Файл: Володомонов Н.В. Календарь прошлое, настоящее, будущее [Текст].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
начало летосчисления, относится к 622 г. н. э., когда осно ватель ислама Мухаммед (Магомет) переселился из Мек ки в Медину. Название этого переселения — Хиджра —
закрепилось и за самим календарем. Он стал элементом религии и называется поэтому мусульманским.
Историки рассматривают введение неудобного лунно го календаря F Арабском халифате как одно из средств обособить арабов от других племен, чтобы создать силь
ное арабское государство. По мере завоевания соседних стран Арабским халифатом лунный календарь вместе с мусульманской религией был распространен на страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юж ной Европы.
Кроме арабского цикла лунного календаря существу ет и турецкий восьмилетний цикл, в котором каждые 8 лунных лет содержат 3 дополнительных дня на следующем основании:
354,367056× 8=2834, 936448 суток
354×5- -355×3=2835 суток
Здесь для приведения дробного числа суток астроно мического лунного года к целому числу (в цикле) приме нен множитель 8. Однако приближение к целому числу получается меньшее, чем при множителе 30. Как видим,
каждые 8 лунных лет требуется при этом включать 3 до
полнительных дня.
Турецкий восьмилетний цикл менее точный, так как при нем смещение дат по фазам Луны (в другую сторону
против арабского) |
составляет (1,0—0,936448) : 8= |
= 0,007944 суток за |
лунный год, а расхождение в одни |
сутки с фазами Луны накапливается за 126 лунных лет.
В настоящее время мусульманский лунный календарь
Хиджра как арабского, так и турецкого цикла применя ется наряду с другими календарями в тех странах Азии и Африки, где распространен ислам.
■
Лунно-солнечные календари возникли, как и лунные, в древнем мире, но позже лунных. C развитием сельско го хозяйства лунный календарь уже не удовлетворял практическим потребностям людей. Жизнь требовала приспособить календарь для учета сезонных явлений. Но
10
отсутствие точных данных о продолжительности солнечно го года, а также традиции и привычки лунного счета вре мени не давали возможности отказаться от лунных меся цев. Лунный же год нужно было заменить солнечным го дом или, по крайней мере, приблизить к нему, т. е. уве личить.
Солнечный год содержит дробное число лунных меся цев (приблизительно 12,4). Чтобы избежать дробления, прибавляли целый лунный месяц раз в несколько лет,
подтягивая этим лунные годы к солнечным. Такие удли ненные годы содержали, следовательно, по 13 лунных ме сяцев. В этом приспособлении и заключается основная идея лунно-солнечного календаря, который явился, таким образом, комбинацией лунных месяцев с солнечными го дами.
Врезультате прежнее систематическое смещение лун ных календарных дат по сезонам было резко ограничено.
Водни годы оно накапливалось, а в другие погашалось если не полностью, то практически в достаточной для того времени степени. Календарный год приблизился в среднем
ксолнечному, хотя он и состоял из лунных месяцев. Та кой календарь мог в какой-то мере удовлетворять потреб ности сельскохозяйственных и других сезонных работ.
Впервоначальном виде лунно-солнечный календарь не представлял собой какой-либо определенной системы включения дополнительных месяцев. Они вставлялись каждый раз по единичному решению или указанию. О су
ществовании такого лунно-солнечного календаря в древнем
мире известно из указов вавилонского царя Хаммурапи
(2067-2025 г. до н. э.).
Позднее в Вавилоне появились лунно-солнечные кален
дарные системы. Первой из них был восьмилетний лун но-солнечный цикл. Он основывался на том наблюдении, что 8 солнечных лет по количеству суток приближаются
к99 лунным месяцам. Поэтому в течение 8 лет стали при
бавлять-к 96 основным лунным месяцам еще 3 дополни тельных, а именно во втором, пятом и седьмом годах, кото
рые состояли, следовательно, из 13 месяцев. Дополнитель ные месяцы содержали по 30 суток, а основные — попере
менно по 30 и 29. |
Таким образом, в восьмилетий лун |
|
но-солнечный цикл включали 2922 суток (8 X 354+3 X 30). |
||
В действительности |
8 солнечных лет |
содержат |
365,242195×8=2921,94 суток. Как видим, расхождение
11
с солнечным временем сравнительно небольшое, оно со ставляет сутки только за 133 года.
Более значительно расхождение этой календарной си стемы с фазами Луны: 99 оборотов ее происходят в тече
ние 29,530588×99 = 2923,53 суток. Смещение по фазам
Луны этого календаря составляет около 1,53 суток за
8 лет, т. е. 0,2 суток за год, что несравненно больше, чем смещение мусульманского лунного календаря, но почти в два раза меньше, чем смещение древнего лунного.
