Файл: Луговский С.И. Вентиляция в асбестотехнической промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.07.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шлифование и снятие скосов с последних. Каждая операция производится на отдельном станке.

Характерным для отдельной механической обработки являет­ ся высокая запыленность воздуха.

Большое пылевыделение при резании объясняется тем, что одна заготовка режется сразу четырьмя абразивными кругами на пять стандартных деталей и при этом отсутствуют средства для эффективного улавливания образующейся пыли.

Снятие скосов (фасок) производится сразу только на одной стороне одной стандартной детали (на торце). Поэтому и пылевыделенне здесь ниже, чем при резании.

Все станки механической обработки асбестотехнических из­ делий оборудованы местными отсосами. Запыленность воздуха, полученная при работе существующих местных отсосов, свиде­ тельствует о том, что эти отсосы малоэффективны и не соответ­ ствуют потребностям цеха в отношении создания благоприятных санитарно-гигиенических атмосферных условий. В связи с этим возникла необходимость пересмотра и определения’ наиболее оптимальных параметров местных отсосов в цехе автоформованных деталей с их последующей реконструкцией.

Цех автоформованных деталей имеет связь с отделениями приемных бункеров, в которых наблюдается интенсивное пылеобразование во время выгрузки формовочной массы. Так как загрузка происходит почти непрерывно, то запыленность возду­ ха в отделении бункеров достигает больших величин. При от­ крытых дверях, разделяющих помещения деха автоформован­ ных деталей и бункеров, часть пыли из отделения последних попадает в атмосферу участка холодного формования.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что общая ат­ мосфера в цехе автоформованных деталей по количеству меха­ нических примесей соответствует установленным санитарно-тех­ ническим нормам, кроме участка механической обработки, вен­ тиляция которого подлежит реконструкции.

Формовочная масса, из которой методом холодного формо­ вания. изготавливаются брикеты, содержит следующие компо­ ненты: асбест, синтетический каучук, крезол-форм альдегидную смолу, каптакс, тиурам, серу, цинковые белила, окись цинка, сурик и др.

В результате горячего формования в прессе после открыва­ ния пресс-форм в атмосферу цеха выбрасывается большое ко­ личество разнообразных газов, в состав которых входят: сер­ нистый газ, фенол, крезол, формальдегид и непредельные сое динения.

В технической литературе отсутствуют сведения об интенсив:


ности выделения фенола, крезола, акролеина и формальдегида при процессах горячего формования асбестотехнических изделий и о мерах борьбы с ними, хотя известно их вредное действие на организм человека.

При наличии токов воздуха внутри цеха и отсутствии пли недостаточной эффективности местных отсосов от гидравличе­ ских прессов, где происходит процесс горячего формования бри­ кетов, указанные газы разносятся по помещению цеха к другим

V, м/сек

г,о

і,б

0 8

0 4

12,−

2,0-

16-

I г

о*

0,4

2,0'

0,8

0,4-

0

Рис. 13. Графики изменения скорости и, .влажности ср, темпе­ ратуры t воздуха по длине и на различной высоте от пола в автоформовочном цехе (летний период):

— скорость; 2 — влажность; 3 — температура.

рабочим местам и создают стабильную загазованность по всему помещению цеха.

С целью создания нормальных санитарных условий на рабо­ чих местах прессовщиков были проведены исследования интен­ сивности газовыделения фенола, крезола и формальдегида при работе прессов горячего формования.

Из полученных данных видно, что концентрация рассматри­ ваемых газов на рабочих местах прессовщика практически по­ стоянная и иногда превышает санитарные нормы.-''

Значительная часть газов сразу улавливается местными от-

3 Заказ № 16)

/ 33

сосамн, а те газы, которые выходят из укрытий прессов в мо­ мент раскрытия пресс-форм, сильно нагреты, отчего естествен­ ным путем поднимаются к потолку цеха и циркулирующими воздушными потоками разносятся по всему помещению, умень­ шая свою концентрацию.

V,м/сек

 

t:c

 

 

г,о

 

 

 

 

 

і,б-

 

 

 

 

1,2'

 

 

 

 

0,8

 

 

 

 

0.

