Файл: Кулиш В.И. Современные конструктивные формы клееных деревянных мостов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
вал схема фермы четко іырисовгааетса, когда ставится горизон тальная зеиг г з по.дыосноіі мосту(рве, 2,3а), воспринимающая распор« Для случая трапециедально-ригельно-подкосных мостов обеспечение устойчивости плоской формы изгиба и фиксация за тяжки в горизонтальном полояагчк требует постановки наклонных охваток« Как видно,здесь (рис, 2«3б) остается сделать послед ний шаг-отделить ухе почти готовую ферму от опоры,и такой шаг бы» сделан в 1932 году в GCCP осуществлением Наводницкого мо ста через реку Днепр в г. Киеве. Фермы, образованные усовер шенствованием статической схемы трапециедально-ригельно-под-
косннх мостов, получили название ригельно-раскосных (рис.2.Зв).
Отпеченные направления - это только атрики на пути раз вития конструктивных форы,на примере которых было показано,
как богата, многогр&яиа и интересна инженерная практика.
3« Исторические сведения и особенности клееных деревлшвіх конструкций мостов
Дерево как конструкционный материал издавна иаходлло при менение в различных областях строительства в, в частности,
мостостроении, »виду его широкого территориального распро странения и удобства обработки. С развитием металлургии и изобретением железобетона интерес к древесине шеснолЬжо сни зился«
В прошлом можно было оправдать такое отношение к древе сине, поскольку не были гдубожо изучены ее природные свойст ва, неизвестны пути повьшеяия долговечности и методы облаго-
рахжвания, ставнике древесину в ряд с такими материалами,как сталь нхи бетон.
1 только в текунем столетии было уделено должное внима ніе возрождение древесины, применение клеев для создания
различных конструктивных форм клееных элементов, искусствен ное улучшение природных свойств древесины и рациональное ев использование значительно расширили границы применимости зе в инженерном деле, улучшив долговечность сооружений из сло истой древесины.
В Европе деревянные клееные конструкции, построенные в Швеции по патенту Тетчера, подвились в 1907 году» Несколько
позднее они нашли распространение и в.других странах* 1910 - - пост через р. Визе у Базеля (Швейцария) пролетом 33 м; . 1933 - пешеходный мост пролетом II м, а в 1929 г. - автодо рожный клееный ІЗ-метровый мост через канал в Копенгагене.
В то время для склеивания элементов применялся казеино
вый клей, имевший ограниченные водостойкость й биостойкость.
Несмотря на это, длительная эксплуатация вышеописанных соо ружений показала высокие качества клееных конструкций, что ■ послужило толчком- к развитию исследований в области исполь зования слоистой древесины.
В США, начиная с 1935 года, Медисонской лабораторией
проводились испытания клееных элементов, которые легли в ос нову создания методики расчета, принятой в настоящее время в
США и Канаде.
0
Применение слоистой древесины в США, развитой в индуст
риальном отношении стране и имеющей высокий уровень металлур
гии и промышленности строительных материалов, обосновано эко
номически. Так,напримлр, сравнение моста из железобетона,ста ли и из антисептированной древесины выявило, что стоимость
погонного фута моста Из |
клееной антисептированной древесины |
|||
составляет 90 долларов, |
что |
в 1,5 |
раза меньше |
стоимости по- . |
гописго фута металлического |
моста |
и в 3,1 раза |
келезобе- |
Гѳо. публичная научно -тѳхничв-к&я
fZilfi |
_ Л Л г ' П |
тонного [5].
Срок слукби сооружений из клееной древесины определен в
40-50 лет, но |
существует |
мнение, |
что долговечность |
клееных |
антисептировашшх мостов |
следус |
считать порядка 75 |
лет [б], |
|
О высокой |
эффективности использования древесины |
в мосто |
строении наглядно свидетельствует рост объема производства клееных конструкций, который, начинал с 1946 года, увеличи вался в США каждые два года в 2 раза (7]. За 1953-1954 г г.
объем производства клееных конструкций возрос в 3 раза, я с
1955 г . по 1957 г. - в 5 раз [б ].
Территориальное распределение лесных массивов оказывает существенное влияние на конструктивные формы элементов, ис пользуемых в мостовых несущих конструкциях, в СЕА, где деся тая часть территории покрыта лесами и стоимость клееной дре весины незначительна, наиболее приемлемым считается прямоу гольные сплошные поперечные сечения, как более простые в из готовлении, в европейских странах развитие типов поперечных
сеченвй ждет в направлении экономии материала в ущерб прин ципах технологичности и простоты изготовления, что объясня ется наличием в этих странах незначительных запасов лесов.
