Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

иый язык в виде схем, чертежей, макетов или иных ус­ ловных (кодированных) описаний. Совокупность средств проектного производства моделирует объект, который должен получиться в результате деятельности строите­ лей, показывает, какими техническими средствами этот результат будет достигнут и как построенный объект будет функционировать.

Проект системы управления — тоже модель, но он принципиально отличается от технического проекта, будучи не вещественной, а логической моделью. Это мо­ дель целенаправленного процесса, динамическая модель функционирования системы отношений между людьми по производству, регламентированные правила их отно­ сительного поведения.

Строительное и технологическое проектирование, цель которого создание модели материального объекта и материального процесса, базируется на законах и нормативах естественных наук. В таких проектах моде­ лируется движение и взаимодействие средств производ­ ства. Проекты систем управления, моделируя социаль­ но-экономические процессы, основаны на законах обще­ ственного развития, экономических соотношениях и нор­ мативах экономической науки, социологии, социальной психологии, теории информации, кибернетики. Для мо­ делирования отдельных задач и операций применяется математический аппарат.

В состав проекта АСУС входит также техническая часть — описание электронных вычислительных машин, средств связи и другой специальной техники управле­ ния, применяемой в данной системе.

Но проект АСУС в целом было бы неточно называть техническим, ибо он моделирует не технику, а экономи­ ческие и социальные процессы, используя в качестве описанных и оптимизационных средств специфический аппарат логики и математики. Поэтому термин «принципиальный проект» точнее отражает его содер­ жание.

Вопрос о сущности и конкретном содержании проек­ та АСУ порой неверно трактуется даже крупными спе­ циалистами. Так, один из руководящих работников НИИ автоматической аппаратуры, правильно указывая на целесообразность разработки типовых проектов АСУ для различных групп предприятий, следующим образом, характеризует состав такого типового проекта:

108

перечень необходимых технических средств системы, а также технической документации на комплексирова-

иие этих систем и их монтаж:

единый для всех групп предприятий принцип кодиро­ вания информации;

обязательный руководящий материал по организа­ ции документооборота на предприятиях данной группы;

набор разумно составленных программ для ЭВМ; руководящий материал, предписывающий определен­

ную организацию нормативного хозяйства.

Все это необходимо в типовом проекте, но недоста­ точно для функционирования оптимальной системы уп­ равления, поскольку охватывает лишь технические сред­ ства управления и способы автоматизированного реше­ ния типовых задач. Ряд важнейших функций управле­ ния, например выбор направлений научно-технического прогресса, планирование социального развития коллек­ тива, методы экономического стимулирования, не полу­ чили бы отражения в таком проекте, а другие функции были бы отражены лишь в меру возможности их выпол­ нения на основе разумно составленных программ для

ЭВМ.

В содержание принципиального проекта АСУС целе­ сообразно включать следующие элементы:

1. Производственные процессы, выполняемые коллек­ тивом треста, — указание целей, основных объектов стро­ ительства, заданий пятилетнего плана; место строитель­ ной организации — характеристика ее как элемента вы­

шестоящей системы.

функциональных , блоков

2. Функции — описание

(подсистем) с указанием

цели, задач, операций, ло­

кальных критериев и ответственного структурного зве­ на. Принципиальная схема взаимосвязей между блока­ ми, причем каждый из них рассматривается как функ­ циональный оператор.

3.Базовая информация — нормативные комплексы и справочные материалы, необходимые для ввода в эк­ сплуатацию АСУС и ее функционирования на первое время, например на год.

4.Структура треста — СМУ и приравненные к ним звенья, предприятия, хозяйства; структура аппарата треста; функции и основные операции, выполняемые каждым звеном треста и аппарата; матрица функции — звенья.

109



5. Потоки информации — принципиальная схема дви­ жения информации в тресте (вход — структурные зве­

нья— выход). Внутренние потоки информации

в каж­

дом структурном звене треста.

моделей

6. Математическое обеспечение — комплект

(информационных и оптимизационных), применяемых в процессе управления. Математические методы обработ­ ки и анализа информации. Алгоритмы, машинные про­ граммы, область применения.

7.Правовое обеспечение — перечень государственных

иведомственных правовых актов, имеющих непосредст­ венное отношение к деятельности треста. Комплект пра­ вовых актов (положения, методики, инструкции, прави­ ла и др.), необходимые для текущей работы, в том чис­ ле по тресту в целом и по отдельным блокам.

8.Техническое обеспечение — принципиальная схема наличия и использования технических средств управле­ ния.

9.Технический проект информационно-вычислитель­ ного центра, если он входит в состав системы.

