Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
предохранительного клапана должна быть равна производи-' тельности одного корпуса котла.
Воду из растопочного расширителя выводят через регу лировочный клапан СВ-04 и затем направляют либо через задвижки СВ-05 в конденсатор, либо в промежуточный бак, откуда перекачивают в бак запаса конденсата или же сбра сывают в канал циркуляционной воды.
Уровень воды в расширителе поддерживают регулятором уровня, воздействующим на регулировочный клапан СВ-04.
Пройдя задвижку РП-01 из растопочного расширителя, пар поступает в линию подвода греющего пара к деаэраторам. Он может быть направлен также через запорный и регулирую щий клапаны РП-02 в конденсатор. Для прогрева паром от растопочного расширителя паропроводов промперегрева и
ЦВД турбин |
3 при пусках остывшего |
блока |
служит линия |
с задвижками |
РП-03/1 и РП-0312, ведущая |
к «холодным» |
|
ниткам промперегрева. |
|
|
|
Вторичные пароперегреватели обводятся через байпасные |
|||
трубопроводы |
с задвижками РП-04/1 |
и РЛ-04/2. Байпасная |
линия каждого корпуса одним концом врезана в перемычку «горячих» ниток промперегрева, вторый — в «холодную» нитку соответствующего корпуса, между запорной задвижкой
ХП-0Ц1 |
(соответственно ХП-01/2) |
и регулирующей ХП-02/1 |
||
(ХП-0212). |
|
|
||
На паропроводах «горячего» промперегрева в месте при |
||||
мыкания к парогенератору установлены задвижки |
ГП-01 (а, |
|||
б, в, |
г), |
а на другом конце — перед стопорными |
клапанами |
|
ЦСД |
турбины — задвижки ГП-02 |
(а, б, в, г). При прогреве |
||
линий |
«горячего» промперегрева |
греющий пар |
отводится |
|
в конденсатор через задвижки СП-0111 и СП-0112. |
|
На сбросных линиях предусмотрены впрыски для поддер жания температуры сбрасываемого пара перед конденсато ром на уровне, не превышающем 180° С.
Во время пуска-, в период разворота ротора и вывода турбины на холостой ход, расход потребляемого турбиной пара меньше нижнего предела производительности парогене ратора, отвечающей его надежной и устойчивой работе. Про изводительность котла превышает расход пара на турбину также при быстром падении электрическойнагрузки, пере воде турбины на холостой ход и ее аварийном выключении. В связи с этим в системе блока должны быть устройства для сброса избыточного пара из паропроводов. В качестве таких устройств применяют быстродействующие редукционно-охла дительные установки (БРОУ), клапаны которых (паровые и водяные) с целью повышения быстродействия приводятся в движение гидравлическими сервомоторами. Время полного открытия клапанов БРОУ, применяющихся в настоящее вре-'
14
мя, ~ 6 с. Предполагается, что при внезапных сбросах на грузки турбины автоматическое включение БРОУ позволит избежать подрыва предохранительных клапанов паропрово дов свежего («острого») пара.
В схемы первых отечественных блоков СКД, установлен ных на ряде станций, введены двухступенчатые БРОУ: от первой БРОУ, подключенной -к паропроводу высокого дав ления, пар сбрасывается в «холодную» линию промперегрева; т. е. первая ступень байпасирует только ЦВД турбины. Вто рая ступень (БРОУ-2) присоединена к «горячим» ниткам промперегрева и отводит избыток пара из них в конденсатор, байпасируя части среднего и низкого давления турбины.
Применение такой системы было вызвано опасениями, что при глубоких провалах нагрузки, снижении производительно сти котла до 30% номинальной и переходе турбины на холо стой ход может возникнуть перегрев труб вторичного пере гревателя, вследствие недостаточного их охлаждения резко уменьшенным расходом пара. Однако опыт эксплуатации по казал, что такие опасения не обоснованы. В условиях пони женных расходов топлива, отвечающих малым нагрузкам котла, температура продуктов горения в зоне размещения
вторичного пароперегревателя устанавливается |
на уровне, |
не вызывающем перегрева металла, даже при |
ослабленном |
охлаждении внутренних поверхностей стенок труб.
Таким образом, оказалось возможным исключить БРОУ-2, упростив схему последующих блоков. Современные схемы предусматривают одноступенчатый сброс: БРОУ подключают только к паропроводу высокого давления; отвод от нее (см. рис. 2) производят непосредственно в конденсатор, байпаси руя турбину полностью. На сбросных линиях от БРОУ уста навливают впрыски для снижения температуры среды перед конденсатором до 180—200° С.
