Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

запрещается подкладывать другую карту, так как возмож­ ны ошибки вследствие измерений на рамках карты, вы­ ступающей снизу. Рабочая карта должна лежать непосред­ ственно на столе, а ее углы должны быть прижаты грузи­ ками. При этом неиспользуемую часть карты следует за­ пускать в верхний ящик штурманского стола. На карте могут находиться только прокладочные инструменты, ка­

рандаш и резинка. Черновой и судовой журналы

должны

быть на отведенных для них местах штурманского

стола.

При выполнении прокладки нельзя наваливаться грудью на стол и облокачиваться на карту.

Порядок на штурманском столе и аккуратное содержание навигационных пособий и мореходных инструментов повы­ шают точность прокладки, значительно облегчают работу

иэкономят время судоводителя.

1.5.2.Выполнять прокладку необходимо чисто и тща­ тельно, пользуясь остро отточенным карандашом средней мягкости и резинкой.

1.5.3.При выполнении прокладки надлежит пользо­ ваться исправным прокладочным инструментом, который необходимо периодически подвергать проверкам [1,7].

При проверке циркуля надо сдвинутыми остриями ножек сделать укол на бумаге. Исправный циркуль дол­ жен оставлять на бумаге один укол, т. е. точку.

Для проверки параллельности срезов линейки ее следу­ ет расположить на карте под углом к меридиану около 90° и прочертить линии вдоль ее срезов. Если величины углов, измеренных транспортиром, совпадают с точностью до 0°,2, то срезы линейки параллельны. Прямолинейность рабочей части линейки можно проверить на глаз, посмот­ рев вдоль ее среза.

1.5.4. На карте прокладывают истинные пеленги. Для этого компасные пеленги, полученные в процессе наблю­ дений, необходимо исправлять поправкой компаса.

Пример 5. Следуя КК — 170°,0, с помощью обыкновенного пе­ ленгатора и магнитного компаса измерили пеленг ориентира А: ОКП = 240°,5; А/С = +2° . Определить истинный пеленг ИП ориен­ тира А.

окп

240°,5

 

+ 2,0

ОИП

242°,5

ИП

62° ,5

13


1.5.5. Если расстояние до ориентира больше 40— 50 миль, то в высоких широтах для получения локсодроми­ ческого пеленга истинный пеленг необходимо исправить ортодромической поправкой \р, выбранной из табл. 23-6 МТ—63, по средней широте срт и разности долгот АХ места

и ориентира. В качестве срт можно принять широту

места

или ориентира.

 

 

Пример 6. Находясь от горы А приблизительно в

70

милях

в точке со счислимыми координатами: cpc = 58°00' N, Хс

= 30°53'W,

намерили с помощью оптического пеленгатора по репитеру гироком­

паса пеленг вершины

горы А: ГКП — 75°,0; ДГ/С = + 1°. Коорди­

наты вершины горы Л: <р= 58°30'N; X = 28°36'W. Определить лок­

содромический пеленг горы А:

ГКП

75°

АГК

+ 1

ИЛ

76° (из табл. 23-6 МТ—63, по

Ф

+ 1 Ф,„ = 58° и АХ = 2°,3)

Лок. П

77°.

1.5.6. Прокладывать пеленги следует в той же последо­ вательности, в которой велись наблюдения. При этом ре­ комендуется проводить лишь два коротких отрезка линии пеленга: один — у ориентира, а второй — в районе счислимого места. Для выполнения этой рекомендации иногда приходится изменять последовательность прокладки, на­ чиная ее с пеленгов, близких к траверзу.

На карте линия пеленга должна проходить точно через точку, обозначающую положение ориентира. Такой точке соответствуют следующие места условных знаков [10]:

узнаков несимметричного рисунка или у знаков с ши­ роким основанием — середина основания;

узнаков правильной геометрической формы — гео­ метрический центр;

узнаков с прямым углом в основании — вершина пря­ мого угла;

узнаков, образованных сочетанием нескольких фигур, — центр нижней фигуры.

Особое внимание требуется при прокладке пеленгов срезов мысов, так как на карте показывается урез воды, а пеленгуется фактически обрыв или какой-то участок склона.

