ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
М .П . К А Л И Н И Н
сновы
у с т р о й с т в а
МОТОЦИКЛА
М. П. К А Л И Н И Н
ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МОТОЦИКЛА
Третье издание, переработанное и дополненное
*
ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ
М о с к в а — 197 3
Гос. публичная |
|, |
иеучко-глхиичѳ*«ая |
|
« к б л к о '.^ а ' > : C F |
f |
эк.зс:т |
j |
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА |
\ |
Т ъ Л з ш |
~ |
Настоящее пособие рассчитано на юношей, проходящих начальную воен ную подготовку в учебных пунктах по специальности водителя мотоцикла.
В соответствии с программой в по собии рассматриваются вопросы, свя занные с устройством мотоцикла, принципами действия его механизмов, агрегатов и приборов, основами техни ческого обслуживания и эксплуатации мотоцикла, а также приемы управле ния им.
ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССР. 1973г.
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО МОТОЦИКЛА
Мотоцикл, приводимый в движение двигателем внут реннего сгорания, является быстроходным двухколесным транспортным средством. По устройству мотоциклы раз деляются на о д и н о ч н ы е (рис. 1) и с к о л я с к о й (рис. 2). В зависи мости от назначения мотоциклы бывают
дорожными, спор тивными и специ альными.
Вы п у с каются еще два промежу точных между мото циклом и велосипе дом средства меха нического транспор та: мотовелосипеды
имопеды.
Взависимости от рабочего объема ци линдров двигателя мотоциклы делятся:
на с в е р х л е г к и е
(50—100 см3), |
л е г |
||
к и е |
(125—250 |
см3), Рис. 1. Дорожный мотоцикл «Восход» |
|
с р е д н и е |
(350— |
||
500 |
см3) |
и т я ж е |
|
л ы е |
(свыше 500 см3) . |
Ниже приведены основные данные дорожных мото циклов.
Мотоцикл имеет следующие механизмы и системы: двигатель с обслуживающими его системами питания,
3
Краткая техническая характеристика мотоциклов
П оказатели |
М-106 |
1 |
2 |
Максимальная скорость (км/час) |
85 |
Расход топлива (л/ 100 км) при |
2,75/60 |
скорости (км/час) |
|
Сухой вес (максимальная нагрузка |
100/150 |
(кг) |
|
Емкость топливного бака (л) |
9 |
Рабочий объем (см3) |
123 |
Число цилиндров—диаметр цилинд |
1 -52 X 58 |
ра— ход поршня (мм) |
|
Степень сжатия; сорт бензина |
8,5; А—72 |
Максимальная мощность (л. с. при |
9,0/5500 |
об/мин) |
Тип карбюратора; |
К-36; 24 |
|
диаметр его диффузора (мм) |
||
Тип зажигания; марка аккумулятора |
ГПТ |
|
Марка свечи зажигания |
А7,5—УС |
|
Передняя передача; ее передаточ- |
цепь; 2,75 |
|
ное число |
|
|
Число и способ переключения пе |
|
|
редач |
|
4, ножное” |
Передаточные числа КПП |
2,92 |
|
|
|
1,96 |
|
|
1,39 |
Задняя передача; |
|
1,0 |
|
|
|
передаточное число |
цепь; 2,75 |
|
Передняя вилка; |
ее ход |
ТГ; 130 |
Задняя подвеска; |
ее ход |
РГ; 85 |
База (мм) |
|
1255 |
Размер шин (дюймы) |
2,50-19 |
«Восход» |
ИЖ-П2 |
ИЖ-Ю2К |
М-63 |
К-750М |
|
М-66 |
«Днепр» |
||||
|
|
|
|||
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
90 105
2,8/55 3,5/55
110/150 155/150
13 18
174346
1-61,7 X 58 1—72 X 58
7,5; А—72 6,8; А—72
10/5300 15,5/4600
К-36С; 22 |
К-36И; 27 |
|
ГПТ |
Бат. ЗМТ6 |
|
А6—УС; |
АП—У |
|
А7,5—УС |
|
|
цепь; 2,07 |
цепь; |
2,17 |
4, ножное |
4, ножное |
|
3,08 |
4,32 |
|
1,98 |
2,24 |
|
1,4 |
1,4 |
|
1,0 |
1,0 |
|
цепь; 2,93 |
цепь; |
2,33 |
ТГ; 130 |
ТГ; |
140 |
РГ; 80 |
РГ; |
90 |
1300 |
1430 |
|
3,25—16 |
3,25—19 |
80
5,8/55
253/250
18
347
2 -61 .7Х 58
7,0; А—72
18/5100
