ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
моделирования живого организма в целом изжил себя». Нейрон оказался системой значительно более сложной, чем совершенная современная электронно-вычислитель ная машина. Отсюда парадоксальность ситуации: маши на, моделирующая самое сложное в природе — челове ческое мышление, принципиально не в состоянии вос произвести внутриклеточные процессы простейшего организма. И все потому, что создание алгоритма пред полагает абсолютизацию момента дискретности стоха стических процессов, связано с использованием одно значно детерминированных зависимостей. Это же объ ясняет и причину «неполноты формальных систем» (Ге дель), невозможность полной формализации знаний (В. М. Глушков) и воспроизведения стохастического по своей природе мышления в ЦЭВМ.
С вопросами «машинного мышления» связано образо вание «понятий» автоматами н опознание образов. В ма шине никаких понятий, конечно, не образуется, посколь ку там нет сознания. Происходит лишь имитация обоб щения событий одного класса. Образование понятий — прерогатива обладающего сознанием человека; понятий ная сторона слова машине принципиально недоступна. Отсюда качественное своеобразие человеческого вос приятия окружающих объектов1, которое должно учиты ваться не только при конструировании опознающих автоматов, перцептронов, но н в инженерной психологии, занимающейся изучением и выработкой рекомендаций о том, как лучше в информационном плане обеспечить взаимодействие в системе «человек— машина». (Инже нерная психология рассматривает широкий комплекс вопросов, начиная от выбора цветового решения произ водственного интерьера до измерения способности че ловека осмысленно воспринимать поступающую от
приборов информацию и своевременно производить нуж ные действия.)
1 Воспринимаемые человеком образы осмысливаются; ои выде ляет при чтении рисунка, схемы нужные ему лишь в данной обста новке— в зависимости от поставленной цели — линии, элементы; схватывает при чтении обычно лишь верхнюю половину букв тек ста; осознает не все слова в одинаковой степени и т. д. При этом мозг человека использует опять-таки вероятностный способ распо знавания объектов, вот почему у человека, в отличие от перцептрона, нет проблемы, связанной с различием почерка, шрифта, поворота букв и пр.
100
С методологической точки зрения важно то, что при моделировании процесса опознания, который у человека неотделим от всех остальных психических процессов вероятностного характера, допускаются по крайней мере два тесно между собой взаимосвязанных упрощения:
1. Целостный образ сводится к совокупности дискрет ных величин (игнорируется момент непрерывности).
2. С помощью жестко детерминированных процессов делается попытка полностью воспроизвести стохастиче скую деятельность мозга.
Все сказанное связано с невозможностью полного предвидения и математического описания стохастиче ских процессов (А.Лернер).
При таком положении дел важно понимать принци пиальные возможности технического устройства с тем, чтобы направлять усилия конструкторской мысли в нуж ное русло, а не по ложному пути попыток создания веч ного двигателя.
Итак, моделирование есть воспроизведение в квази объекте (модели) отдельных сторон оригинала, поэтому не следует механически переносить все свойства ориги нала на модель.
Метод вероятностного моделирования. «Классиче ский» метод моделирования предполагает предваритель ное создание четкого, подробного алгоритма, арифметизацию задачи и последующее ее решение на «детерми нированном» автомате с конечной памятью. Этот метод оказался далеко не лучшим в силу того, что в целом ряде областей не представляется возможным ни пол ностью математизировать моделируемый процесс, ни за ранее учесть все случайности стохастического процесса (особенно в социально-экономической области). Ста ло быть, каким бы хорошим счетоводом ни была машина, трудности указанного плана оказываются непреодоли мыми: не помогают ни точность, ни скорость счета.
Все это вынудило специалистов перейти с физиологи ческого на информационный, психический уровень моде лирования мозговой деятельности, лучше сказать, воз вратиться к нему (но на новой основе), поскольку детер минированный автомат моделирует не столько работу нервных клеток головного мозга, сколько операцию счета в целом.
Борьба и трудности настолько закалили кибернети
8 И. И. Жуков |
101 |
ков, а создание искусственного мозга казалось настоль ко заманчивой, актуальной и благодарной задачей, что они стали искать новый, значительно более эффективный, чем прежде, метод моделирования умственной деятель ности. Появилось так называемое «эвристическое про граммирование», которое стало усиленно разрабаты ваться как за рубежом (А. Ныоэллом, Г. Саймоном, Д. Шоу, Э. Файгенбаумом и др.), так и в нашей стране. Посмотрим, в чем заключается его сущность.
