Файл: Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рис. 19, д и е). Чем резче, интенсивнее разница между членения­ ми, тем больше впечатление направленности. При неравных чле­ нениях формы (см. рис. 19, б и в), доминирующей является боль­ шая часть.

В одежде может доминировать тот или иной участок. Так, в мужской одежде таким участком может быть плечевой пояс, под­ черкивающий ширину плеч и спины (груди) (см. рис. 18, д). В женской одежде доминирующей может быть нижняя часть, под­

черкивающая талию; расширяясь

книзу, она придает легкость

всей форме (см. рис. 18, г).

 

При членении поверхности на

несколько частей (особенно при

вертикальном членении) для приведения большего числа члене­ ний к ясно читаемому меньшему числу (2—3) необходимо уста­ новить соподчиненность членений посредством подчинения главно­ му. Средством выделения главной части в одежде является линияшов (строчка), ее ширина или кант-ремешок. Методом соподчине­ ния в композиции (при большом числе членений) можно выде­ лить главную часть поверхности, а также верхнюю или нижнюю» ее часть.

Если главная часть в одежде расположена так, что подчинен­ ные части равномерно повторяют друг друга по обе стороны от главной, то композиция приобретает симметричный характер Симметрия и асимметрия помогают достигнуть художественного равновесия статичных и динамичных композиций.

Движение, направленность можно создать и в статичной по форме одежде путем членения ее в определенном убывающем или возрастающем ритме линиями, окраской, а также путем ритмиче­ ского расположения на ней отдельных деталей.

Симметрия с давних пор считается одним из важнейших усло­ вий красоты формы. Одежда создается в большинстве случаев симметричной, что способствует наибольшей подвижности и удоб­ ству при эксплуатации. По принципу наиболее простого вида, симметрии (зеркального), который основан на равенстве двух ча­ стей фигуры, строится одежда — две симметричные полочки, два одинаковых рукава, симметричный воротник и т. п.

При неравном отношении подчиненных частей к главной изде­ лие в целом приобретает несимметричный характер. В этом слу­ чае особо важное значение для достижения единства имеет зри­ тельная уравновешенность всех частей композиции. Главная часть в асимметричной композиции также решается по преимуществу асимметрично или во всяком случае не имеет ясно выраженной симметрии.

В асимметричной композиции имеет значение ось равновесия, которая располагается в пределах главной части композиции. В одежде это наблюдается при двубортной застежке, когда линия борта верхней полы проходит не до середине груди, а смещается*

* В одежде ось симметрии (линия застежки—спереди и середина спинки— Сзади) делит композицию на две равные части, одновременно являясь осью Равновесия.


влево (в женской одежде) или вправо (в мужской). Равновесие достигается расположением пуговиц в два ряда симметрично се­ редине переда.

Рассматривая пропорциональность, масштабность плоскостей (деталей) внутри формы одежды, симметрию и асимметрию, ритм и другие средства гармонизации формы, мы убеждаемся в том, что главную роль в эстетике одежды играет линия — линия-сече­ ние в раскрое или линия-рельеф на поверхности готового изделия.

Как уже говорилось ранее, композиция одежды из шубной ов­ чины определяется конструкцией. Линия как средство конструк­ тивного решения одежды одновременно выступает и как основной элемент композиции, поскольку на поверхности изделий из шуб­ ной овчины швы соединения деталей являются линиями-рельефа­ ми, хорошо просматриваемыми на поверхности кожевой ткани. Месту расположения швов-рельефов следует уделять особое вни­ мание.

Линии-рельефы как элемент композиции способны подчерки­ вать необходимые детали, форму, конструктивные особенности из­ делия. Средством выявления служит отделочная строчка: ширина ее различна по отношению к ширине отстрачивания второстепен­ ных соединительных швов.

Швы-рельефы, способствующие созданию формы изделий из шубной овчины, несут в себе и утилитарную функцию. Любая одежда — повседневная, спортивная, рабочая — предельно «под­ вижна». Участки ее, которые находятся в движении, постепенно деформируются, особенно на спинке — на участке линии плеч и

.лопаток. Поэтому швы соединения деталей предохраняют изделие от деформации. Это свойство швов в одежде имеет важное зна­ чение при определении места расположения карманов, чтобы не делать дополнительного членения одежды и не усложнять техно­ логию ее изготовления. Целесообразна взаимосвязь линий-релье­ фов с линией кармана, клапана, хлястика, пояса, создающая од­ новременно хорошую просматриваемость (читаемость) крупных деталей полочек и спинки.

Как уже говорилось, швы соединения деталей являются также композиционными линиями одежды. Ремешки-обтачки, служащие для обработки соединительных швов со стороны кожевой ткани, могут быть по-разному оформлены, что придает изделию наиболь­ шую декоративность.

Как вариант предлагается соединение деталей изделий из шуб­ ной овчины путем наложения и настрачивания (накладной шов) одной детали'на другую без подгиба среза верхней детали. Та­ кой вариант соединительного шва содержит в себе композицион­ ный (декоративный) элемент и может служить средством выявле­ ния формы одежды; кроме того, такое соединение деталей спо­ собствует экономичному использованию шубной овчины (умень­ шаются припуски на соединительные швы).

Линии

кармана, клапана, воротника, отворотов,

хлястика,

пояса и т.

и. являются декоративными линиями одежды

(рис. 20,

48


Рис. 20

а—д). От пропорции деталей одежды (величины) и их взаимного расположения зависит гармония — согласованное сочетание и соразмерность конструктивных элементов одежды.

