Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
вый штыб (АШ). Пароводяной тракт каждого корпуса раз делен па четыре параллельно включенных, несмешивающихся в пределах котла, самостоятельно регулируемых потока с ин дивидуальными встроеннными сепараторами. Промперегрев также четырехпоточный.
Турбина блока типа К.-800-240-2 производства ЛМЗ им. XXII съезда КПСС состоит из пяти цилиндров: ЦВД, двухпо точного ЦСД и трех цилиндров низкого давления с самостоя тельным для каждого ЦНД конденсатором.
Пуск блока сепараторный; на первых этапах перегрева тели первичного и вторичного пара выдерживают в безрасходном режиме.
Вдеталях схема на рис, 3 отличается от описанной ранее.
Вчастности, питательная вода во время пуска и во всем диа
пазоне рабочих режимов должна подаваться только насосами с турбинным приводом. Показанные на схеме питательные электронасосы запроектированы лишь для головного блока. Их назначение — обеспечить благоприятные условия для отработки в эксплуатационной обстановке первых образцов новых турбопитательных насосов. На серийных блоках при
менять электронасосы |
не предполагается. |
Пар к приводным турбинам ПТН, а также к деаэраторам, |
|
к уплотнениям турбин |
для прогрева системы промперегрева |
и во время пуска к ПВД-7 поступает через распределитель ный коллектор собственных нужд блока (КСН). Предусмот рена подача пара в КСН из следующих устройств: а) общестанционного РОУ; б) пускового расширителя; в) холодных трубопроводов промперегрева; г) отборов главной турбины (IV отбора в интервале нагрузок 100—87% и III — при на грузках 87—50%); д) БРОУ питательных турбонасосов (БРОУ—ТП Н )— при снижениях нагрузки главной турбины, примерно до 30% и ниже, когда давление в отборе оказы-. вается недостаточным для привода питательных насосов.
Поступление пара в КСН от станционного РОУ и пуско вого расширителя происходит при пусках блока; от осталь ных устройств — во время рабочих режимов, включая сбросы
электрической нагрузки. |
' ‘ |
Подключение к КСН |
растопочного расширителя и РОУ и |
схема отбора к деаэраторам и на прогрев системы промпере грева таковы, что эти потребители могут питаться как раз дельно, так и совместно от одного и другого источников пара, либо от обоих вместе.
В начальном периоде пуска питание турбины ПТН, деаэра тора и прогрев трубопроводов промперегрева производится паром, поступающим от РОУ. После подъема давления в рас топочном расширителе выделяющийся в нем пар направляет
ся в КСН, замещая, сначала частично, а затем |
полностью, |
2* |
19 |
пар от станционного РОУ. Установленный перед КСН на тру
бопроводе, ведущем |
от РОУ, обратный |
клапан |
предотвра |
щает протекание в |
общестанцпопную |
магистраль избытка |
|
пара, поступающего |
от расширителя. При недостатке «соб |
||
ственного» пар' КСН |
пополняется через |
этот же |
клапан. |
Избыток пара, выделяющегося в растопочном расшири теле при давлении 12—15 кгс/см2, отводится через автомати ческий сбросной клапан в конденсатор.
При нагружении турбины в периоде пуска постепенно прикрываются клапаны на линии отвода среды из встроен ных сепараторов в расширитель. В связи с этим после при ема турбиной нагрузки в 10% номинальной питание паром деаэраторов переводится на холодные нитки промперегрева.
Конвективная шахта парогенератора разделена вдоль
фронта перегородками на три |
параллельных |
газохода. |
В среднем газоходе размещается |
экономайзер; |
в боковых |
устанавливаются последовательно (по ходу газов) выходной - конвективный пакет перегревателя первичного пара и пере греватель промперегрева. Такая «расщепленная» компоновка конвективного газохода позволяет регулировать температуру промперегрева, как в эксплуатационных режимах, так и при пуске, изменением расходов газа через боковые отсеки. В слу чае необходимости могут быть включены аварийные впрыски.
Таким образЬм, показанные на схеме рис. 3 байпасы про межуточных перегревателей служат лишь дополнительным средством регулирования температуры горячего вторичного пара. Байпасы можно использовать также в интервале нагру зок корпуса, не превышающих 30% поминальной. Основным средством регулирования служит перераспределение газов между параллельными газоходами конвективной шахты.
Весьма перспективным средством снижения общей метал лоемкости парогенератора, упрощения тепловой схемы и коммуникаций блока, уменьшения количества арматуры, а следовательно и снижения стоимости энергетической уста новки фиксированной мощности является переход к однокорпусиым парогенераторам, так называемым моноблокам.
Упрощенная пусковая схема моноблока 500 МВт, заим ствованная из [8], приведена на рис. 4. Там же дан перечень элементов схемы.
Цусковая схема моноблока разработана в соответствии с общими принципами типовой системы пуска: отводом среды во встроенные сепараторы, сбросом в растопочный расшири тель и обводом всей турбины одним байпасом.
Пароводяной тракт котла разделен на два автономных потока. Увеличенный, по сравнению с дубль-блоком, расход среды по потоку приводит к увеличению сечений сбросных
20
трубопроводов. В частности, диаметр и толщина стенки тру бопровода перед ВЗ составляют 426/50 мм, против 325/45 у дубль-блоков 300 МВт. В моноблоках 500 МВт при чисто прямоточной циркуляции в экранах растопочная нагрузка котла может быть принята согласно [8] равной 20% номи нальной, т. е. 330 т/ч.
