Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лектор подачи пара на уплотнения (греющий пар сбрасы­ вают через дренаж коллектора), подводят пар к концевым уплотнениям турбины и включают регулятор, поддерживаю­

щий давление в коллекторе уплотнений в

пределах 1,15 —

1,2 кгс/см2; температура пара 130—150° С.

Затем включают

эжектор, отсасывающий паровоздушную смесь из последних камер уплотнений в вакуумный охладитель.

Открывают проток охлаждающей воды через конденса­ тор и включают насос подачи воды к водоструйным эжекто­ рам. Перед подъемом вакуума следует, открыв вентили реви­ зий, убедиться в отсутствии воды в паропроводах первичного пара, промперегрева и перепускных трубах, после чего вен­ тили закрыть.

Включив эжекторы, устанавливают вакуум . в конденса­

торе. К

моменту

подачи

пара в

турбину вакуум в

кон­

денсаторе

должен

быть

устойчив

и составлять не

менее

550 мм рт. ст.

 

 

 

 

Перед пуском турбины следует проверить, что показания указателя искривления вала не выходят за допустимые пре­ делы (у турбины К-300-240 — 0,07 мм). Разность температур пара, поступающего к" турбине по двум ниткам паропровода,

должна

быть

не более 15° С. При давлении пара перед

тур­

биной

35—40

кгс/см2

и температуре 300—320° С,

плавно

открывая дроссельный

клапан на обводе ГПЗ-2и

б),

раз­

ворачивают ротор; доведя скорость вращения до 500 об/мин, тщательно прослушивают турбину и проверяют отключение электромотора и расцепление шестерен валоповоротного уст­ ройства. Во время разворота и повышенияскорости враще­ ния поддерживают, управляя . регулирующим клапаном ХП-0211 и задвижкой на байпасе промперегрева РП-04/1, температуру пара перед ЦСД ~300°G. Убедившись в спо­ койной работе турбины, дальнейшим медленным открытием дроссельных клапанов байпасов ГПЗ-2 увеличивают, в тече­ ние ~ 5 мин, скорость вращения до 900—950 об/мин. Так как для дальнейшего набора оборотов требуются большие рас­ ходы пара, то на протяжении ~ 10 міин подымают даівление

мазута перед

форсунками

до 35—40

кгс/см2;

при .этом рас­

ход топлива возрастает до 10—10,5 т/ч (работа 1011).

Проверив

температуру

колодок

упорного

подшипника,

сливающегося масла, разность температур верха и низа кор­ пусов ЦВД и ЦСД в зоне паровпуска, которая не должна

превышать 50° С, а также

разность

температур по ширине

фланцев горизонтального

разъема

цилиндров

(допускается

—100°С), и убедившись, что

вибрация

подшипников

и искривление вала не выходят за допустимые пределы, включают, для более равномерного прогрева, обогрев флан­ цев и, плавно открывая дроссельные клапаны обводов ГПЗ-2,

6

-

- 8 3


доводят без задержек, за 10—15 мни, скорость вращения до 3000 об/мин (работа 28—29).

В интервале 900—3000 об/мин частоту вращения следует увеличивать непрерывно, так как случайные задержки могут произойти при скорости вращения, близкой к критической. Заметим, что, например, сопряженные роторы турбины К-300-240 ЛМЗ и генератора ТВВ-300-2 завода «Электроси­ ла» образуют гибкую систему: первому тону критических оборотов соответствует 1093 об/мин, второму—-1709, третье­ му— 2125 и четвертому — 2445.

Одновременно с повышением скорости вращения ротора увеличивают вакуум в конденсаторе.

Во время прогрева разворота, а затем и нагружения тур­ бины ведется наблюдение за расширением корпусов и осе­ вым сдвигом ротора. Если в начале пуска отмечается ускорен­ ное относительное удлинение роторов, то обогрев фланцев и шпилек нужно начать сразу после толчка ротора. При вклю­ ченном обогреве разность температур по ширине фланца не должна превышать 50° С; кроме того, температуру в глубине фланца следует поддерживать более высокой, чем на наруж­ ной поверхности.

После прослушивания турбины на холостом ходу, провер­ ки работы механизмов турбоустановки и готовности генера­ тора производят синхронизацию, включают генератор в сеть

ипринимают нагрузку ~10 МВт (работа 29—30). Затем отключают указатель искривления вала. Сейчас же после включения генератора следует закрыть БРОУ (работа 2938), отключить впрыск за ней и закрыть дренажи паропрово­ дов свежего пара и промперегрева. Одновременно включают оставшиеся две растопочные форсунки (Ф2 и Ф5. см. рис. 16)

иснижают до 18—20 кгс/см2 давление мазута, сохраняя его расход неизменным.