Пропускная способность паровых клапанов БРОУ задает ся равной 30% номинальной производительности котла, при давлении перед ними, снижениом до 160 кгс/см2, т, е. до уровня, рекомендуемого при холостом ходе турбины. ' ,
В последние годы высказываются сомнения в необходи мости указанного выше быстродействия сбросного' устрой ства, а следовательно и целесообразности применения более сложной системы управления сервомоторами по сравнению с электроприводами [5]. Основаниями для этого служат сле дующие соображения. Из опыта эксплуатации следует, что
при |
внезапных сбросах электрической |
нагрузки БРОУ |
||||
с пропускной способностью, |
составляющей |
30% |
номиналь |
|||
ного |
расхода |
пара,' и |
временем открытия |
клапанов 6 с, не |
||
предотвращает |
срабатывания |
предохранительных |
клапанов |
|||
паропроводов |
острого |
пара. |
Согласно расчетам |
избежать |
15
открытия предохранительных клапанов при однобайпасной схеме можно лишь с помощью ВРОУ, пропускающих 80—85% номинального расхода пара, причем быстродействие системы
автоматического управления |
клапанами должно быть соиз |
меримо с быстродействием |
системы регулирования турбины |
и составлять 0,3—0,5 с. |
|
Создание таких БРОУ представляет собой самостоятель ную техническую задачу, а их применение сопряжено с значи тельным усложнением установки. В частности, потребуется либо увеличение количества и сечения сбросных трубопрово дов, которые в настоящее время у блоков 300 МВт состоят из двух ниток диаметром 500 мм и отличаются сложной трас сировкой, либо же повышение давления за БРОУ, что вызо вет свои трудности в организации приема сбрасываемого пара в конденсатор.
При мгновенном сбросе электрической нагрузки блок дол жен быть переведен и удержан на режиме холостого хода. Возможность такого перехода определяется не временем открытия клапанов однобайпасного БРОУ любой пропускной способности, а действием систем регулирования и защит па рогенератора и турбины. Продолжительность открытия кла панов, ныне применяемых БРОУ, при глубоких провалах или полном сбросе нагрузки сказывается лишь на соотношении между количеством пара, выбрасываемого через предохрани тельные клапаны в атмосферу и отводимого через БРОУ в конденсатор. Через предохранительные клапаны пар, оче видно, выбрасывается в течение времени, необходимого для перевода парогенератора на режим пониженной производи тельности, равной сумме расходов через БРОУ и турбину. Продолжительность перехода парогенератора от полной про изводительности до 30% поминальной составляет примерно 1 минуту [5].
В процессе пуска БРОУ включают и выключают принуди тельно, с помощью дистанционного управления, и время ее автоматического срабатывания значения не имеет.
На протяжении сепараторной фазы пуска температуру свежего пара по каждому потоку регулируют подачей воды в специальные пусковые впрыски. По типовой пусковой схеме пусковые впрыски устанавливают за выходной ступенью кон вективного пароперегревателя. У некоторых из работающих блоков пусковые впрыски расположены перед второй сту пенью перегревателя. Такое размещение нельзя считать удач ным. При пусках блока из холодного состояния следует в на чале разворота ротора подавать к турбине пар с темпера турой 300—320° С. Для того, чтобы при расходах, отвечаю щих сепараторному режиму, температура пара, выходящего из котла, составляла 320° С, он должен поступать во вторую
16
ступень перегревателя (после впрыска) во влажном состоя нии [6]. Подача же влажного пара в разогретые трубы пере гревателя вызывает их резкое охлаждение, а следовательно, и возникновение высоких термических напряжений. Кроме того, установка впрыска до выходной ступени перегревателя увеличивает продолжительность переходных процессов при автоматическом регулировании температуры, так как импуль сом для системы регулирования служит температура пара на выходе из перегревателя.
Разворот ротора турбины и ее нагружение в стартовом периоде происходит при скользящих параметрах пара. При пониженном давлении пара следует снижать давление воды перед распыливающими соплами впрыскивающих устройств, а также в коллекторе пусковых впрысков, с целью лучшего регулирования расхода воды и снижения ее скорости в регу
лирующих клапанах, так как высокие |
скорости воды ведут |
|
к усиленному |
износу клапанов и их гнезд. Вода поступает |
|
в коллектор |
пусковых впрысков через |
задвижку В-01 (см. |
рис. 2) и два постоянно включенных и расположенных после
довательно дроссельных устройства — D-1 |
и D-2; дроссель |
|
D-2 байпасирует задвижку В-02. |
Давление |
в коллекторе ре |
гулируется клапаном В-03, через |
который часть поступающей |
вколлектор воды сбрасывается, например, в деаэратор.
