Файл: Тайнов А.И. Работа заданных сил в машинах учеб. пособие для студентов вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
(5. 6 Б Р А Б О Т К А И Н Д И К А Т О Р Н Ы Х |
Д И А Г Р А М М Ч Е Т Ы Р Е Х Ц И Л И Н Д Р О В О Г О |
Ч Е Т Ы Р Е Х Т А К Т Н О Г О Д В И Г А Т Е Л Я В Н У Т Р Е Н Н Е Г О С Г О Р А Н И Я |
|
Опыт конструирования и |
эксплуатации четырехцилиндровых |
двигателей внутреннего сгорания показывает, что их наиболее це лесообразно создавать работающими на один коленчатый вал с четырьмя самостоятельными коленами, смонтированными в раз бежку под углом 90° друг относительно друга. На рис. 27 приведе
|
на принципиальная схема такого двига |
||||||||
|
теля. По |
отношению |
к |
оси |
|
вращения |
|||
|
главного вала все четыре цилиндра дви |
||||||||
|
гателя располагаются |
аксиально. |
Кине |
||||||
|
матическими |
параметрами |
механизма |
||||||
2 |
двигателя, соответственно, являются: г, I |
||||||||
и iii, |
которые |
должны быть |
заданными. |
||||||
|
Условимся также, что двигатель |
работает |
|||||||
|
при постоянной угловой скорости (М|= |
||||||||
const = c o n s |
t ) |
коренного вала. Согласно |
этому |
||||||
|
условию |
производим |
разметку |
траекто |
|||||
|
рий точек А кривошипа и точек Е ползу- |
||||||||
|
шек. За нулевые точки принимаем |
верх |
|||||||
|
ние положения точек А и Е |
механизма. |
|||||||
|
|
Необходимо отметить, что четырехци |
|||||||
|
линдровый двигатель с |
рассматриваемым |
|||||||
Рис. 27 |
здесь расположением цилиндров, являет- |
||||||||
оя достаточно |
хорошо |
уравновешенной |
|||||||
|
машиной. Причем, в |
каждом |
такте |
его |
движения усилия, действующие на цилиндры двигателя порознь в каждом из тактов, будут складываться. Поэтому для такого дви гателя можно сразу учитывать основные усилия, действующие на все четыре его цилиндра, и при этом ограничиться исследованием условий работы лишь одного такта двигателя.
Пусть давления в камерах каждого из цилиндров двигателя характеризуются индикаторной диаграммой, приведенной на рис. 10 для четырехтактного двигателя. Производим в обычном по
рядке |
обработку этой диаграммы в соответствии с условиями раз |
|
метки траектории на плане механизма |
(рис. 27). В результате че |
|
го на |
индикаторной диаграмме (рис. |
10) получим точки, характе |
ризующие удельные давления в камерах цилиндра для всех поло жений звеньев механизма, начиная от нулевого до двадцать чет вертого включительно.
