Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
запрещается подкладывать другую карту, так как возмож ны ошибки вследствие измерений на рамках карты, вы ступающей снизу. Рабочая карта должна лежать непосред ственно на столе, а ее углы должны быть прижаты грузи ками. При этом неиспользуемую часть карты следует за пускать в верхний ящик штурманского стола. На карте могут находиться только прокладочные инструменты, ка
рандаш и резинка. Черновой и судовой журналы |
должны |
быть на отведенных для них местах штурманского |
стола. |
При выполнении прокладки нельзя наваливаться грудью на стол и облокачиваться на карту.
Порядок на штурманском столе и аккуратное содержание навигационных пособий и мореходных инструментов повы шают точность прокладки, значительно облегчают работу
иэкономят время судоводителя.
1.5.2.Выполнять прокладку необходимо чисто и тща тельно, пользуясь остро отточенным карандашом средней мягкости и резинкой.
1.5.3.При выполнении прокладки надлежит пользо ваться исправным прокладочным инструментом, который необходимо периодически подвергать проверкам [1,7].
При проверке циркуля надо сдвинутыми остриями ножек сделать укол на бумаге. Исправный циркуль дол жен оставлять на бумаге один укол, т. е. точку.
Для проверки параллельности срезов линейки ее следу ет расположить на карте под углом к меридиану около 90° и прочертить линии вдоль ее срезов. Если величины углов, измеренных транспортиром, совпадают с точностью до 0°,2, то срезы линейки параллельны. Прямолинейность рабочей части линейки можно проверить на глаз, посмот рев вдоль ее среза.
1.5.4. На карте прокладывают истинные пеленги. Для этого компасные пеленги, полученные в процессе наблю дений, необходимо исправлять поправкой компаса.
Пример 5. Следуя КК — 170°,0, с помощью обыкновенного пе ленгатора и магнитного компаса измерили пеленг ориентира А: ОКП = 240°,5; А/С = +2° . Определить истинный пеленг ИП ориен тира А.
окп |
240°,5 |
|
+ 2,0 |
ОИП |
242°,5 |
ИП |
62° ,5 |
13
1.5.5. Если расстояние до ориентира больше 40— 50 миль, то в высоких широтах для получения локсодроми ческого пеленга истинный пеленг необходимо исправить ортодромической поправкой \р, выбранной из табл. 23-6 МТ—63, по средней широте срт и разности долгот АХ места
и ориентира. В качестве срт можно принять широту |
места |
|
или ориентира. |
|
|
Пример 6. Находясь от горы А приблизительно в |
70 |
милях |
в точке со счислимыми координатами: cpc = 58°00' N, Хс |
= 30°53'W, |
намерили с помощью оптического пеленгатора по репитеру гироком
паса пеленг вершины |
горы А: ГКП — 75°,0; ДГ/С = + 1°. Коорди |
наты вершины горы Л: <р= 58°30'N; X = 28°36'W. Определить лок |
|
содромический пеленг горы А: |
|
ГКП |
75° |
АГК |
+ 1 |
ИЛ |
76° (из табл. 23-6 МТ—63, по |
Ф |
+ 1 Ф,„ = 58° и АХ = 2°,3) |
Лок. П |
77°. |
1.5.6. Прокладывать пеленги следует в той же последо вательности, в которой велись наблюдения. При этом ре комендуется проводить лишь два коротких отрезка линии пеленга: один — у ориентира, а второй — в районе счислимого места. Для выполнения этой рекомендации иногда приходится изменять последовательность прокладки, на чиная ее с пеленгов, близких к траверзу.
На карте линия пеленга должна проходить точно через точку, обозначающую положение ориентира. Такой точке соответствуют следующие места условных знаков [10]:
узнаков несимметричного рисунка или у знаков с ши роким основанием — середина основания;
узнаков правильной геометрической формы — гео метрический центр;
узнаков с прямым углом в основании — вершина пря мого угла;
узнаков, образованных сочетанием нескольких фигур, — центр нижней фигуры.
Особое внимание требуется при прокладке пеленгов срезов мысов, так как на карте показывается урез воды, а пеленгуется фактически обрыв или какой-то участок склона.
14
Выполняя прокладку пеленгов, рекомендуется прове рять положение параллельной линейки транспортиром непосредственно перед нанесением линии пеленга.
