Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сматриваемого блока— 10—20 кгс/см3), включают растопоч­ ный регулятор и подают пар на охлаждение растопочных форсунок.

'§ 9. Заполнение парогенератора водой

После сборки пусковой схемы заполняют деаэрированной водой оба корпуса парагенератора (до ВЗ) и приступают к прокачиванию воды через трубную систему корпуса, рас­ тапливаемого первым.

Воду (^я=;104оС) забирают из деаэратора и питательным электронасосом через байпасные задвижки и регулирующие клапаны ВП-02 (1 и 2) направляют в полости трубной систе­ мы корпусов.

При заполнении корпусов должен быть вытеснен Воздух из поверхностей нагрева, расположенных до ВЗ.

Змеевики поверхностен нагрева парогенераторов СКД включают в себя подъемные и опускные участки. В частно­ сти, подъемное и опускное движение среды происходит в вер­

тикальных панелях радиационной части. В качестве

примера

 

 

 

 

на

 

рис.

 

17, а

 

приведена

схема

 

 

 

jfis

ленты труб панели НРЧ пароге­

 

 

 

нератора ПК-39-,

у каждой

тру­

 

 

"■571

бы,

 

входящей

 

в

состав

ленты,

 

 

 

 

четыре

опускных участка.

трубы,

 

 

 

 

 

Вода,

поступающая

в

 

 

 

 

легко вытесняет воздух из подъ­

 

 

2L

емных участков. В опускных же

 

 

вода, при малых расходах, сте­

ft

 

 

р'(

кает

по

стенкам

трубы,

не

за­

 

X

полняя всего сечения и оставляя

 

 

 

¥

і.

V

в полости

невытесненный воздух.

 

П

Такой случай

показан

на

схеме

 

т

 

 

рис.

17,6.

 

 

 

 

 

 

 

 

h,6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При равновесии среды в пет­

 

 

 

 

лях

змеевика

будем

иметь:

 

J—

т

 

Ij

Рл

 

 

 

 

 

Р ' - V

 

 

 

 

 

р ' - Г А г в зр в з g =

Р г

- I -

І Ц и Р в ё -

 

(54)

Рііс. 17.

Схе&а вертикальных

 

н- Л,взрю£ =

 

 

 

АзвзРмг;

(53)'

Здесь /;,,

р'

и

р2 — статические

змеевиков

с

подъемными и

опускным«

участкам«

давления во входном коллекторе,

рой петли и в выходном

в полости опускного участка вто­

коллекторе; /гівз

и

/г2вз — высота

столба воздуха в первой и

второй

петле;

рв:!

и

рв — плотно­

сти воздуха и воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66


Исключив из (53) и (54) давление />', получим

Р\ Pi S (Рв 'Рвз)^іпз—I-§ (Pu" Роз)^2вз-

Итак, в равновесном состоянии перепад давления в змеевике,

опускные ветви которого по всей высоте содержат воздух, запишется в таком виде:

^Рзм Р\ Рі § (рв Рвз)^ВЗ*

(55)

Для вытеснения воздуха из отпускных участков требуется, чтобы перепад давления между входными и выходными кол­ лекторами Лри превысил перепад, отвечающий равновесию системы: дрк )> Др.™. При протекании воды через змеевик и отсутствии в нем воздушных пробок перепад давления между коллекторами определяется гидравлическим сопротивлением тракта,-складывающимся из сопротивлений трения и местных сопротивлений:

Л^ =

+

 

-сэе)

t

сопротивления

трения;

/ — длина

Здесь £ — коэффициент

змеевика; 2£м — сумма

коэффициентов

местных

сопротив­

лений.

 

 

 

Представим сумму коэффициентов, характеризующих со­ противление тракта, в таком виде:

Тогда из (55) и (56), пренебрегая плотностью воздуха по сравнению с плотностью воды, получим выражение скорости (а следовательно, и расхода) воды, необходимой для вытес­ нения воздуха из опускных участков:

где 2/г — сумма высот опускных участков.

Опыты с - водовоздушными моделями [21] показали, что воздушные пузыри начинают сноситься вниз потоком воды при скорости (отнесенной ко всему поперечному сечению тру­ бы) ~0,2 м/с. Таким образом, из опускных участков одиноч­ ного змеевика воздух вытесняется при небольшйх расходах воды. Иные условия складываются при удалении воздуха из коллекторной системы, включащей серию параллельно соеди­ ненных змеевиков.