Далее, нетрудно установить, что суммарные значения движу щих сил двигателя в этом случае определятся, соответственно, из выражений:
Р,П1 = Ь № -г (Pi) -Ь (Р\г) + </>»")]F , |
(52) |
34
|
|
|
|
р л».=^кю + ю |
-i- (pis') + |
f J' |
|
( } |
||||
где |
п.,, |
|
— масштаб |
индикаторной |
диаграммы |
по оси |
ор |
|||||
|
F |
|
|
|
динат; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— торцевая площадь поршня в см2 ; |
|
|
|
||||||
Ро. Pi. Р->-• • |
—избыточные удельные давления |
в |
соответствую |
|||||||||
|
|
|
|
|
щих положениях звеньев механизма в продолже |
|||||||
|
|
|
|
|
ние первого такта; |
|
|
|
|
|||
Ра . Рт |
< Р'л • • • — т о ж е |
с а |
м о е 1 3 |
продолжение второго такта; |
|
|||||||
Р'{!,\ |
/?|з', |
р[\'. |
. .— то же самое в продолжение третьего |
такта; |
|
|||||||
Pis", |
P'u'i' |
, Р>о '•• ~~'т о ж е |
самое в продолжение четвертого такта. |
|
||||||||
|
По |
данным, |
вычисленным |
согласно |
выражениям |
(52), |
на |
|||||
рис. |
28 |
построена |
диаграмма движущих сил двигателя |
для одного |
вкГ
О'
2'
V
[о |
2 |
3\4 |
5 |
S t,SP |
у, . ^ |
^ |
U «J |
Lг |
1 |
|
|
X |
|
|
L_ \ 2 \
<
t
Рис. 28
такта его работы. Диаграмма построена, соответственно, в мас штабах \.ip и (или J.I.,). При этом м а с ш т а б о м ^ задавались,
а масштабы ц, и [i„ , как |
и во всех предыдущих случаях, опреде |
|
лялись, соответственно, из |
выражений (4) |
и (5). |
В отношении приведенных моментов |
движущих сил в этом |
случае также можно ограничиться определением суммарных зна чений М л., для каждого из положений звеньев механизма в преде-
3* |
35 |
Лйх работы только одного такта двигателя. Соответственно, будем иметь:
Мл.=№ |
+ (Р»)1 Vr.a + 1(Рв) - г (Pi8 ")l |
1 - jrf - |
|
|
|
|
• |
} • |
(53) |
|
Л * Д В . - ( а д + |
отvEt |
- I - г а д f ( P ; ; " ) i |
^ - |
|
|
|
|
|
, |
Л |
> |
|
где |
г —радиус кривошипа в м; |
|
|
|
||
VE, |
V , — линейные скорости точек £ и А механизма двигате |
|||||
|
ля для |
соответствующих положений |
звеньев. |
|
По этим данным на рис. 29 построена, соответственно, в мас-
|
|
Рис. 29 |
|
штабах ц.д( и |
|i„ (или jx,) |
диаграмма, |
характеризующая измене |
ние суммарного |
значения |
приведенных |
моментов движущих сил |
рассматриваемого двигателя за один такт его работы. Диаграмма эта является действительной для всех остальных тактов движения двигателя.
Подсчитываем теперь площади положительных и отрицатель ных частей диаграммы. Пусть эти площади, соответственно, будут и 5г. Задаемся также условием, что М1К= const. Тогда значение приведенного момента сил полезных сопротивлений определится из
выражения:
Мпс = ?мМпс = 21Ы S*~S* [кГм]. |
(54) |
36
На чертеже (рис. 29) эта диаграмма изобразится в виде соот ветствующего прямоугольника.
А теперь произведем все построения, необходимые для графи ческого интегрирования диаграмм М3 „ и Л1| 1 С .
