Файл: Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
рис. 19, д и е). Чем резче, интенсивнее разница между членения ми, тем больше впечатление направленности. При неравных чле нениях формы (см. рис. 19, б и в), доминирующей является боль шая часть.
В одежде может доминировать тот или иной участок. Так, в мужской одежде таким участком может быть плечевой пояс, под черкивающий ширину плеч и спины (груди) (см. рис. 18, д). В женской одежде доминирующей может быть нижняя часть, под
черкивающая талию; расширяясь |
книзу, она придает легкость |
всей форме (см. рис. 18, г). |
|
При членении поверхности на |
несколько частей (особенно при |
вертикальном членении) для приведения большего числа члене ний к ясно читаемому меньшему числу (2—3) необходимо уста новить соподчиненность членений посредством подчинения главно му. Средством выделения главной части в одежде является линияшов (строчка), ее ширина или кант-ремешок. Методом соподчине ния в композиции (при большом числе членений) можно выде лить главную часть поверхности, а также верхнюю или нижнюю» ее часть.
Если главная часть в одежде расположена так, что подчинен ные части равномерно повторяют друг друга по обе стороны от главной, то композиция приобретает симметричный характер Симметрия и асимметрия помогают достигнуть художественного равновесия статичных и динамичных композиций.
Движение, направленность можно создать и в статичной по форме одежде путем членения ее в определенном убывающем или возрастающем ритме линиями, окраской, а также путем ритмиче ского расположения на ней отдельных деталей.
Симметрия с давних пор считается одним из важнейших усло вий красоты формы. Одежда создается в большинстве случаев симметричной, что способствует наибольшей подвижности и удоб ству при эксплуатации. По принципу наиболее простого вида, симметрии (зеркального), который основан на равенстве двух ча стей фигуры, строится одежда — две симметричные полочки, два одинаковых рукава, симметричный воротник и т. п.
При неравном отношении подчиненных частей к главной изде лие в целом приобретает несимметричный характер. В этом слу чае особо важное значение для достижения единства имеет зри тельная уравновешенность всех частей композиции. Главная часть в асимметричной композиции также решается по преимуществу асимметрично или во всяком случае не имеет ясно выраженной симметрии.
В асимметричной композиции имеет значение ось равновесия, которая располагается в пределах главной части композиции. В одежде это наблюдается при двубортной застежке, когда линия борта верхней полы проходит не до середине груди, а смещается*
* В одежде ось симметрии (линия застежки—спереди и середина спинки— Сзади) делит композицию на две равные части, одновременно являясь осью Равновесия.
\Т
влево (в женской одежде) или вправо (в мужской). Равновесие достигается расположением пуговиц в два ряда симметрично се редине переда.
Рассматривая пропорциональность, масштабность плоскостей (деталей) внутри формы одежды, симметрию и асимметрию, ритм и другие средства гармонизации формы, мы убеждаемся в том, что главную роль в эстетике одежды играет линия — линия-сече ние в раскрое или линия-рельеф на поверхности готового изделия.
Как уже говорилось ранее, композиция одежды из шубной ов чины определяется конструкцией. Линия как средство конструк тивного решения одежды одновременно выступает и как основной элемент композиции, поскольку на поверхности изделий из шуб ной овчины швы соединения деталей являются линиями-рельефа ми, хорошо просматриваемыми на поверхности кожевой ткани. Месту расположения швов-рельефов следует уделять особое вни мание.
Линии-рельефы как элемент композиции способны подчерки вать необходимые детали, форму, конструктивные особенности из делия. Средством выявления служит отделочная строчка: ширина ее различна по отношению к ширине отстрачивания второстепен ных соединительных швов.
Швы-рельефы, способствующие созданию формы изделий из шубной овчины, несут в себе и утилитарную функцию. Любая одежда — повседневная, спортивная, рабочая — предельно «под вижна». Участки ее, которые находятся в движении, постепенно деформируются, особенно на спинке — на участке линии плеч и
.лопаток. Поэтому швы соединения деталей предохраняют изделие от деформации. Это свойство швов в одежде имеет важное зна чение при определении места расположения карманов, чтобы не делать дополнительного членения одежды и не усложнять техно логию ее изготовления. Целесообразна взаимосвязь линий-релье фов с линией кармана, клапана, хлястика, пояса, создающая од новременно хорошую просматриваемость (читаемость) крупных деталей полочек и спинки.
Как уже говорилось, швы соединения деталей являются также композиционными линиями одежды. Ремешки-обтачки, служащие для обработки соединительных швов со стороны кожевой ткани, могут быть по-разному оформлены, что придает изделию наиболь шую декоративность.
Как вариант предлагается соединение деталей изделий из шуб ной овчины путем наложения и настрачивания (накладной шов) одной детали'на другую без подгиба среза верхней детали. Та кой вариант соединительного шва содержит в себе композицион ный (декоративный) элемент и может служить средством выявле ния формы одежды; кроме того, такое соединение деталей спо собствует экономичному использованию шубной овчины (умень шаются припуски на соединительные швы).
Линии |
кармана, клапана, воротника, отворотов, |
хлястика, |
пояса и т. |
и. являются декоративными линиями одежды |
(рис. 20, |
48
Рис. 20
а—д). От пропорции деталей одежды (величины) и их взаимного расположения зависит гармония — согласованное сочетание и соразмерность конструктивных элементов одежды.
