Файл: Володомонов Н.В. Календарь прошлое, настоящее, будущее [Текст].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
н. в. володомонов
КАЛЕНДАРЬ:
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ,
БУДУЩЕЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
Москва 1974
1 гJO. щ '. * НР.уЧНО-ТСлН
!CtffS,∏4OT.-
7^'≡X
В книге рассказывается о существовавших ранее и
действующих ныне календарях, их достоинствах и не достатках. Анализируются предлагаемые реформы ка лендаря и рассматриваются перспективы его совершен ствования.
20601—015
В 054(02)-74 БЗ—14—44—74
© Издательство «Наука», 1974 г.
Otabtopa
Цель предлагаемой книги — ознакомить читателей с исто рией календаря, дать его анализ, рассмотреть различные проекты реформы и проблему календаря в целом.
Еще в 20-х годах вопрос о реформе календаря был по ставлен в Лиге Наций. Однако вплотную к нему подошли только в 1954 г., когда Экономический и Социальный совет ООН одобрил проект постоянного всемирного кален даря, в соответствии с которым требовалось внести
изменения в шести месяцах. Но некоторые страны не приняли проект, и дело реформы календаря оказалось в тупике.
Существует немало проектов, но пока нет такого, ко торый получил бы всеобщее признание. Этому, вероятно,
препятствуют требования значительных изменений ка лендаря, содержащиеся в проектах.
Учитывая современное состояние проблемы, автор этой книги предложил в 1967 г. «проект-минимум». В нем устраняются наиболее неудобные недостатки календаря при минимальных изменениях, в шесть раз меньших, чем
впроекте ООН. Проект автора был опубликован в 1969 г.,
ав данной книге он изложен в V главе.
ВIII главе на основе анализа 28-летнего календарно го цикла автор предлагает способ определения дней недели по интересующим вас датам как в прошлом, так и
вбудущем для непостоянного (скользящего) действую
щего календаря. Этот способ, названный «обзорным ка лендарем»,— более простой, удобный и экономичный, чем используемые в настоящее время так называемые вечные календари. Обзорный календарь состоит из серии таблиц, помещенных в конце книги.
ВВЕДЕНИЕ
Главный недостаток действующего календаря заключается в том, что числа месяцев каждый год переходят с одних дней недели на другие. Это непостоянство нашего кален даря причиняет много неудобств. Выходные дни всех недель ежегодно меняют свои числа, праздничные —
перемещаются по дням недели.
Ежегодно, ежеквартально и даже ежемесячно нужно переделывать календарные планы и расписания, нередко переносить с одних чисел на другие государственные и
общественные мероприятия, перемещать выходные дни,
передвигать производственные, финансовые и другие операции, изменять распорядок в различных областях деятельности и жизни людей.
Из года в год изменяется количество рабочих дней в одноименных месяцах и кварталах, а также и в годах, что
усложняет планирование народного хозяйства и затруд
няет сопоставление отчетных данных по соответствующим
календарным отрезкам.
К каждому новому году мы получаем десятки мил лионов экземпляров нового календаря и всякий раз заново укладываем в него нашу жизнь во всех ее сферах: лич ной, учебной, трудовой, общественной, спортивной и т. д. При этом нередко требуются различные согласования и увязки, бесполезпо занимающие часть нашего времени.
Причина этого недостатка — один «лишний» день в году (в високосном — два), нарушающий отношение простой кратности между педелей и годом (365 = 7 ×52-f-
+1). Другой недостаток заключается в отсутствии про стой кратности в соотношении недель с месяцами, в раз дроблении недель между месяцами, кварталами и годами.
Это нарушает стройность календарной системы и затруд няет увязку педельного планирования с месячным, квар тальным її годовым. Третий недостаток — различное число
дней в месяцах и кварталах года.
Мы так привыкли к действующему календарю, пт J обычно не задумываемся над степенью его совершенства, а воспринимаем календарный строй вместе с его недостат ками как нечто должное, навсегда данное. Мы даже не представляем себе, какие удобства принесло бы нам вве дение постоянного календаря, в котором числа месяцев неизменно приходились бы на определенные дни недели.
При построении системы мер обычно применяется
принцип простых кратных соотношений между устанав ливаемыми единицами. Для мер времени этот принцип осуществлен только при установлении мелких единиц — секунды, минуты и часа. Более крупные же единицы —
сутки, неделя, месяц и год — возникли на основе астроно
мических явлений, и соотношения между ними лишены такой простоты.
