Файл: Лукьянов Н.Н. Основные понятия технической термодинамики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
IOB
между молекулами, Jb- от собственного объема молекул. Это уравнение, буд„ іи качественно правильным не дает достаточно точного совпадения с опытом при высоких плот ностях газа особенно для водяных паров. Для I кмоль газа уравнение (56) запишется
( я * > к . - і . ) = * 3 1 5 Т .
Отклонения от уравнения Ван-дер-Ваальса объясняется (что |
|
было понято уже позже) склонностью молекул любого реально |
|
го газа к |
ассоциации, т .е . к объединению одиночных молекул |
в группы, |
заключающих в себе две, три и более молекулы. |
Тогда реальный газ однородного химического состава можно |
рассматривать |
как смесь |
газов, состоящую из гѳаа |
первого, |
|
газа второго, |
газа третьего и т .д ., а |
каждый из |
них состоит |
|
из одиночных, |
двойных, |
тройных и т .д . |
молекул. |
|
Эти группы ведут себя как самостоятельные частицы и в результате их столкновений более крупные раопѳдаются , а одиночные ассоциируются. По мере поуияения температур концентрация групп с больиим числом молекул быстро умень шается (явление диссоциации), а доля одиночных возраста
ет.
►
Советскими учеными М.П. Вукаловичем и й.И. Новико вым было предложено новое уравнение состояния реальных газов (1939 г . ) , качественно отличное от уравнения Ван-дер-Ваальса. С учетом • ассоциации молекул газа они получили уравнение состояния, которое в нѳиболеѳ простой форме записывается:
109
где |
а и 6 - |
постоянные |
величины из уравнения |
|||
|
|
Ван-дер-Ваальса; |
|
|||
С |
и /7L — постоянные, |
определяемые нс основании |
||||
|
|
опытов. |
|
|
|
|
Уравнение состояния в форме (57) было составлено для |
||||||
перегретого |
водяного |
пара. Таблицы свойств и диаграммы |
||||
состояния ( |
І —S, |
Г |
- |
S |
) водяного пара составлены |
|
|
|
спомощью этого уравнения.
Втехнической литературе приводится ряд и других уравнений состояния реалышх газо в, с той иль иной степенью точности отражающих функциональную з а ш с ’.мостъ
ыеаду параметрами р , ѵ ' , Т"1
- н о -
Ш. ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМОДИНАМИКИ
3-1. Экономия топлива тепловыми двигателями и
_________________ установками_______________
При изучении теоретических разделов весьма полезно
знать их прикладное значение, отчего изучение теории только выигрывает. Ниже приводятся некоторые сведения,
позволяющие понять прикладное значение технической тер модинамики.
Рост производства и потребление энергии неразрывно связаны с прогрессом человеческого общества, которое на
протяжении всей своей истории непрерывно ведет упорную борьбу за увеличение своего энергетического богатства. По меткому выражению К.Э.Циолковского, изобилие энергии
сулит человечеству "горы хлеба и бездну могущества". |
|
Признанное свойство превращения энергии из |
одной формы |
в другую, эффективность и многогранность ее |
практическо |
го использования способствовало тому, что энергіи сдела лась ВЕЛИКИМ И ВЕРНЫМ ГЮМ01ДОЖ*! ЧЕЛОВЕКА.
По статистическим данным, в СССР в шестидесятые го ды на душу населеніи производилось окло семи киловаттча-
сов электрической энергии в сутки, а это значит, что около пятнадцати невидимых работников круглосуточно обслуживают
каждого советского гражданина, участвуя в снабжении его
продуктами питания, светом, теплом, одеждой, транспортом*, связью, лекарствами, строя для него жилища, производствен но-учебные помещения, театры, возделывая для него почву,
- I l l -
создавая искусственный климат, помогая успешной борьбе с многими болезнями, сохранению от преждевременной старости.