Как мы уже отмечали, природные процессы имеют стохастический характер. Следовательно, для моделиро вания такого рода процессов не годятся жестко детерми нированные методы. Больше того, даже задачи с пол ностью предсказуемыми событиями (задачи с «хорошей структурой», какие могут быть только в искусственной среде), т. е. те, которые в принципе можно полностью формализовать и переложить на язык математики, как мы увидим дальше, практически не всегда могут быть успешно решены «детерминированными» машинами. ч Сошлемся на ставший уже банальным пример игры в шахматы.
При очередном ходе перед машиной оказывается не сколько альтернативных решений, каждое из которых, в свою очередь, ведет к различным также альтернативным последствиям.
В принципе такое дерево решений можно проанали зировать до конца, выработав в итоге самую оптималь ную стратегию из всех возможных. Однако такой способ оказывается неэффективным, так как требует огромного количества времени даже в случае использования самых быстродействующих машин1.
Стало быть, для разумного решения проблемы необ ходимо резко улучшить стратегию поиска за счет сокра щения бесперспективных ходов и вариантов игры, отсе
чения заведомо |
бесперспективных |
ветвей |
дерева ре |
шения. |
|
поиска |
осуществ |
Подобная оптимизация стратегии |
|||
1 С точки зрения |
лабиринтного подхода шахматы содержат |
примерно ІО120 ходов, и современная машина со скоростью счета по рядка миллиона операций в секунду вынуждена была бы тратить в состязании с опытным игроком на «обдумывание» каждого очеред ного хода десятилетия. Такой классический путь решения задачи, очевидно, бесперспективен, особенно если иметь в виду, что быст родействие машин подходит к своему физическому пределу.
102
ляется путем создания сложных многоуровневых про-- грамм. Программа более высокого уровня производит' анализ ситуации на предмет выявления наиболее эффек тивных для решения данной задачи подпрограмм, форми руя программы низшего уровня. В случае неэффектив ности последних она включает другие блоки программ, формирует новую систему подпрограмм, переделывает старую. Короче говоря, в ходе своеобразного обучения происходит перестройка и перегруппировка программ (методом, например, подъема по градиенту). Таким спо собом достигается некоторая оптимизация стратегии-' поиска, улучшение метода перебора вариантов.
Нет сомнения, что этот путь моделирования психиче ской деятельности обеспечивает большее сходство в ра боте машин с деятельностью мозга, дает лучшие прак
тические |
результаты, |
чем |
старый |
классический способ. |
С методологической |
же |
точки зрения наиболее суще |
||
ственным |
представляется |
здесь |
следующее: |
1.Перестройка и перегруппировка программ происхо дит с использованием элемента случайности, что исклю чено в работе жестко детерминированного автомата (за исключением машин со случайными переходами). Пла той за эту «вольность» является потеря некоторой опти мальности при решении той или иной задачи в силу не полноты предварительного математического анализа проблемы.
2.По-прежнему основным приемом решения задачи остается метод проб и ошибок, метод перебора вариан
тов, что вытекает из самой сути эвристического програм мирования: делается неполный математический анализзадачи, и его результаты используются для последующей: организации более эффективного поиска.
3.Машина с эвристической программой «учится» ре шению каких-то задач определенного класса.. Налицо довольно узкая специализация. Больше того, частооказывается невозможным точно определить тот классзадач, к решению которых она может быть применима1'.
4.Наконец, сторонники указанного метода исходят из того, что все сложные психические процессы могут быть
предварительно разложены на элементарные (кванто
1 Информация и кибернетика. М., 1967, стр. 220.
8;| |
103 |
ванне), последние гфомоделированы математически, а затем синтезированы в различных комбинациях.
Но такая исходная посылка методологически уязви ма: процесс мышления, как уже отмечалось, суть орга ническое единство прерывного и непрерывного и не исчерпывается простой суммой дискретных значений, нс сводится к математическому дереву решений. Движение (каковым является и мышление) нельзя исчерпать совокупностью дискретных моментов. В этом отношении метод эвристического программирования принципиально не отличается от прежних классических приемов кибер нетики, воспроизводящих формально-логическую сторо ну мышления.
