Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
сматриваемого блока— 10—20 кгс/см3), включают растопоч ный регулятор и подают пар на охлаждение растопочных форсунок.
'§ 9. Заполнение парогенератора водой
После сборки пусковой схемы заполняют деаэрированной водой оба корпуса парагенератора (до ВЗ) и приступают к прокачиванию воды через трубную систему корпуса, рас тапливаемого первым.
Воду (^я=;104оС) забирают из деаэратора и питательным электронасосом через байпасные задвижки и регулирующие клапаны ВП-02 (1 и 2) направляют в полости трубной систе мы корпусов.
При заполнении корпусов должен быть вытеснен Воздух из поверхностей нагрева, расположенных до ВЗ.
Змеевики поверхностен нагрева парогенераторов СКД включают в себя подъемные и опускные участки. В частно сти, подъемное и опускное движение среды происходит в вер
тикальных панелях радиационной части. В качестве |
примера |
|||||||||||||||
|
|
|
|
на |
|
рис. |
|
17, а |
|
приведена |
схема |
|||||
|
|
|
jfis |
ленты труб панели НРЧ пароге |
||||||||||||
|
|
|
нератора ПК-39-, |
у каждой |
тру |
|||||||||||
|
|
"■571 |
бы, |
|
входящей |
|
в |
состав |
ленты, |
|||||||
|
|
|
|
четыре |
опускных участка. |
трубы, |
||||||||||
|
|
|
|
|
Вода, |
поступающая |
в |
|||||||||
|
|
|
|
легко вытесняет воздух из подъ |
||||||||||||
|
|
2L |
емных участков. В опускных же |
|||||||||||||
|
|
вода, при малых расходах, сте |
||||||||||||||
ft |
|
|
р'( |
кает |
по |
стенкам |
трубы, |
не |
за |
|||||||
|
X |
полняя всего сечения и оставляя |
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
¥ |
і. |
V |
в полости |
невытесненный воздух. |
|||||||||||
|
П |
Такой случай |
показан |
на |
схеме |
|||||||||||
|
т |
|
|
рис. |
17,6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
h,6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
При равновесии среды в пет |
|||||||||||||
|
|
|
|
лях |
змеевика |
будем |
иметь: |
|
||||||||
J— |
т |
|
Ij |
Рл |
|
|
|
|
|
Р ' - V |
|
|
|
|
||
|
р ' - Г А г в зр в з g = |
Р г |
- I - |
І Ц и Р в ё - |
|
(54) |
||||||||||
Рііс. 17. |
Схе&а вертикальных |
|
н- Л,взрю£ = |
|
|
|
АзвзРмг; |
(53)' |
||||||||
Здесь /;,, |
р' |
и |
р2 — статические |
|||||||||||||
змеевиков |
с |
подъемными и |
||||||||||||||
опускным« |
участкам« |
давления во входном коллекторе, |
||||||||||||||
рой петли и в выходном |
в полости опускного участка вто |
|||||||||||||||
коллекторе; /гівз |
и |
/г2вз — высота |
||||||||||||||
столба воздуха в первой и |
второй |
петле; |
рв:! |
и |
рв — плотно |
|||||||||||
сти воздуха и воды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66
Исключив из (53) и (54) давление />', получим
Р\ Pi S (Рв 'Рвз)^іпз—I-§ (Pu" Роз)^2вз-
Итак, в равновесном состоянии перепад давления в змеевике,
опускные ветви которого по всей высоте содержат воздух, запишется в таком виде:
^Рзм Р\ Рі § (рв Рвз)^ВЗ* |
(55) |
Для вытеснения воздуха из отпускных участков требуется, чтобы перепад давления между входными и выходными кол лекторами Лри превысил перепад, отвечающий равновесию системы: дрк )> Др.™. При протекании воды через змеевик и отсутствии в нем воздушных пробок перепад давления между коллекторами определяется гидравлическим сопротивлением тракта,-складывающимся из сопротивлений трения и местных сопротивлений:
Л^ = |
+ |
|
-сэе) |
t |
сопротивления |
трения; |
/ — длина |
Здесь £ — коэффициент |
|||
змеевика; 2£м — сумма |
коэффициентов |
местных |
сопротив |
лений. |
|
|
|
Представим сумму коэффициентов, характеризующих со противление тракта, в таком виде:
Тогда из (55) и (56), пренебрегая плотностью воздуха по сравнению с плотностью воды, получим выражение скорости (а следовательно, и расхода) воды, необходимой для вытес нения воздуха из опускных участков:
где 2/г — сумма высот опускных участков.
Опыты с - водовоздушными моделями [21] показали, что воздушные пузыри начинают сноситься вниз потоком воды при скорости (отнесенной ко всему поперечному сечению тру бы) ~0,2 м/с. Таким образом, из опускных участков одиноч ного змеевика воздух вытесняется при небольшйх расходах воды. Иные условия складываются при удалении воздуха из коллекторной системы, включащей серию параллельно соеди ненных змеевиков.
