Файл: Тайнов А.И. Регулирование периодической неравномерности хода машин (расчет маховых масс) (учебное пособие по спец. 0639).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичным образом, исходя из диаграммы работ (рис. 8,6), на­ ходим:

ЛI 5

у-л (12 — 12')

U-

[ кГ-м/сек.

(54)

N- =

 

- = — — tgx

I 'р

Д.

|Л/

1

 

 

 

Путем применения более сложных расчетов могут быть найде-

лЕ S кг. н.

>

 

 

 

и '

3' •1

 

 

3*

 

1

 

 

 

2'

 

 

О 1

 

 

 

■Ф /

 

 

 

1

i ч

;

40 « 12

ны и ряд других динамических параметров, характеризующих условия работы рассматриваемого двигателя.

4. Уравнение движения машины

При решении задачи регулирования хода машины необходимо исследование уравнения ее движения. В общем случае это уравне­ ние может быть составлено в различной форме, хотя во всех слу­ чаях в основе его будет лежать кинетическая энергия машины или механизма.

Выше было уже отмечено, что в общем случае в машинах и ме­ ханизмах могут действовать силы: движущие, полезных и вредных сопротивлений, веса, инерции и нормальных реакций в элементах кинематических пар. Работа этих сил определится, соответствен­ но, из выражений:

24


а)

работа движущих сил

 

 

 

 

 

4 в = 1 ^ 5 г со8 ( Р > ) ;

( 5 5 )

б)

работа сил полезных сопротивлений

 

 

л п.« = 2 Рu.cj Si • cos ( P^S );

(56)

в)

работа сил вредных сопротивлений

/

 

 

-4ВС = £

Р в .с . Sr cos (P ? S )

(57)

 

l—l

1

 

 

 

г)

работа сил веса

п

 

 

 

 

 

 

 

(58)

 

Аа =

Z i Gi (Ai ± A0j);

 

 

д)

работа, равная по величине работе сил инерции

 

 

Ei — Et =* --- V

,2 -

т о ^ -].

(59)

или

 

 

 

 

 

 

Е { — Д 2 =

V

| / го>2 -

/ огс о/1 '

(60)

е) работа сил нормальных реакций в элементах кинематичес-

ких пар

Ау =

0,

 

(61)

так как здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

(62)

 

cos (Р, 5) = 0.

 

Пз теоретической .механики известно, что сумма элементарных работ всех сил, действующих на данную кинематическую систему, включая и силы инерции, в каждый данный момент равна нулю. Это равенство, написанное в форме уравнения кинетической энер­ гии, и носит название уравнения движения машины:

V

111,

т

= А,„

А

± А ...

(63)

 

 

В . С

( г

 

Для машин-двигателей и машин-орудий, работающих в режиме определенной цикличности, работа сид веса за полный цикл будет

25


равна нулю — Лс =0, так как центры тяжести звеньев механизма

приходят в исходное положение. Для таких машин уравнение (63) принштает вид:

V

о

 

 

 

т .

т ы

л,

(64)

 

2

2

 

Уравнения движения машины могут быть составлены и исходя из уравнений Лагранжа второго рода. Для этого необходимо най­ ти обобщенную силу машины и обобщенную координату ее прило­ жения. Тогда элементарная работа сил, действующих на данную кинематическую систему, напишется следующим образом:

dA Qds ,

(6о)

где Q — обобщенная сила;

координаты

d-s — элементарное перемещение обобщенной

приложения силы.

 

Воспользуемся зависимостью (65) для определения суммы эле­ ментарных работ всех сил механизма, за звено приведения которо­ го принят кривошип. Сообщим кривошипу бесконечно малый пово­ рот df| . Тогда будем иметь:

п

 

к

 

 

dA = L

Рд

dstcos (Р, S) — X РПа . d.Sj cos (Р, 6) —

 

i=I

'

/=1

1

 

 

 

X Рв ^ dsrcos (Р, S ) .

( 66)

Но так как выражение

 

 

 

 

Tt— Pi cos (Р,

ds)

(67)

представляет собой тангенциальные силы, то введя это значение в

выражение (66),

получим:

 

 

 

 

 

 

 

п

к

 

т

 

 

ЛА

V Т , ds,

- 1

 

г „ , is j -

S Г

* ,

( 68)

 

.• ... I

:

1

..

г

 

 

i~A

у-1

 

г=1

 

 

И далее, имея в виде, что

 

 

 

 

 

 

ds

■V

и

da

®1,

 

(.69)

 

dt

ИГ

 

уравнение (68) приводится к виду;


n

k

tn

Сравнивая (70) и (65) находим, что обобщенная сила опреде­ ляется выражением, стоящим в фигурных скобках. Обозначим:

/-«1

и условимся М „ называть приведенным моментом движущих сил; ■ с — приведенным моментом сил полезных сопротивлений; М,.с — приведенным• моментом сил вредных сопротивлений. Отме­ тим при этом, что при выводе последних уравнений силы веса звеньев механизма не учитывались.

