Файл: Вайсман М.Д. Режимы и способы пуска блоков сверхкритического давления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельности котла. На этот расход должны рассчитываться бай­ пасный 'обвод турбины и пароприемное устройство конденса­ торов.

Сепараторный режим пуска со скользящими параметрами пара принят и на зарубежных станциях. В качестве примера на рис. 5 приведены принципиальная тепловая (а) и упро­ щенная пусковая (б) схемы блока 600 МВт станции Тэннере Крик в США [9]. Цикл с двумя промежуточными перегрева­ ми; производительность парогенератора и параметры пара высокого давления, а также после первого и второго промпе­ регрева указаны на схеме. Турбина блока двухвальная, ско­

рость вращения первого вала

3600, второго

1800 об/мин.

В первый промперегреватель

и параллельно

включенный

ПВД № 8 направляется пар, прошедший первые шесть сту­

пеней части высокого давления;

в холодную

нитку

второго

промперегрева, в ПВД № 7 и в

приводную

турбину пита­

тельного турбонасоса поступает

пар

после десятой

ступени.

К особенностям схемы относятся

регенеративные

отборы

в ПВД № 3 и № 2 от турбины питательного насоса; отрабо­ тавший в ней пар поступает в ПНД № 1.

Встроенная задвижка (на схеме она названа «клапан раз­ деления котла») отключает экономайзер и топочную часть пароводяного тракта котла от перегревателей / и II ступени. Судя по схеме, сепаратор выносной, в начальном периоде пуска прокачиваемая через него среда сбрасывается в кон­ денсатор. Образующийся в сепараторе пар (при соответ­ ствующем повышении температуры среды перед ВЗ) направ­ ляется в перегреватели, а затем обогревает паропроводы и стопорные клапаны турбины. Вода из сепаратора поступает в ПВД № 8 и № 7, где подогревает питательную воду, и по­ том отводится в конденсатор. С помощью байпаса ВЗ посте­ пенно повышается давление в пароперегревателях, паропро­ водах и перед регулирующими клапанами турбины.

Так как питательный электронасос отсутствует, то в стар­ товом периоде пуска пар для работы турбины питательного турбонасоса подается либо от соседнего блока, либо от вспо­ могательных котлов станции. Следует полагать, что в режи­ ме холостого хода и при глубоких . провалах электрической нагрузки, когда давления в проточной части турбины и в па­ ропроводах промперегревов значительно снижены, может также потребоваться подача пара к турбине ПТН от посто­ роннего источника, либо должна быть проложена линия БРОУ—ПТН.

Еще одним примеров может служить схема моноблока 300 МВт, установленного на электростанции Герш в ФРГ [10]. В составе блока имеется прямоточный парогенератор производительнбетью 930 т/ч, вырабатывающий пар до критиче-

23


о

6?

=?g

<3

es

соа

о

CJ

Са> £-

іп

ei

а

ского давления 210 кгс/см2; температуры пара 530/530°С (один промперегрев) также ниже принятых в СССР для бло­ ков такой же мощности.

Упрощенная схема установки приведена на рис. 6, заим­ ствованном из [10].

Рис. б. Схема трубопроводов, моноблока 300 МВт:

1 —котлоагрегат; 2 —турбоагрегат; 3 —конденсатные насосы; 4 — обессоливание конденса­ та; 5 — подогреватели низкого давления; 6 — деаэраторы; 7 — питательные насосы; 8 — по­ догреватели высокого давления

Парогенератор двухпотонный, со встроенным в каждый, поток сепаратором. Для поддержания необходимой по усло­ виям надежной работы радиационных поверхностей скорости движения парожидкостной среды при значительных сниже­ ниях нагрузки (до 20% номинальной) в системе парогенера­ тора предусмотрена рециркуляция среды, с помощью спе­ циальных перекачивающих насосов, из встроенных сепарато­ ров к приемным коллекторам радиационной части.

Своеобразной стороной схемы является отсутствие глав­ ных паровых задвижек у котла. Это может объясняться одно­ корпусной конструкцией парогенератора. Вообще, на паро­ проводах свежего пара единственными запорными устрой­ ствами служат быстрозапорные • клапаны' перед турбиной. Отсутствуют также предохранительные клапаны на линиях

25

пара высокого давления; их функции возлагаются на быстро­ действующие редукционно-охладительные установки, сбрасы-. вающие свежий пар в холодные нитки промперегрева.

