Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проект автоматизированной системы управления Главкиевгорстроя (АСУС ГКГС) охватывает всю дея­ тельность главка и подчиненных ему организаций и предприятий. В процессе конструирования системы раз­ рабатываются математические методы и модели, опре­ деляются необходимые и достаточные потоки информа­ ции в строительстве, создается нормативная база. На этой стадии вырабатываются и уточняются функции раз­ личных уровней руководства, наиболее рациональные способы материального и морального стимулирования, решаются вопросы комплексного программного и техни­ ческого обеспечения, юридические и социологические вопросы.

Структурные подсистемы трестов и домостроительных комбинатов на первом этапе рассматриваются как са­ мостоятельные автоматизированные системы. Для каж­ дой из них составляется рабочий проект.

Представляет интерес реализованное в ДСК-3 авто­ матизированное распределение ресурсов между строи­ тельными объектами. Проведенный комплекс производ­ ственных испытаний позволил довести порядок распре­ деления ресурсов до уровня рабочих инструкций, с по­ мощью которых работники ДСК-3 эксплуатируют эту систему.

Под руководством треста Доноргтехстрой Минтяжстроя УССР и пректно-конструкторского бюро по АСУС разработаны и внедряются в производство системы уп­ равления трестами жилищного и промышленного строи­ тельства в Донбассе. В наиболее полном виде представ­ лена АСУ треста Донкоксохимстрой. Авторы называют ее системой оперативного планирования и управления производственной деятельностью треста по сетевым гра­ фикам с применением ЭВМ. В действительности эта сис­ тема охватывает и функцию годового планирования, причем решение отдельных задач доведено до уровня рабочих методик и машинных программ; создана об­ ширная нормативная база.

Коллектив Доноргтехстроя ведет систематическую работу по охвату функций управлений в трестах про­ мышленного строительства, но пока не все экономиче­ ские функции отражены во внедряемых системах.

Встроительных организациях треста. Кишеневстрой,

атакже в организациях, сооружающих промышленный

115

комплекс в Калуге, созданы подсистемы оперативного планирования. В них в качестве модели строительного процесса принят сетевой график. Расчет плана произ­ водится на ЭВМ «Минск-2».

В Кемеровском ДСК и тресте Кузнецкжилстрой внедрена подсистема оперативного планирования и уп­ равления, разработанная Институтом систем управления. Ведется подготовка к внедрению этой подсистемы в трес­ те Кемеровохимстрой.

Автоматизированный сбор п обработка оперативной и отчетной информации осуществляется в Главкузбасстрое. Здесь действует система сбора и обработки ин­ формации о ходе выполнения работ на строительстве важнейших пусковых комплексов и объектов. Внедрен автоматизированный контроль за ходом выполнения трестами недельно-суточных графиков.

Экономико-математическая модель годового плани­ рования разработана и применяется в Кемерове и Че­ лябинске. Для этой работы характерен подход с пози­ ций новой системы планирования и экономического стимулирования и в то же время применение математи­ ческого аппарата, хотя и сложного, но в основном пра­ вильно. моделирующего экономическую сущность про­ изводственного процесса.

На Заволжском опытно-показательном ДСК в Кали­ нине внедрена автоматизированная система управления, которая состоит из двух автономных частей. Одна из них, работающая в ритме процесса, включает в себя сбор, передачу п регистрацию информации, блок монта­ жа, блок ритма поставок железобетонных изделий на строительные площадки. Другая предназначена для об­ работки информации по диспетчерскому учету движения материальных ресурсов с помощью специальной ЭЦВМ— анализатора, который работает периодически, что способствует повышению оперативности. Как из­ вестно, деятельность диспетчерской службы направлена на обязательное соблюдение программ монтажа зданий, но в процессе производства и строительства возможны случаи, когда целесообразно временное отклонение от заданной последовательности поставок. В дайной сис­ теме предусмотрены подобные отклонения, что обеспе­ чивает более гибкое управление производством.

Проектируются и частично функционируют автома­ тизированные системы в других трестах и домострои­

116


тельных комбинатах. Это — система «Автоспутник», раз­ работанная на базе треста 50-летия Октября Главмособлстроя Ленинградского ДСК-2, автоматизированная система оперативного управления строительством слож­ ных комплексов «Аккорд». Широко распространены системы «Супер», предназначенные для регулирования развозки раствора и бетона.

Имеются также проектные разработки по автомати­ зированным системам управления или информации в Главленинградстрое, Главмособлстрое, Главташкентстрое, Главюжуралстрое, министерствах строительства Эстонской ССР, Белорусской ССР и во многих других органах управления.

Серьезным недостатком следует признать несистем­ ный подход к внедрению систем управления в строитель­ стве. Выбор методов автоматизированного управления и функций, включаемых в проекты систем, зачастую не отражает все цели и задачи предприятия и не всегда экономически обосновывается.

Начаты разработки систем для более высоких уров­ ней— комбинатов, территориальных главков, республи­ канских министерств строительства и выше. Однако и здесь системы проектируются в большинстве случаев не как управляющие, а как информационные или как систе­ мы обработки данных. Не приуменьшая значения иссле­ дований и практических разработок по информационным системам на уровне территориальных главков и мини­ стерств, отметим, что на данном этапе главное заключа­ ется в создании подлинно научных методов управления, отвечающих решениям XXIV съезда КПСС и майским (1969 г.) постановлениям ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР, именно на уровне строительных предприятий, где решаются вопросы ввода в действие комплексов и объектов. Формальное расширение границ автоматизиро­ ванных информационных систем не столь эффективно, как действие экономических регуляторов, оформленных соответствующими правовыми актами и основанных на материальной заинтересованности всех участников строительства в строгом соблюдении оптимального ре­ жима, установленного в системе.

