Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Проект автоматизированной системы управления Главкиевгорстроя (АСУС ГКГС) охватывает всю дея тельность главка и подчиненных ему организаций и предприятий. В процессе конструирования системы раз рабатываются математические методы и модели, опре деляются необходимые и достаточные потоки информа ции в строительстве, создается нормативная база. На этой стадии вырабатываются и уточняются функции раз личных уровней руководства, наиболее рациональные способы материального и морального стимулирования, решаются вопросы комплексного программного и техни ческого обеспечения, юридические и социологические вопросы.
Структурные подсистемы трестов и домостроительных комбинатов на первом этапе рассматриваются как са мостоятельные автоматизированные системы. Для каж дой из них составляется рабочий проект.
Представляет интерес реализованное в ДСК-3 авто матизированное распределение ресурсов между строи тельными объектами. Проведенный комплекс производ ственных испытаний позволил довести порядок распре деления ресурсов до уровня рабочих инструкций, с по мощью которых работники ДСК-3 эксплуатируют эту систему.
Под руководством треста Доноргтехстрой Минтяжстроя УССР и пректно-конструкторского бюро по АСУС разработаны и внедряются в производство системы уп равления трестами жилищного и промышленного строи тельства в Донбассе. В наиболее полном виде представ лена АСУ треста Донкоксохимстрой. Авторы называют ее системой оперативного планирования и управления производственной деятельностью треста по сетевым гра фикам с применением ЭВМ. В действительности эта сис тема охватывает и функцию годового планирования, причем решение отдельных задач доведено до уровня рабочих методик и машинных программ; создана об ширная нормативная база.
Коллектив Доноргтехстроя ведет систематическую работу по охвату функций управлений в трестах про мышленного строительства, но пока не все экономиче ские функции отражены во внедряемых системах.
Встроительных организациях треста. Кишеневстрой,
атакже в организациях, сооружающих промышленный
115
комплекс в Калуге, созданы подсистемы оперативного планирования. В них в качестве модели строительного процесса принят сетевой график. Расчет плана произ водится на ЭВМ «Минск-2».
В Кемеровском ДСК и тресте Кузнецкжилстрой внедрена подсистема оперативного планирования и уп равления, разработанная Институтом систем управления. Ведется подготовка к внедрению этой подсистемы в трес те Кемеровохимстрой.
Автоматизированный сбор п обработка оперативной и отчетной информации осуществляется в Главкузбасстрое. Здесь действует система сбора и обработки ин формации о ходе выполнения работ на строительстве важнейших пусковых комплексов и объектов. Внедрен автоматизированный контроль за ходом выполнения трестами недельно-суточных графиков.
Экономико-математическая модель годового плани рования разработана и применяется в Кемерове и Че лябинске. Для этой работы характерен подход с пози ций новой системы планирования и экономического стимулирования и в то же время применение математи ческого аппарата, хотя и сложного, но в основном пра вильно. моделирующего экономическую сущность про изводственного процесса.
На Заволжском опытно-показательном ДСК в Кали нине внедрена автоматизированная система управления, которая состоит из двух автономных частей. Одна из них, работающая в ритме процесса, включает в себя сбор, передачу п регистрацию информации, блок монта жа, блок ритма поставок железобетонных изделий на строительные площадки. Другая предназначена для об работки информации по диспетчерскому учету движения материальных ресурсов с помощью специальной ЭЦВМ— анализатора, который работает периодически, что способствует повышению оперативности. Как из вестно, деятельность диспетчерской службы направлена на обязательное соблюдение программ монтажа зданий, но в процессе производства и строительства возможны случаи, когда целесообразно временное отклонение от заданной последовательности поставок. В дайной сис теме предусмотрены подобные отклонения, что обеспе чивает более гибкое управление производством.
Проектируются и частично функционируют автома тизированные системы в других трестах и домострои
116
тельных комбинатах. Это — система «Автоспутник», раз работанная на базе треста 50-летия Октября Главмособлстроя Ленинградского ДСК-2, автоматизированная система оперативного управления строительством слож ных комплексов «Аккорд». Широко распространены системы «Супер», предназначенные для регулирования развозки раствора и бетона.
Имеются также проектные разработки по автомати зированным системам управления или информации в Главленинградстрое, Главмособлстрое, Главташкентстрое, Главюжуралстрое, министерствах строительства Эстонской ССР, Белорусской ССР и во многих других органах управления.
Серьезным недостатком следует признать несистем ный подход к внедрению систем управления в строитель стве. Выбор методов автоматизированного управления и функций, включаемых в проекты систем, зачастую не отражает все цели и задачи предприятия и не всегда экономически обосновывается.
Начаты разработки систем для более высоких уров ней— комбинатов, территориальных главков, республи канских министерств строительства и выше. Однако и здесь системы проектируются в большинстве случаев не как управляющие, а как информационные или как систе мы обработки данных. Не приуменьшая значения иссле дований и практических разработок по информационным системам на уровне территориальных главков и мини стерств, отметим, что на данном этапе главное заключа ется в создании подлинно научных методов управления, отвечающих решениям XXIV съезда КПСС и майским (1969 г.) постановлениям ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР, именно на уровне строительных предприятий, где решаются вопросы ввода в действие комплексов и объектов. Формальное расширение границ автоматизиро ванных информационных систем не столь эффективно, как действие экономических регуляторов, оформленных соответствующими правовыми актами и основанных на материальной заинтересованности всех участников строительства в строгом соблюдении оптимального ре жима, установленного в системе.