1.5.7.В случае прокладки пеленгов, Линии которых составляют с меридианом острые углы (менее 15°), рекомен дуется эти пеленги прокладывать от параллели под углом ИП ± 90°, что позволяет уменьшить графические ошибки.
1.5.8.Для того чтобы отложить расстояние, необходимо
установить раствор циркуля, равный этому расстоянию
в |
масштабе карты, пользуясь для этого ее боковой рамкой |
в |
широте счислимого места и ориентира. Отмеренное та |
ким образом расстояние надо отложить вдоль заданного направления.
Измеряя отрезок на боковой рамке карты,' следует об ращать внимание на цену ее делений. Пренебрежение этой рекомендацией может привести к грубым ошибкам при прокладке расстояний.
1.5.9. Для прокладки горизонтальных углов надо при мерно по середине листа кальки провести произвольную прямую, выбрать точку на этой прямой ближе к любому из краев кальки, построить при ней с помощью транс портира измеренные углы и надписать их значения.
В особо ответственных случаях для прокладки горизон тальных углов рекомендуется пользоваться протрактором.
6. Оценка точности наблюдений и прокладки
1.6.1. Результаты измерений, используемые при визу альных определениях места судна, всегда содержат ошибки систематического и случайного характера. При выполне нии наблюдений возможны также и грубые ошибки — промахи. Каждый судоводитель обязан принимать меры к уменьшению влияния этих ошибок.
1.6.2. Для предотвращения возможных промахов не обходимо быть крайне внимательным и сосредоточенным в процессе измерений, при снятии отсчетов и записи ре зультатов.
Для выявления и устранения промахов служат по вторные измерения.•
1.6.3. Влияние систематических ошибок можно осла бить, если бережно обращаться с мореходными инструмен тами и регулярно выполнять необходимые проверки этих инструментов.
15
1.6.4. Влияние случайных ошибок наблюдений можно уменьшить, соблюдая следующие рекомендации:
регулярно тренироваться в выполнении навигационных наблюдений, используя для этого самые различные-условия состояния моря и видимости ориентиров;
строго выполнять специфические правила и рекоменда ции' (визирование, совмещение), проявляя особую внима тельность и аккуратность при наблюдениях;
по возможности выполнять наблюдения сериями с по следующим осреднением.
1.6.5. Основной характеристикой точности измерений принята стандартная (средняя квадратическая) ошибка е. Эта величина (ей приписывают знаки ± ) показывает интер вал, в котором с вероятностью 68,3% находятся действи
тельные ошибки отдельных |
измерений [11]. |
|
Наряду с е для оценки точности измерений применяется |
||
предельная ошибка А п р с д , |
которую принимают равной Зе. |
|
Измерения с ошибками, превышающими ± |
ЛПред> относят |
|
к промахам и отбрасывают. Знать величины |
е и Ап р е д не |
|
обходимо для оценки точности обсерваций. |
|
|
Так как точность измерений существенно зависит от |
||
условий, то рекомендуется |
тренировку измерения нави |
гационных параметров совмещать с определением стандарт ных ошибок. При этом приобретается полезный навык гла зомерной оценки точности измерений в зависимости от условий.
1.6.6. Для определения стандартной ошибки по серии измерений навигационного параметра рекомендуется наи более простой метод — метод размаха [11], практическое применение которого состоит в следующем.
При стоянках судна на открытом рейде выполняют на блюдения, серии которых состоят не менее чем из пяти измерений навигационного параметра. Затем определяют
размах R — абсолютную величину разности |
наибольшего |
и наименьшего результатов измерений данной серии. |
|
Стандартная ошибка одного измерения е |
вычисляется |
по формуле |
|
е = knR.
Стандартная ошибка среднего арифметического (вы вода) серии измерений Е вычисляется по формуле
Е = KnR.
