Файл: Смирнов А.В. Планирование и учет незавершенного производства подшипникового завода в условиях АСУП обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сотен разноименных деталей, требует переработки боль ­ ших объемов первичной учетной информации о движении деталей г;о цехам и участкам. Упорядочение движения многочисленной номенклатуры деталей путем установле ­ ния краткосрочных расписаний, а также корректировка (по существу пересоставление этих расписаний с учетом быстроменяющейся производственной ситуации) не могут быть эффективно выполнены человеком в силу ограничен­

ных возможностей мышления на

быстроту запоминания

и и з - з а необходимости

переработки больших объемов

информации в короткие

отрезки

времени.Автоматизирован­

ная подсистема оперативного управления основным произ­ водством (ОУОП) обеспечивает своевременное и качест ­ венное планирование, учет и регулирование производст­ венных процессов. Важное место в подсистеме оператив­ ного управления занимает управление незавершенным про­

изводством,

к

задачам

которого

относятся:

 

 

 

 

-

согласование во

времени

движения

незавершенного

производства

по

цехам технологического

 

маршрута

о т ­

дельно

для

каждого типоразмера

подшипника

и входящих

в

него

деталей,

находящихся

в

процессе

обработки

или

сборки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

создание

комплектного

незавершенного

 

производст­

ва

на

 

каждой

технологической

стадии

по

количественно­

му

и

номенклатурному

составу,

позволяющего

обеспечить

равномерную

сборку и выпуск

готовой

продукции;

 

 

-

достижение

оптимальных

размеров

незавершенного

производства,

позволяющих

получить минимальные з а т р а ­

ты

материальных

и трудовых

 

ресурсов

на

изготовление

продукции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

поддержание

заделов

незавершенного

производства

на установленном уровне путем согласования времени их образования и потребления на сопряженных технологи­ ческих стадиях производства.

8



Оптимальный размер незавершенного производства дол ­ жен удовлетворять ряду требований. Увеличенный размер незавершенного производства дает дополнительные г а р а н ­ тии выполнения заданной программы выпуска готовой про ­ дукции (при условии количественной и номенклатурной комплектности незавершенного производства по цехам технологического маршрута). Однако увеличение заделов незавершенного производства, кроме дополнительных з а ­ трат трудовых и материальных ресурсов, требует допол­

нительных

производственных

площадей на их размещение.

В то же время уменьшенные

размеры незавершенного про ­

изводства

не обеспечивают

устойчивости производствен­

ного процесса. Бесперебойность производственного про ­

цесса является

главным условием,

определяющим

опти­

мальную величину

незавершенного

производства.

Заделы

незавершенного

производства играют активную

роль

в оперативно-производственном планировании, но их эф­ фективное использование возможно только в случае, когда гарантируется выполнение четырех основных требо ­ ваний нормального функционирования незавершенного про ­ изводства:

- комплектность деталей по количественным про ­

порциям;

- комплектность деталей по номенклатурному составу;

- наличие заделов по этапам технологического про­

цесса;

- поддержание установленного уровня заделов во в р е ­

мени.

При нарушении нескольких или одного из этих факто­ ров эффективность использования заделов незавершенно­ го производства снижается.

9

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА И КАЛЕНДАРНО-ПЛАНОВЫЕ НОРМАТИВЫ

Расчет календарно-плановых нормативов на подшипни­ ковом заводе ведется в соответствии с организацией

процесса изготовления изделий. Так, для

продукции

крупносерийного

производства

характерна

регулярная

повторяемость

ее изготовления,

и поэтому

в каждый

календарный период на разных стадиях и операциях

т е х ­

нологического процесса присутствуют партии

этих

и з д е ­

лий. Равномерная загрузка оборудования и ритмичный выпуск подшипников требуют постоянной и строго опре­ деленной величины заделов заготовок и готовых деталей в незавершенном производстве.Величина заделов деталей определяется исходя из нормативных партий обработки и продолжительности производственного і ш ^ а . Планиро­ вание изготовления деталей крупносерийного производст­ ва осуществляется по методу поддержания нормативных заделов деталей на строго определенном уровне.