10.Технический проект связи.

Вобщеотраслевых руководящих методических ма­ териалах по созданию АСУ предприятий установлен со­ став документов технического (принципиального) проек­ та. Можно полагать, что этот же аналогичный состав до­ кументов будет принят и в отраслевых методических ма­ териалах по строительству. Сюда входит ведомость тех­ нического проекта (ГОСТ 2. 106—68), обоснование про­ ектных решений, сметы, расчет экономической эффектив­ ности, система шифровки, выбор комплекса технических средств, характеристика выбранной системы математи­ ческого обеспечения.

Центральными являются документы проекта, которые содержат характеристику АСУС и постановку задач.

Характеристика, разрабатываемая по каждой функ­ циональной подсистеме, включает состав подразделе­ ний в подсистеме, увязку задач, разделение функций между подразделениями и схему информационных

связей.

Постановка задач разрабатывается в проекте по сле­ дующей принципиальной схеме:

сущность задачи; информация — входная, нормативно-справочная, вы­

ходная, хранимая для связи с другими задачами, на-

110


капливаемая для последующих решений данной задачи; алгоритм решения; контрольный пример решения задачи (факультатив­

но).

Из этой схемы, предложенной в ОРММ АСУП [4.26., а(—и)], видно, как велико значение информации при постановке и решении задач. Надо еще добавить, что для формализованного, а тем более для автоматизиро­

ванного решения

задач управления требуется хорошо

организованная

информация — унифицированная по

форме, существенная по содержанию, достаточно на­ дежная и достоверная, подготовленная для машинной обработки.

В настоящее время разработано немало моделей для управления строительными процессами, особенно для планирования, однако применение их на практике стал­ кивается с трудностями именно в связи с неполнотой или отсутствием информации.

Принцип «сначала информация, а затем решение» красной нитью проходит через научную или просто хо­ рошую систему управления. При достаточной информа­ ции решение нередко определяется само по себе, без особо сложных расчетов и средств автоматизации. Ре­ шение, принятое и реализованное без должной информа­ ции, может, конечно, оказаться и правильным, но это скорее исключение, чем правило. Поэтому все экономи­ ко-математические модели и другие способы решения задач управления, включаемые в принципиальный про­ ект, следует проверять на наличие информации, а функ­ ции сбора, обработки, хранения и обновления информа­ ции должны быть отработаны в проекте наиболее тща­ тельно.

Более того, на высоких организационных уровнях (объединение, Главное управление министерства, Глав­ ное территориальное строительное управление), где не ведется .непосредственно строительное производство, а выполняются преимущественно контрольно-информаци­ онные функции, вполне возможно проектирование и ввод в действие сначала информационной системы, а затем системы управления.

Проект системы управления — это по существу про­ ект реконструкции, ибо строительно-монтажная органи­ зация не создается заново, в ней уже действует тот или иной порядок управления. Речь идет о том, чтобы от

111

сложившегося порядка, который, возможно, устарел и не отвечает новым задачам, перейти к системе управления, основанной на научных принципах и методах.

Поэтому в процессе проектирования необходимо ак­ тивное участие всего коллектива, особенно на стадии анализа, а затем при разработке операций каждого функционального блока. Психологическая и профессио­ нальная подготовка — разъяснение идей новой системы, проведение семинаров, экспериментальная проверка вы­ полнения отдельных операций, прогноз ожидаемых ре­ зультатов— все это обязательные условия успешного внедрения АСУС. Мероприятия по переходу на АСУС рекомендуется включать в планы новой техники, пре­ дусмотрев возможность премирования в соответствии с Положением о премировании за создание и внедрение новой техники. Вместе с тем при переходе на АСУС тре­ буется проявить волю п настойчивость, поскольку в этот период проявляются инерционные, а иногда и консерва­ тивные тенденции со стороны аппарата.

Процесс проектирования также молено рассматри­ вать как систему (были попытки составить блок-схему или сетевые графики проектирования АСУС). Вероят­ но, в этом нет особой необходимости, но в комплексе ра­ бот по созданию АСУС все же следует различать следу­ ющие стадии: анализ, -задание на проектирование, прин­ ципиальный проект, переход на новую систему планиро­ вания и экономического стимулирования, рабочий про­ ект, переход на запроектированную научную систему управления.

В дальнейшем принципиальный проект развертыва­ ется до уровня рабочего проекта по функциональным блокам. В этом случае каждый блок рассматривается как подсистема, у которой информация на входе совпа­ дает с тем, что принято в принципиальной схеме взаи­ модействия блоков, а кроме того, раскрывается внут­ реннее движение информации, воздействия и контроля.

