Файл: Кулиш В.И. Современные конструктивные формы клееных деревянных мостов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
- 24
зуются короткие доски, что повышает эффективность использова
ния древесины и резке сокращает количество материала, идущего
вотходи.
2. По высоте поперечного сечения элемента ип слоистой дре
весины волокна в слоях расположены параллельно, что позволяет избежать природных пороков, имеющих место в круглом лесе (ко сослой, свилеватость) - эго ведет к увеличению несущей способ ности клееного элемента по сравнению с элементом такого же по перечного сечения,изготовленного из дельной древесины.
3. Клееный элемент, выполненный из древесины с низким со держанием влаги, что необходимо из условия обеспечения хоро шего качества клеевого соединения, в меньшей степени подвер чен трещинообразовакию от усушки, чем конструкция из сырой древесины, в которой величина усушенных деформаций значитель но больше.
4. Применение слоистой древесины в мостовых конструкциях открывает широкие возможности в области компоновки конструк ции по длине из пород леса, имеющих различные прочнсс.'ныі характеристики. Такой синтез пород леса позволяет создавать различные внутренние структуры конструкции, позволяющие полу чить большую несущую способность по сравнению с конструкцией,
выполненной целиком из более прочной древесины.
5. Преобразование внутренней структуры конструкции можно провести в направлении улучшения строений поперечного сечения элемента. В этом случае мы руководствуемся следующими положе ниями. В наиболее напряженных крайних зонах элемента распо лагаем эаболонную, более прочную древесину, а в зонах дейст вия меньших напряжений, находящихся в средней части сечения,
располагаем ядровую древесину, имеющую меньшую прочность.
- 25 -
При это«, если годовые кольце элемента ориентированы выпук лость» вниз, а верхних - вверх, структура поперечного сече ния клееного элемента максимально приближается к природной структуре, свойственной строении ствола дерева.
6, Внешний вид клееішх мостов эстетически благоприятен. По слойное располоке1: досок в клееном элементе подчеркивает строгость конструктивных форм, а в сочетании с синтезом по
рол, имеющих различную интенсивность окраски позволяет созда-
(
вать сооружения, по внешнему виду не имеющие себе равных. 7. Расчетные сопротивления древесины значительно выше для
кратковременно действующих нагрузок, нежели для длительно приложенных, вследствие чего динамические нагрузки, для про пуска которых служат мосты, не являются определяющими при проектировании сооружений из дерева.
8. В древесине, как в никаких других материалах, предель ное расчетное сопротивление двухкратно превышает нормативное
(длительное сопротивление). Это дает возможность в случае не обходимости пропускать по мосту подвижной состав, значитель но превышающий по весу нагрузки, регламентируемыенормами.
9, Вязкость древесины и хорошая адгезия позволяет приме нять для ее армирования практически любые материалы.
10. Защищая древесину клееных балок железобетонной плитой проезжей части наряду с увеличением несущей способности кле еных прогонов можно,кроме того,рационально регулировать на пряженно-деформационное состояние конструкций в целом.
11. Процесс изготовления клееных конструкций и изделий кхе-
ет больше возможностей в не .авлении механизации технологи ческих операций, нежели существующая в настоящее время техно логия изготовления конструктивных элементов из обычной-дре-
весины, когда преобладающим является руччой труд, 12. Дере о, в силу своих структурных особенностей, имеет
низкий температурный коэффициент линейного расширения,вслед ствие чего опорные части пролетных строений из слоистой дре весины очень просты в конструктивном отношении, а при неболь ших пролетах моста ыокно совсем отказаться от опорных частей,
заменив их рубероидными прокладками. Этот фактор имеет осо бое значение в районах резкого колебания температур, к кото рым следует отнести юхкые области Сибири и дальнего востока, 13. Антисептированная слоистая древесина не требует допол нительной окраски и может успешно эксплуатироваться в агрес
сивной промышленной атмосфере.
І<*. Деревянное клееное пролетное строение с толстостенными главными балками имеет более высокую сопротивляемость разру шению от огня, чем незащищенное стальное, гак как на горящей поверхности образуется .защитный слой угля, при этом воздей ствие высоких температур в меньшей степени оказывается на прочностных показателях древесины.
15. Применение индустриальных клееных деревянных конструк ций в мостостроении наиболее полно отвечает особенностям строительства в отдаленных и малонаселенных районах нашей Ро дины, ввиду большой разбросанности и отдаленности объектов строительства от основных баз 5 трудности доставки тяжелых сборных элементов; недостаточной оснащенности строительных организаций транспортными средствами и монтажный оборудова нием; суровыми климатическими условиями.
После небольшого анализа, на основании которого преиму
щества деревянных клееных конструкций очевидны, нужно гово
рить не о возможности использования слоистой древесины в
конструкциях, а о необходимости всемерного внедрения элемен-
-27 -
тов из клееной древесины в практику мостостроения с использо ванием последних научных достижений .и передовых методов стро ительства.