Метод альтернативного выбора, дихотомический принцип, олицетворяющий формально-логический спо соб мышления по принципу «да — нет», метафизичен по
•своему существу. А он-то и остается «ядром» эвристиче ского программирования (М. Минский), в то время как мышлению человека метод дихотомии не свойствен1. -Оно имеет вероятностный характер, соответствующий ^отображаемому стохастическому миру. Только конкрет ная но своей природе диалектическая логика способна адекватно отобразить окружающий нас стохастический и текучий мир, снимать огрубление и статичность фор мально-логических и математических построений. По выражению Неймана, «язык мозга не есть язык матема тики». Отсутствие математической строгости — это та цена, которую человек платит за эвристическое в полном смысле этого слова мышление, за интуитивные решения. Отсюда удручающая математика «неопределенность» понятий «сознание», «мышление» и т. п.
Такова главная причина, по которой метод эвристи ческого (и малораспространенного «эволюционного») программирования теоретически несостоятелен для ре шения проблемы воссоздания искусственным путем мышления в его качестве.
I В качестве иллюстрации напомним известную головоломку —
.задачу с явно «плохой структурой»: построить из 6 спичек четыре треугольника. Решение, как правильно отмечает В. Н. Пушкин, со стоит в том, чтобы выйти в трехмерное пространство, построить трехгранную пирамиду. В терминах лабиринта подобные творческие ■задачи непредставимы. Однако человек справляется с ними до- лольно легко, ие имея в сознании всех ветвей дерева решения.
т
Все сказанное ни в коей мере не умаляет практиче ского значения эвристического программирования', необходимости его дальнейшего развития на базе совер шенствования математических методов, а лишь способ ствует реальной оценке возможностей этого метода, правильной ориентации научной общественности в ме тодологических аспектах данной проблемы.
Литература
Ф. Э н г е л ь с . Диалектика природы. М., 1950. |
1967. |
|
|||||||
Б он г а р д |
М. М. Проблема узнавания. М., |
|
|||||||
В и н е р Н. Мое |
отношение к кибернетике. Ее прошлое и буду |
||||||||
щее. М., 1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В и н е р Н. Творец и робот. М., 1966. |
|
|
|
|
|
||||
Вопросы бионики. М., 1967. |
|
|
|
|
|
||||
Вычислительные машины и мышление. М., 1967. |
метод |
научного |
|||||||
Г л и н с к и іі |
Б. и др. |
Моделирование |
как |
||||||
познания. М., 1965. |
Ч е р н ы ш е в В. |
Пневматические |
вычисли |
||||||
Д м и т р и е в - |
В., |
||||||||
тельные приборы непрерывного действия. М — Л.. 1962. |
и философии |
||||||||
И в е Г., Н ь ю с о и К. |
О математической |
логике |
|||||||
математики. М., 1968. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Информация и кибернетика. М., 1967. |
|
|
|
|
|
||||
Кибернетика |
ожидаемая |
и кибернетика неожиданная. М., 1968. |
|||||||
К о ч е р г и н |
А. |
Н. Моделирование психической |
деятельности. |
||||||
М„ 1969. |
|
Л. Г. Техническая кибернетика. М., |
1968. |
|
|||||
К р а из м ер |
|
||||||||
Л е р н е р А. Начала кибернетики. М., 196S. |
|
автоматами. Сб. |
|||||||
М а к к е й |
Д. Проблема |
образования |
понятии |
||||||
«Автоматы». М., 1956. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Моделирование в биологии и медицине. М., 1969. |
|
|
|||||||
Может ли машина думать. «Вопросы |
философии», 1962, № 9. |
||||||||
Н. овик И. Б. Философские вопросы |
моделирования |
психики. |
|||||||
М„ 1969. |
В. П. Эвристика — наука |
о творческом мышлении. |
|||||||
П у шк и н |
|||||||||
М„ 1967. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ре іі т м а и У. Познание и мышление. М., 1967.
Ро в е и с к и й 3. И., У е м о в А. И., У е м о в а Е. А. Машина и мысль. М., 1960.