Для характеристики ДИНАМИКИ роста потребления электри
ческой энергии можно привести следующие цифры: с начала своего разумного существования человечество израсходовало около 700000 млрд.квт.ч. До 1900 г . была израсходована од
на четверть этой энергии, с |
1900 |
по |
..940 г . , |
т.е . |
за |
сорок |
|
лет, тоже |
одна четверть, а с |
1940 |
по |
1966 г . , |
т .е . |
за |
26 лет, |
половина, |
т.е . 350000 млрд.квт.ч. |
По данным некоторых ученых, |
мировое потребление в 2050 год составит не менее 800000 млрд,
квт.ч. Б СССР уделяется огромное внимание развитию энергети
ки. Уже в первые годы Советской власти по указанию В.И.Ленина был разработан Государственный план электрификации Рос сии (план Г0ЭЛР0), приведший в итоге к тому, что по своей энерговооруженности СССР занимает сейчас второе место в ми ре.
Для уяснения |
|
динамики роста СССР в мировом производст |
|||||||
ве электроэнергии |
|
в абсолютных цифрах.приведем |
табл. I. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Tat лица |
I |
СССР в мировом производстве |
|
электроэнергии,млрд.квт.ч. |
|||||||
|
t |
|
|
Г |
о |
S |
ы _ |
|
|
|
ІІ938 |
: |
1950 |
: I960 |
: |
1961: |
1962 |
: 1963 : |
1969 |
Весь мир |
464,2 |
956,8 |
2301,4 |
2456,6 |
2655,5 |
2900 |
- |
||
С С С Р |
36,4 |
|
91,2 |
292,3 |
|
327,6 |
369,3 |
412,4 |
689 |
Ваш?««®* ШМ®sas®» ШЕ0: производств® эявжпдигевшой энергии в СССР’ noгодам девятой пятилетки наметая® в ©го дующих количествах: в 1971 г . - 790 млрд.квт.ч,* в- Д9Ш! пѵ850 млрд.квт.ч., в 1973 г . - 913 млдд.квт.ч., в 1974 гѵ - 985 млрд.квт.ч. и в 1975 г . - 1065, т.е . один триллион 65; миллиардов киловаттчасов.
Бурный рост энергетики и других отраслей промышленно сти происходит пока в основном за счет топливных ресурсов.
Так, например, только одного угля во всех странах мира ежегодно сжигается около 1,7 млрд.т. В некоторых странах начинает ощущаться топливный голод, в связи с чем вопросы ЭКОНОМИИ ТОПЛИВНЫХ РЕСУРСОВ приобретают искдючи- Т'.льнов значение. Проследим на примере тёплотехники за современным использованием теплоты как одной из форм энер гии в промышленности, транспорте, быту и пр. В использова нии тепла различают ДВА основных направления.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ теплоисдользования исключает преоб разование теплоты в какие-нибудь другие формы (см.3-8).
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - теплоэнергетическое, заключающее ся в преобразовании тепла в работу в тепловых двигателях.