К особенностям пуска относится вакуумирование системы

• в начальной

стадии: с помощью эжекторов устанавливается

вакуум в .горячей линии промперегрева,

паропроводах све:

жего пара,

пароперегревателе высокого

давления, встроен-;

ном сепараторе и обводных устройствах. Так как котел за­ полняется горячей водой, то в условиях вакуума возникает самоиспарепие части жидкости, возрастающее после зажига­ ния горелок.

Образующийся пар движется в направлении к конденса­ тору, прогревая элементы схемы. Представляется, что под вакуумом можно производить пуск блока только из холод­ ного состояния. Хотя количество тепла, передаваемого обо* греваемым элементам установки, в конечном счете опреде­ ляется тепловыделением в топке парогенератора, возможно, что вакуумирование несколько сокращает продолжитель­ ность стартового периода пуска. Однако следует полагать, что на протяжении вакуумной фазы пуска должны быть за­ крыты дренажи вакуумированных полостей. При этом неиз­

бежно

накопление

конденсата

греющего пара

в элементах

схемы,

который затем — к моменту разворота

ротора турби­

ны — должен быть

полностью

удален.

 

§ 3. Характерные предпусковые состояния блока

Общая программа пуска дубль-блоков одинакова как для первых пусков вновь установленных агрегатов, так и дей­ ствующих, после остановки любой продолжительности, т. е. пуск из каких угодно начальных тепловых состояний может производиться по одной и той же программе..

Программа пуска дубль-блоков 300 МВт включает сле­ дующие стадии:

а) растопку, первого корпуса котла, выработку в нем и подачу к турбине пара с параметрами, необходимыми для разворота ротора;

б) прогрев, вывод на номинальную скорость вращения и включение в сеть турбогенератора;

в) нагружение турбогенератора и повышение его мощно­ сти (путем увеличения производительности котла) на сколь­ зящих параметрах пара до 10 МВт, затем подъем давления свежего пара до 240 кгс/см2 и дальнейшее нагружение тур­ бины до 140—150 МВт;

г) растопку и подключение к работающей турбине вто­ рого корпуса котлаг

д) переход с ПЭМ па ПТН при . нагрузке блока — 180 — 200 МВт;

26


е)

дальнейшее нагружение блока до номинальной

мощ­

ности.

 

от

Режимы и технология пусковых операций зависят и

времени, в течение которого блок не работал, а следователь­ но, от его теплового состояния к началу пуска. На режим пуска в большой мере влияет различная скорость остывания составных элементов остановленного блока. Наиболее быстро остывает парогенератор, особенно если после его остановки

/

Рис. 7. Кривые изменения температуры главного паропровода и выходных камер при остывании котла

Температуря: / —хорошо изолированных зон главного паропровода при естественном остывании; 2 —участ­ ков вблизи предохранительных клапанов по термопа­ рам -температура пара за котлом“ при естественном остывании; 3 —выходных камер котла при вентили­

руемом топке

топка вентилируется; существенно медленнее остывают хоро­ шо изолированные участки главного паропровода; еще медленнее остывает массивный корпус турбины.

Различен также темп остывания отдельных узлов каждого из агрегатов, входящих в состав блока. Например, измере­ ния, проведенные на одном из блоков, показали [11]; что после 10 часов простоя температура змеевиков ширм при естествен­ ном охлаждении.снизилась до 170°С; температура же толсто­ стенного коллектора ширм сохранялась на уровне 370° С. Ход изменения температуры главного паропровода и выход­

ных камер котла

при его остывании

иллюстрируют кривые

на рис. 7, заимствованном

из [11]. Из

графиков видно, что

после двух суток

простоя

(остановки такой продолжительно­

сти довольно часто бывают в условиях пятидневной рабочей недели) температура паропровода превышает температуру