4-

 

 

 

 

2,0

 

 

 

 

'.б

г

 

 

 

 

1,

 

 

 

 

0,8

 

 

 

 

0,4-

 

 

 

 

г,о

 

 

 

 

 

і.б

 

 

 

 

0 4

 

 

 

 

1,2

 

 

 

 

 

0,8

 

 

S

 

Точки JQMOpOO

0

 

 

4

Р и с .

 

 

 

Расстояние -Рм

14. Графики изменения скорости ѵ. влажности ф, темпе­

ратуры

t воздуха по длине и на различной высоте от пола в

автоформовочном цехе (летний период):

1 — скорость; 2 — влажность; 3 — температура.

Снижение эффективности общеобмеиной вентиляции, имею­ щее место в теплое время года, когда выравниваются темпера­ туры наружного и внутрицехового воздуха, может иметь след­ ствием образование застойных газовых зон возле прессов горя­ чего формования со всеми вытекающими из этого послед­

ствиями.

ч

Рассеивание газов по всему цеху, равно как

и образование

застойных зон, является крайне нежелательным с точки зрения безопасности работ и поэтому требуется разработка мероприя­ тий, исключающих выбросы газов в атмосферу цеха.

На основании изучения характера распределения и величины температуры можно заключить следующее.

В летнее время температура воздуха внутри цеха автоформо-

34


ванных деталей остается почти без изменения как по длине цеха, так и по его высоте, составляя в среднем по цеху 29 ЗГС и доходя до 37° на рабочих местах участка горячего фор­

мования.

Разность температур воздуха .над полом п в верхней части■ помещения составляет в среднем 1—2°С (рис. 13— 6). В р'аионеучастка горячего формования она доходит до 3—4°С.

У-і/сек У'I t°C

55Точки замероб Расстояние I,м

Рис. 15. Графики изменения скорости ѵ, влажности (р, темпе­ ратуры t воздуха по длине н на различнойвысоте от пола в автоформовочном цехе (летний период):

1 — скорость; 2 — влажность; 3 — температура.

В осенний период наблюдаются большие колебания темпера­ туры атмосферы в цехе автоформованных деталей. Воздух на участках холодного формования и механическом обработки имеет над полом самую низкую температуру в то время, как воздух над полом на участке горячего формования нагрет на 8_Ю° выше, чем на вышеупомянутых участках. В цехе наблю­ дается значительная разность между температурой воздуха над полом II в верхней части помещения, которая равна 8 10°С.

Следовательно, .наиболеенеблагоприятные условия для ра­ боты имеют место в летний период года, когда особенно низка

эффективность общеобменной вентиляции. Учитывая необходи­ мость создания благоприятных условий труда в теплое время, следует усилить воздухообмен в рабочем помещении в этот пе­ риод местными отсосами как наиболее радикальным техниче­ ским средством удаления из цеха вредных примесей воздуха и избытков тепла.

 

 

 

 

 

Точки

замероб

 

 

 

 

 

Расстояние і,м

Р и с . 16.

Граф ики

и зм енения

ск ор ости ѵ, в ла ж н о с т и

ср,

т е м п е ­

р а тур ы

t в о з д у х а

по д л и н е

и « а

р а зли ч н о й

вы соте

о т

п о л а в

 

а в то ф ор м ов о ч н ом

ц ех е

(ле т н и й

п е р и о д ):

 

 

1 — скорость; 2 — влажность; 3 — температура.

В зимний период года температура воздуха в цехе автоформованных деталей распределяется по участкам неравномерно как по длине цеха, так и по его высоте. На участке холодного формования температура воздуха 14— 15°С.

Разность температур воздуха в верхней части и над полом

составляет в среднем 1 — 2°С.

Данные замеров показывают, что температура воздуха в- разных сечениях по длине цеха участка холодного формования изменяется на 1 — 7°С. Снижение температуры наблюдалось в сторону часто открывающихся ворот.

Температура воздуха на участке горячего формования 17 — 20°С. Разность температур воздуха в верхней части и над полом составляет 0,5— 1°С (точки 21— 40).

36


Результаты замеров показывают, что температура воздуха в разных сечениях по длине участка горячего формования изме­ няется на 1 — 3°С. Повышение температуры идет в сторону уча­

стка механической обработки.

 

Температура

воздуха на участке механической обработки

16— 19°С. Разность температур воздуха в верхней

части и

над полом составляет 1— 2°С (точки 40 — 56).

