Файл: Володомонов Н.В. Календарь прошлое, настоящее, будущее [Текст].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

начало летосчисления, относится к 622 г. н. э., когда осно­ ватель ислама Мухаммед (Магомет) переселился из Мек­ ки в Медину. Название этого переселения — Хиджра —

закрепилось и за самим календарем. Он стал элементом религии и называется поэтому мусульманским.

Историки рассматривают введение неудобного лунно­ го календаря F Арабском халифате как одно из средств обособить арабов от других племен, чтобы создать силь­

ное арабское государство. По мере завоевания соседних стран Арабским халифатом лунный календарь вместе с мусульманской религией был распространен на страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юж­ ной Европы.

Кроме арабского цикла лунного календаря существу­ ет и турецкий восьмилетний цикл, в котором каждые 8 лунных лет содержат 3 дополнительных дня на следующем основании:

354,367056× 8=2834, 936448 суток

354×5- -355×3=2835 суток

Здесь для приведения дробного числа суток астроно­ мического лунного года к целому числу (в цикле) приме­ нен множитель 8. Однако приближение к целому числу получается меньшее, чем при множителе 30. Как видим,

каждые 8 лунных лет требуется при этом включать 3 до­

полнительных дня.

Турецкий восьмилетний цикл менее точный, так как при нем смещение дат по фазам Луны (в другую сторону

против арабского)

составляет (1,0—0,936448) : 8=

= 0,007944 суток за

лунный год, а расхождение в одни

сутки с фазами Луны накапливается за 126 лунных лет.

В настоящее время мусульманский лунный календарь

Хиджра как арабского, так и турецкого цикла применя­ ется наряду с другими календарями в тех странах Азии и Африки, где распространен ислам.

Лунно-солнечные календари возникли, как и лунные, в древнем мире, но позже лунных. C развитием сельско­ го хозяйства лунный календарь уже не удовлетворял практическим потребностям людей. Жизнь требовала приспособить календарь для учета сезонных явлений. Но

10

отсутствие точных данных о продолжительности солнечно­ го года, а также традиции и привычки лунного счета вре­ мени не давали возможности отказаться от лунных меся­ цев. Лунный же год нужно было заменить солнечным го­ дом или, по крайней мере, приблизить к нему, т. е. уве­ личить.

Солнечный год содержит дробное число лунных меся­ цев (приблизительно 12,4). Чтобы избежать дробления, прибавляли целый лунный месяц раз в несколько лет,

подтягивая этим лунные годы к солнечным. Такие удли­ ненные годы содержали, следовательно, по 13 лунных ме­ сяцев. В этом приспособлении и заключается основная идея лунно-солнечного календаря, который явился, таким образом, комбинацией лунных месяцев с солнечными го­ дами.

Врезультате прежнее систематическое смещение лун­ ных календарных дат по сезонам было резко ограничено.

Водни годы оно накапливалось, а в другие погашалось если не полностью, то практически в достаточной для того времени степени. Календарный год приблизился в среднем

ксолнечному, хотя он и состоял из лунных месяцев. Та­ кой календарь мог в какой-то мере удовлетворять потреб­ ности сельскохозяйственных и других сезонных работ.

Впервоначальном виде лунно-солнечный календарь не представлял собой какой-либо определенной системы включения дополнительных месяцев. Они вставлялись каждый раз по единичному решению или указанию. О су­

ществовании такого лунно-солнечного календаря в древнем

мире известно из указов вавилонского царя Хаммурапи

(2067-2025 г. до н. э.).

Позднее в Вавилоне появились лунно-солнечные кален­

дарные системы. Первой из них был восьмилетний лун­ но-солнечный цикл. Он основывался на том наблюдении, что 8 солнечных лет по количеству суток приближаются

к99 лунным месяцам. Поэтому в течение 8 лет стали при­

бавлять-к 96 основным лунным месяцам еще 3 дополни­ тельных, а именно во втором, пятом и седьмом годах, кото­

рые состояли, следовательно, из 13 месяцев. Дополнитель­ ные месяцы содержали по 30 суток, а основные — попере­

менно по 30 и 29.

Таким образом, в восьмилетий лун­

но-солнечный цикл включали 2922 суток (8 X 354+3 X 30).

В действительности

8 солнечных лет

содержат

365,242195×8=2921,94 суток. Как видим, расхождение

11


с солнечным временем сравнительно небольшое, оно со­ ставляет сутки только за 133 года.

Более значительно расхождение этой календарной си­ стемы с фазами Луны: 99 оборотов ее происходят в тече­

ние 29,530588×99 = 2923,53 суток. Смещение по фазам

Луны этого календаря составляет около 1,53 суток за

8 лет, т. е. 0,2 суток за год, что несравненно больше, чем смещение мусульманского лунного календаря, но почти в два раза меньше, чем смещение древнего лунного.

В древнем мире применялся также лунно-солпечиып

календарь, в котором 19 солнечных лет приравнивались

к 235 лунным месяцам и поэтому в цикл равномерно вклю­

чалось 7 дополнительных месяцев (19X12+7 = 235.) Этот

19-летний цикл состоял из 6936 суток (19×354+7X30).

