Файл: Коржуков Н.Г. Химическое сродство и направление химических реакций учеб. пособие для упражнений, семинар. занятий, коллоквиумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
- 90 -
обратной |
раакции |
Е 2 . Таким образом, по пути |
из исходного сос |
тояния в |
ковочное |
система долина перейти через |
т.н . энергетиче |
ский барьер. Чем выше этот энергетический барьер, т.е . чем боль
ше энергия активации, тем меньшая доля молекул в каждый данный
момент является реакционноспособной и тем меньшей, следователь-
во, будет скорость реакции.
Принципиально возможны два пути преодоления энергетического
барьера. В первом случав системе сообщается энергия активации путём, например, нагревания или в результате поглощения квантов
свата. Веди реакция сильно экзотермична, то достаточно активиро
вать небольшое число молекул, чтобы реакция начала течь во всей система, ибо при взаимодействии активированных молекул освобож дается большие количества энергии (в форме кинетической энергии
молекул или в виде излучения) и за счёт этой энергии активируют
ся многочисленные соседние молекулы. Таким обрезом, начавшись в какой-нибудь одной точке системы, реакция быстро распространяет ся (иногда в форме взрывной волны) по всей системе. Второй случай заклкяаегся в понижении энергетического барьера за счет примене ния положительного катализатора, вступающего с одним из участни
ков раакции в незаторможенное взаимодействие с образованием про межуточных продуктов, обладающих более низким энергетическим барье ром. Иногда такие проможуточнно продукты наблюдаются в виде впол не определённых химических соединений (например, образование нит-
ровилсерной кислоты в башенном способе получения сорной кислоты:
этот промежуточный продукт распадается затем на азотистую кисло
ту |
и серную кислоту, |
и, таким образом, |
обходным путем осуществляет |
ся |
требующая большей |
энергии активации |
прямая реакция |
2 |
SO j + 0Z - ~ 2 S 0 3) |
. 2щё чаще промежуточными продуктами яв- |
- 91 -
ляюгся адсорбированные на твёрдых поверхностях молекулы, дефор мированные и "расшатанные" односторонний действие!! поверхностных сип. Поэтому очень часто реакции в газах и растворах протекают только в адсорбционных слоях на твёрдых катализаторах (в частнос ти, реакцию образования водь можно ускорить не только г.угёы наг ревания смеси Н- и 0^, но и введением в эту смесь твёрдого ката
лизатора - губчатого палладия или пла-ивы). |
||
Таким образом, различие между активацией и катализом состоит |
||
в том, |
что |
первая увеличивает имеющийся запас энергии до необхо |
димого |
для |
качала реакции уроьня, а второй уменьшает этот уровень |
до уровня имеющейся в системе энергии. |
||
Следует |
иметь в виду, что термин "термодинамика" сохранился |
|
исторически и паходигся в противоречии с основным содержанием |
||
этой науки, |
внушая представление о неравновесных состояниях. В |
самом деле, слово "термодинамика" в переводе с греческого озна чает "движение теплоты", однако ни один из законов термодинамики ничего не говорит о скорости тех или иных процессов; термодинами ка лишь сопоставляет различные состояния систом и выясняет возмож ность самопроизвольного перехода иа одного состояния в другое.
Термодинамика описывает большой круг явлений, наблюдаемых в природе и технике, однако ола не вскрывает их механизме, не отве чает на вопрос, почему данные процессы происходят именно таким образом; она только отвечает на вопрос, как протекает данный процесс. Ответ на вопрос о причине происходящих явлений даёт молекулярно-кинетическая теория, рассмотрение которой выходит зе рамки настоящего пособия, является преаиетом особого равговоре.