К-36 Ж; 24
Бат. ЗМТ6
АП—У
цепь; 2,57
90
105
6/55
5,8/55
320/225
315/225
*20
20
649
2—78 X 68 2—78 X 68
т ; А~ 72
28/5000
32/5300
К-301; 24 К-301; 24
Бат. ЗМТ6 Бат. ЗМТ6
А8—У
—
90
100
6/55
5,9/55
320/300
315/300
21
21
746
649
2—78 X 68 2—78 X 68
f l А -72
28/4600
32/5100
К-37А; 24 К-301; 24
Бат. ЗМТ6 Бат. ЗМТ6
А8—У
4, ножное |
4, ножное |
4, ножное |
|||
3,17 |
3,6 |
3.6 |
|||
1,72 |
2,28 |
2,28 |
|||
1,26 |
1,7 |
1.7 |
|||
1,0 |
1,3 |
1,3 |
|||
цепь; 2,63 |
карданная; |
карданная; |
|||
|
|
4,62 |
4,62 |
||
ТГ; |
140 |
ТГ; 140 |
ТГ; |
14Э |
|
РГ; |
90 |
РГ; 90 |
РГ; |
87 |
|
1430 |
1450 |
1400 |
|||
1400 |
1450 |
||||
|
|
||||
3,25—19 |
3,75—19 |
3,75—19 |
Рис. 2. Дорожный мотоцикл с коляской ИЖ «Юпитер»
смазки, охлаждения и зажигания, силовую передачу, ходовую часть, механизмы управления.
Двигатель преобразует тепловую энергию в механиче скую, которая с помощью ряда механизмов приводит мо тоцикл в движение.
Силовая передача (рис. 3) подводит развиваемое на коленчатом валу двигателя усилие к ведущему колесу. К ней относятся: передняя передача, сцепление, короб ка передач и задняя передача.
Существуют три типа силовой передачи: цепная, кар данная и прямая.
Рис. 3. Силовая |
передача и двигатель мотоцикла: |
|
/ — двигатель; 2 — передняя |
передача; |
3 — сцепление и коробка передач; 4 — |
|
задняя |
передача |
6
Рис. 4. Схемы силовой передачи:
а — ципиая передача; |
б — карданная |
передача |
Ц е п н а я п е р е д а ч а |
(рис. 4, а) |
передает вращаю |
щее усилие или крутящий момент двигателя моторной цепью на сцепление, а через него коробке передач, от куда задней цепью на ведущее колесо мотоцикла.
При к а р д а н н о й п е р е д а ч е (рис. 4, б) крутя щий момент от коленчатого вала передается через сцеп ление непосредственно коробке передач, откуда с по мощью карданного вала и главной передачи к ведуще му колесу мотоцикла.
П р я м а я п е р е д а ч а состоит из шестеренчатой передачи (моторной), которая через механизм сцепле ния и коробку передач передает усилие на вал, являю щийся одновременно осью колеса.
Ходовая часть обеспечивает движение мотоцикла и служит остовом для крепления основных его механиз мов. Она включает раму, переднюю вилку, колеса с ши нами, седло, багажник, подножки, подставку, грязевые щитки и прицепную коляску.
7
Механизмы управления предназначены для управле ния мотоциклом во время движения, а также для рабо ты его агрегатов и приборов. К механизмам управления относятся: рулевое управление, тормоза и органы управ ления.
Р у л е в о е у п р а в л е н и е обеспечивает изменение направления движения мотоцикла поворотом переднего колеса и состоит из руля, рулевого амортизатора и ру левого стержня с подшипниками передней вилки.
Т о р м о з а |
замедляют движение и останавливают |
||
мотоцикл. |
у п р а в л е н и я |
служат для |
управления |
О р г а н ы |
|||
работой агрегатов, механизмов |
и приборов |
мотоцикла. |
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
На мотоциклах (мотороллерах, мопедах) применяет ся двигатель внутреннего сгорания, в котором тепловая энергия, выделяющаяся при сгорании топлива внутри
цилиндра, преобразуется |
в |
механическую. Топливом |
|
для мотоциклетных двигателей служит б е н з и н . |
|||
Для |
преобразования |
тепловой энергии в механиче |
|
скую в |
цилиндр двигателя |
вводят горючую смесь, со |
стоящую из паров мелкораспыленного топлива и воз духа. Она приготавливается в специальном приборе — к а р б ю р а т о р е .