Обобщенная сила машины равна гак называемому избыточно­ му момент)- AM на валу кривошипного звена. Поэтому можем на­

писать:

 

Q = AA/ = MM- M n_c - /V lBi.

(72)

Следующую форму уравнения движения машины можно полу­ чить, исходя из уравнения Лагранжа, написанного для обобщен­ ной координаты S. Соответственно, имеем:

d I дЕ \

(73)

dt \ ди>)

Кинетическая энергия машины в общем виде может быть выра­ жена следующим образом:

Е -

(74)

если за звено приведения принимается кривошипное звено. Подставив (74) и (72) в (73), получим дифференциальное

уравнение движения машины в таком виде:

пр ~dd

d! пр

 

■-AM.

(75)

dy

2

 

 

27

Уравнение движения машины можно записать, пользуясь зако­ ном изменения кинетической энергии за время поворота ведущего кривошипного звена на угол от (f. до ср2

2

9

'1

 

ш9

оу7

I

(76)

/пр (ъ) ~ ~ /„р (®i) - £ - =

J АЛМ? •

Нетрудно заметить, что уравнение (76) является первым инте­ гралом уравнения (75). Покажем здесь, что это действительно так. Для этого производим подстановку:

 

 

 

<0*

 

(77)

 

 

г — ----

 

 

 

2

 

для которой

 

 

 

 

 

 

dz

rfo)

du>

 

d?

d(p

dt

(78)

 

 

Перепишем уравнение

(74) в таком виде:

 

г

dZ .

dlnv

д

 

п?

d-f 1

d<p

(79)

 

 

или

 

 

 

 

 

 

- ^ - (/„„*) =

ДМ.

(80)

Интегрируя

(80) в пределах от tpt до ср2,

получаем уравнение (76).

В заключение отметим, что

все

выведенные здесь уравнения

движения машины являются

справедливыми только для машин

с абсолютно

жесткими

звеньями, так как при их составлении не

учитывались упругие свойства звеньев машины и их деформации под влиянием приложенных к ним сил.

5. Установившееся движение машины

Движение машины, при котором среднее значение угловой ско­ рости о) ведущего звена поддерживается на постоянном уровне, хотя через определенные промежутки времени периодически и изменяется, носит название установившегося движения. Причиной периодического изменения значения о> могут служить как техноло­ гические, так и конструктивные факторы. Так, например, в некото­ рых случаях могут иметь место периодический характер приложе­ ния движущих сил и сил полезного сопротивления, в других — пе­ риодический характер изменения значений приведенных" масс или приведенных моментов инерции звеньев и т. д.

28


В общем случае, при установившемся движении, для любой ма­ шины остается в силе уравнение ее движения, записанное в виде уравнения живых сил (63)

V

т ,

А ± АG ,

 

 

1=1

 

 

 

где т0 н т.

— приведенные массы звеньев механизма в

началь­

 

ный и конечный моменты исследуемого

отрезка

 

времени;

 

 

L'o,■ и vi

— линейные скорости

точек приведения в

началь­

 

ный и конечный моменты исследуемого

отрезка

 

времени.

 

 

По в период установившегося движения, как уже указано выше, в начале и в конце каждого периодического цикла, центры тяже­ сти звеньев механизма приходят в исходное положение, приведен­ ные .массы звеньев и линейные скорости точек приведения оказы­ ваются также равнозначными. Поэтому уравнение движения ма­ шины общего вида (63), если пренебречь явлениями, связанными с колебаниями притока движущих сил или съема сил полезных со­ противлений и с изменениями кинетической энергии звеньев меха­

низма внутри каждого периода, принимает форму:

 

■■А.

(81)

Это означает, что в период установившегося движения машины ра­ бота движущих сил затрачивается только на преодоление полез­ ных и вредных сопротивлений.

II при установившемся движении в течение каждого периода могут происходить значительные изменения как притока движу­ щих сил (или съема сил полезных сопротивлений), так и значений кинетической энергии звеньев механизма. Аналитически это мож­ но объяснить тем, что коэффициенты уравнения движения маши­ ны, записанного в ферме уравнения Лагранжа (75), являются пе­ риодическими функциями угла <р. При этом периодической функци­ ей угла ф является и правая часть этого уравнения в делом. По­ этому периодическим, по существу, будет и движение машины при так называемом установившемся движении.

Для машин-двигателей и машин-орудий характерным является то, что период функции ДЛ1(<р) обычно равен или кратен периоду / пр ((f). Б этом случае период изменения ДМ одновременно может служить и периодом для / пр. В тех же случаях, когда указанное обстоятельство не имеет места, всегда можно найти период, одно­ временно кратный периодам ДМ и 1пр- И этот период при расче­ тах можно считать периодом функций ДМ и I пр.

29