В Швеции распространение получили двутавровые балки с клееными поясами, прибитыми к дощатой перекрестной стенке.
Достаточно широкое распространение клееные конструкции получили в Голландии, где считается, что стоимость перекры тия, осуществленного в деревоклееном варианте до II ы, при мерно одинакова со сборным железобетонным, а при увеличении пролета до 30 * и более,клееные конструкции дешевле железо бетонных в два раза,
Лииннн раз целесообразность применения клееных конст рукций можно проследить на примере внедрения их в практику
-19 -
строительства в Англии - стране, не имеющей своего строитель ного леса.
Зарождение клееных конструкций в навей стране откос іся
к тридцатым годам и связано с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от II февраля 1936 года "Об улучшении строительного дела и об удешевления строительства”.
В это время в лаборатории деревянных конструкций ЦПВПС
под руководством Г.Г.Карлсена, научными сотрудниками А.Б.Гу-
бѳнко, Ц.И.Плунчевской . было положено начало разработке
и внедрению клееных конструкций. В 1937 году били наготовле ны и испытаны до разрушения клееные балки коробчатого сечении,
примененные в последствии в опытном строительстве [9].
В практике мостостроения использование конструкций из
клееной древесины относится к сороковым годам, когда были Из готовлены клеевые сваи, разработанные во Всесоюзной научно»
-исследовательском институте по строительству Министерствѣ строительства СССР [10]. Опыт эксплуатации этих свай в Одес
се, Мурманске , Махачкале и других местах указывает на хоро
шее их состояние.
Для пролетных строений мостов с 1953 года применяются клеевые коробчатые конструкции из бакелизнров&нноі фанеры и древесины, предложенные г.А.Новиковым, пролетом 4,5 м под нагрузку НГ-60.
В 1957 г. Г.В. Шевченко было запроектировано и испыта но сборно-разборное прилетное строение из двух секций со стыком в центре на клеестальинх шайбах пролетом 7 м. Вео балки составил 1,7 і.
В СоюзДорний Н.Д.Поспеловым и я.А. Тен разработаны и ис
пытаны двутавровые балки, склеенные из древесины, облагоро женной бакелизированной фанерой, пролетами 12,16,20 м [4 j.
-20 -
В1959-1960 г г. Союздорпрозкт разработал типовые проек
ты автодорожных разборных постов клеефанерной конструкции из коробчатых блоков со стыками на клеестаяьных „айбах.от ,,5
до 50 ы. |
V |
На основаиии отечественного и зарубежного опыта проекти |
|
рования, строительства и |
эксплуатации деревянных клееных кон |
струкций мостов Киевски« |
филиалом Союздорпроекта в 1961 году |
были разработаны рабочие чертежи для полной длины пролетных
строений 6,9,12,15,18 и 24 под современные обращающиеся на грузки. Срок службы тахих сооружений ориентировочно определен
40-50 лет, что дает возможность отнести деревянные мосты из слоистой древесины в классу индустриальных сооружений долго временной службы.
В начале пестидесятых годов в строкой масштабе разверты ваются исследования в области изучении технологических про цессов склеивания древесины с выработкой рекомендаций по прак тическому применению слоистой древесины в инженерном деле. В 1965 году лабораторией технологии изготовления деталей и кон струкций полимеров Щ Ш С была разработана технология склеива ния ж антисептируюасй обработки мостовых брусьев с применени ем токов высокой частоты. Установлено, что для склеивания де ревянных элементов в поле токов высокой частоты пригодны все виды синтетических клеев (кроме фенолформальдегидного СП-2),
но наиболее эффективен фенолформальдегидный клей марки КБ-3,
при этом рекомендовано внедрение скоростного промышленного производства клееных брусьев в поле токов высокой частоты,
способного улучшить качество клееных элементов с одновремен ным ростом производительности труда и увеличением объема вы пускаемой продукции [II ].