Как известно, время суточного оборота Земли не крат
но времени ее годового оборота вокруг Солнца (астрономи ческий год составляет приблизительно 365,242195 суток,
т. е. 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд), а время оборо та Луны вокруг Земли не кратно времени ни суточного, ни годового оборота Земли (астрономический месяц составля ет приблизительно 29,530588 суток, т. е. 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды). Необходимость устанавливать круп
ные единицы времени на основе астрономических явле ний, не связанных во времепп простыми кратными соот ношениями, приводила к различным неувязкам и погреш ностям в калепдаре па всех этапах его становлення и раз вития, от глубской древности до наших дней.
C прекращением в подавляющем большинстве стран лунного счисления времени продолжительность месяца уже не связана астрономической нормой. Месяц и неделя остались в календаре как привычные и нужные меры вре
мени, утвержденные практикой нескольких тысячелетий. В отличие от суток и года продолжительность недели II месяца может быть изменена при реформе календаря.
В древнем египетском солнечном календаре из-за не
соответствия точному астрономическому |
соотношению |
(все годы считались по 365 суток) система |
сутки — год |
была несовершенной. Этот календарь был «блуждающим»: даты перемещались относительно астрономических точек и сезопов года 1 приблизительно на сутки (на 23 часа 15
1 Астрономическими точками или моментами, определяющими времена го да, т. е. сезоны, считаются в настоящее время день весеннего равно
5
мин. 4 сек.) каждые четыре года, а за столетие — прибли
зительно на 24 дня.
Для устранения этого недостатка в 46 г. до н. э. Юлий Цезарь включил в каждое четырехлетие один допол нительный високосный день (юлианский календарь), а с
1582 г. в некоторых странах Западной Европы (в настоя
щее время везде) и с 1918 г. в Советской России перешли
на еще более точный григорианский календарь, в котором каждые 400 лет исключаются три високосных дня в годах конца столетий, первые две цифры которых не делятся на 4. Поэтому 1700, 1800 и 1900 гг. не были по григориан скому календарю високосными, а 2000 г. должен быть висо косным. В результате устранен источник погрешности,
возникавшей из-за сложного соотношения между сутками и астрономическим годом, и действующий календарь уже
не блуждает по природным, т. е. астрономическим и сезон
ным, явлениям, а закреплен (расхождение в одни сутки образуется только за 3323 года, что не имеет практическо го значения).
Система же неделя — месяц — год, т. е. внутренняя
структура календаря со скольжением чисел по дням неде
ли, остается несовершенной до настоящего времени. Неод нократно делались попытки ее усовершенствования.
Нужно отметить глубокое различие между проведен ными реформами системы сутки — год и неосуществлен
ной пока реформой системы неделя — месяц — год.
Проведенные реформы были подчинены астрономическим параметрам ввиду необходимости изменить календарь так,
чтобы он соответствовал фактическому соотношению аст
рономических суток и года. Эта же, пока только проекти руемая реформа внутренней структуры календаря опреде ляется не астрономическими факторами, а соображениями удобства и простоты. Поэтому возникли различные пред ложения об изменении продолжительности недели и ме сяца.
Неудачи при попытках реформы можно объяснить требованиями значительных изменений действующего
календаря и дефектами некоторых выдвигавшихся проек
тов. Однако прежде чем рассматривать проблему реформы календаря, следует ознакомиться с его историей и с дан
ными анализа календарного цикла.
действия (20 или 21 марта), летнего солнцестояния (21 или 22 июня), осеннего равноденствия (22 или 23 сентября) и зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря).
Глава I
ЛУННЫЕ И ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРИ
История не дает точного ответа на вопрос о том, когда люди при исчислении времени начали применять единицы крупнее суток. Если не принимать во внимание возмож ный счет суток по пальцам (пятидпевные и десятидневные единицы), то лунные меры времени являются древней
шими.
На ранних стадиях развития человеческого общества при наличии лишь примитивных знаний было легче уста новить лунные меры, чем солнечные. Оборот Луны по про
должительности в 12,4 раза меньше солнечного и поэтому
легче воспринимался и определялся, чем видимое годовое
передвижение Солнца.
Счет времени только по обороту Луны, без учета пере движения Солнца и связанной с ним смены времен года
(сезонов) мог применяться в условиях жизни первобытно го человека, когда ни земледелие, ни скотоводство еще не были развиты. Такой счет времени на основе чередования различных фаз Луны мог удовлетворять некоторые пот ребности первобытных людей: определение периодов ноч
ной охоты и |
ночных |
работ, условий |
отражения вра |
||
гов и т. п. |
оборот |
Луны, лунный |
месяц,— небольшая |
||
Но |
один |
||||
мера с |
точки зрения хронологии (т. |
е. |
последовательного |
учета важных событий во времени). Поэтому с развитием
общественных отношений появилась потребность в более крупной единице времени. Так как в древности еще не было точных данных о продолжительности солнечного года, наиболее легким и простым было установление такой единицы по принципу кратного соотношения: в размере
12 лунных месяцев. Началом каждого лунного месяца считался день новолуния.
