Файл: Тайнов А.И. Работа заданных сил в машинах учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(5. 6 Б Р А Б О Т К А И Н Д И К А Т О Р Н Ы Х

Д И А Г Р А М М Ч Е Т Ы Р Е Х Ц И Л И Н Д Р О В О Г О

Ч Е Т Ы Р Е Х Т А К Т Н О Г О Д В И Г А Т Е Л Я В Н У Т Р Е Н Н Е Г О С Г О Р А Н И Я

Опыт конструирования и

эксплуатации четырехцилиндровых

двигателей внутреннего сгорания показывает, что их наиболее це­ лесообразно создавать работающими на один коленчатый вал с четырьмя самостоятельными коленами, смонтированными в раз­ бежку под углом 90° друг относительно друга. На рис. 27 приведе­

 

на принципиальная схема такого двига­

 

теля. По

отношению

к

оси

 

вращения

 

главного вала все четыре цилиндра дви­

 

гателя располагаются

аксиально.

Кине­

 

матическими

параметрами

механизма

2

двигателя, соответственно, являются: г, I

и iii,

которые

должны быть

заданными.

 

Условимся также, что двигатель

работает

 

при постоянной угловой скорости (М|=

const = c o n s

t )

коренного вала. Согласно

этому

 

условию

производим

разметку

траекто­

 

рий точек А кривошипа и точек Е ползу-

 

шек. За нулевые точки принимаем

верх­

 

ние положения точек А и Е

механизма.

 

 

Необходимо отметить, что четырехци­

 

линдровый двигатель с

рассматриваемым

Рис. 27

здесь расположением цилиндров, являет-

оя достаточно

хорошо

уравновешенной

 

машиной. Причем, в

каждом

такте

его

движения усилия, действующие на цилиндры двигателя порознь в каждом из тактов, будут складываться. Поэтому для такого дви­ гателя можно сразу учитывать основные усилия, действующие на все четыре его цилиндра, и при этом ограничиться исследованием условий работы лишь одного такта двигателя.

Пусть давления в камерах каждого из цилиндров двигателя характеризуются индикаторной диаграммой, приведенной на рис. 10 для четырехтактного двигателя. Производим в обычном по­

рядке

обработку этой диаграммы в соответствии с условиями раз­

метки траектории на плане механизма

(рис. 27). В результате че­

го на

индикаторной диаграмме (рис.

10) получим точки, характе­

ризующие удельные давления в камерах цилиндра для всех поло­ жений звеньев механизма, начиная от нулевого до двадцать чет­ вертого включительно.

Далее, нетрудно установить, что суммарные значения движу­ щих сил двигателя в этом случае определятся, соответственно, из выражений:

Р,П1 = Ь № -г (Pi) (Р\г) + </>»")]F ,

(52)

34


 

 

 

 

р л».=^кю + ю

-i- (pis') +

f J'

 

( }

где

п.,,

 

— масштаб

индикаторной

диаграммы

по оси

ор­

 

F

 

 

 

динат;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— торцевая площадь поршня в см2 ;

 

 

 

Ро. Pi. Р->-•

—избыточные удельные давления

в

соответствую­

 

 

 

 

 

щих положениях звеньев механизма в продолже­

 

 

 

 

 

ние первого такта;

 

 

 

 

Ра . Рт

< Р'л • • • т о ж е

с а

м о е 1 3

продолжение второго такта;

 

Р'{!,\

/?|з',

р[\'.

. .— то же самое в продолжение третьего

такта;

 

Pis",

P'u'i'

, Р>о '•• ~~'т о ж е

самое в продолжение четвертого такта.

 

 

По

данным,

вычисленным

согласно

выражениям

(52),

на

рис.

28

построена

диаграмма движущих сил двигателя

для одного

вкГ

О'

2'

V

2

3\4

5

S t,SP

у, . ^

^

U «J

1

 

 

X

 

 

L_ \ 2 \

<

t

Рис. 28

такта его работы. Диаграмма построена, соответственно, в мас­ штабах \.ip и (или J.I.,). При этом м а с ш т а б о м ^ задавались,

а масштабы ц, и [i„ , как

и во всех предыдущих случаях, опреде­

лялись, соответственно, из

выражений (4)

и (5).

В отношении приведенных моментов

движущих сил в этом

случае также можно ограничиться определением суммарных зна­ чений М л., для каждого из положений звеньев механизма в преде-

3*

35


Лйх работы только одного такта двигателя. Соответственно, будем иметь:

Мл.=№

+ (Р»)1 Vr.a + 1(Рв) - г (Pi8 ")l

1 - jrf -

 

 

 

 

} •

(53)

 

Л * Д В . - ( а д +

отvEt

- I - г а д f ( P ; ; " ) i

^ -

 

 

 

 

 

,

Л

>

 

где

г —радиус кривошипа в м;

 

 

 

VE,

V , — линейные скорости точек £ и А механизма двигате­

 

ля для

соответствующих положений

звеньев.

 

По этим данным на рис. 29 построена, соответственно, в мас-

 

 

Рис. 29

 

штабах ц.д( и

|i„ (или jx,)

диаграмма,

характеризующая измене­

ние суммарного

значения

приведенных

моментов движущих сил

рассматриваемого двигателя за один такт его работы. Диаграмма эта является действительной для всех остальных тактов движения двигателя.

