Файл: Тайнов А.И. Регулирование периодической неравномерности хода машин (расчет маховых масс) (учебное пособие по спец. 0639).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
Аналогичным образом, исходя из диаграммы работ (рис. 8,6), на ходим:
ЛI 5 |
у-л (12 — 12') |
U- |
[ кГ-м/сек. |
(54) |
N- = — |
|
- = — — tgx |
||
I 'р |
Д. |
|Л/ |
1 |
|
|
|
Путем применения более сложных расчетов могут быть найде-
лЕ S кг. н. |
> |
|
|
|
и ' |
3' •1 |
|
|
3* |
|
1 |
|
|
|
|
2' |
|
|
О 1 |
|
|
|
|
■Ф / |
|
|
|
1 |
i ч |
; |
40 « 12 |
ны и ряд других динамических параметров, характеризующих условия работы рассматриваемого двигателя.
4. Уравнение движения машины
При решении задачи регулирования хода машины необходимо исследование уравнения ее движения. В общем случае это уравне ние может быть составлено в различной форме, хотя во всех слу чаях в основе его будет лежать кинетическая энергия машины или механизма.
Выше было уже отмечено, что в общем случае в машинах и ме ханизмах могут действовать силы: движущие, полезных и вредных сопротивлений, веса, инерции и нормальных реакций в элементах кинематических пар. Работа этих сил определится, соответствен но, из выражений:
24
а) |
работа движущих сил |
|
|
|
|
|
4 в = 1 ^ 5 г со8 ( Р > ) ; |
( 5 5 ) |
|||
б) |
работа сил полезных сопротивлений |
|
|||
|
л п.« = 2 Рu.cj Si • cos ( P^S ); |
(56) |
|||
в) |
работа сил вредных сопротивлений |
/ |
|
||
|
-4ВС = £ |
Р в .с . Sr cos (P ? S ) |
(57) |
||
|
l—l |
1 |
|
|
|
г) |
работа сил веса |
п |
|
|
|
|
|
|
|
(58) |
|
|
Аа = |
Z i Gi (Ai ± A0j); |
|||
|
|
||||
д) |
работа, равная по величине работе сил инерции |
|
|||
|
Ei — Et =* --- V |
,2 - |
т о ^ -]. |
(59) |
|
или |
|
|
|
|
|
|
Е { — Д 2 = |
V |
| / го>2 - |
/ огс о/1 ' |
(60) |
е) работа сил нормальных реакций в элементах кинематичес- |
|||||
ких пар |
Ау = |
0, |
|
(61) |
|
так как здесь |
|
||||
/Ч |
|
|
|
||
|
|
|
|
(62) |
|
|
cos (Р, 5) = 0. |
|
Пз теоретической .механики известно, что сумма элементарных работ всех сил, действующих на данную кинематическую систему, включая и силы инерции, в каждый данный момент равна нулю. Это равенство, написанное в форме уравнения кинетической энер гии, и носит название уравнения движения машины:
V |
111, |
т„ |
= А,„ |
А |
± А ... |
(63) |
|
|
В . С |
— ( г |
|
Для машин-двигателей и машин-орудий, работающих в режиме определенной цикличности, работа сид веса за полный цикл будет
25
равна нулю — Лс =0, так как центры тяжести звеньев механизма
приходят в исходное положение. Для таких машин уравнение (63) принштает вид:
V |
о |
|
|
|
т . |
— т ы |
л, |
(64) |
|
|
2 |
2 |
|
Уравнения движения машины могут быть составлены и исходя из уравнений Лагранжа второго рода. Для этого необходимо най ти обобщенную силу машины и обобщенную координату ее прило жения. Тогда элементарная работа сил, действующих на данную кинематическую систему, напишется следующим образом:
dA — Qds , |
(6о) |
где Q — обобщенная сила; |
координаты |
d-s — элементарное перемещение обобщенной |
|
приложения силы. |
|
Воспользуемся зависимостью (65) для определения суммы эле ментарных работ всех сил механизма, за звено приведения которо го принят кривошип. Сообщим кривошипу бесконечно малый пово рот df| . Тогда будем иметь:
п |
|
к |
|
|
dA = L |
Рд |
dstcos (Р, S) — X РПа . d.Sj cos (Р, 6) — |
|
|
i=I |
' |
/=1 |
1 |
|
|
|
— X Рв ^ dsrcos (Р, S ) . |
( 66) |
|
Но так как выражение |
|
|
||
|
|
Tt— Pi cos (Р, |
ds) |
(67) |
представляет собой тангенциальные силы, то введя это значение в
выражение (66), |
получим: |
|
|
|
|
|
|
|
п |
к |
|
т |
|
|
|
ЛА |
V Т , ds, |
- 1 |
|
г „ , is j - |
S Г |
* , |
( 68) |
|
.• ... I |
: |
1 |
.. |
г |
|
|
|
i~A |
у-1 |
|
г=1 |
|
|
|
И далее, имея в виде, что |
|
|
|
|
|
||
|
ds |
■V |
и |
da |
®1, |
|
(.69) |
|
dt |
ИГ |
|
уравнение (68) приводится к виду;
n |
k |
tn |
Сравнивая (70) и (65) находим, что обобщенная сила опреде ляется выражением, стоящим в фигурных скобках. Обозначим:
/-«1
и условимся М „ называть приведенным моментом движущих сил; ■ с — приведенным моментом сил полезных сопротивлений; М,.с — приведенным• моментом сил вредных сопротивлений. Отме тим при этом, что при выводе последних уравнений силы веса звеньев механизма не учитывались.
