Файл: Зингер И.С. Обеспечение достоверности данных в автоматизированных системах управления производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
При этом число сдвигов элементов массива при внесе нии изменений и объем дополнительной памяти равны нулю.
Для последовательных упорядоченных списков соот ветствующие оценки будут следующие.
Среднее время поиска при поиске последовательным делением массива пополам
^cp.n = log2 iY (циклов); |
(5) |
число сдвигов элементов массива при внесении изме |
|
нений |
|
Sv = Z±±; |
(6) |
объем дополнительной памяти, выраженный числом элементов, W = 0.
При цепном способе построения списков отдельные члены списка располагаются произвольно в машинной памяти и связываются между собой при помощи адресных связей. Адресная связь размещается совместно с данным членом списка и указывает на положение следующего члена списка.
Для цепного способа построения списков характерной чертой является цепная организация свободных ячеек машинной памяти. Все свободные группы ячеек также объединяются в список с помощью адресных связей. При внесении некоторого изменения определяется количество ячеек, занимаемых новым членом списка. - Соответст вующая этому количеству группа свободных ячеек вы бирается из общего списка. Тем самым достигается ра циональное использование памяти ЭВМ.
Включение нового члена в список производится путем замены адресных связей: в предшествующем члене про ставляется адресная связь, указывающая на новый член, в новом члене проставляется адресная связь, взятая из предшествующего члена [10].
Рассмотрим соответствующие оценки для списковых структур, организованных в виде двоичных деревьев. Дерево можно определить как совокупность точек, орга низованных по уровням. Дерево из тг-уровней является симметричным, если его (п — 1)-уровней заполнены пол ностью.
Если из данной |
неупорядоченной |
последовательности |
N равновероятных |
идентификаторов |
взять любой из них |
28
sa начало иерархии (корень дерева), т. е. начальную стро ку, с которой начинается поиск по дереву, то можно по строить N\ несимметричных деревьев. Среднее время поис ка одного элемента в этом случае равно:
r c p . n w l ^ l o g ^ V - |
(?) |
Если последовательность равновероятных |
элементов |
упорядочить и взять за начало дерева элемент, находи вшийся в середине последовательности, то можно получить Тср.п одного элемента, как в способе последовательного
деления массива пополам Тср.п — log2 iV [20].j
Каждый элемент требует Кх ячеек для заполнения ад ресов, причем Кх не зависит от числа ячеек К для разме щения элементов массива и W — N-Kx.
Необходимо отметить трудность и даже невозможность (по крайней мере на данном этапе) получения соответ ствующих точных оценок для сложных типов информа ционных структур.
Главные этапы обеспечения концентрации информации АСУ и организации централизованного нормативного
хозяйства следующие:
определение организационных форм ведения норма тивного хозяйства предприятия в условиях АСУ;
упорядочение и подготовка нормативно-справочной информации к вводу в ЭВМ;
формирование массивов нормативно-справочных данных в памяти машины;
организация внесения изменений в нормативную базу АСУ;
организация использования нормативно-справочной информации и автоматизация нормативно-плановых рас четов с помощью ЭВМ.
Применение ЭВМ требует изменения существующих организационных форм административно-управленческих работ, в частности, приспособления их к новым тех ническим условиям. Большинство структурно-организа ционных изменений, связанных с применением ЭВМ, воз никает с созданием на предприятиях информационновычислительных центров (ИВЦ). Учитывая немаловажное значение нормативно-справочных данных в общей сово-
^--купности экономической информации, рекомендуется организовать в составе ИВЦ самостоятельные подразделе ния — бюро нормативного хозяйства (БНХ).
29
На стадии перехода к АСУ основными функциями ЁНХ должны быть: упорядочение, систематизация и шифров ка имеющейся на предприятии нормативно-справочной информации; получение недостающих нормативно-спра вочных данных; запись их на перфорационные носители информации; разработка инструкций по их сбору, обра ботке и обновлению.