Подсчитываем теперь площади положительных и отрицатель­ ных частей диаграммы. Пусть эти площади, соответственно, будут и 5г. Задаемся также условием, что М= const. Тогда значение приведенного момента сил полезных сопротивлений определится из

выражения:

Мпс = ?мМпс = 2S*~S* [кГм].

(54)

36


На чертеже (рис. 29) эта диаграмма изобразится в виде соот­ ветствующего прямоугольника.

А теперь произведем все построения, необходимые для графи­ ческого интегрирования диаграмм М3 „ и Л1| 1 С .

На рис. 30 показано построение диаграмм работ движущих

L

2

Рис. 30

сил Лд „ и сил полезных сопротивлений А , К рассматриваемого дви­ гателя, удовлетворяющего заданным здесь условиям работы. Диа­ граммы эти строятся путем последовательного проведения на каж­ дом из участков прямых линий, параллельных соответствующим лучам, полученным нами на диаграммах приведенных моментов (рис. 29). Причем, прямые проводятся одна продолжением другой, начиная из точки О начала координат. В данном случае, как ви­ дим, графики диаграмм А М и А П С в 6-м положении звеньев меха­ низма сливаются в одну точку. Масштаб диаграмм по оси ординат определится из выражения:

^ л ^ л ^ с Л [кГм/мм],

(55)

а масштабы ц, и с по

оси

абсцисс диаграммы

остались без из­

менения.

 

 

 

После этого, исходя из уравнения,

 

Et

= E 0

+ A u t - A m i ,

(56)

где

 

 

 

 

£o =

" V „ - y -

(57)

кинетическая энергия механизма двигателя в нулевом положении звеньев, находим значения кинетической энергии механизма для всех остальных положений его звеньев в продолжение одного так-

37

та работы двигателя. Соответственно, имеем:

£ « = Е °

+ А ^ -

Л.С,

 

Bt = E0

+ A „ t - A m i

 

 

 

 

(58)

Е* = Ео

+

Алв,~Апс

 

По этим данным, задаваясь масштабом

в обычном поряд­

ке (рис. 31) строим диаграмму кинетической энергии рассматри-

Рнс. 31

ваемой здесь машины. Причем, масштабы р.,и ц- диаграммы ос­ тавлены здесь без изменения, а масштаб p,t. принят равным а

Решения задач динамики машины, вытекающих из построенных

диаграмм разного вида

для четырехцилиндрового четырехтактно­

го двигателя внутреннего

сгорания, непосредственно здесь также

не приводятся.

 

7. ОБРАБОТКА ДИАГРАММЫ СИЛ ПОЛЕЗНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ ОДНОСТУПЕНЧАТОГО КОМПРЕССОРА ПРОСТОГО ДЕЙСТВИЯ

По характеру рабочего процесса, происходящего в компрессо­

ре, он относится к .машинам-трансформаторам.

В процессе его ра­

боты происходят лишь качественные изменения

обрабатываемого

им агента или объекта. Так, например, в воздушном компрессоре

после обработки воздух сильно сжимается и вместо давления в од­ ну атмосферу, будет обладать давлением в. несколько, атмосфер.

38


На рис. 32 схематично изображен цилиндр одноступенчатого компрессора простого действия и дан механизм для привода его поршня в возвратно-поступательное движение. Это обычный кри- вошипио-шатуниый механизм с аксиальным расположением пол-

Рис. 32

*

зушки (поршня). Для такого механизма заданными являются па­

раметры:

г — радиус

кривошипа, / — длина шатуна,

d„—диаметр

поршня и

— число

оборотов кривошипного звена.

Кроме того,

здесь также задаемся условием, что вал компрессора вращается с

постоянной

угловой скоростью — o)i = const.

 

 

Исходя

из заданных здесь условий работы, производим

раз­

метку траекторий точки А кривошипа и точки В шатуна

(рис.

32).

За пулевое

положение указанных точек принимаем

положение,

когда кривошип и шатун вытягиваются в одну линию и занимают, соответственно, крайнее правое положение. На плане механизма одно положение его звеньев очерчено контурными линиями, а ос­ тальные одиннадцать — только тонкими линиями.

Исходными для всех динамических расчетов компрессора яв­ ляются силы полезных сопротивлений. Поэтому для анализа усло­ вий работы такой машины заданным обычно является диаграмма сил полезных сопротивлений. Для рассматриваемого здесь одно­ ступенчатого компрессора такая диаграмма приведена на рис. 33.

Обработка этой диаграммы производится также, как и инди­

каторных диаграмм машин-двигателей.

 

 

 

 

 

На диаграмме (рис. 33) проводим линию атмосферного

давле­

ния, исходя

из условия

1 атм = 1 кГ/см2 .

Тогда

избыточное

давле­

ние в камере

цилиндра

компрессора для

каждого

из

положений

его звеньев

определится

отрезком, измеренным

по

оси

ординат от

линии атмосферного давления до соответствующей точки диаграм­

мы. Следовательно, из диаграммы сначала находим значения

(ро),

(Pi). {Р2),

••• а затем, с учетом

масштаба

|л„ по оси ординат, и аб­

солютные

значения избыточных давлений

р0, р\, Яг, ••• для всех

по­

ложений звеньев механизма. Причем

 

 

 

Ро =

%(Ро).

 

 

 

Pi =

MPi).

 

( 5 9 )

 

Р% = Рр(Рг)

 

 

39