На рис. 30 показано построение диаграмм работ движущих
L
2
Рис. 30
сил Лд „ и сил полезных сопротивлений А , К рассматриваемого дви гателя, удовлетворяющего заданным здесь условиям работы. Диа граммы эти строятся путем последовательного проведения на каж дом из участков прямых линий, параллельных соответствующим лучам, полученным нами на диаграммах приведенных моментов (рис. 29). Причем, прямые проводятся одна продолжением другой, начиная из точки О начала координат. В данном случае, как ви дим, графики диаграмм А М и А П С в 6-м положении звеньев меха низма сливаются в одну точку. Масштаб диаграмм по оси ординат определится из выражения:
^ л ^ л ^ с Л [кГм/мм], |
(55) |
||
а масштабы ц, и |хс по |
оси |
абсцисс диаграммы |
остались без из |
менения. |
|
|
|
После этого, исходя из уравнения, |
|
||
Et |
= E 0 |
+ A u t - A m i , |
(56) |
где |
|
|
|
|
£o = |
" V „ - y - |
(57) |
кинетическая энергия механизма двигателя в нулевом положении звеньев, находим значения кинетической энергии механизма для всех остальных положений его звеньев в продолжение одного так-
37
та работы двигателя. Соответственно, имеем:
£ « = Е ° |
+ А ^ - |
Л.С, |
|
Bt = E0 |
+ A „ t - A m i |
|
|
|
|
|
(58) |
Е* = Ео |
+ |
Алв,~Апс |
|
По этим данным, задаваясь масштабом |
в обычном поряд |
ке (рис. 31) строим диаграмму кинетической энергии рассматри-
Рнс. 31
ваемой здесь машины. Причем, масштабы р.,и ц- диаграммы ос тавлены здесь без изменения, а масштаб p,t. принят равным а
Решения задач динамики машины, вытекающих из построенных
диаграмм разного вида |
для четырехцилиндрового четырехтактно |
го двигателя внутреннего |
сгорания, непосредственно здесь также |
не приводятся. |
|
7. ОБРАБОТКА ДИАГРАММЫ СИЛ ПОЛЕЗНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ ОДНОСТУПЕНЧАТОГО КОМПРЕССОРА ПРОСТОГО ДЕЙСТВИЯ
По характеру рабочего процесса, происходящего в компрессо
ре, он относится к .машинам-трансформаторам. |
В процессе его ра |
боты происходят лишь качественные изменения |
обрабатываемого |
им агента или объекта. Так, например, в воздушном компрессоре |
после обработки воздух сильно сжимается и вместо давления в од ну атмосферу, будет обладать давлением в. несколько, атмосфер.
38
На рис. 32 схематично изображен цилиндр одноступенчатого компрессора простого действия и дан механизм для привода его поршня в возвратно-поступательное движение. Это обычный кри- вошипио-шатуниый механизм с аксиальным расположением пол-
Рис. 32
*
зушки (поршня). Для такого механизма заданными являются па
раметры: |
г — радиус |
кривошипа, / — длина шатуна, |
d„—диаметр |
поршня и |
— число |
оборотов кривошипного звена. |
Кроме того, |
здесь также задаемся условием, что вал компрессора вращается с
постоянной |
угловой скоростью — o)i = const. |
|
|
Исходя |
из заданных здесь условий работы, производим |
раз |
|
метку траекторий точки А кривошипа и точки В шатуна |
(рис. |
32). |
|
За пулевое |
положение указанных точек принимаем |
положение, |
когда кривошип и шатун вытягиваются в одну линию и занимают, соответственно, крайнее правое положение. На плане механизма одно положение его звеньев очерчено контурными линиями, а ос тальные одиннадцать — только тонкими линиями.
Исходными для всех динамических расчетов компрессора яв ляются силы полезных сопротивлений. Поэтому для анализа усло вий работы такой машины заданным обычно является диаграмма сил полезных сопротивлений. Для рассматриваемого здесь одно ступенчатого компрессора такая диаграмма приведена на рис. 33.
Обработка этой диаграммы производится также, как и инди
каторных диаграмм машин-двигателей. |
|
|
|
|
|
||
На диаграмме (рис. 33) проводим линию атмосферного |
давле |
||||||
ния, исходя |
из условия |
1 атм = 1 кГ/см2 . |
Тогда |
избыточное |
давле |
||
ние в камере |
цилиндра |
компрессора для |
каждого |
из |
положений |
||
его звеньев |
определится |
отрезком, измеренным |
по |
оси |
ординат от |
линии атмосферного давления до соответствующей точки диаграм
мы. Следовательно, из диаграммы сначала находим значения |
(ро), |
|||
(Pi). {Р2), |
••• а затем, с учетом |
масштаба |
|л„ по оси ординат, и аб |
|
солютные |
значения избыточных давлений |
р0, р\, Яг, ••• для всех |
по |
|
ложений звеньев механизма. Причем |
|
|
||
|
Ро = |
%(Ро). |
|
|
|
Pi = |
MPi). |
|
( 5 9 ) |
|
Р% = Рр(Рг) |
|
|
39