Файл: Тайнов А.И. Регулирование периодической неравномерности хода машин (расчет маховых масс) (учебное пособие по спец. 0639).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пусть Ал—-угол поворота ведущего звена за один период. Тог­ да будем иметь:

 

 

ДМ (<р) =

ДМ (ср 4 - Air)]

 

 

 

. / п р ( :?) =

/ п р ( ? i - A ir ) I

( 8 2 )

Применив для отрезка kn уравнение движения машины в фор­

ме (76)

находим:

 

 

 

 

2

2

<r+fc)

 

 

СО,

0)п

|

(.'Илв — Мп с - м а с ± м а ) d* ,

7пр(? -

Ь )

— / пр(?) ~

 

 

 

 

 

(83)

где о.)0

и o)i — угловые скорости

вала кривошипного звена

в на­

 

 

чале и в конце периода.

 

Но при установившемся движении машины, как уже было от­

мечено выше, удовлетворяется условие:

 

 

(?+*")

(?+«-)

 

 

J

(MM± M e )d<p=

J (Мал + Мв с) d f .

(84)

 

9

 

 

9

 

На интервале всего периода работы машины за цикл

работа

сил веса будет равна нулю. Следовательно, будем иметь:

 

 

 

j

 

MGd<? = 0.

(85)

Тогда условие (84) запишется таким образом:

 

(¥+*")

 

 

(y-fft-)

 

 

I

А1ый<о

 

j

(Мпс -f М йС) d®.

(86)

-

 

 

 

с

 

 

При условии (85)

или

(86),

уравнение (83) принимает вид;

г

у

,

2

2

 

соI

.

W .

(87)

^пр (г Д-

 

 

_

/ пр (s) —j- — 0 .

Тогда, имея в виду условия, выраженные равенствами (82),

по­

лучим:

 

 

 

®о =

“ 1

(88)

 

 

 

 

г. е. движение машины является установившимся с периодом Ад. Из приведенного анализа видно, что условие (86) является ус­

ловием существования установившегося движения.

30



6. Периодическая неравномерность хода машины

Итак, вследствие периодичности некоторых функций, характе­ ризующих уравнение движения машины, угловая скорость ведуще­ го звена при установившемся движении внутри каждого периода непрерывно меняется. На рис. 10 приведен график изменения со кривошипного звена с периодом kn. Из графика видно, что на не­ котором интервале движения от ср5до ср угловая скорость со растет, а на интервале от ср до ф2 — она убывает. Уравнение движения машины на каждом из этих интервалов с учетом периодичности только функции ДМ(ф), соответственно, запишется следующим об­ разом:

для интервала от ф.) до ф

(89)

для интервала от ф до ф2

j (AfM ± M c ) d . < U M ^ + M ^ d

(90)

Зависимости (89) и (90) являются, таким образом, справедли­ выми только для машин с постоянным значением приведенной мас­

сы или приведенного момента пнерщш.

 

Для машин же в общем случае,

когда переменными являются

и значения приведенных масс (или

приведенных

моментов инер­

ции) при оценке изменений угловой

скорости вала

кривошипа не­

обходимо учитывать влияние на со не только работы движущих сил, сил полезных и вредных сопротивлений, но и влияние переменного характера значения /??.пр или / пр.

Таким образом, можно сказать, что при установившемся дви­

жении

машины угловая скорость ведущего звена внутри перио­

да

постоянно изменяется. Причем, это изменение является след­

ствием периодичности функций ДМ(ф) и / пр(ф), и носит в целом

также периодический характер. Это означает, что при графическом изображении изменения значения со, отрезки кривых для каждых смежных периодов полностью бы совпали.

Явление периодических изменений угловой скорости ведущего звена, при установившемся движении машины называется перио­ дической неравномерностью хода. Такая неравномерность хода ха­ рактеризуется отклонением угловой скорости вала внутри периода

движения но отношению

к ее значениям на границах периода

(рис. 10).

 

Для характеристики степени периодической неравномерности

хода машины вводится

коэффициент 6, называемый коэффициен­

31


том периодической неравномерности. Значение этого коэффициен­ та обычно определяется как отношение разности между макси1 мальным и минимальным значениями угловой скорости к среднему ее значению. Аналитически это запишется следующим образом:

g __ ul max

Cllm in

(9 1 )

0)ср

где (ошах и <omin — абсолютные максимум и минимум угловой скорости в пределах периода (рис. 10);

соср — средняя угловая скорость на том же интер­ вале.