выходных камер

на 120—160°С. Из кривых

рис. 7 следует

также, что при пусках после

кратковременного простоя

(до

10 часов), когда

температура

паропроводов

составляет

400

27


ивыше градусов, пар, направляемый в паропроводы высо­ кого давления и промперегрева, должен быть перегрет до сравнительно высокой температуры, во избежание расхолажи­ вания системы. Тем самым исключается подача в трубопро­ воды промперегрева пара из растопочного расширителя. Вообще же в организации стартового режима котла надо исходить не только из температуры паропроводов, но и из теплового состояния камер поверхностей нагрева, коллекто­ ров и соединительных турбопроводов, расположенных после ВЗ. В частности, в сепараторном периоде пуска при горячих камерах требуется выдерживать температуру среды перед ВЗ

идавление в сепараторе на таком уровне, чтобы пар, направ­ ляемый в перегревательную часть тракта, не вызывал рез­ кого охлаждения (теплового удара) разогретых толстостен­ ных деталей.

Опыты, поставленные на одном из блоков, показали [12], что подъем температуры среды, при сохранении на допусти­ мом уровне температуры металла ширм, мог быть достигнут лишь в результате включения только нижнего яруса горелок и больших избытков воздуха в топочной камере.

Специфичны пуски из иных начальных состояний, напри­ мер, при • сохранившемся избыточном давлении в тракте до ВЗ и др.

Значительной неравномерностью характеризуется также остывание элементов турбины. Наиболее медленно остывает верхняя часть корпусов ЦВД и ЦСД в сечении паровпуска; значительно интенсивнее — перепускные трубы, ведущие от регулирующих клапанов. Заметим, что после остановки кор­ пус ЦСД в течение некоторого времени сохраняет более вы­ сокую температуру, чем ЦВД. В последующем картина ме­ няется и температура ЦСД становится ниже, чем ЦВД. Изме­ рения температур металла турбоустановки К-300-240 ХТГЗ одного из'блоков показали [13], что после простоя ~40 часов температура верхней образующей ЦВД в сечении паровпуска, составляющая 360?С, превышала на 80° температуру корпуса стопорного клапана и на 180—200° температуру стенок пере­ пускных труб.

Разумеется, темп естественного остывания деталей зави­ сит от качества и состояния изоляции и не одинаков у раз­ ных турбоагрегатов, однако, как показывает опыт, величина различия при удовлетворительном качестве изоляции сравни­ тельно невелика.

Иллюстрацией могут служить представленные в табл. 1 результаты измерения температуры некоторых узлов другой турбоустаиовки того же типа, при простоях различной про­ должительности [14].

28


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а I

Время

Температура

Разность температур отдельных

 

узлов турбоустановки и паровпуска ЦВД

внешн. корпуса

простоя,

 

 

 

 

 

час

ЦВД в сеч.

блок клапанов

перепускная

паровпуск

паровпуска, °С

 

ЦВД

труба

ЦВД

ЦСД

 

 

0

450

+100

+ 100

+

90

6

435

,+ 30

+

30

+

45

12

420

0

-

35

+

20

24

380

— 65

-120

— 10

36

350

-ПО

—165

— 40

48

320

—130

—200

— 65

60

290

—150

-2 1 0

— 85

90

235

-1 3 0

-2 0 0

—105

120

190

-1 2 0

-160

—100

Как видно из таблицы, после двух суток простоя темпе­ ратура верхней точки корпуса ЦВД в месте паровпуска со­ хранялась на уровне 320° С, в то время как температура кор­ пуса клапанов снизилась до 190° от первоначального ее зна­ чения 550° в момент остановки; еще значительнее, до 120° С, охладились стенки перепускных труб. Наибольшая неодно­ родность температур в пределах ЦВД наблюдалась через 2,5 суток после остановки турбины.

Рис. 8, Остывание турбины:

атемпературный режим ЦВД и ЦСД;

б — разности температур

ЦВДи ЦСД;

^ЦСД температура

металла

верхней точки

Ц В Д и Ц С Д в

*

ст

тр

~ температура

сечениях по паровпускам; /м ,

/ м

 

металла стопорного клапана в. д. и паропровода

перед ГПЗ

Ухудшение качества тепловой изоляции заметно сказывает­ ся на скорости остывания элементов турбины. На рис. 8 представлен ход изменения температуры характерных точек еще одной турбины К-300-240 ХТГЗ, покрытой менее совер­ шенной изоляцией [15].