Упорядочение и подготовка нормативно-справочных данных к условиям АСУ включает проведение следующих работ:
определение перечня и краткое описание задач, под лежащих решению с помощью ЭВМ;
установление информационного содержания постоян ных массивов нормативно-справочных данных;
составленпе списка первичных документов, содержа щих нормативно-справочные данные;
разработку технологии получения недостающих нор мативов;
определение объемов базисных массивов нормативносправочных данных;
разработку типовых форм первичной нормативно-спра вочной документации для упорядочения нормативно-спра вочной информации;
выбор типа перфорационных носителей информации; разработку рациональной системы кодирования нор
мативно-справочной информации.
Методика отбора задач, подлежащих решению в АСУП в первую очередь, а также на этапах развития и усовер
шенствования системы управления, подробно |
изложена |
в [21]. |
|
Исходя из списка отобранных задач и схемы их реше |
|
ния, составляется перечень всех необходимых |
реквизитов |
нормативно-справочной информации, который оформ ляется в табличной форме. В сказуемом перечисляются задачи АСУП, для которых необходимо формировать мас сивы нормативно-справочной информации в памяти маши ны. В соответствующих строко-графах отмечается при меняемость каждого реквизита при решении конкретных задач. Определение рационального информационного со держания массивов производится с учетом стабильности реквизитов нормативно-справочной информации, возмож ности использования единых массивов для решения заг дач, требующих одних и тех же нормативно-справочных данных.
30
Наиболее трудоемкой и ответственной задачей пред ставляется организация массивов нормативно-справочных данных в памяти ЭВМ (на магнитных лентах внешней памяти) и разработка алгоритмов и программ работы с массивами. Формирование постоянных массивов норма тивно-справочных данных в памяти ЭВМ основывается, как правило, на следующих трех принципах: 1) создание дифференцируемых (локальных) массивов для каждой отдельно решаемой задачи АСУ; 2) хранение массивов нормативно-справочных данных на внешних запоминаю-
"~щих устройствах (ЗУ) в виде документов принятой на пред приятии стандартной формы; 3) создание эталонных мас сивов с упорядоченным последовательным расположением элементов массива, из которых в процессе решения отдель ных задач формируются вспомогательные (промежуточ ные) рабочие массивы нормативно-справочной информа ции.
К недостаткам первого принципа организации инфор мационных массивов следует отнести:
многократное дублирование данных в рабочих масси в а х ;
необходимость .внесения изменений одновременно во все рабочие массивы;
большая трудоемкость формирования рабочих масси вов и входных документов;
сложное хозяйство обслуживания хранимых данных (сравнительно большое количество магнитных лент);
необходимость подготовки новых массивов на ЗУ в случае эволюции АСУ (подключение новых задач), что вызывает увеличение количества магнитных лент, пере смотр каталогов и т. д.;
подготовка рабочих массивов вручную работниками предприятий, что требует значительных трудовых затрат и не исключает ошибок.
Но этот принцип имеет и определенные преимущества: возможность разработки структур входных массивов дифференцированно, вне связи с рабочими массивами дру
гих задач системы; оперативный вызов необходимых массивов;
возможность дифференцированно внедрять отлаженные задачи в производство.
^- Принцип записи информации на ЗУ в виде документов без привязки к конкретным задачам тоже имеет ряд су щественных недостатков:
31
в исходных документах не могут быть одновременно отражены все структурные формы нормативной информа ции;
необходимость создания компилирующей программы, которая из исходных документов выделяет требующиеся структуры и формирует рабочие массивы;
трудоемкий поиск необходимых реквизитов для вне сения изменений;
большая потребность в"~машинном времени для под готовки рабочих массивов.
Положительные стороны этого способа — возможность проведения параллельных работ по разработке рабочих алгоритмов и созданию документов, несущих норматив ную информацию; оперативный вызов информации доку мента с внешнего носителя.