В действительности 19 солнечных лет содержат

365,242195X19 = 6939,6017 суток. Расхождение с солнеч­ ным временем составляет таким образом 3,6 суток за 19

лет. Это расхождение погашалось путем систематического включения дополнительных дней.

Кроме Вавилонского царства лунно-солнечные кален­ дари применялись в Древнем Китае, Древнееврейском царстве, Древней Греции, Древнем Риме и в других стра­ нах.

В каждой стране лунно-солнечный календарь имел свои особенности, например, в системе включения допол­ нительных дней. В V в. до н. э. греческий астроном Ме­

тон ввел по дополнительному дню в первом, шестом, де­

сятом и пятнадцатом годах 19-летнего цикла, названного после этого метоновым циклом. В метоновом цикле число

суток увеличилось до 6940, а расхождение с солнечным временем уменьшилось до 0,4 суток за 19 лет.

Кроме рассмотренных известны и другие лунно-сол­ нечные календари. Некоторые из них псцользуются и в настоящее время в странах юго-восточной Азии.

Итак, лунно-солнечные календари представляют собой

такие комбинации лунных месяцев с солнечными годами, при которых ежегодное смещение месяцев на треть су­ ток относительно фаз Луны и на 11 суток относительно солнечного года компенсируется введением дополнитель­

ных месяцев и дней с таким расчетом, чтобы начало ка­

лендарных месяцев максимально приблизить к новолуни­

ям, а начало календарных лет — к определенному време­ ни солнечного года. Так, в одном пз ныне действующих

12


вюго-восточной Азии лунно-солнечных календарей нача­

ло года приурочено к тому новолунию, которое наступает

вянваре — феврале. При этом праздник Нового года явля­ ется и праздником встречи весны.

Подавляющее большинство стран мира теперь не учи­

тывает времени оборота Луны в календарной системе, а фазы Луны указываются в календарях лишь для спра­ вок. Но и те страны, где в религиозных отправлениях и во внутренней жизни еще действуют лунные и лунно-сол­ нечные календари, используют общепринятый солнеч­

ный григорианский календарь в международных отноше­ ниях и официальных делах.

Иногда лунно-солнечные календари юго-восточной Азии у нас неправильно называют лунными. Лунные ка­ лендари действуют только в странах, где распространена

мусульманская религия.

Возникновение недели, как и лунного месяца, восходит к глубокой древности. У народов, которые вели счет дням по Луне, было несколько посвященных ей праздников. Разделяя полный оборот на 4 фазы, люди могли приуро­ чить к каждой из фаз соответствующий праздник, а про­ должительность фазы могла быть при этом особой едини­ цей времени. C возникновением лунного, а затем и лун­ но-солнечного календаря с чередованием 29- и 30-дневных месяцев неделя должна была состоять попеременно из 7 и 8 суток. Вероятно, из-за неудобства такого непостоян­ ства в неделе было установлено неизменно 7 суток; она потеряла связь с фазами Луны, но была закреплена рели­ гиозными її мистическими представлениями. Числу 7 при­ писывали мистическое значение: было известно семь «пла­ нет» (включая Луну и Солнце), семь металлов п т. д. В

библии это число фигурирует в сказании о сотворении мира и отражйет трудовой ритм древних евреев: шесть дней работать, седьмой — отдыхать. Так было еще рань­

ше в Древнем Вавилоне.

Таким образом, семидневная неделя, как период труда и отдыха, закрепленная древними религиозно-мистиче­ скими представлениями и принятая впоследствии хри­

стианской и мусульманской религиями, прошла через ты­

сячелетия її сохранилась до нашего времени.

Глава II

СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРИ.

ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Возникновение солнечного счисления времени относят к Древнему Египту. Экономическая жизнь этой древней ци­ вилизации, образовавшейся в долине Нила более трех ты­ сяч лет до н. э., была основана на земледелии и находи­ лась в зависимости от разливов реки, сезонных явлений, а следовательно, и от солнечного года. Необходимость учитывать и предусматривать смену сезонов вызвала по­

явление солнечного календаря.

В условиях небольшой в то время точности наблюдений

продолжительность года принималась сначала в 360, а позд­ нее в 365 суток. Это число делили на 12 отрезков време­

ни по 30 суток, а остаток 5 суток помещали в конце года.

Неправильно было бы утверждать, что оборот Луны совсем не отразился на египетском календаре. Сам факт ус­

тановления 30-дневных отрезков времени свидетельствует о влиянии лунного календаря на структуру египетского. Но

он не стал лунно-солнечным, так как собственно период оборота Луны не вошел в его систему счисления времени. Здесь лунный фактор отразился лишь на внутренней струк­ туре календаря. Учитывая происхождение 30-дневной еди­ ницы времени, закономерно называть ее месяцем, несмотря

на то что в солнечном календаре она по существу не связа­ на с оборотом Луны. Египетские месяцы цодразделялись на три десятидневки и шесть пятидневок соответственно десятичной системе счисления, возникшей на основе счета по пальцам. Впоследствии эту структуру приняли авторы французского «Республиканского календаря» (см. гл. IV).

