Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
иый язык в виде схем, чертежей, макетов или иных ус ловных (кодированных) описаний. Совокупность средств проектного производства моделирует объект, который должен получиться в результате деятельности строите лей, показывает, какими техническими средствами этот результат будет достигнут и как построенный объект будет функционировать.
Проект системы управления — тоже модель, но он принципиально отличается от технического проекта, будучи не вещественной, а логической моделью. Это мо дель целенаправленного процесса, динамическая модель функционирования системы отношений между людьми по производству, регламентированные правила их отно сительного поведения.
Строительное и технологическое проектирование, цель которого создание модели материального объекта и материального процесса, базируется на законах и нормативах естественных наук. В таких проектах моде лируется движение и взаимодействие средств производ ства. Проекты систем управления, моделируя социаль но-экономические процессы, основаны на законах обще ственного развития, экономических соотношениях и нор мативах экономической науки, социологии, социальной психологии, теории информации, кибернетики. Для мо делирования отдельных задач и операций применяется математический аппарат.
В состав проекта АСУС входит также техническая часть — описание электронных вычислительных машин, средств связи и другой специальной техники управле ния, применяемой в данной системе.
Но проект АСУС в целом было бы неточно называть техническим, ибо он моделирует не технику, а экономи ческие и социальные процессы, используя в качестве описанных и оптимизационных средств специфический аппарат логики и математики. Поэтому термин «принципиальный проект» точнее отражает его содер жание.
Вопрос о сущности и конкретном содержании проек та АСУ порой неверно трактуется даже крупными спе циалистами. Так, один из руководящих работников НИИ автоматической аппаратуры, правильно указывая на целесообразность разработки типовых проектов АСУ для различных групп предприятий, следующим образом, характеризует состав такого типового проекта:
108
перечень необходимых технических средств системы, а также технической документации на комплексирова-
иие этих систем и их монтаж:
единый для всех групп предприятий принцип кодиро вания информации;
обязательный руководящий материал по организа ции документооборота на предприятиях данной группы;
набор разумно составленных программ для ЭВМ; руководящий материал, предписывающий определен
ную организацию нормативного хозяйства.
Все это необходимо в типовом проекте, но недоста точно для функционирования оптимальной системы уп равления, поскольку охватывает лишь технические сред ства управления и способы автоматизированного реше ния типовых задач. Ряд важнейших функций управле ния, например выбор направлений научно-технического прогресса, планирование социального развития коллек тива, методы экономического стимулирования, не полу чили бы отражения в таком проекте, а другие функции были бы отражены лишь в меру возможности их выпол нения на основе разумно составленных программ для
ЭВМ.
В содержание принципиального проекта АСУС целе сообразно включать следующие элементы:
1. Производственные процессы, выполняемые коллек тивом треста, — указание целей, основных объектов стро ительства, заданий пятилетнего плана; место строитель ной организации — характеристика ее как элемента вы
шестоящей системы. |
функциональных , блоков |
2. Функции — описание |
|
(подсистем) с указанием |
цели, задач, операций, ло |
кальных критериев и ответственного структурного зве на. Принципиальная схема взаимосвязей между блока ми, причем каждый из них рассматривается как функ циональный оператор.
3.Базовая информация — нормативные комплексы и справочные материалы, необходимые для ввода в эк сплуатацию АСУС и ее функционирования на первое время, например на год.
4.Структура треста — СМУ и приравненные к ним звенья, предприятия, хозяйства; структура аппарата треста; функции и основные операции, выполняемые каждым звеном треста и аппарата; матрица функции — звенья.
109
5. Потоки информации — принципиальная схема дви жения информации в тресте (вход — структурные зве
нья— выход). Внутренние потоки информации |
в каж |
дом структурном звене треста. |
моделей |
6. Математическое обеспечение — комплект |
(информационных и оптимизационных), применяемых в процессе управления. Математические методы обработ ки и анализа информации. Алгоритмы, машинные про граммы, область применения.
7.Правовое обеспечение — перечень государственных
иведомственных правовых актов, имеющих непосредст венное отношение к деятельности треста. Комплект пра вовых актов (положения, методики, инструкции, прави ла и др.), необходимые для текущей работы, в том чис ле по тресту в целом и по отдельным блокам.
8.Техническое обеспечение — принципиальная схема наличия и использования технических средств управле ния.
9.Технический проект информационно-вычислитель ного центра, если он входит в состав системы.