При нормальной работе агрегатов блока можно присту­ пить к дальнейшему нагружению турбины, совмещая эти опе­ рации с переводом корпуса парогенератора в прямоточный режим. Последовательно, ступенями, увеличивают расход топлива, повышая на 7—8 кгс/см2 давление ' мазута /іеред форсунками (работа 1112). При этом, очевидно, растет

температура перед ВЗ, а следовательно и количество пара, выделяющегося в сепараторах; повышаются также темпера­ туры свежего пара и за,вторичным перегревателем; происхо­ дит дальнейший прогрев паропроводов, корпусов и роторов турбины.

Нагрузку рассматриваемого блока повышают (примерно до 20 МВт) на протяжении ~15. мин (см. рис. 22, рабо­ та 3031) и сохраняют ее на этом уровне в течение ~ 50 мин для плавного прогрева системы; скорость нарастания темпе­

84


ратуры

пара перед ЦВД и ЦСД поддерживают

в пределах

до

1° С/мин. Температура

свежего пара

регулируется,

как

указано

ранее,

пусковым

впрыском;

температура

перед

ЦСД — байпасом

промперегрева.

При

нагрузке

~20

МВт

отключают дренажи турбины и перепускных труб.

доводят

Последующим

увеличением

расхода

топлива

течение

около 30 мни)

нагрузку

турбогенератора

до

40

МВт

(работа

3132); давление свежего пара при этом

возрастает

до 60

ктс/см2;

его

температура — до

370—-380° С

(см.,рис. 22). Повышают мощность турбины, увеличивая от­

крытие дроссельных клапанов обвода ГЛЗ-2

и б). Еще

при нагрузке 20 МВт, параллельно с ростом

температуры

среды перед ВЗ прикрывают, ступенями по 5%, с интерва­

лом ~ 2

мин, дроссельные клапаны СВ-02 на сбросе из пер­

вой ступёни сепараторов в растопочный расширитель.

Когда

температура перед ВЗ достигнет 395° С, клапаны

СВ-02 закрывают полностью, а при температуре 410РС закры­ вают клапаны СВ-01 и задвижки СВ-03/1, отключая сепара­ торы от расширителя (работа 1213). Одновременно, в связи с уменьшением, а затем и прекращением сброса в расшири­ тель, прикрывают клапаны на отводе воды (СВ-04) и пара (РП-02) из расширителя, сохраняя в нем избыточное давле­ ние (работа 12—41).

К моменту отключения корпуса от растопочного расши­ рителя, когда температура среды перед S3 »достигла 410°С, ее дросселирование примерно до 100 кгс/см2 приводит к об­ разованию сухого насыщенного пара. Дальнейшее дроссели­ рование сопровождается некоторым увлажнением пара; од­ нако даже при снижении давления в дроссельных клапанах до 50—60 кгс/см2, т. е. вплоть до давления пара за котлом, степень сухости задросселированной среды не опускается ниже 0,96. Очевидно, что в этих условиях возможность сброса вла­ ги из сепараторов в расширитель практически исчерпана.

Корпус от расширителя отключают через ~4,5 часа после розжига горелок (см. рис. 22); затем, сохраняя стабильной нагрузку турбогенератора, повышают давление свежего пара до номинального значения.

Прикрывая механизмом управления регулирующие кла­ паны турбины, подымают, на протяжении ~ 45 мин, давление

свежего пара

до 240 кгс/см2 (работа

1314). За это время

температуру

свежего пара повышают

до 480° С, а

темпера­

туру после промперегрева — до 385—390° С. Когда

давление

в тракте за встроенными задвижками достигнет 240 кгс/см2, их открывают и корпус переводят в прямоточный режим. Затем отключают регулятор давления до ВЗ и полностью открывают дроссельные клапаны ОП-01, ведущие к сепара­ торам.

85


Во время подъема давления регулятор прикрывает кла­ пан В-03 на сливе линии подвода воды к впрыскам. После его закрытия требуется для дальнейшего увеличения рас­ хода воды на впрыск открыть задвижку В-02 обвода дрос­ сельного устройства Д-2.

После выхода на прямоточный режим закрывают задвиж­ ки В-04 и приступают к отключению байпаса промперегрева^

теля

(работа

1415). При полностью открытом регулирую­

щем

клапане

ХП-02/1 плавно, в

течение

15 мин, закры­

вают

задвижку байпаса РП-04І1\

в случае

необходимости

следует ввести в действие аварийный впрыск, поддерживая температуру пара перед ЦСД по графику пуска (см. рис. 22).