Вотдельных действующих блоках вода пониженного дав ления для пусковых впрысков, а также и для штатных впрысков на режиме холостого хода, при снижении давления свежего пара перед турбиной до 160 кгс/см2, заимствуется из промежуточных ступеней питательного насоса.
На рис. 2 йроме перечисленных выше элементов схемы показаны: конденсатные насосы первой 4 и второй 5 ступе ней, бустерные насосы 6, питательный электронасос ПЭН, питательный турбонасос ПТН, баки запаса конденсата БЗК, откачивающие насосы 7, подогреватели низкого и высокого давления ПНД и ПВД и блочная обессоливающая установка
БОУ.
Такая же, в своей принципиальной основе, пусковая схема предусматривается и для вновь сооружаемых блоков значи тельно более высокой мощности. На рис. 3 приведена разра ботанная Центральным котлотурбинным и Всесоюзным теп лотехническим институтами схема пуска дубль-блока мощ ностью 800 МВт с одновальной турбиной [7].
Парогенератор типа ПП-2500/255-Ж производства Таган рогского завода «Красный котельщик» производительностью
по .первичному пару 2500 т/ч состоит из |
двух одинаковых |
|||
корпусов. |
Параметры первичного |
пара |
следующие: р = |
|
= 255 кгс/см2, / = |
565° С; давление |
вторичного пара состав |
||
ляет 38/36 |
кгс/см2, |
^=545°С. Топливом |
служит антрацито- |
9 |
17 |
ъч |
ьа:ра>5‘м-)апчаь-!і) = 4 n o n x c u H |
||||||||
? |
1 “ |
іэ es і - з а j o x I |
тз ж |
ь о |
S |
0 * 0 J.T3 |
|||
Ol |
а о s w esN O |
о м ч о |
a |
rs о |
л о о I о |
||||
n |
С ^3 |
tu із |
Я Я Я М і |
Ь» О |
—tr |
п 2 ю5 -• |
|||
|
, |
4 ft |
-o. X£s»n^4e»ngf t n -fial |
_ |
|
яв |
— оlg= |
||
|
äSS-g^G^SSs-gESS |
‘ |
тэ fc* |
||||||
s ‘j» Sl.fiS-ÄS8g*ft''iu?8c5. ч |
- |
|
|
||||||
|
|
|
П Ѵ І |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
ж es |
|
|
|
|
s I
t» S
*
|
|
|
|
|
_ ѴО^.'О |
5 |
2 |
2 ^ c 3 2 . ? g |
|
»ч а |
Ст, S I *o |
|||||
* |
I |
|
|
•*> О Кэ I |
^ |
• |
5 |
$ “ 3 |
. |
Я 1 ■ Q |
|
I n I 3 l3 |
||||
$3« |
H|T3 |
» **о2 |
|
|
|
|
A |
i |
i o |
|||||||
,5 |
9! |
I |
|
=S |
|
« o»4 |
|
|
|
|
||||||
'S 5 =3 |
|
7 0 Е Й 2 Ш |
|
|
|
|
§5. |
|||||||||
■от S fl„ j |
,«рчцй |
|
|
|
||||||||||||
|
О 1 |
|
*‘a l t e A - S |
|
|
X 2 - О о |
|
g r-g ^ s |
||||||||
)a |
|
|
|
КЭ Кэ ' |
"ьд 2»ч-* “ »«S |
2 °° 212^®~ |
||||||||||
С\Я * |
■5~Й=?э ^S'Sl |
|||||||||||||||
|
|
о |
о |
|
т |
и м £ |
|
|
^ я З ? » я |
|||||||
|
2 |
|
|
|
I |
2 _ |
|
|
|
|
|
|
І§ |
|||
ь»Йс I |
п к.**-'*». i f f S |
b |
3§“f |
|||||||||||||
о£ , |
|
|
|
о |
о о! |
) |
г |
~ |
^ |
|
||||||
|
|
|
'S-'SS E S“ і |
|
|
|
|
|
= Й= s.4 S |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
S £ e * ■5 5 |
||||||||
|
|
|
|
SSgs-S'S |
|
й togШ»й ■? ?! |
|
ft 15I OS |
||||||||
|
|
|
|
й - о X « |
К J * 1 S ь ч О I |
|
„ В . I Я О |
|||||||||
|
|
|
|
І^япг»23ко5я*ог(у |
|
» |
о |
“ я ь > в |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я Ч |
=• Ч к т ? |
МВт 800 блока схема пусковая Упрощенная .3 .Рис
Ѳ-