10.Технический проект связи.
Вобщеотраслевых руководящих методических ма териалах по созданию АСУ предприятий установлен со став документов технического (принципиального) проек та. Можно полагать, что этот же аналогичный состав до кументов будет принят и в отраслевых методических ма териалах по строительству. Сюда входит ведомость тех нического проекта (ГОСТ 2. 106—68), обоснование про ектных решений, сметы, расчет экономической эффектив ности, система шифровки, выбор комплекса технических средств, характеристика выбранной системы математи ческого обеспечения.
Центральными являются документы проекта, которые содержат характеристику АСУС и постановку задач.
Характеристика, разрабатываемая по каждой функ циональной подсистеме, включает состав подразделе ний в подсистеме, увязку задач, разделение функций между подразделениями и схему информационных
связей.
Постановка задач разрабатывается в проекте по сле дующей принципиальной схеме:
сущность задачи; информация — входная, нормативно-справочная, вы
ходная, хранимая для связи с другими задачами, на-
110
капливаемая для последующих решений данной задачи; алгоритм решения; контрольный пример решения задачи (факультатив
но).
Из этой схемы, предложенной в ОРММ АСУП [4.26., а(—и)], видно, как велико значение информации при постановке и решении задач. Надо еще добавить, что для формализованного, а тем более для автоматизиро
ванного решения |
задач управления требуется хорошо |
организованная |
информация — унифицированная по |
форме, существенная по содержанию, достаточно на дежная и достоверная, подготовленная для машинной обработки.
В настоящее время разработано немало моделей для управления строительными процессами, особенно для планирования, однако применение их на практике стал кивается с трудностями именно в связи с неполнотой или отсутствием информации.
Принцип «сначала информация, а затем решение» красной нитью проходит через научную или просто хо рошую систему управления. При достаточной информа ции решение нередко определяется само по себе, без особо сложных расчетов и средств автоматизации. Ре шение, принятое и реализованное без должной информа ции, может, конечно, оказаться и правильным, но это скорее исключение, чем правило. Поэтому все экономи ко-математические модели и другие способы решения задач управления, включаемые в принципиальный про ект, следует проверять на наличие информации, а функ ции сбора, обработки, хранения и обновления информа ции должны быть отработаны в проекте наиболее тща тельно.
Более того, на высоких организационных уровнях (объединение, Главное управление министерства, Глав ное территориальное строительное управление), где не ведется .непосредственно строительное производство, а выполняются преимущественно контрольно-информаци онные функции, вполне возможно проектирование и ввод в действие сначала информационной системы, а затем системы управления.
Проект системы управления — это по существу про ект реконструкции, ибо строительно-монтажная органи зация не создается заново, в ней уже действует тот или иной порядок управления. Речь идет о том, чтобы от
111
сложившегося порядка, который, возможно, устарел и не отвечает новым задачам, перейти к системе управления, основанной на научных принципах и методах.
Поэтому в процессе проектирования необходимо ак тивное участие всего коллектива, особенно на стадии анализа, а затем при разработке операций каждого функционального блока. Психологическая и профессио нальная подготовка — разъяснение идей новой системы, проведение семинаров, экспериментальная проверка вы полнения отдельных операций, прогноз ожидаемых ре зультатов— все это обязательные условия успешного внедрения АСУС. Мероприятия по переходу на АСУС рекомендуется включать в планы новой техники, пре дусмотрев возможность премирования в соответствии с Положением о премировании за создание и внедрение новой техники. Вместе с тем при переходе на АСУС тре буется проявить волю п настойчивость, поскольку в этот период проявляются инерционные, а иногда и консерва тивные тенденции со стороны аппарата.
Процесс проектирования также молено рассматри вать как систему (были попытки составить блок-схему или сетевые графики проектирования АСУС). Вероят но, в этом нет особой необходимости, но в комплексе ра бот по созданию АСУС все же следует различать следу ющие стадии: анализ, -задание на проектирование, прин ципиальный проект, переход на новую систему планиро вания и экономического стимулирования, рабочий про ект, переход на запроектированную научную систему управления.
В дальнейшем принципиальный проект развертыва ется до уровня рабочего проекта по функциональным блокам. В этом случае каждый блок рассматривается как подсистема, у которой информация на входе совпа дает с тем, что принято в принципиальной схеме взаи модействия блоков, а кроме того, раскрывается внут реннее движение информации, воздействия и контроля.