Третий принцип формирования массивов в известной степени лишен перечисленных недостатков, позволяет гибко реализовать различные методы организации инфор мационных массивов в памяти ЭВМ в зависимости от ха рактеристик и частоты решаемых задач, плотности потока изменений, типа обращений к массивам и других условий.
Обновление информационных массивов автоматизи рованных систем управления производством^
Для разработки систем обновления массивов^норма- тивно-справочных данных необходимо располагать све дениями о динамике основных информационных массивов АСУ. Эти сведения содержатся в документах, извещающих об изменениях в-массивах экономических данных, и со ставляют информационные потоки изменений. Поскольку сведения об изменениях возникают в различных произ водственных подразделениях предприятия и имеют раз личные адреса, то поток сведений об изменениях фикси руется в пункте поступления всех копий извещений об изменениях в бюро нормативного хозяйства информа ционно-вычислительного центра предприятия либо отде ла автоматизации инженерного и управленческого труда.
Исследование документов об изменениях позволяет определить плотность потока сведений об изменениях, которая исчисляется количеством одиночных изменений в единицу времени. Под одиночным понимается изменение численного значения норматива, изменение числа вхож дения детали в узел и узла в изделие, изменение операции технологического процесса и т. п.
Основными источниками сведений об изменениях при
32
|
исследовании динамики информационных массивов могут |
|||||||||
|
служить следующие документы: «Извещение об измене |
|||||||||
|
нии» — список изменений отдела главного конструктора: |
|||||||||
|
«Извещение об изменении текущих норм»; «Извещение об |
|||||||||
|
изменении и дополнении норм расхода материала»; «Из |
|||||||||
|
вещение |
об |
изменении |
условий |
|
поставки |
материалов», |
|||
|
а также «Технологический процесс |
изготовления деталей» |
||||||||
|
с внесенными в него изменениями; «Спецификация заго |
|||||||||
|
товок», с отметкой об изменениях и данные некоторых вто |
|||||||||
|
ричных |
документов. Например, |
раздел |
2 |
статистической |
|||||
-^отчетности |
отдела труда |
и заработной |
платы по |
форме |
||||||
|
4-Т «Количество и характеристика |
действующих на пред |
||||||||
|
приятии норм выработки», в которой содержатся сведе |
|||||||||
|
ния, необходимые для оценки количества изменений, вно |
|||||||||
|
симых в трудовые нормативы. |
|
|
|
|
|
||||
|
Результаты изучения изменений по указанным выше |
|||||||||
|
факторам регистрируются в специально разработанных |
|||||||||
|
формах, которые позволяют систематизировать и обраба |
|||||||||
|
тывать первичные материалы обследования. Полученные |
|||||||||
|
характеристики применяются при выборе соответствующих |
|||||||||
|
технических решений |
системы обновления массивов АСУ. |
||||||||
^ |
Поток изменений |
в массивах |
экономических |
данных |
||||||
|
складывается под воздействием сложного комплекса тех |
|||||||||
|
нико-экономических, технологических и субъективных |
|||||||||
|
условий. Оценку числа изменений |
в массивах возможно |
||||||||
|
получить, произведя корреляционный анализ зависимо |
|||||||||
|
сти количества изменений в массивах нормативно-спра |
|||||||||
|
вочных данных от ряда определяющих факторов. |
|
||||||||
|
К таким факторам отнесены следующие: |
|
|
|||||||
|
1. Количество выпускаемых на предприятии типов |
|||||||||
|
изделий основного производства |
(в |
единицах). |
|
2.Удельный вес новых изделий (в % ) .
3.Общая номенклатура выпускаемых оригинальных деталей (в ед.).
4.Общее число производственных рабочих предприя тий (в чел.).
5. Удельный вес рабочих экспериментальных цехов
иучастков (в % ) .
6.Удельный вес инженерно-технических работников предприятия (в % ) .
7.Серийность производства (в % ) .
^ 8. Суммарная экономия от внедрения плана органи-
~зационно-технических мероприятий и рационализаторских предложений (в тыс. руб.).
2 И. С. Зингер, Б. С. Куцык |
33 |