14


Выполняя прокладку пеленгов, рекомендуется прове­ рять положение параллельной линейки транспортиром непосредственно перед нанесением линии пеленга.

1.5.7.В случае прокладки пеленгов, Линии которых составляют с меридианом острые углы (менее 15°), рекомен­ дуется эти пеленги прокладывать от параллели под углом ИП ± 90°, что позволяет уменьшить графические ошибки.

1.5.8.Для того чтобы отложить расстояние, необходимо

установить раствор циркуля, равный этому расстоянию

в

масштабе карты, пользуясь для этого ее боковой рамкой

в

широте счислимого места и ориентира. Отмеренное та­

ким образом расстояние надо отложить вдоль заданного направления.

Измеряя отрезок на боковой рамке карты,' следует об­ ращать внимание на цену ее делений. Пренебрежение этой рекомендацией может привести к грубым ошибкам при прокладке расстояний.

1.5.9. Для прокладки горизонтальных углов надо при­ мерно по середине листа кальки провести произвольную прямую, выбрать точку на этой прямой ближе к любому из краев кальки, построить при ней с помощью транс­ портира измеренные углы и надписать их значения.

В особо ответственных случаях для прокладки горизон­ тальных углов рекомендуется пользоваться протрактором.

6. Оценка точности наблюдений и прокладки

1.6.1. Результаты измерений, используемые при визу­ альных определениях места судна, всегда содержат ошибки систематического и случайного характера. При выполне­ нии наблюдений возможны также и грубые ошибки — промахи. Каждый судоводитель обязан принимать меры к уменьшению влияния этих ошибок.

1.6.2. Для предотвращения возможных промахов не­ обходимо быть крайне внимательным и сосредоточенным в процессе измерений, при снятии отсчетов и записи ре­ зультатов.

Для выявления и устранения промахов служат по­ вторные измерения.•

1.6.3. Влияние систематических ошибок можно осла­ бить, если бережно обращаться с мореходными инструмен­ тами и регулярно выполнять необходимые проверки этих инструментов.

15

1.6.4. Влияние случайных ошибок наблюдений можно уменьшить, соблюдая следующие рекомендации:

регулярно тренироваться в выполнении навигационных наблюдений, используя для этого самые различные-условия состояния моря и видимости ориентиров;

строго выполнять специфические правила и рекоменда­ ции' (визирование, совмещение), проявляя особую внима­ тельность и аккуратность при наблюдениях;

по возможности выполнять наблюдения сериями с по­ следующим осреднением.

1.6.5. Основной характеристикой точности измерений принята стандартная (средняя квадратическая) ошибка е. Эта величина (ей приписывают знаки ± ) показывает интер­ вал, в котором с вероятностью 68,3% находятся действи­

тельные ошибки отдельных

измерений [11].

 

Наряду с е для оценки точности измерений применяется

предельная ошибка А п р с д ,

которую принимают равной Зе.

Измерения с ошибками, превышающими ±

ЛПред> относят

к промахам и отбрасывают. Знать величины

е и Ап р е д не­

обходимо для оценки точности обсерваций.

 

Так как точность измерений существенно зависит от

условий, то рекомендуется

тренировку измерения нави­

гационных параметров совмещать с определением стандарт­ ных ошибок. При этом приобретается полезный навык гла­ зомерной оценки точности измерений в зависимости от условий.

1.6.6. Для определения стандартной ошибки по серии измерений навигационного параметра рекомендуется наи­ более простой метод — метод размаха [11], практическое применение которого состоит в следующем.

При стоянках судна на открытом рейде выполняют на­ блюдения, серии которых состоят не менее чем из пяти измерений навигационного параметра. Затем определяют

размах R — абсолютную величину разности

наибольшего

и наименьшего результатов измерений данной серии.

Стандартная ошибка одного измерения е

вычисляется

по формуле

 

е = knR.

Стандартная ошибка среднего арифметического (вы­ вода) серии измерений Е вычисляется по формуле

Е = KnR.

16


В этих формулах

коэффициенты

kn и Кп

выбираются

из табл.