В древнем мире применялся также лунно-солпечиып
календарь, в котором 19 солнечных лет приравнивались
к 235 лунным месяцам и поэтому в цикл равномерно вклю
чалось 7 дополнительных месяцев (19X12+7 = 235.) Этот
19-летний цикл состоял из 6936 суток (19×354+7X30).
В действительности 19 солнечных лет содержат
365,242195X19 = 6939,6017 суток. Расхождение с солнеч ным временем составляет таким образом 3,6 суток за 19
лет. Это расхождение погашалось путем систематического включения дополнительных дней.
Кроме Вавилонского царства лунно-солнечные кален дари применялись в Древнем Китае, Древнееврейском царстве, Древней Греции, Древнем Риме и в других стра нах.
В каждой стране лунно-солнечный календарь имел свои особенности, например, в системе включения допол нительных дней. В V в. до н. э. греческий астроном Ме
тон ввел по дополнительному дню в первом, шестом, де
сятом и пятнадцатом годах 19-летнего цикла, названного после этого метоновым циклом. В метоновом цикле число
суток увеличилось до 6940, а расхождение с солнечным временем уменьшилось до 0,4 суток за 19 лет.
Кроме рассмотренных известны и другие лунно-сол нечные календари. Некоторые из них псцользуются и в настоящее время в странах юго-восточной Азии.
Итак, лунно-солнечные календари представляют собой
такие комбинации лунных месяцев с солнечными годами, при которых ежегодное смещение месяцев на треть су ток относительно фаз Луны и на 11 суток относительно солнечного года компенсируется введением дополнитель
ных месяцев и дней с таким расчетом, чтобы начало ка
лендарных месяцев максимально приблизить к новолуни
ям, а начало календарных лет — к определенному време ни солнечного года. Так, в одном пз ныне действующих
12
вюго-восточной Азии лунно-солнечных календарей нача
ло года приурочено к тому новолунию, которое наступает
вянваре — феврале. При этом праздник Нового года явля ется и праздником встречи весны.
Подавляющее большинство стран мира теперь не учи
тывает времени оборота Луны в календарной системе, а фазы Луны указываются в календарях лишь для спра вок. Но и те страны, где в религиозных отправлениях и во внутренней жизни еще действуют лунные и лунно-сол нечные календари, используют общепринятый солнеч
ный григорианский календарь в международных отноше ниях и официальных делах.
Иногда лунно-солнечные календари юго-восточной Азии у нас неправильно называют лунными. Лунные ка лендари действуют только в странах, где распространена
мусульманская религия.
Возникновение недели, как и лунного месяца, восходит к глубокой древности. У народов, которые вели счет дням по Луне, было несколько посвященных ей праздников. Разделяя полный оборот на 4 фазы, люди могли приуро чить к каждой из фаз соответствующий праздник, а про должительность фазы могла быть при этом особой едини цей времени. C возникновением лунного, а затем и лун но-солнечного календаря с чередованием 29- и 30-дневных месяцев неделя должна была состоять попеременно из 7 и 8 суток. Вероятно, из-за неудобства такого непостоян ства в неделе было установлено неизменно 7 суток; она потеряла связь с фазами Луны, но была закреплена рели гиозными її мистическими представлениями. Числу 7 при писывали мистическое значение: было известно семь «пла нет» (включая Луну и Солнце), семь металлов п т. д. В
библии это число фигурирует в сказании о сотворении мира и отражйет трудовой ритм древних евреев: шесть дней работать, седьмой — отдыхать. Так было еще рань
ше в Древнем Вавилоне.
Таким образом, семидневная неделя, как период труда и отдыха, закрепленная древними религиозно-мистиче скими представлениями и принятая впоследствии хри
стианской и мусульманской религиями, прошла через ты
сячелетия її сохранилась до нашего времени.
Глава II
СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРИ.
ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Возникновение солнечного счисления времени относят к Древнему Египту. Экономическая жизнь этой древней ци вилизации, образовавшейся в долине Нила более трех ты сяч лет до н. э., была основана на земледелии и находи лась в зависимости от разливов реки, сезонных явлений, а следовательно, и от солнечного года. Необходимость учитывать и предусматривать смену сезонов вызвала по
явление солнечного календаря.
В условиях небольшой в то время точности наблюдений
продолжительность года принималась сначала в 360, а позд нее в 365 суток. Это число делили на 12 отрезков време
ни по 30 суток, а остаток 5 суток помещали в конце года.
Неправильно было бы утверждать, что оборот Луны совсем не отразился на египетском календаре. Сам факт ус
тановления 30-дневных отрезков времени свидетельствует о влиянии лунного календаря на структуру египетского. Но
он не стал лунно-солнечным, так как собственно период оборота Луны не вошел в его систему счисления времени. Здесь лунный фактор отразился лишь на внутренней струк туре календаря. Учитывая происхождение 30-дневной еди ницы времени, закономерно называть ее месяцем, несмотря
на то что в солнечном календаре она по существу не связа на с оборотом Луны. Египетские месяцы цодразделялись на три десятидневки и шесть пятидневок соответственно десятичной системе счисления, возникшей на основе счета по пальцам. Впоследствии эту структуру приняли авторы французского «Республиканского календаря» (см. гл. IV).