16
В этих формулах |
коэффициенты |
kn и Кп |
выбираются |
|||||
из табл. |
1 в зависимости от числа |
измерений |
в серии |
п. |
||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1 |
||
|
5 |
6 |
7 |
s |
9 |
10 |
11 |
|
К |
0,430 |
0,395 |
0,370 |
0,351 |
0,337 |
0,325 |
0,315 |
|
|
0,192 |
0,161 |
0,140 |
0,124 |
0,112 |
0,103 |
0,095 |
Пример 7. Находясь на якорной стоянке, с помощью оптичес кого пеленгатора и репитера гирокомпаса измерили серию из 10 пеленгов маяка А. В результате измерений получили следующие от счеты:
52,3; 52,4; 52,2; 51,9; 52,0; 52,6; 52,2; 52,1; 52,3 и 52°,1.
Определить стандартную ошибку одного измерения Е, предель ную ошибку ДП ред и стандартную ошибку вывода Е..
1. |
Определяем |
размах: |
|
|
|
|
|
|
R = 52,°6 — 5Г,9 = 0°,7. |
||||
2. |
Из табл. 1 выбираем кп = |
0,325 и находим в: |
||||
|
е = 0 , 3 2 5 x 0 ° , 7 |
= |
± 0 ° , 2 3 |
~ ± |
0°,2 . |
|
3. |
Рассчитываем |
предельную |
ошибку: |
|
||
|
Лпред = 3 х 0 ° , 2 3 |
= |
± 0 ° , 6 9 |
± |
0°,7 . |
|
4. |
Выбираем из табл. 1 Кп |
— 0,103, |
после чего вычисляем Е |
|||
|
|
Е = 0 , 1 0 3 X 0 ° , 7 я 5 ± 0 ° , 1 . |
Таким образом, среднее арифметическое (вывод) значение пеленга 52°,2 получено со стандартной ошибкой ±0°,1 .
1.6.7. Для ориентировочного суждения о точности из мерений навигационных параметров, выполняемых наблю дателем средней опытности, служит табл. 2, где показаны значения ошибок по данным из книг [2, 3, 11].
Точность измерений существенно зависит от конкрет ных условий, и поэтому к помощи табл. 2 следует при бегать лишь в тех случаях, когда невозможна иная оценка точности.
1.6.8. Систематические ошибки навигационных измере ний практически никогда не удается исключить полностью. Такие ошибки не уменьшаются при использовании среднего арифметического из серии наблюдений, так как они неиз менны в каждом измерении данной серии. По этой причине
17
Т а б л и ц а 2
Величина |
|
Условия |
е |
д л р е д |
||
|
|
|
|
|
|
|
Визуальный |
Хорошее |
и |
удовлетво |
±(0,2-^0°,5) |
±(0,64-1°,5) |
|
пеленг |
рительное состояние мо |
|
|
|||
То же |
ря и видимости |
±(24-3°) |
±(6-ь9°) |
|||
' При сильной качке и |
||||||
Прокладка |
пониженной |
видимости |
± 0 ° , 2 |
|
||
|
|
— |
|
± 0 ° , 5 |
||
пеленга |
|
|
|
|
|
|
Вертикальные |
При удовлетворитель |
± 2 ' |
± 6 ' |
|||
и горизонталь |
ном |
состоянии моря и |
|
|
||
ные углы |
видимости |
|
кальки |
± 0 ° , 2 |
± 0 ° , 6 |
|
Прокладка го |
С помощью |
|||||
ризонтального |
|
|
|
|
|
|
угла |
С |
помощью |
протрак |
± 0 ° , 1 |
± о ° , з |
|
То же |
тора
величина систематической ошибки не может быть определе на из серии измерений никаким методом.
Для оценки величины возможных систематических оши бок приходится использовать результаты специальных статистических исследований [11]. В качестве ориентиро вочных стандартных значений неизвестных систематических ошибок можно принимать следующие величины: для пе
ленгов |
а - ± ( 0 , 5 ч- |
Г); для углов, измеряемых секста |
|
ном, а |
= ± ( 1 -г- |
Г,5). |
|
|
|
|
г |
|
Г л а в а |
2. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА |
|
|
|
СУДНА |
При выполнении визуальных определений места судна необходимо решить, какой из возможных в конкретной на вигационной обстановке способов является наиболее це лесообразным и надежным.
Вне зависимости от способа визуальной обсервации, следует из числа нанесенных на карту и опознанных на местности ориентиров выбрать по возможности более близкие к судну и хорошо видимые с места наблюдений.
Результаты наблюдений, а также время по судовым часам и отсчет лага, относящиеся к определенному моменту
18