Файл: Луговский С.И. Вентиляция в асбестотехнической промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.07.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нем 10%. Следовательно, влажность воздуха в весеннее время можно считать удовлетворительной.

В санитарных нормах (СН 245 — 63) скорости движения воз­ духа на рабочих местах приняты: оптимальные для холодного пе­ риода года 0,2 — 0,3 м/сек; допустимые — от 0,3 до 0,5 м/сек; в теплое время года оптимальные скорости приняты 0,3 м/сек, а до­ пустимые— от 0,5 до 0,7'м/сек, за исключением тяжелой рабо­ ты, при которой допускается скорость в 1,0— 1,5 м/сек.

В летнее время подвижность воздуха в цехе в среднем со-, ставляет 0,5 — 0,7 м/сек. В отдельных точках подвижность воз­ духа достигает 1,5 — 2 м/сек. Такая /подвижность воздуха объя­ сняется созданием естественной тяги в открытых проемах. Ми­ нимальная подвижность воздуха 0,01—0,14 м/сек (рис. 13— 16, кривая 1).

Влетний период года подвижность воздуха должна соответ­ ствовать комфортным условиям. Однако это не соблюдается, и атмосфера в цехе неудовлетворительная.

Восенний период подвижность воздуха в среднем составляет

0,2 — 0,35 м/сек на участке холодного формования и механиче­ ской обработки. На участке горячего формования подвижность минимальная 0,05 — 0,16 м/сек. Максимальная подвижность в цехе 0,5 —0,8 м/сек. Подвижность воздуха в цехе удовлетвори­ тельная.

В зимнее время подвижность воздуха в цехе в среднем со­ ставляет 0,2 — 0,3 м/сек. В отдельных точках скорость движе­ ния воздуха достигает 1,5 — 2,3 м/сек. Такая подвижность объя­ сняется тем, что холодный воздух врывается (задувается) в от­ дельные открытые проемы. Это создает опасность простудных заболеваний.

Минимальная подвижность воздуха в цехе 0,02 — 0,09 м/сек.

Подвижность воздуха на рабочих местах можно считать удовлет­ ворительной.

В весенний период подвижность воздуха в цехе в среднем составляет 0,3 — 0,5 м/сек. Максимальная подвижность 1— 2 м/сек. В целом подвижность воздуха находится в пределах са­ нитарных норм.

Причины загрязнения атмосферы цехов

При обследовании вентиляционных .установок и различного рода укрытий производственных аппаратов и оборудования, вы­ деляющих вредности в помещения цехов, часто приходится встречаться с неправильным представлением о назначении вен­ тиляции,

38


Это неправильное представление состоит в том, что вентиля­ ции придается решающее значение в снижении количества вред­ ных выделений в воздухе производственных помещений и в силу этого недостаточно обращается внимание на степень совершен­ ства технологического процесса, герметизации укрытий аппара­ тов, механизации и автоматизации операций, связанных с выде­ лением вредностей.

Опыт показывает, что при несовершенных технологических процессах и производственных аппаратах средствами одной вен­ тиляции. часто невозможно добиться коренного оздоровления воздушной среды, несмотря на большие затраты на устройство вентиляции.

Поэтому в практической работе по оздоровлению условий труда на промышленных предприятиях очень важно установить эффективность не только вентиляционных установок, но и надеж­ ность герметизации, а т-акже степень совершенства различного рода укрытий производственных аппаратов. Кроме того, важно найти наиболее правильные мероприятия для снижения вред­ ных выделений п, в конечном итоге, добиться оздоровления ус­ ловий труда наиболее экономичными решениями.

Чтобы проектировать, и строить наиболее совершенные си­ стемы вентиляции.и различного рода укрытия, необходимо так­ же уметь определять их эффективность в производственных ус­ ловиях.

Анализ причин неудовлетворительного состояния воздушной среды в исследуемых цехах позволяет, хотя бы приближенно, ориентироваться, насколько та или иная причина снижает эф­ фект вентиляции. '

Причинами недостаточной эффективности вентиляционных систем и установок были ошибки в техническом задании* на про­ ектирование вентиляции из-за несоответствия указанных в зада­ нии условий действительным, ошибки, ^допущенные при проекти­ ровании, и неудовлетворительный монтаж вентиляционных уст­ ройств.

Техническое задание на проектирование вентиляции состав­ ляется обычно совместно со специалистами данной отрасли про­ изводства (работниками завода), с представителями проектной организации. Оно должно содержать мероприятия на возможные перспективы расширения производства, на основные виды вред­ ных выделений производства с описанием и гигиенической ха­ рактеристикой технологии, а также данные о тепловых выделе­ ниях и. другие данные предприятия для обслуживания цехов вентиляцией.