•Весьма важно обеспечить увязку планов создания АСУС в общестроительных и специализированных орга низациях. Отдельные неудачи при внедрении АСУС в строительных трестах (противоречия с субподрядчиками
117
идругими участниками строительства) вызваны не столько неправильно выбранным уровнем для первооче редного создания систем, сколько недоработкой эконо мических вопросов, неполным охватом функций, преуве личенной оценкой роли математики.
Впроектах, как правило, не реализуется принцип полного охвата функций, объектов и уровней управле ния. Для большинства из них характерно недостаточ ное внимание к вопросам стимулирования, планирова ния стоимостных показателей, экономического регулиро вания внешних и внутренних связей, организации труда
ипроизводства, особенно на уровне бригад и произ водственных участков.
Впроектировании автоматизированных систем ин формации, обработки данных или автоматизации от дельных задач принимают участие научно-исследова тельские институты, пз которых следует отметить НИИЭС Госстроя СССР, НИИ автоматизированных си стем планирования и управления в строительстве Гос строя УССР, МИЭИ им. С. Орджоникидзе, НИИ орга
низации и управления в строительстве при МИ СИ им. Куйбышева, ЦЭМИ Академии наук СССР, НИИ си стем управления, Ленинградский и Киевский инженерно строительные институты, Институт экономики и органи зации промышленного производства Сибирского отделе ния АН СССР, а также тресты Доноргтехстрой, оргтехстрои министерств и территориальных главков. Большая работа в этом направлении проводится союзными и рес публиканскими строительными министерствами Узбек ской, Белорусской, Литовской, Молдавской, Эстонской союзных республик, а также главными управлениями по строительству в больших городах. Многого ожидают строители от недавно созданного ВНИПИ автоматизиро ванных систем управления в строительстве Госстроя
СССР.
И все же процесс внедрения автоматизированных систем в строительстве пока протекает не в оптималь ном режиме, темпы внедрения и результаты, получаемые на этой основе, все еще недостаточны. Практически внедряют главным образом автоматизацию отдельных задач на уровне трестов и домостроительных комбина тов и отчасти автоматизированные информационные си стемы на более высоких уровнях.
Автоматизированные системы управления, за немно-
\
118
гимн исключениями, вначале внедрялись в строительных организациях, не перешедших на новый порядок плани рования и экономического стимулирования, причем в состав таких систем входили не все функции управления. В этих условиях применяемые методы экономического стимулирования далеко не всегда отвечают главным за дачам строительных организаций, а формализация от дельных задач при несбалансированном плане и произ водстве не может привести к существенно положитель ным результатам.
Требуют решения такие вопросы, как состав проект ной документации и порядок проектирования систем управления; традиционный подход к проекту системы управления как к техническому проекту не соответству ет теории моделей и принципам оптимального управле ния.
В Материалах XXIV съезда КПСС выдвинуто требо вание обеспечить с самого начала проведение в жизнь принципа организационного, методологического и тех нического единства общегосударственной автоматизиро ванной системы сбора и обработки информации для уче та, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной системы связи страны. Для обеспечения методологического единства в 1972 г. изданы Общеотраслёвые руководящие методические материалы по созданию автоматизированных систем управления в промышленности (ОРММ АСУП). Этот документ не сомненно сыграет положительную роль в регламентации состава документации и работ по созданию АСУ для про мышленных предприятий. К сожалению, в нем не нашли отражения столь важные вопросы научного управления социалистическими предприятиями, как участие трудя щихся в управлении, экономические стимулы совершенст вования управления, социалистическое соревнование, неформализованные функции управления. Вскоре вый дут в свет Отраслевые руководящие методические мате риалы по созданию автоматизированных систем управ ления в строительстве. Должное отражение перечислен ных выше фундаментальных вопросов научного управле ния является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности строительно-монтажных ор ганизаций.
С О Д Е Р Ж А Н ИЕ |
|
|
Стр. |
Введение ..................................................................................................... |
3 |
I. Научные основы А С У С ....................................................... |
6 |
1.Основные понятия: управление, система, строительство, автоматизация ..............................................................................
2.Использование объективных законов социалистической
экономики в |
практике управления .................................... |
|
|
|
14 |
|||||
3. Особенности |
строительного |
производства и их отра |
27 |
|||||||
жение в управлении строительными |
организациями . |
. |
||||||||
4. Экономико-математические |
м одели ............................ |
|
|
36 |
|
|||||
II. Функции |
управления . . |
управления |
в |
строительном |
53 |
|||||
1. Классификация |
функции |
|
||||||||
п ред п ри яти и ...................................................................... |
|
|
|
|
|
|
53 |
|
||
2. Экономические |
ф ункции |
................................................ |
|
|
|
|
5д |
|
||
3. Производственно-хозяйственные |
ф ункции............. |
69 |
|
|||||||
4. Социологические |
стороны |
|
управления |
строительным |
|
|||||
предприятием. Неформализуемые |
функции............. |
74 |
|
|||||||
III. Хозяйственная реформа как механизм экономического уп |
83 |
|||||||||
равления |
............................................................................ |
|
|
|
|
|
|
: |
|
|
1. Принципы хозяйственной |
реформы в |
строительстве |
. |
83 |
||||||
2. Основное содержание хозяйственной реформы . . . . |
|
87 |
||||||||
3. Дальнейшее |
углубление |
хозяйственной |
реформы |
в |
96 |
|||||
строительстве |
............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
||
IV. Проектирование |
и |
внедрение |
А С У С ........................... |
|
|
100 |
|
|||
1. Анализ |
существующего порядка |
управления . . . . |
|
101 |
||||||
2. Принципиальный проект системы управления . . . . |
|
107 |
||||||||
3. Опыт внедрения |
А С У С ................................................. |
|
|
|
|
|
114 |
|
Цена 40 коп.