масштабностью связана также выразитель­ ность равновесия масс (к примеру, равновесие верхней и нижней частей формы). В плоскости, расчлененной в вертикальном на­ правлении пополам, масштабности не возникает. Для достижения выразительности масштабности по вертикали большое значение имеет соотношение по каким-либо признакам верхних частей формы с нижними. Таким образом подчеркивается протяженность формы по вертикали.

При определении взаимосвязи элементов формы по вертикали единство и масштабность зависят от возникающих в этом случае отношений масс, которые в зависимости от различных условий могут быть зрительно выражены в большей или меньшей степени. При расположении одной массы над другой при членении формы по вертикали возникает необходимость зрительного уравновеши-' вания их. Уравновешенность элементов формы придает устойчи­ вость всей форме в целом. Без уравновешенности и устойчивости элементов формы не может быть единства и масштабности. От­ ношения масс могут возникнуть при членении формы на две части. При равенстве членений форма инертна и различие верха и низа в ней не выражено (см. рис. 19, а). Форма остается инертной, статичной и при членении с равными ритмами (см. рис. 19, г). Пу­ тем учащения ритма членений можно выразить направленность в определенную сторону (влево, вправо, вверх, вниз, к центру, см.

46