Файл: Луговский С.И. Вентиляция в асбестотехнической промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.07.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
нем 10%. Следовательно, влажность воздуха в весеннее время можно считать удовлетворительной.
В санитарных нормах (СН 245 — 63) скорости движения воз духа на рабочих местах приняты: оптимальные для холодного пе риода года 0,2 — 0,3 м/сек; допустимые — от 0,3 до 0,5 м/сек; в теплое время года оптимальные скорости приняты 0,3 м/сек, а до пустимые— от 0,5 до 0,7'м/сек, за исключением тяжелой рабо ты, при которой допускается скорость в 1,0— 1,5 м/сек.
В летнее время подвижность воздуха в цехе в среднем со-, ставляет 0,5 — 0,7 м/сек. В отдельных точках подвижность воз духа достигает 1,5 — 2 м/сек. Такая /подвижность воздуха объя сняется созданием естественной тяги в открытых проемах. Ми нимальная подвижность воздуха 0,01—0,14 м/сек (рис. 13— 16, кривая 1).
Влетний период года подвижность воздуха должна соответ ствовать комфортным условиям. Однако это не соблюдается, и атмосфера в цехе неудовлетворительная.
Восенний период подвижность воздуха в среднем составляет
0,2 — 0,35 м/сек на участке холодного формования и механиче ской обработки. На участке горячего формования подвижность минимальная 0,05 — 0,16 м/сек. Максимальная подвижность в цехе 0,5 —0,8 м/сек. Подвижность воздуха в цехе удовлетвори тельная.
В зимнее время подвижность воздуха в цехе в среднем со ставляет 0,2 — 0,3 м/сек. В отдельных точках скорость движе ния воздуха достигает 1,5 — 2,3 м/сек. Такая подвижность объя сняется тем, что холодный воздух врывается (задувается) в от дельные открытые проемы. Это создает опасность простудных заболеваний.
Минимальная подвижность воздуха в цехе 0,02 — 0,09 м/сек.
’Подвижность воздуха на рабочих местах можно считать удовлет ворительной.
В весенний период подвижность воздуха в цехе в среднем составляет 0,3 — 0,5 м/сек. Максимальная подвижность 1— 2 м/сек. В целом подвижность воздуха находится в пределах са нитарных норм.
Причины загрязнения атмосферы цехов
При обследовании вентиляционных .установок и различного рода укрытий производственных аппаратов и оборудования, вы деляющих вредности в помещения цехов, часто приходится встречаться с неправильным представлением о назначении вен тиляции,
38
Это неправильное представление состоит в том, что вентиля ции придается решающее значение в снижении количества вред ных выделений в воздухе производственных помещений и в силу этого недостаточно обращается внимание на степень совершен ства технологического процесса, герметизации укрытий аппара тов, механизации и автоматизации операций, связанных с выде лением вредностей.
Опыт показывает, что при несовершенных технологических процессах и производственных аппаратах средствами одной вен тиляции. часто невозможно добиться коренного оздоровления воздушной среды, несмотря на большие затраты на устройство вентиляции.
Поэтому в практической работе по оздоровлению условий труда на промышленных предприятиях очень важно установить эффективность не только вентиляционных установок, но и надеж ность герметизации, а т-акже степень совершенства различного рода укрытий производственных аппаратов. Кроме того, важно найти наиболее правильные мероприятия для снижения вред ных выделений п, в конечном итоге, добиться оздоровления ус ловий труда наиболее экономичными решениями.
Чтобы проектировать, и строить наиболее совершенные си стемы вентиляции.и различного рода укрытия, необходимо так же уметь определять их эффективность в производственных ус ловиях.
Анализ причин неудовлетворительного состояния воздушной среды в исследуемых цехах позволяет, хотя бы приближенно, ориентироваться, насколько та или иная причина снижает эф фект вентиляции. '
Причинами недостаточной эффективности вентиляционных систем и установок были ошибки в техническом задании* на про ектирование вентиляции из-за несоответствия указанных в зада нии условий действительным, ошибки, ^допущенные при проекти ровании, и неудовлетворительный монтаж вентиляционных уст ройств.
Техническое задание на проектирование вентиляции состав ляется обычно совместно со специалистами данной отрасли про изводства (работниками завода), с представителями проектной организации. Оно должно содержать мероприятия на возможные перспективы расширения производства, на основные виды вред ных выделений производства с описанием и гигиенической ха рактеристикой технологии, а также данные о тепловых выделе ниях и. другие данные предприятия для обслуживания цехов вентиляцией.