В такой системе ряд змеевиков может быть полностью заполнен протекающей в них водой; в то же время некото рые из параллельно включенных змеевиков могут оказаться застойными и содержать воздушные пробки. Перепад давле-
5* ’ ; 67
ния между входным и выходным коллекторами Дрк опреде ляется сопротивлением протоку воды через полностью запол ненные змеевики. Для вытеснения воздуха из застойных зме евиков вода должна проходить через заполненные змеевики с такой скоростью, при которой перепад давления в коллек торах превысит нивелирные напоры воздуха в застойных зме евиках, выражаемые зависимостью (55). Эта скорость, как показано в [22], существенно больше «кризисной», отвечаю щей началу сноса воздушных пузырей в одиночном змеевике.
Следовательно, при заполнении парогенератора водой ее скорость в опускных участках поверхностей нагрева, распо ложенных до ВЗ, должна удовлетворять соотношению (57). Из этого условия определяется и расход воды по каждому
автономному потоку. |
Пример |
расчета требуемых скоростей |
и расходов воды в |
элементах |
поверхности нагрева приве |
ден в [23]. |
|
|
' В процессе заполнения корпусов закрывают воздушники при появлении из них сплошной струн воды.
После заполнения водой следует отключить корпус 2 от питательной линии и растопочного сепаратора, закрыв за движки ВП-02/2, ВП-0312, СВ-0312 н дроссельные клапаны ОП-01 (в и г). Далее приступают к прокачке воды по пото кам корпуса 1. Регулирующим клапаном ВП-02/1 на байпасе и дроссельными клапанами 0/7-0/ {а п б) подымают давле ние в тракте до 250 кгс/см2 перед ВЗ, после чего включают регуляторы давления в тракте до ВЗ, воздействующие па ОП-01 (а и б). Предписанный инструкцией расход воды при прокачке устанавливают с помощью регулирующих питатель ных клапанов (РПК), открыв основную задвижку ВП-01/1 и закрыв байпасные ВП-02/1.
Продолжительность прокачивания (обычно ~15 мни) оговаривается инструкцией по пуску парогенератора.
Во время прокачки проверяют плотность закрытия воз душников и дренажей и отсутствие течи в арматуре и доступ ных обозрению узлах.
Закончив прокачивание, следует произвести анализ пробы воды, отбираемые за сепаратором каждого потока. Если в сбрасываемой воде содержание-примесей (главным обра зом железа и кремния) превышает допустимые, требуется провести дополнительную промывку тракта до ВЗ. Техника промывки определяется инструкцией по водному режиму парогенератора.
Завершают подготовку пароводяного тракта к растопке включением растопочных регуляторов питания, воздействую щих на РПК, и установлением предписанного инструкцией расхода питательной воды (у рассматриваемого блока рас-
68
ход составляет 65 т/ч на поток). Кроме того, включают регу лятор уровня в растопочном расширителе, управляющий кла паном СВ-04.
*
§ 10. Предпусковая очистка вновь смонтированного блока
Перед пуском нового блока необходимо очистить полости трубной системы парогенератора, паропроводов, питательных линий, подогревателей системы регенерации от окалины, про дуктов коррозии, сварочного грата, металлической стружки
идругих загрязнений, не удаленных после изготовления узлов
идеталей и вновь попавших или образовавшихся во время их хранения на монтажной площадке и при монтаже обору дования.
Наибольшие затруднения вызывает очистка поверхностей нагрева парогенератора, главным образом, вертикальных недреиируемых панелей, собранных из змеевиков небольшого диаметра и значительной длины.
Очистка блока ведется в несколько этапов. Сначала для удаления грубых загрязнений полости промывают техниче ской водой. Но вода не смывает пленок окислов (главным образом Fe(OH)3 , Fe30,j), образующихся на поверхностях труб. Окислы железа отличаются, как известно, относительно низкой теплопроводностью, и даже тонкая пленка окисла на внутренней поверхности обогреваемой трубы может, в силу ее высокого термического сопротивления, существенно повы сить температуру стенки.
Внутренние поверхности труб очищают от окислов путем их растворения раствором лимонной кислоты, который прока чивают через водопаровой тракт котла. Эта операция назы вается кислотной промывкой. После р'астворения для нейтра лизации раствора и консервации поверхностей металла в про мывочный контур вводят аммиак и нитрит натрия.
Последний этап очистки блока заключаемся в продувке паром перегревателыіых поверхностей котла, паропроводов высокого давления, а также «холодных» и «горячих» ниток промперегрева.
Для водной и кислотной промывки приходится устанавли вать специальные промывочные насосы, прокладывать вре менные трубопроводы с запорной арматурой и врезать про мывочные линии в тепловую схему блока. После очистки про мывочную схему демонтируют.
Схема водно-кислотной промывки одного из блоков мощ ностью 300 МВт, с двухкорпусным несимметричным пароге нератором типа ТПП-110, представлена на рис. 18. Вода для промывки забирается из напорного циркуляционного водо вода подъемными насосами эжекторов 1, подается по вре-
69