Та у б е М. Вычислительные машины и здравый |
смысл. М., 1964. |
||||
Управляющие математические машины. М., 1967. |
|
филосо |
|||
У е м о в А. И. Аналогия и моделирование. «Вопросы |
|||||
фии», 1962, № 6. |
|
|
|
|
|
Ш т о ф ф |
В. А. Моделирование и философия. М., 1966.1 |
|
|||
1 Большой |
вклад в |
дело разработки |
метода |
эвристического |
|
программирования • внесли |
советские ученые |
(А. Бонгард, |
А. Крон- |
род и др.). Дуэль советских и американских шахматных программ 1968 года выявила преимущество советской эвристической («матери альной» и позиционной) программы.
105
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. КИБЕРНЕТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
В заключительной части работы остановимся на том значении, которое имеют принципы, методы и понятия теоретической кибернетики для современной науки. При этом обратим внимание главным образом на два момен та, первый из которых имеет прогностическую, а вто рой — ретроспективную направленность. Впрочем, оба они органически связаны между собой, выражая в неко тором роде методологическую и мировоззренческую функции понятийного аппарата кибернетики.
До сих пор в работе речь шла о значении кибернети ки для объяснения специфики сознания, а также о роли кибернетической техники в деле его моделирования. Картина была бы далеко не полной, если бы мы не пока зали методологическую значимость кибернетических абстракций по отношению к науке (вопроса о роли ки бернетических устройств в ускорении научно-техниче ского прогресса мы касались в первом разделе).
Наука с точки зрения кибернетики представляетсо бой открытую функциональную систему. Если бы дело ^обстояло иначе, она не смогла бы непрерывно разви ваться и выполнять свою общественную роль. Как ко всякой функциональной системе, к науке применимы все принципы и понятия теоретической кибернетики, исполь зование которых наряду со специфическими принципами науковедения способствует ее развитию.
Подобно индивидуальному сознанию, наука высту пает и как результат познания окружающего природного и социального бытия (отражательная, в этом смысле познавательная, функция), и в качестве орудия преобра зования природы и-общества (регулятивная функция). В процессе развития науки широко используется прин цип обратной связи на всех без исключения, временных и структурных уровнях целостной системы знаний.
Особый интерес представляет собой вопрос о соотно шении понятий кибернетики и частных наук при анализе одного и того же изучаемого объекта. Поскольку кибер нетические системы «не привязаны» к какой-то одной форме движения материи, постольку решение вопраса о соотношении, субординации различных методов в изу чении кибернетических систем различной природы не
105
тривиально. Было уже показано, что значительная общ ность объекта и предмета кибернетики делают информа ционно-регулятивный подход ведущим только в технике. Что же касается изучения живой природы, а тем более общества, то здесь он оказывается подчиненным биоло гическим и социальным методам.
В таком общем виде проблема уже рассматрива лась в первом разделе. Здесь же необходимо связать ее с известным ленинским указанием о неправомерности перенесения терминов из области, скажем, биологии, в область общественной жизни..
Как известно, Ленин резко критиковал махистов за попытку дать подобным способом объяснение социаль ным процессам. «Нет ничего легче, как наклеить «энер гетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мерт вее, чем это занятие»1. Ленинская критика подобных «упражнений», как мы покажем несколько ниже, не потеряла своей актуальности и на сегодняшний день.
Не оказывается ли в таком случае кибернетик в лож ном положении, когда он использует кибернетические понятия в области биологии и социологии? Нет, не оказывается. Все дело в том, что кибернетические аб стракции правомерны для характеристики всех без исключения систем организованной природы. Другое дело, что некоторые увлекающиеся исследователи с по мощью понятий кибернетики пытаются дать исчерпы вающее объяснение социальным и биологическим явле ниям, а также экстраполировать то, что присуще техни ческим системам (дихотомический принцип работы ЦЭВМ, формулу Шеннона для определения меры коли чества информации в технике связи и т. п.) на деятель ность человека или животного. В случае такого рода «кибернетического механицизма» указанная ленинская критика остается в силе.
Однако было бы ошибкой недооценивать кибернети ческий подход в изучении явлений организованной при
роды. Как мы уже имели случай |
показать, |
он имеет |
||
огромную эвристическую ценность, |
позволяя |
с более |
||
широких позиций и под несколько |
иным |
углом зрения |
||
1 В. И. Л е н и н . Поли, с.обр. соч., т. |
18, |
стр. |
348. |
|
107