Ошибки в технологическом задании на проектирование — од-
40
на из первых причин недостаточной эффективности вентиляции. Особенно вредны ошибки, допущенные в результате недоста точного знакомства проектанта с особенностями технологическо го режима производства. В проекте нигде не предусматривается установка контрольно-измерительных приборов для измерения параметров работы установок и соблюдения требуемого рабоче
го режима.
Монтаж вентиляционных систем и установок в исследуемых цехах произведен с некоторыми отступлениями от проекта.
Все перечисленные выше недочеты приводят к снижению тех нической и санитарно-гигиенической эффективности систем и установок, к усложнению и затруднению рациональной и пра вильной их эксплуатации, к уменьшению срока их действия вследствие преждевременного выхода из строя отдельных эле ментов и всей установки.
Однако нас должны интересовать причины, по которым вен тиляция не обеспечивала должного состояния воздушной среды, не с точки зрения происхождения этих причин, а с точки зрения того, что должно быть предпринято, чтобы в обследованных це хах помещений могла поддерживаться воздушная среда, удов летворяющая санитарным нормам.
Для санитарно-гигиенической оценки вентиляции произво дились исследования воздушной среды и технические испытания имеющихся вентиляционных установок.
Важным значением эффективной работы вентиляционных установок является их качественный монтаж. Неудовлетвори тельно или неправильно выполненный монтаж вентиляционных установок часто является причиной их недостаточной эффектив ности, а иногда ведет к преждевременной порче устройств и вы ходу их из строя.
При монтаже воздуховодов, руководствуясь «эстетическими» соображениями, принятые по проекту круглые воздуховоды бы ли заменены прямоугольными. Если площади поперечного сече ния круглых (принятых по проекту) и прямоугольных (выпол ненных при монтаже) воздуховодов равны, то при прямоуголь ных воздуховодах неизбежно изменяется сопротивление сети. При этом объемы удаляемого воздуха также уменьшаются. Если круглые воздуховоды заменяются прямоугольными с большим сечением, что было сделано на заводе, скорости воздуха оказы ваются недостаточными, что вызывает засорение вентиляцион ной отсасывающей сети.
Качественно выполненный монтаж вентиляционных устано вок должен обеспечить их плотность, долговечность, удобство и безопасность эксплуатации и ремонта. Однако в действительно-
41
I
стн недостаточная плотность в различных отдельных частях веш тиляционных установок ведет к вредным подсосам воздуха, спо собствуя значительному снижению эффективности вентиляции.
ЕГ-вытяжных установках неплотности сети приводят к умень шению объема воздуха, удаляемого местными отсосами, а в воз духоводах, транспортирующих запыленный воздух, подсосы при водят к засорению отдельных участков сети пылью.
Рис. 16а. Место разгрузки материала.
/ — циклон; 2 — бункер; 3 — шнековый транспортер; 4 — ленточный транспортер.
Особенно большое внимание в вытяжных сетях следует уде лить высококачественному монтажу клапанов, шиберов и за движек. Однако на многих вентиляционных установках эти уст ройства не работают или совсем не предусмотрены.
Каждый из.указанных выше недочетов монтажа, а тем более совокупность нескольких из них, приводит к недостаточной эф фективности вентиляционных устройств, нарушению нормально-
42
го режима их действия, вызывая |
ухудшение условий |
труда. |
В цехе по производству паронита технологический цикл со |
||
стоит из трех основных операций: |
1) отделение асбеста, |
рези |
новой смеси и пушеных обрезков от воздуха с помощью цикло нов, установленных в системе пневмотранспорта; 2 ) приготовле ние в массомешателях смеси из асбеста, резины, пушеных обрезков с добавлением бензина и других компонентов; 3) из готовление из приготовленной смеси листового паронита на вальцовочных станках.
Каждая из операций производится на отдельном этаже. Ос новными. вредностями в атмосфере цеха являются пыль, обра зующаяся во время заполнения бункеров материалом, (асбестом, резиновой смесыо или пушеными обрезками), и бензиновые па ры, выделяющиеся во время приготовления смеси и у вальцовоч ных станков.