Продукция серийного и особенно мелкосерийного про ­ изводства имеет нерегулярную повторяемость изготовле ­ ния. В связи с небольшим масштабом выпуска этой про­ дукции ее производство сосредоточивается в одном пла ­ новом периоде. Так, количество деталей, установленное квартальной или годовой программой выпуска таких типо­ размеров подшипников, запускается в производство в од­ ном из месяцев квартала или года целой • партией. Эти

10


изделия находятся в производстве только в момент их запуска и изготовления, а в остальное время отсутству ­ ют в связи с чем постоянные заделы деталей для мелко­ серийных изделий не создаются-. Движение партий д е т а ­ лей по цехам и участкам технологического маршрута осу ­ ществляется в соответствии с установленными для каждо­

го

цеха сроками запуска-выпуска.

Сроки запуска-выпус­

ка

партий деталей рассчитываются

для каждого цеха по

методу опережений, исходя из длительности производст­

венного

цикла

и принятых

страховых

опережений.

 

В серийном

производстве

к числу

важнейших

календар-

но-плановых нормативов относятся:

размер

и периодич­

ность

запуска-выпуска

партий

деталей,

длительность

цикла,

величина опережений

и заделов

деталей

в н е з а ­

вершенном

производстве. Расчет

размера

партий

запуска -

выпуска

в

мелкосерийном

и

серийном

производстве

услож­

няется

ежемесячными колебаниями

номенклатуры

и

объе­

мов выпуска по

производственной

программе. Часто для

серийного производства небольшой размер серий выпуска­ емых изделий не позволяет создать оптимальной партии обработки деталей . Размер партии в этих случаях полно­ стью соответствует размеру серии выпускаемых изделий.

Расчет оптимальной партии запуска-выпуска имеет боль ­

шое экономическое значение для крупносерийного произ­

водства, характеризующегося регулярной повторяемостью

обработки и выпуска. Методика расчета размера партий

деталей исходит из учета совокупности факторов техно­

логического и экономического характера . Экономически

целесообразный размер партии рассчитывается по следую­

щей формуле £1 J:

I I


 

 

H

2 П

 

 

 

 

 

 

 

'(I)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где H опт ~

•V

размер

партии

деталей,

шт.;

оптимальный

ПК 6

-

квартальная

производственная

программа,шт.;

С з а п "

затраты по

запуску

партий

деталей

в обра­

 

 

ботку

(затраты

на

наладку

оборудования,

 

 

оформление

первичной

документации,

транс ­

 

 

портировку

партий

и

д р . ) ,

руб;

 

 

 

С и з г

-

плановая себестоимость

деталей

в цехе,руб;

Е н

-

нормативный

коэффициент

экономической

эф­

 

 

фективности

капитальных

вложений.

 

 

Полученный размер

партий

приводится

 

к величине,

кратной

месячной

программе,

если

изделие

запускается

в каждом

месяце

квартала,

или кратной

 

квартальной

программе,

если

изделие запускается

только в

одном-

двух месяцах квартала.Периодичность повторения

з а п у с ­

ка-выпуска

партий

деталей в

производстве

 

определяется

путем деления приведенного размера партии на месячную (квартальную) программу. Расчет оптимальной партии осуществляется исходя из квартальной программы. Перед

началом

каждого

квартала

анализируется

изменение(уве­

личение

или уменьшение)

программы на планируемый квар ­

тал и изменение

плановой

себестоимости

деталей. Нор­

мативный

размер

партии

деталей заменяется в случае,

если при пересчете размера партий получена новая пери­ одичность запуска-выпуска.

Производственный цикл охватывает время, затрачива­ емое на выполнение всех технологических операций, на осуществление контроля, транспортировку деталей и меж­ операционное пролеживание. На длительность цикла непосредственное влияние оказывает организация движе­ ния производства. Для цехов поточно-массового и круп-

1 2