В такой системе ряд змеевиков может быть полностью заполнен протекающей в них водой; в то же время некото­ рые из параллельно включенных змеевиков могут оказаться застойными и содержать воздушные пробки. Перепад давле-

5* ’ ; 67


ния между входным и выходным коллекторами Дрк опреде­ ляется сопротивлением протоку воды через полностью запол­ ненные змеевики. Для вытеснения воздуха из застойных зме­ евиков вода должна проходить через заполненные змеевики с такой скоростью, при которой перепад давления в коллек­ торах превысит нивелирные напоры воздуха в застойных зме­ евиках, выражаемые зависимостью (55). Эта скорость, как показано в [22], существенно больше «кризисной», отвечаю­ щей началу сноса воздушных пузырей в одиночном змеевике.

Следовательно, при заполнении парогенератора водой ее скорость в опускных участках поверхностей нагрева, распо­ ложенных до ВЗ, должна удовлетворять соотношению (57). Из этого условия определяется и расход воды по каждому

автономному потоку.

Пример

расчета требуемых скоростей

и расходов воды в

элементах

поверхности нагрева приве­

ден в [23].

 

 

' В процессе заполнения корпусов закрывают воздушники при появлении из них сплошной струн воды.

После заполнения водой следует отключить корпус 2 от питательной линии и растопочного сепаратора, закрыв за­ движки ВП-02/2, ВП-0312, СВ-0312 н дроссельные клапаны ОП-01и г). Далее приступают к прокачке воды по пото­ кам корпуса 1. Регулирующим клапаном ВП-02/1 на байпасе и дроссельными клапанами 0/7-0/ п б) подымают давле­ ние в тракте до 250 кгс/см2 перед ВЗ, после чего включают регуляторы давления в тракте до ВЗ, воздействующие па ОП-01и б). Предписанный инструкцией расход воды при прокачке устанавливают с помощью регулирующих питатель­ ных клапанов (РПК), открыв основную задвижку ВП-01/1 и закрыв байпасные ВП-02/1.

Продолжительность прокачивания (обычно ~15 мни) оговаривается инструкцией по пуску парогенератора.

Во время прокачки проверяют плотность закрытия воз­ душников и дренажей и отсутствие течи в арматуре и доступ­ ных обозрению узлах.

Закончив прокачивание, следует произвести анализ пробы воды, отбираемые за сепаратором каждого потока. Если в сбрасываемой воде содержание-примесей (главным обра­ зом железа и кремния) превышает допустимые, требуется провести дополнительную промывку тракта до ВЗ. Техника промывки определяется инструкцией по водному режиму парогенератора.

Завершают подготовку пароводяного тракта к растопке включением растопочных регуляторов питания, воздействую­ щих на РПК, и установлением предписанного инструкцией расхода питательной воды (у рассматриваемого блока рас-

68


ход составляет 65 т/ч на поток). Кроме того, включают регу­ лятор уровня в растопочном расширителе, управляющий кла­ паном СВ-04.

*

§ 10. Предпусковая очистка вновь смонтированного блока

Перед пуском нового блока необходимо очистить полости трубной системы парогенератора, паропроводов, питательных линий, подогревателей системы регенерации от окалины, про­ дуктов коррозии, сварочного грата, металлической стружки

идругих загрязнений, не удаленных после изготовления узлов

идеталей и вновь попавших или образовавшихся во время их хранения на монтажной площадке и при монтаже обору­ дования.

Наибольшие затруднения вызывает очистка поверхностей нагрева парогенератора, главным образом, вертикальных недреиируемых панелей, собранных из змеевиков небольшого диаметра и значительной длины.

Очистка блока ведется в несколько этапов. Сначала для удаления грубых загрязнений полости промывают техниче­ ской водой. Но вода не смывает пленок окислов (главным образом Fe(OH)3 , Fe30,j), образующихся на поверхностях труб. Окислы железа отличаются, как известно, относительно низкой теплопроводностью, и даже тонкая пленка окисла на внутренней поверхности обогреваемой трубы может, в силу ее высокого термического сопротивления, существенно повы­ сить температуру стенки.

Внутренние поверхности труб очищают от окислов путем их растворения раствором лимонной кислоты, который прока­ чивают через водопаровой тракт котла. Эта операция назы­ вается кислотной промывкой. После р'астворения для нейтра­ лизации раствора и консервации поверхностей металла в про­ мывочный контур вводят аммиак и нитрит натрия.

Последний этап очистки блока заключаемся в продувке паром перегревателыіых поверхностей котла, паропроводов высокого давления, а также «холодных» и «горячих» ниток промперегрева.

Для водной и кислотной промывки приходится устанавли­ вать специальные промывочные насосы, прокладывать вре­ менные трубопроводы с запорной арматурой и врезать про­ мывочные линии в тепловую схему блока. После очистки про­ мывочную схему демонтируют.

Схема водно-кислотной промывки одного из блоков мощ­ ностью 300 МВт, с двухкорпусным несимметричным пароге­ нератором типа ТПП-110, представлена на рис. 18. Вода для промывки забирается из напорного циркуляционного водо­ вода подъемными насосами эжекторов 1, подается по вре-

69