На третьем этаже, где находятся циклоны и бункеры, в про цессе загрузки происходит интенсивное выделение пыли в атмос феру цеха, причем гораздо больше выделяется асбестовой пыли. На рис. 16а показан бункер с циклоном, шнековым и ленточны ми транспортерами, обеспечивающими выгрузку материала из бункера. С помощью систем пневмотранспорта асбест (резино вая смесь или пушеные обрезки) поступает к циклону. Б цикло не под действием аэродинамических и центробежных сил проис ходит сепарация частиц из потока. Под влиянием силы тяжести и других факторов отделившиеся частицы опускаются в кониче скую часть циклона и далее в присоединенный к циклону бун кер. В бункере происходит накопление асбеста. При достижении определенного веса загрузку бункера прекращают и производят его выгрузку. Для этого включают в работу шнековый и ленточ ный транспортеры. Шнековым транспортером материал подает ся .на ленточный транспортер, который перемещает асбест к од ной из двух вертикальных течек. По этим течкам асбест посту пает к массомешателям.
Источником выделения пыли в атмосферу цеха является лен точный транспортер. Пыль выделяется через щели и неплотно сти, которые имеются в кожухе транспортера и в технологиче ских люках. Эти люки установлены по концам кожуха ленточно го транспортера и периодически открываются во время его работы.
Основной причиной выделения пыли является избыточное давление в бункере и кожухе ленточного транспортера. В ре зультате разности давлений внутри кожуха и в цехе струи воз духа вырываются наружу через щели и неплотности, вынося с собой частицы пыли п загрязняя атмосферу цеха. Приточная
* |
, 43. |
вентиляционная система, имеющаяся в цехе, не обеспечивает снижение концентрации пыли до санитарной нормы, и большое количество пыли постоянно находится в воздухе.
Если обратиться к схеме пневмотранспорта асбеста, пока занной на рис. 26, то видно, что в ней имеется 4 бункера с цик лонами, которые установлены в углах помещения цеха и разне- *сены друг от друга на некоторое расстояние. Вследствие этого длина трубопроводов до каждого циклона различна. Различ ную длину имеют также участки трубопроводов от циклонов до фильтров. Как известно, потери давления в трубопроводе опре деляются по формуле:
2
где к — коэффициент трения смеси;
Lnp — приведенная длина трубопровода, м;
где к — коэффициент трения чистого воздуха; / — геометрическая длина, м;
d — диаметр трубопровода, м; V — скорость воздуха, м/сек;
q— ускорение силы тяжести, м/сек2;
Г— удельный вес воздуха, кг/м3;
/экв — эквивалентная длина, заменяющая местные сопротивления, м.
Так как геометрическая длина I до циклонов и после них различна, а эквивалентная длина /экв одинакова, то согласно уравнению, приведенная длина для каждого циклона будет раз личной. Это приводит к разным потерям давления в сети. Для систем пневмотранспорта применяются центробежные вентиля торы, которые имеют пологую характеристику. Поэтому даже при незначительном изменении сопротивления сети производи тельность вентилятора изменяется. Обозначим через Qi количе ство воздуха, поступающее в циклон и бункер вместе с асбестом по напорной части пневмотранспорта, а через Qz— количество воздуха, удаляемого из циклона и бункера вытяжной частью пневмотранспорта. Если взять отношение этих величин, то для
каждого циклона это отношение будет различно. Вполне оче видно, что при k^.1 в бункере будет избыточное давление, а при А<1 в бункере будет разрежение. В случае избыточного давления наблюдается выделение пыли в атмосферу цеха. Если стремиться к тому, чтобы в бункере было разрежение путем изменения величин Qi и Qz, то пыления не будет. Однако это может привести к тому, что часть материала, не отделившись в. циклоне от воздуха, пойдет в фильтр, и он начнет забиваться. Очевидно, этот вопрос требует экспериментального исследова ния.
Бункеры загружаются поочередно, поэтому в системе пнев мотранспорта установлены переключатели. Переключатель пред ставляет собой поворотную заслонку, установленную в тройнике. При ее повороте в крайние положения одно из ответвлений трой ника перекрывается. В процессе длительной эксплуатации вы яснилось, что переключатели такого типа работают неудовле творительно. Причина заключается в том, что полное перекры тие ответвлений переключателем не обеспечивается и по зазорам происходят утечки воздуха, причем величина их для каждого переключателя изменяется с течением времени. Поэтому давле ние в бункерах при каждой загрузке принимает разное значе ние. Ясно, что для устранения пыления в первую очередь необ ходимо устранить этот недостаток схемы путем замены заслонки клапаном-переключателем. ,