Предусматривается декомпозиция каждой функции иа отдельные операции или задачи. По-видимому, рабо чий проект лучше всего составлять в ходе реализации принципиального проекта, чтобы работники треста (объединения) сами принимали активное участие в фор мулировке этих задач и методов их выполнения.
Сейчас темпы внедрения автоматизированных систем управления в строительстве и качество их работы в ре
112
шающей степени зависят от организации проектирова ния. Разумеется, нет необходимости составлять индиви дуальные проекты для каждого из многих трестов. Целе сообразно классифицировать их по существенным приз накам управления, а затем разработать типовые алго ритмы, операции, блоки, а быть может, и типовые про екты. При этом межотраслевой методический центр должен установить единые принципы и правила кодиро вания информации, а также обязательные правила до кументооборота по связям с внешними органами и об щегосударственные нормативы, а отраслевой методичес кий центр — правила проектирования, финансирования, основное содержание функций управления.
Переход от традиционной системы управления к АСУС в крупной строительной организации — сложный и продолжительный процесс. Он был бы проще, если бы речь шла о создании новой строительной организации вместе со своей специально запроектированной систе мой управления строительством. Но в действительности происходит изменение существующей системы управле ния, постепенный перевод ее из фактического состояния в проектное без остановки производства. Здесь прихо дится сталкиваться с недостаточной технической и пси хологической подготовкой кадров, а иногда и с нежела нием переучиваться. В прошлом с внедрением АСУС или отдельных ее элементов, особенно сетевых графи ков, порой связывали несбыточные надежды, полагая, что даже в условиях несбалансированного плана при неувязке задач и ресурсов АСУС может обеспечить вы полнение планов. Такой подход впоследствии может привести к разочарованию и недоверию даже к таким элементам АСУС, которые полезны и эффективны.
Нельзя забывать о том, что сложившиеся методы уп равления обладают инерцией, накопленной за долгие годы их применения. Поэтому переход на АСУС может встретить психологическое сопротивление, например рав нодушие, скептицизм или пассивность и т. п. Для тако го инерционного сопротивления, несомненно, найдутся поводы, поскольку в первое время, как и во всяком но вом деле, здесь неизбежны неполадки.
Созданию АСУС необходимо придать планомерность, предусмотрев в определенной последовательности подго товительные мероприятия, и в том числе углубленное обучение всего персонала экономическим знаниям.
113
Решениями XXIV съезда КПСС предусмотрен пере ход в текущем пятилетии всех строительно-монтажных организаций на новые методы хозяйствования.
Что же касается автоматизированных систем управ ления, то имеющиеся ресурсы ЭВМ позволяют внедрить их лишь в 20—25% строительных организаций. Поэтому внедрять АСУС целесообразно только там, где уже за вершен перевод на новую систему планирования и эко номического стимулирования. Все проекты АСУС и их типовые блоки, а также модели, алгоритмы и методы оптимизации должны быть ориентированы на новые ме тоды хозяйствования.
3. Опыт внедрения АСУС
Опыт создания комплексных автоматизированных систем управления в строительных предприятиях пока еще не велик, преобладают не комплексные оптимизиро ванные, а скорее информационные системы или автома
тизация отдельных |
задач |
управления |
производством. |
К числу наиболее успешно работающих относится ав |
|||
томатизированная |
система |
управления |
Главмосстроя |
(АСУС ГМС). Она выполняет функции перспективного, годового, квартального, месячного, суточного планиро вания, составления почасового монтажно-транспортного графика, а также оперативного регулирования хода про изводства на основе планово-производственной до кументации. Технической базой системы является вычис лительный центр и развитая сеть связи по радио и по проводам. Информация из центра в строительные орга низации передается в обычном алфавитно-цифровом вы
ражении, |
позволяющем |
непосредственно использовать |
в процессе |
управления |
документацию, полученную из |
ЭВМ. На первом этапе основное внимание было уделено созданию ВЦ и системы связи, организации оперативно го управления ходом работ на объектах, а также опера тивной координации деятельности строительных и тран спортных организаций и предприятий строительной ин дустрии. Ввод в эксплуатацию осуществляется по функциональным подсистемам.
Анализ показывает, что на данном этапе АСУС Главмосстроя выполняет в значительной мере функции оперативного управления транспортом и производством. Вместе с тем продолжается работа по расширению сис темы и постепенному охвату новых функций управления.
114