Обобщенная сила машины равна гак называемому избыточно му момент)- AM на валу кривошипного звена. Поэтому можем на
писать: |
|
Q = AA/ = MM- M n_c - /V lBi. |
(72) |
Следующую форму уравнения движения машины можно полу чить, исходя из уравнения Лагранжа, написанного для обобщен ной координаты S. Соответственно, имеем:
d I дЕ \
(73)
dt \ ди>)
Кинетическая энергия машины в общем виде может быть выра жена следующим образом:
Е - |
(74) |
если за звено приведения принимается кривошипное звено. Подставив (74) и (72) в (73), получим дифференциальное
уравнение движения машины в таком виде:
пр ~dd |
d! пр |
|
■-AM. |
(75) |
|
dy |
2 |
||||
|
|
27
Уравнение движения машины можно записать, пользуясь зако ном изменения кинетической энергии за время поворота ведущего кривошипного звена на угол от (f. до ср2
2 |
9 |
'1 |
|
ш9 |
оу7 |
I |
(76) |
/пр (ъ) ~ ~ — /„р (®i) - £ - = |
J АЛМ? • |
Нетрудно заметить, что уравнение (76) является первым инте гралом уравнения (75). Покажем здесь, что это действительно так. Для этого производим подстановку:
|
|
|
<0* |
|
(77) |
|
|
г — ---- |
’ |
||
|
|
|
2 |
|
|
для которой |
|
|
|
|
|
|
dz |
rfo) |
du> |
||
|
d? |
d(p |
dt |
(78) |
|
|
|
||||
Перепишем уравнение |
(74) в таком виде: |
||||
|
г |
dZ . |
dlnv |
д |
|
|
п? |
d-f 1 |
d<p |
— |
(79) |
|
|
||||
или |
|
|
|
|
|
|
- ^ - (/„„*) = |
ДМ. |
(80) |
||
Интегрируя |
(80) в пределах от tpt до ср2, |
получаем уравнение (76). |
|||
В заключение отметим, что |
все |
выведенные здесь уравнения |
|||
движения машины являются |
справедливыми только для машин |
||||
с абсолютно |
жесткими |
звеньями, так как при их составлении не |
учитывались упругие свойства звеньев машины и их деформации под влиянием приложенных к ним сил.
5. Установившееся движение машины
Движение машины, при котором среднее значение угловой ско рости о) ведущего звена поддерживается на постоянном уровне, хотя через определенные промежутки времени периодически и изменяется, носит название установившегося движения. Причиной периодического изменения значения о> могут служить как техноло гические, так и конструктивные факторы. Так, например, в некото рых случаях могут иметь место периодический характер приложе ния движущих сил и сил полезного сопротивления, в других — пе риодический характер изменения значений приведенных" масс или приведенных моментов инерции звеньев и т. д.
28
В общем случае, при установившемся движении, для любой ма шины остается в силе уравнение ее движения, записанное в виде уравнения живых сил (63)
V |
т , |
А ± АG , |
|
— |
|
||
1=1 |
|
|
|
где т0 н т. |
— приведенные массы звеньев механизма в |
началь |
|
|
ный и конечный моменты исследуемого |
отрезка |
|
|
времени; |
|
|
L'o,■ и vi |
— линейные скорости |
точек приведения в |
началь |
|
ный и конечный моменты исследуемого |
отрезка |
|
|
времени. |
|
|
По в период установившегося движения, как уже указано выше, в начале и в конце каждого периодического цикла, центры тяже сти звеньев механизма приходят в исходное положение, приведен ные .массы звеньев и линейные скорости точек приведения оказы ваются также равнозначными. Поэтому уравнение движения ма шины общего вида (63), если пренебречь явлениями, связанными с колебаниями притока движущих сил или съема сил полезных со противлений и с изменениями кинетической энергии звеньев меха
низма внутри каждого периода, принимает форму: |
|
■■А. |
(81) |
Это означает, что в период установившегося движения машины ра бота движущих сил затрачивается только на преодоление полез ных и вредных сопротивлений.
II при установившемся движении в течение каждого периода могут происходить значительные изменения как притока движу щих сил (или съема сил полезных сопротивлений), так и значений кинетической энергии звеньев механизма. Аналитически это мож но объяснить тем, что коэффициенты уравнения движения маши ны, записанного в ферме уравнения Лагранжа (75), являются пе риодическими функциями угла <р. При этом периодической функци ей угла ф является и правая часть этого уравнения в делом. По этому периодическим, по существу, будет и движение машины при так называемом установившемся движении.
Для машин-двигателей и машин-орудий характерным является то, что период функции ДЛ1(<р) обычно равен или кратен периоду / пр ((f). Б этом случае период изменения ДМ одновременно может служить и периодом для / пр. В тех же случаях, когда указанное обстоятельство не имеет места, всегда можно найти период, одно временно кратный периодам ДМ и 1пр- И этот период при расче тах можно считать периодом функций ДМ и I пр.
29