Из-за неточности египетского календаря даты его пере
мещались вперед относительно астрономических моментов и сезонов года. Перемещение составляло 0,242195 суток каждый год, а за столетие приблизительно — 24,2195 суток. Календарные даты и праздники кочевали по всем сезонам
14
года. Продолжительность полного кругового оборота кален даря, названного «периодом Сотис», по неточным расчетам
древних ученых принималась равной 1460 годам
(365,0:0,25).
В III в. до н. э. египетский царь Птолемей III Эвергет
по совету астрономов пытался прекратить блуждание ка лендаря посредством включения дополнительного дня каж дые четыре года. В то время столицей Египта был город
Александрия, и поэтому выдвинутый Эвергетом вариант египетского календаря называют александрийским. Но он тогда не вошел в жизнь (его введению сопротивлялись
жрецы), и еще два века египетский календарь оставался
блуждающим. Только в конце I в. до н э., после завоевания римлянами Египта, там был введен этот дополнительный
день, уже ранее принятый в римском юлианском календа ре, претворившем в жизнь идею александрийского.
ВДревнем Риме до Юлия Цезаря действовал сложный
инеудобный лунно-солнечный календарь, в который часто
вносились изменения и поправки для приведения его в со
ответствие с солнечным годом. В 46 г. до н. э. была произ
ведена коренная реформа с переходом с начала 45 г. на сол нечный 12-месячный календарь, названный юлианским по
имени осуществившего эту реформу Юлия Цезаря. В этой реформе были использованы знания и опыт египетских астрономов, особенно александрийской школы, а к раз работке реформы привлечен александрийский астроном Созиген. . y⅛f⅛
Главным в юлианской реформе было отключение кален даря от оборота Луны и введение високосного дня каждые четыре года. Таким образом, эта реформа создала современ ный солнечный календарь в его первоначальном виде. Ме
сяцы в нем стали лишь единицами внутренней структуры,
как и в египетском, а введение високосных дней почти пре кратило блуждание календаря по сезонам года.
В дореформенном древнеримском лунно-солнечном ка лендаре первые числа каждого месяца назывались календа ми (дни новолуния). Это название сохранилось и после от ключения месяцев от оборота Луны. Отсюда произошло слово календарь. Последние же дни месяцев именовались
по обратному отсчету от календ. Так, последний день меся
15
ца назывался вторым, предпоследний — третьим днем до календ її т. д. По реформе 46 г. дополнительный день был
включен в феврале после шестого дня до мартовских календ
її назывался повторным шестым — бис секстус, откуда про
изошло слово «високосный».
В дореформенном древнеримском календаре сначала бы ло десять основных месяцев, потом стало двенадцать, ко торые перешли и в юлпапскпп календарь вместе со свои ми названиями. В дореформенном календаре первый месяц
года |
назывался |
в |
честь бога войны |
Марса — мартпус |
(март) ; название |
второго — апрплис |
(апрель) — произо |
||
шло, |
вероятно, |
от |
слова априкус — согреваемый солнцем; |
третий именовался в честь богини Майи — майюс (май) и
четвертый — в честь богппп Юноны — юниус (июнь). Наз
вания следующих шести месяцев были образованы от по
рядковых числительных: пятый — квинтилію, шестой — секстплис, седьмой — септембер (сентябрь), восьмой — OK-
тобер (октябрь), девятый — новембер (ноябрь) II деся тый — децембер (декабрь). После прибавления двух меся
цев одиннадцатый был назван в честь двуликого бога Яну са — януариус (январь) и двенадцатый стал месяцем «очи щения»—фебруарпус (февраль).
Начало года по реформе было перенесено с марта на январь, а названия месяцев оставлены прежние. В резуль
тате для шести месяцев названия потеряли свой первона
чальный смысл: их порядковые номера уже не соответст вовали занимаемому месту, отличаясь от него на две еди
ницы. Месяц квинтилис, перешедший с пятого на седьмое место, после реформы назвали именем Юлия Цезаря — юлиус (июль). Спустя некоторое время секстплис, пере шедший с шестого на восьмое место, был назван в честь
паследнпка Цезаря, первого римского императора Октави ана Августа — аугустус (август), что означает «священ ный».
Четыре же месяца с порядковыми названиями сохрани
ли их, несмотря на несоответствие. В настоящее время наз
вания всех месяцев мы воспринимаем лишь символически:
их первоначальный смысл утрачен и представляет только познавательный интерес, но не вызывает никаких ассоциа ций в повседневной жизни. Вместе с тем такие названия месяцев являются международными, так как в англий ском, французском, немецком и других языках они обра зовались от этих же латинских корней.
16