|
|
|
|
|
- |
эг |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П Р И Л О Ж Е Н Г. Е |
|
|
|
|
|
|||
|
Стандартные теплоты |
образования лН°29е и знгропии |
S *93 |
|
||||||||
некоторых простых веществ и соединения. |
|
|
|
|
|
|||||||
Г |
|
i |
цО |
Г |
|
|
|
|
|
1 |
с° |
! |
|
|
|
АЙ г98> |
[ |
|
|
|
|
а Н298* |
|||
|
Вещество |
!ккал/иоль ! |
кеп/иопь1| |
Вещество ! |
! |
^гэв, |
! |
|||||
|
|
|
|
|
! ккалДгаль! кал/ыодь1 |
|||||||
1 |
Нж(г) |
j |
о |
j |
31,21 |
\\&20з(«) |
I |
-196,3 |
| |
£0,9 |
| |
|
I M ( r ) |
j |
-57,8 |
| |
45,13 |
j \Мп (к), |
|
o |
I |
7,6 |
j |
||
! |
нго(*) |
j |
-68,3 |
j |
16,75 |
!! МпО(к) j |
-92,0 |
| |
14,3 |
1 |
||
} |
02(r) |
J |
о |
! |
49,00 |
\\Мп30^(к) 1 |
-331,4 |
| |
35,5 |
| |
||
i |
0(r) |
! |
59,56 |
j |
38,47 |
j i Мп2о3 |
; |
-229,4 |
( |
26,4] |
||
| |
0s(r) |
j |
34,1 |
j |
57,1 |
1 [ |
МпОг (к ) |
| ”-124,3 |
{ |
12,7 | |
||
[ C(rpe.<pur) j |
____ [_ |
1,36 |
77 |
^ (0 |
7 |
0 |
1 |
45,77] |
||||
С(алма%) j |
0,453 |
j |
0,58 |
II |
Щ СГ) |
| |
- I l. o | |
45,97 | |
||||
|
СО(г) Г |
-26,42 |
i |
47,3 |
i j |
0 if) |
j |
19,5 | |
52,55 | |
|||
|
JC02(r) |
j |
-94,1 |
j |
51,1 |
л\ [ м 'с г ) |
7 |
2 1 , 6 |
| |
50,34 | |
||
ч £ д ( * Г Т |
-151,9 |
| |
9,5 |
И |
щ с г ) T |
8,09 j |
57,4б] |
|
||||
CaC03(*)Y -288,4 |
| |
2 1 , 2 |
X\Pz°S |
j |
-370,0| |
32,5 J |
||||||
|
Ba0(«) i |
-133,0 |
j |
16,6 |
i l |
PH» |
| |
' 4,1 J |
50,4 | |
|||
BaCOj (к) i -250,0 1 |
26,8 |
\\S(*),p°*?- i |
0 |
1 |
7,62] |
|
||||||
|
Mfd(K) |
\ |
-143,7 |
1 |
6,44 |
1 1 |
H2s(r) |
| |
-4 ,8 1 |
49Tl| |
|
|
IMqCOi (к) j |
- с о , 2 |
|
|
! ! A ’Ы(«) |
! |
-104,2 i |
19.71 |
|||||
Г |
а[1 к) |
; |
о |
|
6,7? \\НсС03(кП |
-93,5 j |
34,17; |
|
||||
! |
®3 |
i |
-лес ,4 |
|
12,2 i l нс!Щ к) |
Г |
■ 103,61 |
36,11 |
||||
|
|
~6,5 |
1! "T2T«) |
I |
0 |
I |
27,9 j |
|
||||
X~~fe (« ) |
i |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
РеО С*) |
\ |
" б^7 з |
|
|
ч " " £ ^ |
i— |
14,66! |
62,251 |
|
||
YkjClq <*; |
i |
“ £66,9 |
|
36,2 |
^ |
6, 2! |
49,41 |
|||||
|
! [ 7 w ^ v _ _ i |
|||||||||||
\C~Hs0H(*j i |
-66,35 |
| |
’ зе,5 i i |
|
i |
|
|
|
|
|||
|
|
i |
|
i |
|
' ! |
|
t |
|
|
|
|
-93 -
ЛИ Т Е Р А Т У Р А
1.О преподавании курса химии в инхенерно-технических (нехимв-
ческих) вузах. (Проекг предлояений президиума Научво-методв- ческого совета по хииии при Министерстве высшего в среднего специального образования СССР). Сборник научно-методических статей по хииии, Выпуск второй, Изд-во "Высшая школа",И.,1971
2.Ы.Х.Карапегьянц. О'научном уровне преподавания химии в вузе.