1 в зависимости от числа

измерений

в серии

п.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1

 

5

6

7

s

9

10

11

К

0,430

0,395

0,370

0,351

0,337

0,325

0,315

 

0,192

0,161

0,140

0,124

0,112

0,103

0,095

Пример 7. Находясь на якорной стоянке, с помощью оптичес­ кого пеленгатора и репитера гирокомпаса измерили серию из 10 пеленгов маяка А. В результате измерений получили следующие от­ счеты:

52,3; 52,4; 52,2; 51,9; 52,0; 52,6; 52,2; 52,1; 52,3 и 52°,1.

Определить стандартную ошибку одного измерения Е, предель­ ную ошибку ДП ред и стандартную ошибку вывода Е..

1.

Определяем

размах:

 

 

 

 

 

 

R = 52,°6 — 5Г,9 = 0°,7.

2.

Из табл. 1 выбираем кп =

0,325 и находим в:

 

е = 0 , 3 2 5 x 0 ° , 7

=

± 0 ° , 2 3

~ ±

0°,2 .

3.

Рассчитываем

предельную

ошибку:

 

 

Лпред = 3 х 0 ° , 2 3

=

± 0 ° , 6 9

±

0°,7 .

4.

Выбираем из табл. 1 Кп

0,103,

после чего вычисляем Е

 

 

Е = 0 , 1 0 3 X 0 ° , 7 я 5 ± 0 ° , 1 .

Таким образом, среднее арифметическое (вывод) значение пеленга 52°,2 получено со стандартной ошибкой ±0°,1 .

1.6.7. Для ориентировочного суждения о точности из­ мерений навигационных параметров, выполняемых наблю­ дателем средней опытности, служит табл. 2, где показаны значения ошибок по данным из книг [2, 3, 11].

Точность измерений существенно зависит от конкрет­ ных условий, и поэтому к помощи табл. 2 следует при­ бегать лишь в тех случаях, когда невозможна иная оценка точности.

1.6.8. Систематические ошибки навигационных измере­ ний практически никогда не удается исключить полностью. Такие ошибки не уменьшаются при использовании среднего арифметического из серии наблюдений, так как они неиз­ менны в каждом измерении данной серии. По этой причине

17


Т а б л и ц а 2

Величина

 

Условия

е

д л р е д

 

 

 

 

 

 

Визуальный

Хорошее

и

удовлетво­

±(0,2-^0°,5)

±(0,64-1°,5)

пеленг

рительное состояние мо­

 

 

То же

ря и видимости

±(24-3°)

±(6-ь9°)

' При сильной качке и

Прокладка

пониженной

видимости

± 0 ° , 2

 

 

 

 

± 0 ° , 5

пеленга

 

 

 

 

 

 

Вертикальные

При удовлетворитель­

± 2 '

± 6 '

и горизонталь­

ном

состоянии моря и

 

 

ные углы

видимости

 

кальки

± 0 ° , 2

± 0 ° , 6

Прокладка го­

С помощью

ризонтального

 

 

 

 

 

 

угла

С

помощью

протрак­

± 0 ° , 1

± о ° , з

То же

тора

величина систематической ошибки не может быть определе­ на из серии измерений никаким методом.

Для оценки величины возможных систематических оши­ бок приходится использовать результаты специальных статистических исследований [11]. В качестве ориентиро­ вочных стандартных значений неизвестных систематических ошибок можно принимать следующие величины: для пе­

ленгов

а - ± ( 0 , 5 ч-

Г); для углов, измеряемых секста­

ном, а

= ± ( 1 -г-

Г,5).

 

 

 

г

 

Г л а в а

2.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА

 

 

 

СУДНА

При выполнении визуальных определений места судна необходимо решить, какой из возможных в конкретной на­ вигационной обстановке способов является наиболее це­ лесообразным и надежным.

Вне зависимости от способа визуальной обсервации, следует из числа нанесенных на карту и опознанных на местности ориентиров выбрать по возможности более близкие к судну и хорошо видимые с места наблюдений.

Результаты наблюдений, а также время по судовым часам и отсчет лага, относящиеся к определенному моменту

18