Но средняя угловая скорость ведущего звена определится из выражения:

СР

кг.

 

}

 

*пер

 

где /гл — угол поворота ведущего звена за полный период; /пер — время периода.

Время периода можно найти из соотношения:

Откуда следует

(92)

(93)

(94)

или интегрируя на интервале периода, получим:

■кг.)

d'i

(95)

tпер

ш(<р)

 

 

Однако, использовать выражения (92) и (95) для определения значения соср не представляется возможным, так как для этого не-

32

обходимо располагать функцией со(<р), которая в данном случаё является неизвестной.

Поэтому на практике, при инженерных расчетах, обычно при­

нимают:

‘"min

 

U)ср

(96)

 

2

 

Тогда, исходя из уравнений (91) и (96), путем совместного их решения, находим:

®тах ^0ср

(97)

®min— ®ер

В заключение отметим, что чем меньше значение 6, тем меньше будет колебание угловой скорости ведущего вала машины. Это означает, соответственно, и более равномерное его вращение. Для различных типов машин, исходя из технологических требований, при которых происходит рабочий процесс, практикой установлены допускаемые значения коэффициентов неравномерности хода. В таблице I приведены значения этих коэффициентов для некото­ рых типов машин, имеющих наиболее широкое применение в со­ временном машиностроении.

 

 

 

 

 

Таблица /1

Допускаемые значения коэффициентов периодической неравномерности

 

 

хода машин

 

 

 

типы машин

 

Допускаемые значения о

Насосы

 

 

1

 

1

 

 

5

30

 

 

 

Сельскохозяйственные

машины

1

 

1

5

~

50

 

 

 

Металлообрабатывающие машины

1

 

1

20

~

50

 

 

 

Компрессоры

 

 

1

 

1

 

 

50

 

100

 

 

 

 

Двигатели внутреннего

сгорания

1

 

1

80

~

150

 

 

 

Электрические генераторы

перемен­

1

 

г

ного тока

 

 

200

'

300

Авиационные двигатели, турбогене­

1

 

 

раторы

 

 

------и меньше

 

 

 

200

 

 

П р и м е ч а н и е .

Для

тихоходных машин

каждого типа следует задавать­

ся, соответственно, большими значениями 6, а для быстроходных — меньшими их значениями.

3 - 5 7 0

33


?. Постановка задачи о расчете маховика

Периодическая неравномерность хода машины почти во всех случаях является вредным явлением. II допускается она, как мы видели здесь, только в определенных пределах. Причем, допускае­ мая степень периодической неравномерности хода задается в стро­ гой зависимости от назначения машины и условий ее работы в про­ цессе эксплуатации.

Кроме допускаемого значения коэффициента б, для любой ма­ шины является заданным и среднее значение угловой скорости соср ведущего вала, соответствующее значению 6. Задача обеспечения заданного значения 6 при заданном значении средней угловой ско­ рости вала путем подбора параметров маховых масс и носит на­ звание задачи регулирования периодической неравномерности хода машины.

Действительно, для любой машины всегда можно подобрать такие маховые массы, которые при заданном обеспечили бы заданное значение коэффициента периодической неравномерно­ сти б хода. Пусть, например, каким-либо образом для рассматри­ ваемой машины найдены углы поворота ведущего вала в положе­ ниях ср2 и фь соответствующих заданным значениям ш шах и w,nill. Для отрезка движения, характеризуемого параметрами cfi и ф2, за­ пишем уравнение движения машины в форме (76):

Ы

11ПЛ ъ ) - ~ - = j A-VW-f.

(98)

 

fi

 

Но приведенный момент инерции любой машины всегда можно представить состоящим из постоянной и переменкой составляю­ щих. Поэтому можем написать:

 

 

 

^.р (г)

+

Л ('?),

 

 

(99)

где Iо — постоянная

составляющая

приведенного

момента

инер­

 

ции машины;

 

 

 

 

 

I\ — переменная его составляющая.

 

 

 

Подставляя

это значение / пр(ф) в уравнение (98), после неко­

торых преобразовании, получим:

 

 

 

 

max

пип

 

tbMdv +

 

 

 

2

 

 

Л

 

i(<P4)

max

( 100)

 

 

 

 

2

Далее-, пользуясь выражениями (91) и (96), находим:

 

 

“■‘max

согшп

0)тачmax —

у,ш т

 

 

^

( 1 0 1 )

 

 

 

--------- а ) ---------------=

00)' .

 

 

 

»СР

ср

2

ср

 

34