Из-за неточности египетского календаря даты его пере­

мещались вперед относительно астрономических моментов и сезонов года. Перемещение составляло 0,242195 суток каждый год, а за столетие приблизительно — 24,2195 суток. Календарные даты и праздники кочевали по всем сезонам

14


года. Продолжительность полного кругового оборота кален­ даря, названного «периодом Сотис», по неточным расчетам

древних ученых принималась равной 1460 годам

(365,0:0,25).

В III в. до н. э. египетский царь Птолемей III Эвергет

по совету астрономов пытался прекратить блуждание ка­ лендаря посредством включения дополнительного дня каж­ дые четыре года. В то время столицей Египта был город

Александрия, и поэтому выдвинутый Эвергетом вариант египетского календаря называют александрийским. Но он тогда не вошел в жизнь (его введению сопротивлялись

жрецы), и еще два века египетский календарь оставался

блуждающим. Только в конце I в. до н э., после завоевания римлянами Египта, там был введен этот дополнительный

день, уже ранее принятый в римском юлианском календа­ ре, претворившем в жизнь идею александрийского.

ВДревнем Риме до Юлия Цезаря действовал сложный

инеудобный лунно-солнечный календарь, в который часто

вносились изменения и поправки для приведения его в со­

ответствие с солнечным годом. В 46 г. до н. э. была произ­

ведена коренная реформа с переходом с начала 45 г. на сол­ нечный 12-месячный календарь, названный юлианским по

имени осуществившего эту реформу Юлия Цезаря. В этой реформе были использованы знания и опыт египетских астрономов, особенно александрийской школы, а к раз­ работке реформы привлечен александрийский астроном Созиген. . y⅛f⅛

Главным в юлианской реформе было отключение кален­ даря от оборота Луны и введение високосного дня каждые четыре года. Таким образом, эта реформа создала современ­ ный солнечный календарь в его первоначальном виде. Ме­

сяцы в нем стали лишь единицами внутренней структуры,

как и в египетском, а введение високосных дней почти пре­ кратило блуждание календаря по сезонам года.

В дореформенном древнеримском лунно-солнечном ка­ лендаре первые числа каждого месяца назывались календа­ ми (дни новолуния). Это название сохранилось и после от­ ключения месяцев от оборота Луны. Отсюда произошло слово календарь. Последние же дни месяцев именовались

по обратному отсчету от календ. Так, последний день меся­

15

ца назывался вторым, предпоследний — третьим днем до календ її т. д. По реформе 46 г. дополнительный день был

включен в феврале после шестого дня до мартовских календ

її назывался повторным шестым — бис секстус, откуда про­

изошло слово «високосный».

В дореформенном древнеримском календаре сначала бы­ ло десять основных месяцев, потом стало двенадцать, ко­ торые перешли и в юлпапскпп календарь вместе со свои­ ми названиями. В дореформенном календаре первый месяц

года

назывался

в

честь бога войны

Марса — мартпус

(март) ; название

второго — апрплис

(апрель) — произо­

шло,

вероятно,

от

слова априкус — согреваемый солнцем;

третий именовался в честь богини Майи — майюс (май) и

четвертый — в честь богппп Юноны — юниус (июнь). Наз­

вания следующих шести месяцев были образованы от по­

рядковых числительных: пятый — квинтилію, шестой — секстплис, седьмой — септембер (сентябрь), восьмой — OK-

тобер (октябрь), девятый — новембер (ноябрь) II деся­ тый — децембер (декабрь). После прибавления двух меся­

цев одиннадцатый был назван в честь двуликого бога Яну­ са — януариус (январь) и двенадцатый стал месяцем «очи­ щения»—фебруарпус (февраль).

Начало года по реформе было перенесено с марта на январь, а названия месяцев оставлены прежние. В резуль­

тате для шести месяцев названия потеряли свой первона­

чальный смысл: их порядковые номера уже не соответст­ вовали занимаемому месту, отличаясь от него на две еди­

ницы. Месяц квинтилис, перешедший с пятого на седьмое место, после реформы назвали именем Юлия Цезаря — юлиус (июль). Спустя некоторое время секстплис, пере­ шедший с шестого на восьмое место, был назван в честь

паследнпка Цезаря, первого римского императора Октави­ ана Августа — аугустус (август), что означает «священ­ ный».

Четыре же месяца с порядковыми названиями сохрани­

ли их, несмотря на несоответствие. В настоящее время наз­

вания всех месяцев мы воспринимаем лишь символически:

их первоначальный смысл утрачен и представляет только познавательный интерес, но не вызывает никаких ассоциа­ ций в повседневной жизни. Вместе с тем такие названия месяцев являются международными, так как в англий­ ском, французском, немецком и других языках они обра­ зовались от этих же латинских корней.

16