Рис. 4. Пусковая схема моноблока |
500 МВт: |
I — деаэратор; 2 — питательный турбонасос; 3 —группа П ВД\ |
4 — обвод П В Д \ о —пита |
тельный трубопровод; 6 — шайбовый набор; / —трубопровод к пусковому впрыску; S —кла пан на трубопроводе рециркуляции воды в деаэратор; 9 — регулирующий питательный кла
пан; 10 — тракт котла до встроенной задвижки; 11 — встроенная задвижка; |
12 — клапан на |
|||||||||
подводящем трубопроводе сепаратора; |
13 — встроенный сепаратор; |
14 — клапан |
на трубо |
|||||||
проводе отвода пара; 15, |
16 — сбросные клапаны на I и II ступенях сепаратора; |
17 — дре |
||||||||
наж; |
18 — трубопровод сброса среды из сепаратора; |
19 — подпорное устройство; |
20 — рас |
|||||||
топочный расширитель; 21 — регулирующий клапан; |
22 — циркуляционный капал; |
23 —бак |
||||||||
запаса |
конденсата; 24 — трубопровод сброса воды в конденсатор; |
25 — отвод пара из рас |
||||||||
ширителя; |
26 — клапан сброса пара |
в конденсатор; |
27 —подвод |
пара к коллектору соб |
||||||
ственных нужд; 28 —подвод |
пара в систему промперегрева; |
2 9 — подвод |
пара |
в обще |
||||||
станционную магистраль |
13 кгс/см2 или в систему |
промперегрева; |
30 —перегревательный |
|||||||
тракт |
котла: 31 — пусковой впрыск; 32 — главный паропровод; |
33 — пуско-сбросное устрой |
||||||||
ство; |
34 — байпас турбины; |
35 —главная паровая |
задвижка; |
36 — Ц ВД; |
37 —холодный |
|||||
паропровод |
промперегрева; |
38 — паровой 'теплообменник; |
39 — промперегреватель; |
40, 41 — горячий паропровод промперегрева и пусковой впрыск; 42 —сброс пара в конден сатор; 43 — Ц С Д и Ц Н Д \ 44 —конденсатор; 45 —конденсатный насос I ступени; 46 — кои- \ денсатоочнстка; 47 —конденсатный насос И ступени; 48 — группа ПН Д\ 49 — общестанци онная магистраль 13 кгс/см'-, 300350 °С; 50 — подвод стороннего пара
Давление в растопочном расширителе предусматривается на уровне 5—6 кгс/см2. В этом интервале давлений удельный объем насыщенного пара примерно в 300 раз превышает удельный объем жидкости. При сбросе среды из сепаратора через дроссельные клапаны (15, 16) (рис. 4) часть жидкости
21
будет испаряться непосредственно у входа в сбросной трубо провод, что повлечет за собой резкое возрастание удельного объема образующейся парожидкостной смеси. В указанном
интервале давлений при испарении |
1% жидкости |
удельный |
||
объем образовавшегося |
влажного |
пара |
приблизительно |
|
в 4 раза превышает объем |
конденсированной |
фазы. |
В этих |
условиях для пропуска тех количеств среды; которые отво дятся из сепараторов, требуются большие проходные сечения; это затрудняет компоновку и усложняет всю систему сброс ных трубопроводов.
Для уменьшения размеров трубопроводов в схеме пре дусмотрены подпорные устройства 19, расположенные у вхо да в расширитель 20. Их установка вызывает повышение давления в сбросных линиях, а следовательно уменьшение как степени испарения поступающей в них жидкости, так и удельного объема протекающего влажного пара. Применение подпорных устройств позволяет ограничиться [8] двумя сброс ными трубопроводами 18 сіу = 200 мм.
Перегреватель промперегрева размещается в зоне относи тельно пониженных температур продуктов горения. При но минальной нагрузке температура газов перед промперегревателем не превышает 850° С. Это позволяет выдерживать пром- 'перегреватель в безрасходном режиме вплоть до 30% произ водительности котла [8].
В пусковом периоде и частичных нагрузках турбины, при фиксированном расходе топлива тепловосприятие распреде ляется между поверхностями нагрева моноблока иначе, чем в одном работающем корпусе дубль-блока. В топочной камере моноблока, при одинаковом расходе топлива и одинаковых избытках воздуха, критерий Во меньше, чем в камере одного корпуса дубль-блока. Уменьшению, Во сопутствует, как изве-
. стно, снижение температуры газов на выходе из топки, а зна чит и во всем конвективном тракте. Это способствует повы шению устойчивости в процессе пуска температуры промпе регрева. Исследования ВТИ привели к заключению, что в рас сматриваемой схеме можно отказаться от паровых байпасов системы промперегрева и регулировать температуру пара од ними пусковыми впрысками, вмонтированными в. горячие нитки промперегрева.
Пропускная способность БРОУ (33) составляет 30% номи нальной производительности парогенератора, при давлении свежего пара 160 кгс/см2. При глубоких провалах нагрузки давление свежего пара возрастает и на протяжении до 30 с может сохраняться на уровне срабатыванияпредохранитель ных клапанов (270 кгс/см?). В этих условиях пропускная спо собность пуско-сбросного устройства" (включая расход ох лаждающей воды) достигает 60% номинальной производи-
22