После отключения байпаса вторичного перегревателя нужно откорректировать (давлением мазута) расход топлива так, чтобы довести температуру среды перед ВЗ до расчет­

ного значения (в нашем

случае

460° С)

и включить

/ и

II впрыски, устанавливая

перед турбиной

температуру

пара

в соответствии с графиком

рис. 22

(работа 1516) \ пусковой

впрыск отключают. Теперь

корпус

подготовлен к дальней­

шему повышению паропроизводителы-юсти в прямоточном режиме и увеличению нагрузки турбины.

С повышением мощности турбогенератора сверх 40 МВт следует переходить от растопочных форсунок к основным

(работа

1643). Переход

к основным

форсункам

произво­

дится

в

следуЩем порядке. Вначале

подъемом

давления

мазута

до 35—40 кгс/см2 увеличивают расход

топлива

через

пусковые форсунки

примерно до

15 т/ч и

включают

в течение 1—2 мин две угловые, диагонально расположен­ ные основные форсунки Ф1 и Ф6, либо ФЗ и Ф4 (см. рис. 16). Сразу же должны быть отключены соответствующие расто­ почные форсунки. Во избежание чрезмерных местных кон­ центраций мазута в топочной камере не допускается парал­ лельная работа в одном горелочном устройстве основной и растопочной форсунок.

Одновременно с включением основных форсунок следует понизить давление мазута до 18—20 кгс/см2, сохраняя ста­ бильным общий расход топлива на корпус, и отрегулировать подачу воздуха. Затем вновь повышают давление мазута примерно до 30 кгс/см2, увеличивая его расход приблизи­ тельно до 20 т/ч, и включают две другие угловые форсунки, выдерживая расход топлива неизменным.

Аналогично, повысив предварительно расход топлива примерно до 26 т/ч, включают, и две средние основные фор­ сунки. В дальнейшем паропроизводителы-юсть корпуса увели­ чивают до номинальной подъемом давления мазута перед основными форсунками (работа 1617). Температуру све­ жего и вторичного пара выдерживают с помощью впрысков

86

.


в соответствии с пусковым графиком (см. рис. 22). Когда за­ пас по.расходу аварийного впрыска будет исчерпан, его от­ ключают и дальнейшее регулирование температуры вторич­ ного пара достигается вводом в действие рециркуляции то­ почных ^газов. При включении вентилятора рециркуляции открывают шиберы Г-6 и Г-7 и закрывают шиберы В-10 и В-11 на коробе подачи воздуха для охлаждения сбросных сопел (см. рис. 16).

К подъему нагрузки турбогенератора сверх 40 МВт при­ ступают примерно через 3,5 часа после толчка ротора (см. рис. 22). К, этому времени давление свежего пара доведено до номинального уровня и турбина работает на регулирую­ щих клапанах. С вводом в действие регулирующих клапанов открывают ГПЗ-2и б) и закрывают дроссельные клапаны п задвижки на обводах.

Для того чтобы, пропустить через байпасы ГПЗ-2 те рас­ ходы пара (давлением 35—40 кгс/см2), которые требуются' для вывода турбины на холостой ход и ее начального нагру­

жения, размер

проходного сечения байпаса должен

быть

с!,, = 100 мм.

 

Байпасами

такого размера оборудован

ряд

действующих

блоков. Для

присоединения к паропроводу бай­

паса äy— 100 мм требуются кованые тройники; при этом место отвода пара к БРОУ существенно отдаляется от ГПЗ, что ухудшает условия прогрева концевого участка паропро­ вода. С целью упрощения и удешевления паропроводов вы­ сокого давления и улучшения условий их прогрева в типовой

пусковой схеме

предусмотрены байпасы dy = 40

мм.

Однако

в этом

случае

уже

при развороте ротора

пар

к

турбине

надо

подводить непосредственно черёз ГПЗ-2.

Управляют

расходом пара регулирующими клапанами турбины.

 

Таким образом,

типовая пусковая схема

ориентирована

на пуск турбины регулирующими клапанами из любого теп­ лового состояния. V

При обеспаривании ЦВД и системы промперегрева за­ крывают регулирующие клапаны, послеѵ чего открывают ГПЗ-2. Затем, воздействуя на регулирующие клапаны, произ­ водят разворот ротора, вывод турбины на режим холостого хода и синхронизацию. Сейчас же после включения генерато­ ра в сеть регулирующие клапаны открывают полностью с целью равномерного прогрева ЦВД. Нагружение турбины, так же как и при ее питании через байпасы, производится путем наращивания паропроизводительности котла. Не отли­ чаются от описанных выше и все остальные пусковые one-. рации.

87