Ошибки в технологическом задании на проектирование — од-

40


на из первых причин недостаточной эффективности вентиляции. Особенно вредны ошибки, допущенные в результате недоста­ точного знакомства проектанта с особенностями технологическо­ го режима производства. В проекте нигде не предусматривается установка контрольно-измерительных приборов для измерения параметров работы установок и соблюдения требуемого рабоче­

го режима.

Монтаж вентиляционных систем и установок в исследуемых цехах произведен с некоторыми отступлениями от проекта.

Все перечисленные выше недочеты приводят к снижению тех­ нической и санитарно-гигиенической эффективности систем и установок, к усложнению и затруднению рациональной и пра­ вильной их эксплуатации, к уменьшению срока их действия вследствие преждевременного выхода из строя отдельных эле­ ментов и всей установки.

Однако нас должны интересовать причины, по которым вен­ тиляция не обеспечивала должного состояния воздушной среды, не с точки зрения происхождения этих причин, а с точки зрения того, что должно быть предпринято, чтобы в обследованных це­ хах помещений могла поддерживаться воздушная среда, удов­ летворяющая санитарным нормам.

Для санитарно-гигиенической оценки вентиляции произво­ дились исследования воздушной среды и технические испытания имеющихся вентиляционных установок.

Важным значением эффективной работы вентиляционных установок является их качественный монтаж. Неудовлетвори­ тельно или неправильно выполненный монтаж вентиляционных установок часто является причиной их недостаточной эффектив­ ности, а иногда ведет к преждевременной порче устройств и вы­ ходу их из строя.

При монтаже воздуховодов, руководствуясь «эстетическими» соображениями, принятые по проекту круглые воздуховоды бы­ ли заменены прямоугольными. Если площади поперечного сече­ ния круглых (принятых по проекту) и прямоугольных (выпол­ ненных при монтаже) воздуховодов равны, то при прямоуголь­ ных воздуховодах неизбежно изменяется сопротивление сети. При этом объемы удаляемого воздуха также уменьшаются. Если круглые воздуховоды заменяются прямоугольными с большим сечением, что было сделано на заводе, скорости воздуха оказы­ ваются недостаточными, что вызывает засорение вентиляцион­ ной отсасывающей сети.

Качественно выполненный монтаж вентиляционных устано­ вок должен обеспечить их плотность, долговечность, удобство и безопасность эксплуатации и ремонта. Однако в действительно-

41

I


стн недостаточная плотность в различных отдельных частях веш тиляционных установок ведет к вредным подсосам воздуха, спо­ собствуя значительному снижению эффективности вентиляции.

ЕГ-вытяжных установках неплотности сети приводят к умень­ шению объема воздуха, удаляемого местными отсосами, а в воз­ духоводах, транспортирующих запыленный воздух, подсосы при­ водят к засорению отдельных участков сети пылью.

Рис. 16а. Место разгрузки материала.

/ — циклон; 2 — бункер; 3 — шнековый транспортер; 4 — ленточный транспортер.

Особенно большое внимание в вытяжных сетях следует уде­ лить высококачественному монтажу клапанов, шиберов и за­ движек. Однако на многих вентиляционных установках эти уст­ ройства не работают или совсем не предусмотрены.

Каждый из.указанных выше недочетов монтажа, а тем более совокупность нескольких из них, приводит к недостаточной эф­ фективности вентиляционных устройств, нарушению нормально-

42

го режима их действия, вызывая

ухудшение условий

труда.

В цехе по производству паронита технологический цикл со­

стоит из трех основных операций:

1) отделение асбеста,

рези­

новой смеси и пушеных обрезков от воздуха с помощью цикло­ нов, установленных в системе пневмотранспорта; 2 ) приготовле­ ние в массомешателях смеси из асбеста, резины, пушеных обрезков с добавлением бензина и других компонентов; 3) из­ готовление из приготовленной смеси листового паронита на вальцовочных станках.

Каждая из операций производится на отдельном этаже. Ос­ новными. вредностями в атмосфере цеха являются пыль, обра­ зующаяся во время заполнения бункеров материалом, (асбестом, резиновой смесыо или пушеными обрезками), и бензиновые па­ ры, выделяющиеся во время приготовления смеси и у вальцовоч­ ных станков.