Горючая смесь подается в цилиндр двигателя, где, соединившись с остатками отработавших газов и пре вратившись в рабочую смесь, сжимается поршнем и вос пламеняется электрической искрой с помощью свечи за жигания.
Сгоревшая в верхней части цилиндра рабочая смесь, расширяясь, давит на поршень, заставляя его переме щаться вниз. Это прямолинейное движение поршня по средством поршневого пальца, шатуна и кривошипа пре образуется во вращательное движение коленчатого вала, которое используется далее через механизмы силовой передачи для движения мотоцикла.
8
Для преобразования тепловой энергии в механиче скую двигатели мотоциклов имеют: кривошипно-шатун ный механизм, механизм газораспределения, системы питания, зажигания, смазки и охлаждения.
Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямо линейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Механизм газораспределения обеспечивает в нужный момент наполнение цилиндра рабочей смесью и осво бождает его от отработавших газов.
Система питания приготавливает горючую смесь (смесь топлива с воздухом), необходимую для работы двигателя.
Система зажигания служит для своевременного вос пламенения сжатой рабочей смеси в цилиндре двигателя.
Система смазки обеспечивает смазку трущихся дета лей для уменьшения трения между ними и частично охлаждает их.
Охлаждение предназначено для отвода тепла от дета лей двигателя, нагревающихся при сгорании рабочей смеси.
Для работы двигателя необходимо наполнить ци линдр рабочей смесью, сжать ее, воспламенить в опре деленный момент и после сгорания очистить цилиндр от
остаточных продуктов. Совокупность процессов, |
перио |
дически повторяющихся в цилиндре, называется |
р а б о |
ч и м ц и к л о м д в и г а т е л я . |
|
Схема двигателя внутреннего сгорания приведена на рис. 5. В цилиндре находится поршень, связанный через поршневой палец с верхней головкой шатуна. Нижняя головка шатуна соединена с кривошипом коленчатого вала, который, в свою очередь, связан с маховиком. Ко ленчатый вал установлен в картере.
Крайние положения движущегося в цилиндре порш ня называются м е р т в ы м и т о ч к а м и .
Положение, при котором поршень максимально уда
лен от оси |
коленчатого |
вала, именуется в е р х н е й |
м е р т в о й т о ч к о й (в. м. т.). |
||
Н и ж н я я |
м е р т в а я |
т о ч к а (н. м. т.) — это поло |
жение поршня, когда он находится на минимальном рас стоянии от оси коленчатого вала.
Расстояние между верхней и нижней мертвыми точ ками называется х о д о м п о р ш н я или т а к т о м
9
Рис. 5. Схема двигателя внутреннего сгорания с основными опреде лениями по рабочему циклу:
/. — цилиндр; |
2 — поршень; 3 — поршневой палец; 4 — шатун; 5 — нижняя го |
ловка |
шатуна; 6 — коленчатый вал; 7 — маховик; 8 — картер |
двигателя. Такт соответствует повороту коленчатого вала на 180°.
Пространство наименьшего объема внутри цилиндра
над поршнем, когда он находится в в. м. т., есть |
к а м е |
||||
ра с г о р а н и я . |
|
|
|
||
Объем, освобождаемый в цилиндре при движении |
|||||
поршня |
от |
в. м. т. |
до н. м. т., считается р а б о ч и м |
||
о б ъ е м о м |
ц и л и н д р а . |
Сумма рабочих |
объемов |
||
всех цилиндров двигателя в литрах называется |
р а б о |
||||
ч им |
о б ъ е м о м |
или |
л и т р а ж о м д в и г а т е л я . |
Сумма рабочего объема цилиндра и камеры сгорания составляет п о л н ы й о б ъ е м ц и л и н д р а .
Отношение полного объема цилиндра к объему каме ры сгорания есть с т е п е н ь с ж а т и я д в и г а т е л я , которая показывает, во сколько раз уменьшается объем рабочей смеси в цилиндре при перемещении поршня от н. м. т. к в. м. т.
По принципу работы мотоциклетные двигатели де лятся на двухтактные и четырехтактные.
Двигатель, в котором рабочий цикл совершается за четыре хода поршня, что соответствует двум оборотам
коленчатого |
вала, называется ч е т ы р е х т а к т н ы м , |
а двигатель, |
в котором рабочий цикл совершается за |
два хода поршня, т. е. за один оборот коленчатого ва ла,— двухтактным.
В четырехтактном двигателе впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов осуществляется клапанами
10-