В одежде из шубной овчины карманы могут быть различными: прорезными, прорезными с клапаном, накладными, накладными с клапаном, прорезными с вертикально, горизонтально или на­ клонно расположенной листочкой, в рамку — долевую или попе­ речную ■— в шве-рельефе (см. рис. 20, г и д). Характер кармана должен быть обусловлен формой и конструкцией одежды. В из­ делиях, где преобладают поперечные линии, целесообразен кар­

4—1895

49


ман с клапаном, накладной с клапаном, с поперечной листочкой,

в рамку; в изделиях с продольными линиями — карман в рамку или с листочкой

В современной одежде принята прямая (отвесная) линия бор­ та по всей длине, как наиболее удобная для повседневной одеж­

ды. Возможна и косая линия борта, как

и в народной одежде,

с увеличением запаха полочек в нижней части.

Петли в застежке возможны прорезные

(обтачные) и воздуш­

ные. Лучшему удержанию тепла способствует застежка борта до горловины — так называемая глухая застежка.

Отвороты в изделиях из шубной овчины (при открытой за­ стежке) могут быть оформлены по-разному; они могут быть вы­ кроены вместе с полочками, отдельно или вместе с воротником (см. рис. 20, б). Края отворотов (наружные) могут быть обтача­ ны шнуром или тесьмой как со стороны кожевой ткани, так и со стороны волосяного покрова.

Воротники возможны отложные или стоячие (разные по раз­ меру и конфигурации) — меховые или кожаные; при наличии отворотов воротники сочетаются с ними (см. рис. 20, а и б ).

Рекомендуемые варианты деталей и оформления узлов одежды из шубной овчины способствуют получению облегченных форм одежды при экономичном использовании материала.

ЦВЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ

Природную красоту естественной окраски кожевой ткани чело­ век издавна выявлял в одежде, подчеркивая ее белизну путем ме­ лования. Цветные материалы использовались главным образом как отделка. Так, в народной одежде из овчины белый цвет ко­ жевой ткани особо акцентировался благодаря воротнику и отороч­ кам из меха черного цвета или цветным кожаным нашивкам, вы­ шивкам, тесьме.

Окрашивание кожевой ткани овчины в коричневый, желтый и зеленый цвета в более поздний период не было самоцелью. Дуб­ ление кож природными дубителями (ивовой, ольховой и дубовой корой, «грибом» орехового дерева и т. п.) способствовало тому, что кожевая ткань овчины приобретала оттенки желто-зелено-ко­ ричневых цветов, которые хорошо сочетаются с природной замшевидностью кожевой ткани овчины и естественной окраской воло­ сяного покрова овчины.

Одежда белого цвета из шубной овчины была праздничной. Она служила человеку всю его жизнь, поэтому ее С такой любо­ вью украшали и бережно хранили. Она была символом богатства и счастья и неудивительно, что ее надевали по праздникам даже не в зимнее время года. Одежду из овчины, предназначенную для трудовой деятельности, окрашивали или покрывали сверху тка­ нью (сукном, холстом и т. п.).

Белая некрашеная овчина вполне может быть использована

60


для изготовления современной одежды, так как ее кожевая ткань хорошо сочетается с естественной окраской меха.

Замшевидность кожевой ткани и применение различных кра­ сителей способствуют получению различных цветовых оттенков кожевой ткани и меха шубной овчины. Способность кожевой тка­ ни шубной овчины отражать разное количество лучей света с раз­ личных участков поверхности создает красивую игру цвета при окрашивании шубной овчины даже чистыми красителями.

При современных условиях обработки материала расширились и возможности крашения шубной овчины. В настоящее время для крашения овчины используют несколько групп красителей (кис­ лотные, кубовые, протравные, дисперсные, активные) и доволь­ но широкий ассортимент красителей внутри каждой группы. Но­ вые металлсодержащие прямые и активные красители, благодаря которым можно получить сочные тона окраски кожевой ткани, не окрашивают или слегка окрашивают волосяной покров. Таким об­ разом, сам технологический процесс крашения шубной овчины определяет гармоническое сочетание кожевой ткани овчины и ее волосяного покрова, который служит отделкой (воротник, отво­ роты ит. п.).

Шубную овчину окрашивают в основном в коричнево-желто­ зеленые цвета, которые органично сочетаются с замшевидной по­ верхностью кожевой ткани шубной овчины и, что особенно важ­ но, с цветом кожи и волос человека. Одежда из шубной овчины таких цветов приятна для глаза и соответствует определившему­ ся назначению одежды из данного материала.

Огромна роль цвета в одежде как эстетического и психологи­ ческого фактора. Иногда используется как маскировочное средст­ во, особенно черный, с помощью которого стараются скрыть дефекты обработки материала. Хроматические, сложные по своему составу цвета, приятны для глаза, способствуют подчер­ киванию, выявлению формы одежды. Цвет, являясь принадлеж­ ностью формы, помогает полнее раскрыть ее особенности, усилить зрительное впечатление, хотя основополагающей всегда остается форма одежды, продиктованная ее содержанием.

Одежда из шубной овчины должна хорошо выглядеть в любых условиях, и ее цветовая гамма должна быть разнообразна и на­ сыщена. Цвет кожевой ткани имеет большое значение для выяв­

ления

степени объемности одежды, ее массы. Светлые тона при­

дают

легкость, подвижность; темные — статичность, монолит­

ность.

 

ФАКТУРА* КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ

Эстетические идеалы современного декоративно-прикладного и промышленного искусства удивительно соотносятся с идеалами

* Под фактурой понимается характер поверхности материала. Различают гладкую, матовую, блестящую, прозрачную, шероховатую и другие фактуры.