5, Область применения современных конструктивных форм
Максимальное ускорение научно-технического прогресса - - важнейшая общенародная задача - это положение является од ним из программных тезисов Коммунистической партии Советского Союза. В области мостового строительства применение клееных ламинированных (слоистых) деревянных конструкций долано быть определено стимулированием дорожного строительства в районах богатых лесными материалами. На данном этапе развития дере вянных мостов индустриализацию возведения следует считать
современным направлением технического прогресса,приводящим не только к улучшению технико-экономических показателей сферы материального производства, но и к социальным результатам - - облегчению и оздоровлению труда строителей, повышению гза-
лифихацяи и культуры производства и в целом к стиранию разли чий между физическим и умственным трудом.
Технико-экономическая сторона индустриализации характе-'
ризуется следующими закономерностями: перенесение операций изготовления со строительной площадки в заводские условия;
снижение собственного веса конструкции при широкой использо вании местных материалов} сокращение продолжительности стро ительства.
Начальной стадии внедрения всегда сопутствуют трудности организационного порядка: отсутствие обор дования, незначи тельная степень автоматизации поточных линий* нвотработан-
ность технологии, трудности доставки дефицитных материалов и прочее
Из четырех общбпризяинзых -ѵіпрчвлейиН ' *ёкяячоовог&
прогрессе: «жплекспой механизации л автоматизации производ ственных процессов, совершенствования технологи, улучшение проектных решений и, наконец« применения новых материалов и их взаимосочетаний при организации несущей конструкции, спе цифическую особенность представляет последнее направление,
так как к основным материалам н их сочетаниям предъявляется,
прежде всего, требование безопасности пропуска обращающихся нагрузок. Два других исходят из условий индустриальности строительства. Это, во-первых, высокая заводскал готовность и, во-вторых, относительно небольшой вес конструкции, позво ляющий вести монтаж крупными элементами.
Из перечисленных в предыдущих параграфах конструктивных форм пролетных строений следует рекомендовать свободно опер тую балочную систему,как наиболее четкую по статической схе ме и простую в технологическом отношении.
Сквозные балочные конструкцій! в виде ферм, арск, раино-ба-
лочкых дисков, линз и др., хотя и приводят к экономии древе сины - нецелесообразны в характеризуемый период; они менее транспортабельны и более трудоемки.
Таким образом,из всего подчеркнутого здесь и описанного в предыдущих параграфах с очевидной ясностью вытекает необхо димость использования свободно опертых балочных систем с плитой проезжей.части из ламинированной древесины (композит ные плиты) пролетами 6-24 м. Сфера распространения мостов из клееных деревянных балок, объединенных о железобетонной плиtoü несколько аире и поглощает перекрываемые пролеты в ин тервале длин 9-33 м. Поперечные сечения клееных балок лучше выполнен прямоугольными, вследствие большей технологичности
их и яучаей приспособленности к действии скалнваданх напря жении .
Конструкция клеефанерных балок при тонкой стенке (б:к-
фанера) должна быть коробчатой. С выпуском толстостенной строительной фанеры толщиной до 4 - 6 си эффективными будут клеефанерные балки с волнообразной стенкой. Величина пере крываемых пролетов 12 ~ 24 м.
- 30 -
ГЛАВА П. ОСОБЕН"ОСТИ РАСЧЕТА ЭЛЕМЕНТОВ ИЗ ДГЕВЕС'.ГМ
I.Древесина - анизотропный конструкционный материал
Известно, что теоретическая прочность материала опреде ляется величиной примерно на один порядок меньшей модуля уп ругости О тз о , І Е . Если сопоставить модули упругости стали,
бетона и древесины (Е^=2*І06кг/см2 ; Е Б=3*І05 ♦ (сІО^кг/см2 ,
Ед =-ІО5 кг/см2) с пределами прочностей этих материалов
(Сд^'Ю^кг/см2 ; 0 Б =3*102 * ^•І02кг/см2 і бд = ІО3 кг/см2),
то нохно сделать вывод, что пределы прочности стали и древе сины отличаются от теоретической прочности на один порядок,
бетона - на два порядка. Появление песчаного бетона,армиро ванного тонкой металлической сеткой,создает тонко дисперсную структуру, приводящую к увеличению прочности. Аналогичную трансформацию мы наблюдали и в древесине, когда увеличение предела ее прочности достигал сь утончением ее структуры,пу тем создания фанеры, древеснослоистых пластиков, а также стаям, где больше прокатные профили (двутавры, ввеллеры,
уголки) обладают значительно меньшей прочностью в сравнении с малыми (арматура).
Таким образом, утончение структуры материала ведет к по-
внвеншю его прочности. Материалы с более грубой структурой менее прочны. Но это не единственный путь получения высоко прочных конструкционных материалов. Интересно направление,
использующее в качестве главного приема - улучшение свойств материала путем создания композиций.
Приведем высказывания двух специалистов об отмеченных путях: "Хс ч наивысшая прочность,- пишет Аллен [Іб],-наблю-
деемая для нитевидных кристаллов хелеэа составляет около
Е /20, уже имеются большіе поковки с. прочностью В /80, а экс периментально достигнуто значение Е /70, следует серьезно по думать, стоит ли идти дальие, поскольку при таких ішіря ’ниях возникают серьезные проблемы в связи с упругой устойчивость»
и изменением формы из-за упругих деформаций".