- 21 -
Насущная потребность в экономичных мостовых конструкциях,
выполняемых из слоеной древесины,послужила толчком в развитии заводских методов изготовления клееных деревянных мостов. Пер» вые шаги в этом направлении были предприняты при создании опытного клееного моста, пострознноі j через р. Дубну в москов ской области, в СовэДорНИИ был запроектирован трех пролетный
клеепый деревянный мост для опытного строительства (авторы проекта-Е.В.Тумас и Н.Д.Посполов) длиной пролетного строения
17 м. Объем клеевой древесины на мост составляет 140 ы° при
расходе на одну главную балку - 4,0 ы3, вес металлоизделий - - 0,5 I. Аналогичный мост,выполненный в дощато-гвоздевом ва
рианте, потребовал бы 170 м3 пиломатериала к 5вм3 круглого ле са при металлоемкости в 6,6 т [12]. Клееные двутавровые бал ки изготовлялись в деревообрабатывающем цехе Хотьковского
завода Ш с использованием технологического оборудования,
разработанного и изготовленного сотрудниками ЙКБ Щ Ш С .
' Использование промышленной технологии в заводских усло виях с повсеместным внедрением средств механизации позволит добиться стоимости I ы3 клееной древесины в пределах 80 руб.,
что нике стоимости I м3 бетоиа, составляющей 125 руб. Кроме того,необходимо учитывать снижение затрат на перевозку эле ментов моста и упрощение монтака сооружений из клееной дре весины. Стоимость комбинированной перевозки элементов клее ных конструкций по железкой дороге на 1000 км и автотранс-
псртом на 100 км снижается в 2,8 раза, а стоимость монтажа пролетных строений - в 1,6 раза,по сравнению с железобетон ными конструкциями [13].
Экономическая эффективность клееных мостов может быть повышена,если устранить один существенный их недостаток, а
именно: деревоплита проезжей части не участвует в совместной
- 22 -
работе с клееными балками, а воспринимает только местные на грузки при этом неэффективно используется материал плиты,рас ход которого составляет до 505* от всей древесины, идущей на изготовление несущей конструкции.
Поэтому более эффективным в направлении рационального использования материалов будут комбинированные конструкции мостов, выполненные на основе двух материалов - дерева и бе тона, наиболее полно выявляющие специализацию материалов,ра ботающих с максимальной технической эффективностью: бетон в проезжей части на скатив} древесина клееных балок на растя жение.
Деревянные мосты комбинированных конструкций впервые,
вероятно, появились в США, копируя идею совместной работы сталебетонных мостов. Включение железобетонной плиты в сов местную работу с главными балками ведет к уменьшению высо ты последних и увеличению жесткости пролетного отроения при лучших эксплуатационных показателях. Наличие железобетонной плиты позволяет устраивать на мосту дорожную одежду различных типов и упрощает сопряжение с подходами.
Исследованием комбинированных конструкций мостов у нас в стране занимается В.Н. Горелов (Академия тыла и транспорта), D.O. Мельников, А.В. Шумахер (СибАДИ), Б.А. Глотов (Саратовс кий ПИ).
Основным вопросом при объединении плиты и балок является выявление характера работы связующего элемента, влияющего на сіепень включения плиты в работу с балками. Теоретические ис следования работы клееных балок объединенных с железобетонной плитой с помощью арматурных нагелей, подтвержденные экспери ментальными материалами,были проведены в ХПИ ’14].
В 1964 году был построен первый в Советском Союзе клее-
- 24 -
ныИ деревянный мост с железобетонной плитой проезжей части,
включенной в совместнуэ работу о главными балками арматурны ми нагелями. Проект моста был разработан в )ЛИ. Постройка сооружения осуществлялась в содружестве с Хабаровским крае вым дорожным управлением. Нет необходимости останавливаться на технических характеристиках пролетного строения, доста точно полно освещенных в [І5> В 1969 году на дорогах Даль него Востока введены в эксплуатацию еще три моста; два две
надцатиметровых - один с железобетонной плитой, другой с облегченной плитой из керамэитобетона и один двухпролетный
(2 X 9) со сборной железобетонной плитой.
В настоящее время заканчивается строительство двух
12-метровых мостов: одного с клееными прогонами, армирован- •
ными армодосками (йрхутская область) , другого,армированно го стальной арматурой (Приморский край),и 9-нетрового моста с клееными балками, армированными стеклопластиковой арматурой
1Амурская область).
О» Преимущества конструкций из клееной слоистой древесины
Длительная практика строительства и эксплуатация клее ных конструкций за рубежом и опыт, накопленный в СССР, убе дительно свидетельствуют о необходимости применения в мосто строении конструкций из слоистой древесины, способных конку рировать с традиционными конструктивными формами с использо ванием стали и бетона, а часто и имеющих неоспоримые преиму щества:
I, Клееную конструкцию практически неограниченной длины с любой формой поперечного сечения можно набрать из пиленого
леса различной длины и толщины. При этом максимально исполь- I