Предусматривается декомпозиция каждой функции иа отдельные операции или задачи. По-видимому, рабо­ чий проект лучше всего составлять в ходе реализации принципиального проекта, чтобы работники треста (объединения) сами принимали активное участие в фор­ мулировке этих задач и методов их выполнения.

Сейчас темпы внедрения автоматизированных систем управления в строительстве и качество их работы в ре­

112


шающей степени зависят от организации проектирова­ ния. Разумеется, нет необходимости составлять индиви­ дуальные проекты для каждого из многих трестов. Целе­ сообразно классифицировать их по существенным приз­ накам управления, а затем разработать типовые алго­ ритмы, операции, блоки, а быть может, и типовые про­ екты. При этом межотраслевой методический центр должен установить единые принципы и правила кодиро­ вания информации, а также обязательные правила до­ кументооборота по связям с внешними органами и об­ щегосударственные нормативы, а отраслевой методичес­ кий центр — правила проектирования, финансирования, основное содержание функций управления.

Переход от традиционной системы управления к АСУС в крупной строительной организации — сложный и продолжительный процесс. Он был бы проще, если бы речь шла о создании новой строительной организации вместе со своей специально запроектированной систе­ мой управления строительством. Но в действительности происходит изменение существующей системы управле­ ния, постепенный перевод ее из фактического состояния в проектное без остановки производства. Здесь прихо­ дится сталкиваться с недостаточной технической и пси­ хологической подготовкой кадров, а иногда и с нежела­ нием переучиваться. В прошлом с внедрением АСУС или отдельных ее элементов, особенно сетевых графи­ ков, порой связывали несбыточные надежды, полагая, что даже в условиях несбалансированного плана при неувязке задач и ресурсов АСУС может обеспечить вы­ полнение планов. Такой подход впоследствии может привести к разочарованию и недоверию даже к таким элементам АСУС, которые полезны и эффективны.

Нельзя забывать о том, что сложившиеся методы уп­ равления обладают инерцией, накопленной за долгие годы их применения. Поэтому переход на АСУС может встретить психологическое сопротивление, например рав­ нодушие, скептицизм или пассивность и т. п. Для тако­ го инерционного сопротивления, несомненно, найдутся поводы, поскольку в первое время, как и во всяком но­ вом деле, здесь неизбежны неполадки.

Созданию АСУС необходимо придать планомерность, предусмотрев в определенной последовательности подго­ товительные мероприятия, и в том числе углубленное обучение всего персонала экономическим знаниям.

113

Решениями XXIV съезда КПСС предусмотрен пере­ ход в текущем пятилетии всех строительно-монтажных организаций на новые методы хозяйствования.

Что же касается автоматизированных систем управ­ ления, то имеющиеся ресурсы ЭВМ позволяют внедрить их лишь в 20—25% строительных организаций. Поэтому внедрять АСУС целесообразно только там, где уже за­ вершен перевод на новую систему планирования и эко­ номического стимулирования. Все проекты АСУС и их типовые блоки, а также модели, алгоритмы и методы оптимизации должны быть ориентированы на новые ме­ тоды хозяйствования.

3. Опыт внедрения АСУС

Опыт создания комплексных автоматизированных систем управления в строительных предприятиях пока еще не велик, преобладают не комплексные оптимизиро­ ванные, а скорее информационные системы или автома­

тизация отдельных

задач

управления

производством.

К числу наиболее успешно работающих относится ав­

томатизированная

система

управления

Главмосстроя

(АСУС ГМС). Она выполняет функции перспективного, годового, квартального, месячного, суточного планиро­ вания, составления почасового монтажно-транспортного графика, а также оперативного регулирования хода про­ изводства на основе планово-производственной до­ кументации. Технической базой системы является вычис­ лительный центр и развитая сеть связи по радио и по проводам. Информация из центра в строительные орга­ низации передается в обычном алфавитно-цифровом вы­

ражении,

позволяющем

непосредственно использовать

в процессе

управления

документацию, полученную из

ЭВМ. На первом этапе основное внимание было уделено созданию ВЦ и системы связи, организации оперативно­ го управления ходом работ на объектах, а также опера­ тивной координации деятельности строительных и тран­ спортных организаций и предприятий строительной ин­ дустрии. Ввод в эксплуатацию осуществляется по функциональным подсистемам.

Анализ показывает, что на данном этапе АСУС Главмосстроя выполняет в значительной мере функции оперативного управления транспортом и производством. Вместе с тем продолжается работа по расширению сис­ темы и постепенному охвату новых функций управления.

114