Файл: Тайнов А.И. Регулирование периодической неравномерности хода машин (расчет маховых масс) (учебное пособие по спец. 0639).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отрезки, определяющие соответствующие значения Р1В. Концы от­ резков соединяем плавной кривой. В положениях 0 — 12 и 6 диа­ граммы здесь будут иметь место перепады, что связано с измене­ нием в этих точках направления движения поршня.

Рис. 6

По оси абсцисс диаграммы откладываются здесь либо время t, либо угол ср поворота кривошипа. Масштабы диаграммы по этой оси, соответственно, будут:

М “ =

пф

[сек мм],

(31)

L

 

 

ИЛИ

 

 

 

и. = - ~

['/мм |,

(32)

где Т — период времени за полный цикл работы двигателя в сек.; п\ — число оборотов кривошипа в мин.

Следует отметить, что сила РД8, определяемая согласно урав­ нению (28), приложена к поршню двигателя (рис. 4). Но для даль­

нейшего исследования наиболее удобно пользоваться

значениями

приведенных

сил

и приведенных

моментов этих сил,

приняв при

этом в первом

случае за точку приведения точку А механизма,

а во втором случае за звено приведения — кривошипное звено.

Значение

приведенной силы,

направленной перпендикулярно

18

кривошипу, исходя из теоремы Н. Е. Жуковского о жестком рыча ге. определится из выражения:

 

 

^*ЛвVB

>

(33)

где ty, и vB — линейные скорости точек Л и В механизма.

Из условия (33)

следует:

 

 

 

 

 

7,

 

- [ьТ].

(34)

Подставляя

в правые части этого уравнения

соответствующие

значения 7 ДВ и

vB-, будем иметь:

 

 

 

7 лв0

= 7 дв*

 

 

 

7 =

7

-

 

 

 

Д»,

 

дв,

(35)

 

 

 

 

 

 

 

7 ДВ,,

= 7 дв,, и

 

По этим данным

в обычном

порядке строим диаграмму каса­

тельных (приведенных) сил двигателя (рис. 7), соответственно, в масштабе р р по оси ординат и в масштабе p t или и по оси абс­

цисс.

Следует отметить, что диаграмма касательных сил, приведен­ ная на рис. 7, одновременно ,может служить и в качестве диаграм-

2*

19


мы приведенных моментов движущих сил рассматриваемого дви­ гателя внутреннего сгорания,так как

 

 

М

— Т

 

 

(36)

 

 

 

Д В ;

1

Д В I

 

 

где

г — радиус кривошипа в м.

 

 

 

 

 

 

Следовательно, будем иметь:

 

 

 

 

 

 

 

м д в в

1!

ч-Е ДВ „

 

 

 

 

 

 

м

II

Д В ,

 

 

(37)

 

 

Д Б ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

= Т

 

 

 

 

 

 

л в , , 1

Д Б , ,

 

 

 

 

Масштаб диаграммы по оси ординат при этом, соответственно,

будет:

 

•X

= а

К

 

(ЗВ)

 

 

 

 

 

 

 

Р '

 

а масштабы р, и р

по оси абсцисс остаются неизменными.

ки,

После чего, в зависимости от характера последующей обработ­

задаемся законом изменения

значений: либо

приведенных

сил

Т „.с полезных

сопротивлений,

либо

приведенных моментов

Л1„ с сил полезных сопротивлений.

Пусть,

например,

в данном слу­

чае для дальнейшего исследования за исходную диаграмму прини­ маем диаграмму Л1!„■=/(/), приведенную на рис. 8, а. Поэтому за­ даемся законом изменения 31„.с- В общем случае этот закон мо­ жет быть произвольным или строго регламентированным. Он мо­ жет быть синусоидальным, линейным, трапецеидальным и т. д. Но в практике наиболее целесообразно иметь более простой закон из­

менения

этого момента,

а

именно, удовлетворяющий условию

Л'/,,.,- = const. Принимаем

этот

закон

изменения

Л1„с и в данном

случае.

 

 

 

 

 

Для

определения значения

Л1п.с

поступаем

следующим обра­

зом. Подсчитаем площади положительных и отрицательных частей диаграммы AIJB. Пусть это будут, соответственно, площади Si и S2. Практически они могут быть подсчитаны при помощи планиметра или же путем вычерчивания указанной диаграммы на миллимет­ ровой бумаге, и последующего подсчета числа клеток. После чего,

исходя из принятых здесь условий, значение ординаты М ПЛ. опре­ делится из выражения:

ма, =

(39)

Модуль вектора Л1„.с соответственно,

будет:

 

'Wn.c = ^лДп.с •

(40)

20



На рис. 8откладываем отрезок Л4п.с от оси абсцисс по вер­ тикали и проводим горизонтальную прямую, которая и изобразит на чертеже диаграмму приведенных моментов сил полезных сопро­ тивлений в соответствующем масштабе.