Сборник научно-методических статей по химии. Выпуск второй,
Изд-во "Высшая школа", М., 1971.
3.И.Х.Карапетьянц. Введение в теорию химических процессов,
Кзд-во "Высшая школа", М., 1970. |
/ |
4. И.Р.Кричевский. Понятия и основы териодинамики. Изд.2-е, Изд-во "Химия, "И., 1970.
5. Ы.Х.Карапегьянц. Химическая термодинамика. Госхиыиздат,
Ы.-Л., 1958.
6. Ы.Х.Карапегьянц. Химическое сродство. U., Кзд-во "Знание", 1972.
7.В.й.Зубарев. Злементы термодинамики в курсе обшей химии.'
Л., 1971.
8. Д.А.Кемпбел. Почему происходят химические реакции? Кзд-во
"Ыир", Ы., 1967.
9. О.С.Зайцев. Хииическая термодинамика к курсу общей химии,
Кзд-во МГУ, U., 1970.
10.М.Х.Кьрапотъянц, Ы.Л.Карапегьянц. Основные гермодикеиг.ческло константы неорганических и органических веществ. Кзд-во
"Химия” , К., 1968.
11.Ы.Х.ларепетьянц. Примеры и задачи по химической термодинамика Кзд-.З-е, "Росвузиздаг", 1963.
12.В.А.Киреев. Методы практических расчётов в териодиэанкве х.-.и;
ческих реакций. Кзд-во "Химия", Ы., 1970. |
г . |
13.К.Г.Хо'Сжукоа. Обсуждение -'.изическсго смысла энтропия л?х изложении элечентоз термодинамики з курсе общей химии.
Соссник кауизо-мзтогачеспгх статей по химки.Выпуск четверо-.-- Кзд-во "Змсазп школа",Я.,1974.
О Г Л А В Л Е Н И Е |
|
|
с г р . |
ПРЕДИСЛОВИЕ.............................................................. |
|
ВВЕДЕНИЕ................................................................... |
5 |
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И |
ОП |
РЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМОДИНАМИКИ .......................................... |
f |
ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОДИНАМИКИ....................................... |
29 |
ВТОРОЕ НАЧАЛО ТЕРМОДИНАМИКИ...................................... |
3^ |
ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЭНТРОПИИ........................................ |
39 |
ОБЪЕДИНЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРВОГО И ВТОРОГО НАЧАЛ |
|
ТЕРМОДИНАМИКИ. СВОБОДНАЯ ЭН ЕРГИ Я ............................ |
62 |
УБЫЛЬ ИЗОБАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА - МЕРА ХИМИЧЕСКОГО
СРОДСТВА ..............................................................
З^А Д А Ч И .......................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... ..
ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................
70
85
.87 92
ЛИТЕРАТУРА |
.............................................. 16/ У - 1974 Г . |
93 |
||
Московский институт стали и |
|
|||
Л - 101354 |
|
|
||
сплавов,Ленинский проси.,6 |
Заказ |
* 387 |
||
Н.Г.Корлуков |
||||
ТИрак |
122.0 эта. |
|||
Химическое сродство и направление |
||||
Объем |
4 ,0 |
п .л . |
||
химических реакций. |
||||
Цена |
16 |
коп. |
||
Учебное пособие для упражнений, |
семинарских занятий,коллоквиумов.
Рецензент проф. ы.Х.Каралетьянц Отпечатано на ротапринте МЖХС, Шаболовка,3