В одежде из шубной овчины карманы могут быть различными: прорезными, прорезными с клапаном, накладными, накладными с клапаном, прорезными с вертикально, горизонтально или на клонно расположенной листочкой, в рамку — долевую или попе речную ■— в шве-рельефе (см. рис. 20, г и д). Характер кармана должен быть обусловлен формой и конструкцией одежды. В из делиях, где преобладают поперечные линии, целесообразен кар
4—1895 |
49 |
ман с клапаном, накладной с клапаном, с поперечной листочкой,
в рамку; в изделиях с продольными линиями — карман в рамку или с листочкой
В современной одежде принята прямая (отвесная) линия бор та по всей длине, как наиболее удобная для повседневной одеж
ды. Возможна и косая линия борта, как |
и в народной одежде, |
с увеличением запаха полочек в нижней части. |
|
Петли в застежке возможны прорезные |
(обтачные) и воздуш |
ные. Лучшему удержанию тепла способствует застежка борта до горловины — так называемая глухая застежка.
Отвороты в изделиях из шубной овчины (при открытой за стежке) могут быть оформлены по-разному; они могут быть вы кроены вместе с полочками, отдельно или вместе с воротником (см. рис. 20, б). Края отворотов (наружные) могут быть обтача ны шнуром или тесьмой как со стороны кожевой ткани, так и со стороны волосяного покрова.
Воротники возможны отложные или стоячие (разные по раз меру и конфигурации) — меховые или кожаные; при наличии отворотов воротники сочетаются с ними (см. рис. 20, а и б ).
Рекомендуемые варианты деталей и оформления узлов одежды из шубной овчины способствуют получению облегченных форм одежды при экономичном использовании материала.
ЦВЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ
Природную красоту естественной окраски кожевой ткани чело век издавна выявлял в одежде, подчеркивая ее белизну путем ме лования. Цветные материалы использовались главным образом как отделка. Так, в народной одежде из овчины белый цвет ко жевой ткани особо акцентировался благодаря воротнику и отороч кам из меха черного цвета или цветным кожаным нашивкам, вы шивкам, тесьме.
Окрашивание кожевой ткани овчины в коричневый, желтый и зеленый цвета в более поздний период не было самоцелью. Дуб ление кож природными дубителями (ивовой, ольховой и дубовой корой, «грибом» орехового дерева и т. п.) способствовало тому, что кожевая ткань овчины приобретала оттенки желто-зелено-ко ричневых цветов, которые хорошо сочетаются с природной замшевидностью кожевой ткани овчины и естественной окраской воло сяного покрова овчины.
Одежда белого цвета из шубной овчины была праздничной. Она служила человеку всю его жизнь, поэтому ее С такой любо вью украшали и бережно хранили. Она была символом богатства и счастья и неудивительно, что ее надевали по праздникам даже не в зимнее время года. Одежду из овчины, предназначенную для трудовой деятельности, окрашивали или покрывали сверху тка нью (сукном, холстом и т. п.).
Белая некрашеная овчина вполне может быть использована
60
для изготовления современной одежды, так как ее кожевая ткань хорошо сочетается с естественной окраской меха.
Замшевидность кожевой ткани и применение различных кра сителей способствуют получению различных цветовых оттенков кожевой ткани и меха шубной овчины. Способность кожевой тка ни шубной овчины отражать разное количество лучей света с раз личных участков поверхности создает красивую игру цвета при окрашивании шубной овчины даже чистыми красителями.
При современных условиях обработки материала расширились и возможности крашения шубной овчины. В настоящее время для крашения овчины используют несколько групп красителей (кис лотные, кубовые, протравные, дисперсные, активные) и доволь но широкий ассортимент красителей внутри каждой группы. Но вые металлсодержащие прямые и активные красители, благодаря которым можно получить сочные тона окраски кожевой ткани, не окрашивают или слегка окрашивают волосяной покров. Таким об разом, сам технологический процесс крашения шубной овчины определяет гармоническое сочетание кожевой ткани овчины и ее волосяного покрова, который служит отделкой (воротник, отво роты ит. п.).
Шубную овчину окрашивают в основном в коричнево-желто зеленые цвета, которые органично сочетаются с замшевидной по верхностью кожевой ткани шубной овчины и, что особенно важ но, с цветом кожи и волос человека. Одежда из шубной овчины таких цветов приятна для глаза и соответствует определившему ся назначению одежды из данного материала.
Огромна роль цвета в одежде как эстетического и психологи ческого фактора. Иногда используется как маскировочное средст во, особенно черный, с помощью которого стараются скрыть дефекты обработки материала. Хроматические, сложные по своему составу цвета, приятны для глаза, способствуют подчер киванию, выявлению формы одежды. Цвет, являясь принадлеж ностью формы, помогает полнее раскрыть ее особенности, усилить зрительное впечатление, хотя основополагающей всегда остается форма одежды, продиктованная ее содержанием.
Одежда из шубной овчины должна хорошо выглядеть в любых условиях, и ее цветовая гамма должна быть разнообразна и на сыщена. Цвет кожевой ткани имеет большое значение для выяв
ления |
степени объемности одежды, ее массы. Светлые тона при |
дают |
легкость, подвижность; темные — статичность, монолит |
ность. |
|
ФАКТУРА* КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ
Эстетические идеалы современного декоративно-прикладного и промышленного искусства удивительно соотносятся с идеалами
* Под фактурой понимается характер поверхности материала. Различают гладкую, матовую, блестящую, прозрачную, шероховатую и другие фактуры.