При наличии диаграмм М = М(ср) легко могут быть построены и диаграммы работ движущих сил и сил полезных сопротивлений машины.

Для построения диаграмм работ, соответственно, имеем:

A = $Md?.

1

(41)

Задача эта может быть решена в данном случае чисто графиче­ ски. Имея в виду

М — рмМ и dcp == ptpd'f ,

(42)

уравнение (41) может быть представлено в таком виде:

А = РмР9 §

(43)

?

21

Графическое интегрирование функции Л1= Л1(ф) производим в обычном порядке. Криволинейные трапеции каждого из участков диаграммы приведенных моментов (рис. 8, и) преобразуем в соот­ ветствующие равновеликие прямоугольники. Затем, верхние пло­ щадки этих прямоугольников проектируем на ось ординат, в ре­ зультате чего на этой оси получим, соответственно, точки 1 , 2. 3 , ...

Далее, на продолжении оси абсцисс, па расстоянии Н от начала координат, выбираем точку л — полюс графического интегрирова­ ния. После чего, точки 1, 2. 3, ... на оси ординат соединяем прямы­ ми линиями с точкой д. По полученным таким образом лучам rrl, ,л2, лЗ, в обычном порядке строим диаграмму работ Л = Л (ф). На рис. 8,6 показано построение этой диаграммы. Из чертежа видно, что диаграммы Лдв г: Лп.с строятся здесь путем последователь­ ного проведения на каждом из участков прямых, параллельных соответствующим лучам. Отметим, что при правильном построении диаграмм Л1ДВ и Л'/П.с и тщательном выполнении графического ин­ тегрирования, графики диаграмм Лдв и Лп г в конце цикла долж­ ны сонтись. Этим условием обычно пользуются для Проверки пра­ вильности указанных здесь графических построении.

Масштабы р t и диаграмм А д„ и Ли.с (рис. 8, б) но оси

абсцисс определяются так же, как и во всех предыдущих случаях Масштаб рл по оси ординат находится согласно выражению':

!\, -

'1л А \н

1кГ' Х| ММ1>

(П1)

где Н — полюсное расстояние.

 

 

 

Заметим, что диаграмма

Л/ = ЛТ(ф)

на рис.

8, а одновременно

является и диаграммой

T=T(S),

вычерченной,

соответственно, в

масштабах р р и . Для

построения

диаграмм

работ в этом слу­

чае будем иметь:

 

 

 

 

 

 

A

 

\T d s .

(!.))

 

 

S

 

 

 

Но так как здесь

 

 

 

 

 

Т — up Т

и

ds = o.sds ,

(46)

то после подстановки этих значений Т и ds в уравнение (45), по­ лучим:

A = 4 >-P\>-s \Tds.

(47)

S

 

Масштаб диаграммы работ по оси ординат определится из выра­ жения:

[ кГхммЬ

(48)

Из уравнения (47) следует, что в этом случае диаграмма работ

22


может быть построена непосредственно путем графического инте­ грирования диаграммы касательных сил.

Далее, исходя из диаграммы работ, строим диаграмму прира­ щения кинетической энергии Д£ рассматриваемого двигателя, внут­ реннего сгорания. Это приращение определится, соответственно, из

условия:

 

 

АЕ, = А„. -

Ап.с,.

(49)

Для каждого из положений механизма согласно этому уравне­

нию будем иметь:

 

 

 

 

 

Д £0- А.1В„

 

 

 

 

 

ДЯ, = АД»1

 

 

(50)

 

 

Д£и = А

-

А

 

 

 

 

 

П . С ц

 

На рис, 9, а

показано построение этой диаграммы. При этом

масштабы и,

и

и, оставлены без изменения, а масштаб р /г

при­

нят равным |i

г

 

 

 

 

В качестве завершающей диаграммы на рис. 9, 6 построена диа­ грамма £, характеризующая изменение кинетической энергии ма­ шины за полный цикл работы, исходя из действия только заданных сил. Из чертежа на рис. 9, 6 нетрудно заметить, что диаграмма Е получается из предыдущей путем простого переноса начала коор­ динат по вертикали на величину Е 0. При этом кинетическая энер­ гия £ 0 механизма в нулевом положении определяется из равенства:

 

Е0 = 1пр,

2

(51)

или

 

 

 

 

£п ■тпр.

 

(52)

Отметим только,

что отрезок £ 0

на диаграмме откладывается в

том же масштабе и

, в каком построена диаграмма Д£.

 

В заключение отметим, что при наличии всех построенных здесь диаграмм, исходя из закономерностей изменения заданных сил, могут быть непосредственно решены ряд задач динамики машин. Так, например, ио диаграмме приведенных моментов (рис. 8, а) легко определить индикаторную мощность двигателя. Действитель­ но, имеем;

/V* = Мас №) | кГ• м/сек].

(53)

23