Число 12 было выбрано, вероятно, потому, что уже тогда знали приблизительное соотношение времени обо
7
рота Луны с периодом смены сезонов. Вместе с тем 12
удобнее 10 из-за большего количества делителей, дающих возможность разложения числа на две, три, четыре и шесть частей. Эта лунная мера времени теперь называет
ся лунным годом. Но год как основная единица солнечно
го |
летосчисления не имеет |
никакой внутренней |
связи C |
12 |
лунными месяцами и |
не совпадает с ними. |
Термин |
«лунный год» является условным.
Продолжительность лунного года составляет прибли
зительно 29,530588X12 = 354,367056 суток. Следователь
но, лунный год короче солнечного года на 10,875139, т. в. почти на И суток. Новолуния и другие даты лунного вре мени ежегодно перемещаются вперед на эту величину от носительно сезонов солнечного года. Полный кругооборот дат лунного времени относительно сезонов происходит
приблизительно за 33,6 года. Во избежание неясностей сле дует постоянно иметь в виду это количественное различие
между солнечным и лунным годом.
Астрономический месяц состоит из дробного числа су
ток, а в календарном месяце должно быть целое число их.
В наиболее древнем варианте лунного календаря месяцы состояли попеременно из 30 и 29 суток. При этом кален дарный лунный год состоял из 354 суток (6 X 30- -6 X 29), а смещение дат такого лунного календаря относительно фаз Луны, как мы теперь знаем, должно было составлять
0,367056, т. е. треть суток каждый лунный год.
Лунный календарь с годом в 354 суток применялся в
третьем тысячелетии до и. э. в городах-государствах, су
ществовавших тогда в междуречье Тигра и Евфрата в Ме сопотамии. C образованием Вавилонского царства в том
же тысячелетии и подчинением ему этих городов лунный календарь стал вавилонским.
Развитие регулярной сельскохозяйственной деятельно сти, на основе которой существовала древняя вавилонская
цивилизация, предъявило иные требования к календарю,
которые лунный календарь не мог удовлетворить. Решаю щим недостатком древнего лунного календаря было, ко нечно, не смешение его дат по фазам Луны на одну треть суток каждый лунный год, а смещение относительно сезо нов сельскохозяйственных работ почти на 11 суток каж дый солнечный год. Лунный календарь уже в древнем Ва вилонском царстве уступил место лунно-солнечному.
Однако намного позже, в другую историческую эпоху,
8
лунный календарь был введен в обиход в более совершен ном виде. В VII веке н. э. на Аравийском полуострове
образовалось новое государство — Арабский халифат. Лунный календарь был там усовершенствован и принят как государственный.
Чтобы прекратить перемещение дат лунного календа ря по фазам Луны приблизительно на треть суток каж дый лунный год, стали прибавлять 11 дней1 равномерно в течение каждых 30 лунных лет. Образовался тридцати летний календарный «арабский цикл», в котором 19 лет содержат по 354 дня и 11 лет — по 355 дней, а всего
10 631 день. Число 30 было принято потому, что этот мно житель приводит дробное число суток лунного года близ ко к целому числу (в цикле) :
354,367056X30 = 10631, 01168.
Как видим, в такой календарной системе смещение
дат по фазам Луны очень малое: 0,01168: 30 = 0,000389
суток за лунный год. Расхождение с фазами Луны в одни
сутки накапливается при этом за 2,6 тыс. лунных лет. При равномерном распределении 11 дополнительных дней
на протяжении |
30 лунных |
лет начало каждого лун |
ного года п каждого лунного |
календарного месяца мало |
|
отклоняется от новолуния. |
лунного календаря — пере |
|
Основной же |
недостаток |
мещение его дат по сезонам почти на 11 суток за солнеч ный год — нельзя исправить никакой реформой: это пред определено соотношением угловых скоростей движения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли.
Совершенный лунный календарь так же неудобен в практической жизни, как и древний, несовершенный его вариант, но для хронологических целей он применим. Пе
ревод его дат на солнечное счисление не представляет большого труда, если известно начало отсчета, т. е. «эра календаря». Арабский лунный цикл был официальным календарем халифата, используемым в религиозных от правлениях, в хронологии и государственном делопроиз водстве. Но наряду с ним применялись и народные ка
лендари, учитывавшие сезонные явления в природе.
Арабский календарный цикл возник вместе с мусуль манской религией — исламом. Эра этого календаря, т. е.
1 Не следует смешивать эти 11 дней с 11 днями расхождения между лун ным и солнечным годом.
9