На третьем этаже, где находятся циклоны и бункеры, в про­ цессе загрузки происходит интенсивное выделение пыли в атмос­ феру цеха, причем гораздо больше выделяется асбестовой пыли. На рис. 16а показан бункер с циклоном, шнековым и ленточны­ ми транспортерами, обеспечивающими выгрузку материала из бункера. С помощью систем пневмотранспорта асбест (резино­ вая смесь или пушеные обрезки) поступает к циклону. Б цикло­ не под действием аэродинамических и центробежных сил проис­ ходит сепарация частиц из потока. Под влиянием силы тяжести и других факторов отделившиеся частицы опускаются в кониче­ скую часть циклона и далее в присоединенный к циклону бун­ кер. В бункере происходит накопление асбеста. При достижении определенного веса загрузку бункера прекращают и производят его выгрузку. Для этого включают в работу шнековый и ленточ­ ный транспортеры. Шнековым транспортером материал подает­ ся .на ленточный транспортер, который перемещает асбест к од­ ной из двух вертикальных течек. По этим течкам асбест посту­ пает к массомешателям.

Источником выделения пыли в атмосферу цеха является лен­ точный транспортер. Пыль выделяется через щели и неплотно­ сти, которые имеются в кожухе транспортера и в технологиче­ ских люках. Эти люки установлены по концам кожуха ленточно­ го транспортера и периодически открываются во время его работы.

Основной причиной выделения пыли является избыточное давление в бункере и кожухе ленточного транспортера. В ре­ зультате разности давлений внутри кожуха и в цехе струи воз­ духа вырываются наружу через щели и неплотности, вынося с собой частицы пыли п загрязняя атмосферу цеха. Приточная

*

, 43.


вентиляционная система, имеющаяся в цехе, не обеспечивает снижение концентрации пыли до санитарной нормы, и большое количество пыли постоянно находится в воздухе.

Если обратиться к схеме пневмотранспорта асбеста, пока­ занной на рис. 26, то видно, что в ней имеется 4 бункера с цик­ лонами, которые установлены в углах помещения цеха и разне- *сены друг от друга на некоторое расстояние. Вследствие этого длина трубопроводов до каждого циклона различна. Различ­ ную длину имеют также участки трубопроводов от циклонов до фильтров. Как известно, потери давления в трубопроводе опре­ деляются по формуле:

2

где к — коэффициент трения смеси;

Lnp — приведенная длина трубопровода, м;

где к — коэффициент трения чистого воздуха; / — геометрическая длина, м;

d — диаметр трубопровода, м; V — скорость воздуха, м/сек;

q— ускорение силы тяжести, м/сек2;

Г— удельный вес воздуха, кг/м3;

/экв — эквивалентная длина, заменяющая местные сопротивления, м.

Так как геометрическая длина I до циклонов и после них различна, а эквивалентная длина /экв одинакова, то согласно уравнению, приведенная длина для каждого циклона будет раз­ личной. Это приводит к разным потерям давления в сети. Для систем пневмотранспорта применяются центробежные вентиля­ торы, которые имеют пологую характеристику. Поэтому даже при незначительном изменении сопротивления сети производи­ тельность вентилятора изменяется. Обозначим через Qi количе­ ство воздуха, поступающее в циклон и бункер вместе с асбестом по напорной части пневмотранспорта, а через Qz— количество воздуха, удаляемого из циклона и бункера вытяжной частью пневмотранспорта. Если взять отношение этих величин, то для

каждого циклона это отношение будет различно. Вполне оче­ видно, что при k^.1 в бункере будет избыточное давление, а при А<1 в бункере будет разрежение. В случае избыточного давления наблюдается выделение пыли в атмосферу цеха. Если стремиться к тому, чтобы в бункере было разрежение путем изменения величин Qi и Qz, то пыления не будет. Однако это может привести к тому, что часть материала, не отделившись в. циклоне от воздуха, пойдет в фильтр, и он начнет забиваться. Очевидно, этот вопрос требует экспериментального исследова­ ния.

Бункеры загружаются поочередно, поэтому в системе пнев­ мотранспорта установлены переключатели. Переключатель пред­ ставляет собой поворотную заслонку, установленную в тройнике. При ее повороте в крайние положения одно из ответвлений трой­ ника перекрывается. В процессе длительной эксплуатации вы­ яснилось, что переключатели такого типа работают неудовле­ творительно. Причина заключается в том, что полное перекры­ тие ответвлений переключателем не обеспечивается и по зазорам происходят утечки воздуха, причем величина их для каждого переключателя изменяется с течением времени. Поэтому давле­ ние в бункерах при каждой загрузке принимает разное значе­ ние. Ясно, что для устранения пыления в первую очередь необ­ ходимо устранить этот недостаток схемы путем замены заслонки клапаном-переключателем. ,