Мнение Котгрела по поводу использования кошіозициояних маго-
риалов более оптимистично,» му него прозкальзивавт опреде
ленная озабоченность. "Упрочнение волокнами имеет таи много преимуществ - больная прочность, стойкость к разруявикя, М №
котвмпвратурвая прочность, темпвратуриал устойчивость в деве-
вязяа, легкость и химическая пассивность материалов волокон - - что поойдимому в будущем составит основу для получения прочных инженерных материалов. Главные проблемы - Дехдояогк-
ческие" [Хб].
Таким образом, з отличие от обычных материалов, где мат
рица вносит основной вклад в прочность,в композиции основная
роль принадлежит |
керкасу из волокон,, а роль матрицы сводится |
* передаче усилий |
и сохранению формы, Знание свойств матрицы |
и волокон является необходимым фундаментом,на котором можно возвести изящные и современные абстрактные структуры новых прогрессивных материалов.
Каковы хе потенциальные возможности материалов современ ных деревянных мостов?
Традиционные формы соединения элементов сопряжений при водят к смятию и сколV древесины иногда и под углом к волок нам. Исследования этого вопроса проводятся со времен Д.И. Жу равского, обратившего впервые внимание на' различие между ра диальным и тангентальным направлением в древесине при ее на пряжении поперек волокон и давшего весьмаинтересные объясне ния этому явлению. Кроме этсго,Д.И. Журавский впервые в Рос-
- 32 -
сии провел испытания древесины на прочность при сжатии и рас тяхении.
. Если считать анизотропию следствием преимущественной ориентации элементов микро- и инфоструктуры, то можно опре делить ортогональную анизотропию (ортотропность) наличием трех взаимно-перпендикулярных плоскостей симметрии строения.
Таковы,например: нечетная фанера, ДОТ, СВАМ, текстолит,стек лотекстолиты (КАСТ)* прокатные металлы, пленки ориентирован ных полимеров.
Если это материалы листовые слоистые (фанера,ДСП,СВАМ,.
то анизотропия в плоскости листа определяется волокнистым строением отдельных слоев и их взаимным расположением.
В случае,когда листовой материал поперечноизотропен
(траястропен), то все направления, лежащие на плоскости лис та, эквивалентны, и плоскость листа является плоскостью изот ропии.
Плоскость листа слоистых материалов может быть плос костью изотропии в двух случаях:
1. Если слои изотропны. Тогда анизотропия материала опре деляется только различием между его свойствами в плоскости листа и его свойствами в направлении,перпендикулярном плос кости листе.
2. Если слои анизотропны, но повернуты друг к другу: лист
вцелом имеет ось симметрии примерно 2я /5 или более высо
кого порядка ("звёздное расположение слоев при величине уг ла между волокнами в смежных слоях не больше 72°).
В элементах деревянных конструкций расчетная схема анизотропии определяется формой, размерами и расположением
.сечения по отношению к годичным, кольцам. При достаточно больших размерах сечения и отсутствии правильной ориентации
-33 -
(доски, бруски, рейки) можно,как показал А.Н, Митинский,при ближенно считать направление волоке., древесины осы) симмет рии ее строения, а плоскость,перпендикулярную этой оси,- - плоскостью изотропии всех ее свойств [17].
Следует отметить, что в НиТУ 122-55, С Ф Ш П-В.4-62 дре
весина рассматривается как материал поперечно-изотропный
(транстропный, т.ѳ. в этом случае не деласся различий мехду тангентальным и радиалыелі направлением поперек волокон. В
то же время ГОСТ 6336-52 Методы физико-механических испыта
ний древесины" предусматривает раздельное испытание всех ви дов образцов в радиальном и тангентальном направлениях, а
следовательно, здесь древесина рассматривается как материал ортотропный.
В.К. Ашкенази отмечаем, что установке: де расчетных со-'
противлении необходимо производить по схеме ортогональной и
различать где это возможно, ориентировку сил не только по отношению к волокнам, во и по отношению к годичным слоям древесины [18 ]. Впервые вопрос о зависимости прочности дре
весины от направления вояокон теоретически *ия рассмотрен в
1939 году Медиссонской лабораторией лесных продуктов.
Вообще говоря, д ’я древесины всех пород характера. силь но выраженная анизотропия. Ее модули упругости вдоль и попе
рек волокон отличают ,і почти в двадцать раз, а пределы проч
ности в 40 раз, больше того,экспериментальные исследования,
проведенные нами и рядом других авторов,показывают, что мо
дули .упругости древесины |
на сжатие и растяжение в..оль оло- |
|
кон нс >динаковн [19-22], |
что естественно приводит к услов |
|
ности модуля упругости при изгибе. |
||
Л.М.Перелыгин |
и А.Х.Певцов [21] считают, что модуль уп |
|
ругости при изгибе |
для древесины следует считать якыь услов- |