•Весьма важно обеспечить увязку планов создания АСУС в общестроительных и специализированных орга­ низациях. Отдельные неудачи при внедрении АСУС в строительных трестах (противоречия с субподрядчиками

117

идругими участниками строительства) вызваны не столько неправильно выбранным уровнем для первооче­ редного создания систем, сколько недоработкой эконо­ мических вопросов, неполным охватом функций, преуве­ личенной оценкой роли математики.

Впроектах, как правило, не реализуется принцип полного охвата функций, объектов и уровней управле­ ния. Для большинства из них характерно недостаточ­ ное внимание к вопросам стимулирования, планирова­ ния стоимостных показателей, экономического регулиро­ вания внешних и внутренних связей, организации труда

ипроизводства, особенно на уровне бригад и произ­ водственных участков.

Впроектировании автоматизированных систем ин­ формации, обработки данных или автоматизации от­ дельных задач принимают участие научно-исследова­ тельские институты, пз которых следует отметить НИИЭС Госстроя СССР, НИИ автоматизированных си­ стем планирования и управления в строительстве Гос­ строя УССР, МИЭИ им. С. Орджоникидзе, НИИ орга­

низации и управления в строительстве при МИ СИ им. Куйбышева, ЦЭМИ Академии наук СССР, НИИ си­ стем управления, Ленинградский и Киевский инженерно­ строительные институты, Институт экономики и органи­ зации промышленного производства Сибирского отделе­ ния АН СССР, а также тресты Доноргтехстрой, оргтехстрои министерств и территориальных главков. Большая работа в этом направлении проводится союзными и рес­ публиканскими строительными министерствами Узбек­ ской, Белорусской, Литовской, Молдавской, Эстонской союзных республик, а также главными управлениями по строительству в больших городах. Многого ожидают строители от недавно созданного ВНИПИ автоматизиро­ ванных систем управления в строительстве Госстроя

СССР.

И все же процесс внедрения автоматизированных систем в строительстве пока протекает не в оптималь­ ном режиме, темпы внедрения и результаты, получаемые на этой основе, все еще недостаточны. Практически внедряют главным образом автоматизацию отдельных задач на уровне трестов и домостроительных комбина­ тов и отчасти автоматизированные информационные си­ стемы на более высоких уровнях.

Автоматизированные системы управления, за немно-

\

118


гимн исключениями, вначале внедрялись в строительных организациях, не перешедших на новый порядок плани­ рования и экономического стимулирования, причем в состав таких систем входили не все функции управления. В этих условиях применяемые методы экономического стимулирования далеко не всегда отвечают главным за­ дачам строительных организаций, а формализация от­ дельных задач при несбалансированном плане и произ­ водстве не может привести к существенно положитель­ ным результатам.

Требуют решения такие вопросы, как состав проект­ ной документации и порядок проектирования систем управления; традиционный подход к проекту системы управления как к техническому проекту не соответству­ ет теории моделей и принципам оптимального управле­ ния.

В Материалах XXIV съезда КПСС выдвинуто требо­ вание обеспечить с самого начала проведение в жизнь принципа организационного, методологического и тех­ нического единства общегосударственной автоматизиро­ ванной системы сбора и обработки информации для уче­ та, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной системы связи страны. Для обеспечения методологического единства в 1972 г. изданы Общеотраслёвые руководящие методические материалы по созданию автоматизированных систем управления в промышленности (ОРММ АСУП). Этот документ не­ сомненно сыграет положительную роль в регламентации состава документации и работ по созданию АСУ для про­ мышленных предприятий. К сожалению, в нем не нашли отражения столь важные вопросы научного управления социалистическими предприятиями, как участие трудя­ щихся в управлении, экономические стимулы совершенст­ вования управления, социалистическое соревнование, неформализованные функции управления. Вскоре вый­ дут в свет Отраслевые руководящие методические мате­ риалы по созданию автоматизированных систем управ­ ления в строительстве. Должное отражение перечислен­ ных выше фундаментальных вопросов научного управле­ ния является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности строительно-монтажных ор­ ганизаций.


С О Д Е Р Ж А Н ИЕ

 

 

Стр.

Введение .....................................................................................................

3

I. Научные основы А С У С .......................................................

6

1.Основные понятия: управление, система, строительство, автоматизация ..............................................................................

2.Использование объективных законов социалистической

экономики в

практике управления ....................................

 

 

 

14

3. Особенности

строительного

производства и их отра­

27

жение в управлении строительными

организациями .

.

4. Экономико-математические

м одели ............................

 

 

36

 

II. Функции

управления . .

управления

в

строительном

53

1. Классификация

функции

 

п ред п ри яти и ......................................................................

 

 

 

 

 

 

53

 

2. Экономические

ф ункции

................................................

 

 

 

 

 

3. Производственно-хозяйственные

ф ункции.............

69

 

4. Социологические

стороны

 

управления

строительным

 

предприятием. Неформализуемые

функции.............

74

 

III. Хозяйственная реформа как механизм экономического уп­

83

равления

............................................................................

 

 

 

 

 

 

:

 

1. Принципы хозяйственной

реформы в

строительстве

.

83

2. Основное содержание хозяйственной реформы . . . .

 

87

3. Дальнейшее

углубление

хозяйственной

реформы

в

96

строительстве

.............................................................................

 

 

 

 

 

 

 

IV. Проектирование

и

внедрение

А С У С ...........................

 

 

100

 

1. Анализ

существующего порядка

управления . . . .

 

101

2. Принципиальный проект системы управления . . . .

 

107

3. Опыт внедрения

А С У С .................................................

 

 

 

 

 

114

 


Цена 40 коп.