К ним относятся следующие основные четыре типа тепловых двигателей: паровая машина, паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и газовая турбина (ГТУ). Изучаю щий техническую термодинамику знакомится в ней с большой группой теоретических циклов и их термических к.п .д. К ним, например,относятся циклы паросиловых установок (цикл Ренкияа,
- и з |
- |
sum ТПЗД ш дщр.))я вдшиш ЩВС ((вдикл >с .шэдввдвм тайги© |
пщри |
июнзанЕнш ©йкеме* щ ит <с гшэдводом тавшэ иди1постоянном? |
|
дцаяиацш шщи))„ щкипы ІПГУ ((цикл 'Ланзшщбинной установки |
е теійщ иім икдадазм 'теняа за др.))» Шдш изучении циклов ©давйЕрбиешю указываются и .пунш [шшыдашя их термического
гияид. |
Івк,, |
лакримрр., |
'лгврмрдинвмтшйгий °анализ циклов |
ДВС |
|
|
|
|
|||
дтьшаааіи: ісвшв дтзшшшея? зшашкшшш-,. что |
увеличива |
||||
вш и © хоодзздоаивэн <тшшни южвшш рабочего тела. Исследо- |
|||||
аваий адгшга® вңрнявх |
|
^ |
по |
||
|
|
дашпашѳлвіЁ тыгеашвает, что |
вышается фра аарімнввтии пара шыслкида давления и высокой твемле.раггури а «июню в случае его конденсации при наиболее тшких давлен®®« Жиедсдаашвльно, гЕшническую термодинамику
тевэе ІШЖЩЩѲМ іНШІШШІІ, с ібоиьшим правом можно назвать
ршцдшшм пауки со 'твѳрешшгшх циклах и. их термических коэф-
фвдишнтах '.полезного действияТермический коэффициент 'полезного .дайтвия- -
участвует? также в оценке степени 'сѳвершш'стша треальных теплоі л?дшшаиелей и установок, что .усшатдаитавт оозяаь, между теоретичшпшши положениями техдачегонл® трңриодинтшгг-
ки |
и . инженерной' ндшкпиікой .расчетов при 'щрещращеаньях теп |
ла в |
работу. |
|
Поясним это на пртаіедю.. Шценка еэффективносш ощрл- |
вой |
турбины при превращении твеплв ів работу в jaëtU дэнссш- |
тывается через так называвшій ^эффективный (резулщизрувдий?) коэффициент полезного дейотвиш тцурбины, предотавяаищйй
|
|
- I I 4 |
- |
произведение нескольких к .п .д ., каждый из которых в от |
|||
дельности выражает какую-нибудь конкретную потерю, в |
|
||
том числе |
его ПЕРВУЮ ПОТЕРЮ,изучаемую в технической тер |
||
модинамике |
- |
% . |
|
Действительно, формула для расчета эффективного к.п .д. |
|||
паровой турбины записывается: |
|
||
£э<р. тур ‘ |
t - г ОС. |
(58) |
|
где РЭ ф . т у р |
- эффективный к.п .д. паровой турбины, |
выра |
|
|
|
жающий в %долю фактического превращения |
затраченной теплоты в работу;
£- термический к.п .д. теоретического цикла для паровой турбины;
Р. - относительный внутренний к.п .д. учитывающий внутренние потери в паровой турбине;
£^ - механический к.п .д. учитывающий в основ
ном потери на преодоление сил трения в паровой турбине.
Для уяснения широты современного применения тепловых двигателей рассмотрим их применение в некоторых отраслях народного хозяйства.
3-2. Теплоэнергетика
Использование теплоты для получения различных других видов энергии (электрической,механической и др.) называется
- 115 -
теплоэнергетикой. Более 70 %всей потребляемой человеком
электрической энергии на земном шаре вырабатывается на
тепловых электростанциях - предприятиях для производства электрической энергии с помощью тепловых двигателей. Про
цесс выработки электроэнергии заключается в последователь-
в
ном преобразовании химической энергии топлива (или других
источников) в тепловых аппаратах - котлах (парогенераторах)
в теплоту, которая передается рабочему телу. Далее теплота преобразуется в механическую энергию в тепловом двкгателеобычно паровой турбине и затем механическая энергия в электрическую - в электрогенераторе. Для повышения эффек тивного к .я .д . псовых турбин и уменьшения удельных затрат металла при их изготовлении, единичная мощность последних непрерывно увели ивается. В СССР изготовлена сейчас паро вая турбина единичной мощностью в 800 тысяч киловатт, про ектируются на миллион и более киловатт.
В технической термодинамике изучается большая группа циклов паротурбинных установок.
3-3. Т р а н с п о р т
В различных видах транспортных установок почти без раздельно ГОСПОДСТВУЕТ ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ - главным обра зом - ДВС, ГТУ и реже паровая турбина. При своей работе вышеуказанные тепловые двигатели затрачивают около 25 %о? всего мирового потребления топлива. Транспортные тепловые двигатели, отличаясь большим конструктивным ^разнообразием обслуживают многочисленные области народного хозяйства