на уча­

В общем для

цехаможно сказать, что температура

стках в зимний период года является допустимой, за исключе­ нием участка холодного формования изделий, где она занижена на 1 — 2°С.

Температура воздуха в весенний период года в цехе распре­ деляется по участкам также неравномерно как по длине цеха, так и по его высоте. На участке холодного формования темпера­ тура воздуха 16 — 23°С. Разность температур воздуха в верхней части (1,5 м) и над полом (0,5 м) составляет в среднем 2 — 3°С (точки 41— 56). Из приведенных данных видно, что температу­

ра воздуха

завышена против

предельно допустимых

норм

на 4°С.

'замеров

показывают, что температура воздуха в

Данные

разных сечениях

(0,5,

1,5 и 3 м)

по длине цеха участка

холод­

ного формования

изменяется на 2 — 4°С.

 

Температура воздуха на участке горячего формования 22 — 25°С. Разность температур воздуха в верхней части и над полом составляет 2 — 3 °С (точки 21 — 40).

Результаты замеров показывают, что температура воздуха в разных сечениях по длине участка горячего формования изме­ няется на 1— 2°С. Повышение температуры идет также в сто­ рону участка механической обработки.

Температура воздуха на участке механической обработки изделий 20 — 22°С (точки 1-—20).

Данные замеров показывают, что температура воздуха в разных сечениях (0,5, 1,5 и 3 м) по длине участка механической обработки изменяется на 1— 3°С.

Следовательно, в весенний период года температура воздуха завышена против предельно допустимых норм в среднем.на 4 — 5°С. Такое положение требует применения кондиционирования воздуха.

Температура и величина влажности воздуха определяются са­ нитарными нормами СН-245 — 63. Максимальные расчетные пределы влажности для санитарно-гигиенических расчетных тем­ ператур воздуха на участках цеха автоформованных деталей да­ ни в табл. 2.

Определение величины относительной влажности производи

37


лось по ранее описанной методике и одновременно в тех же точ­ ках, что и температуры воздуха (рис. 1). Фактические значения относительной влажности, по данным которых составлены гра­ фики изменения влажности воздуха по длине цеха, представлены \ на рис. 13 — 14. Полученные графики дают возможность сделать следующие выводы: в летний период относительная влажность воздуха в цехе автоформованных деталей, в общем, несколько

 

 

 

 

Т а б л II ц а 2

Расчетные параметры воздуха для цеха автоформованных деталей

 

Лето

Зима

Наименование участка

Расчетная

Относитель­

Расчетная

Относитель­

ная

ная

 

температу­

влажность,

температу­

влажность,

 

ра, °С

ра, °С

 

о/л

%

 

 

/0

 

Механический . . . .

31.0

60—40

16,0

60—40

Горячего формования . .

33,0

' 60—40

21,0

60—40

Холодного прессования .

31,6

60—40

16,0

60—40

ниже (в среднем на 10%) верхнего допустимого предела, ина неодинакова по высоте цеха: в верхней части его выше, чем у пола, на 10% п редко — на 15%. По длине же цеха влажность остаётся примерно постоянной, колеблясь около 60 — 70и/о-Мож­ но считать, что качество воздуха с точки зрения его влажности в летнее время удовлетворительное.

В осенний период относительная влажность воздуха в цехе устойчиво держится в пределах допустимых 40 — 60% и только местами превышает норму на 15 — 20%, причем эти превышения наблюдаются в основном на уровне 1,5 м и выше относительно пола. Изменения ее .по высоте, и длине цеха. имеются, но, они в общем невелики. Таким образом, можно констатировать, что влажность воздуха в цехе автоформованных деталей в осеннее время соответствует санитарным нормам.

Относительная влажность воздуха в зимний период на всех участках (холодного и ' горячего формования и механической обработки) колеблется в среднем в пределах допустимых норм— 60.-40% . Изменения ее по высоте и длине цеха имеются, но они невелики. - - ■

. Относительная же влажность воздуха в весенний период на •всех вышеперечисленных участках также колеблется в пределах санитарных норм 60 — 40%• Колебания относительнойвлаж­ ности, воздуха по длине цеха и по его-высоте составляют в сред-

,38