Файл: Технология коллекционирование как средство развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 67 лет выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также увеличилось количество детей, перешедших с уровня не сформированных знаний на стадию формирования (2 ребёнка), динамика составляет 20%.
И только у 1 ребенка выявлена заинтересованность в выполнение задания только лишь в его начале. В целом проявляется нейтральное отношение к принятию задачи, ее содержанию и получению результата. Соответственно, действия не отличаются продуктивностью.
Таким образом, после осуществления планируемой деятельности воспитателя по развитию познавательного интереса к предметам окружающего мира, на сравнительной таблице и диаграмме результатов входной и повторной диагностики видна положительная динамика у воспитанников по данной проблеме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст - период для развития познавательных интересов. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания личности. Детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребёнок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющий в познавательной активности, в стремление использовать, чтобы чему-нибудь научиться. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью технологии «коллекционирование» позволяет расширить кругозор детей, развивать внимание, память, умение наблюдать, обобщать, выделять, комбинировать.
В соответствии с актуальностью проблемы была сформулирована тема исследования «Технология «коллекционирование как средство развития познавательного интереса детей 6-7 лет»», а также научный аппарат к ней. Целью данной курсовой работы являлось выявление педагогических возможностей использования технологии «Коллекционирование» в развитии познавательного интереса детей 6-7 лет. Были изучены следующие аспекты: понятие и сущность развития познавательного интереса детей 6-7 лет, возрастные особенности развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет, средства развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет, психолого- педагогические основы технологии «коллекционирование», опыт педагогов-практиков по использованию технологии «коллекционирование» в развитии познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет.
Вопросы о развитии познавательного интереса детей 6-7 лет интересуют многих педагогов и психологов.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление педагогических возможностей использования технологии «Коллекционирование» в развитии познавательного интереса детей 6-7 лет.
Из поставленных в работе задач были решены все, чему способствовала последовательность их выполнения.
После изучения теории вопроса автор дипломной работы приступил к реализации практической части исследования. Было рассмотрено четыре опыта работы педагогов-практиков по использованию технологии «коллекционирование» в развитии познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет вследствие чего был сделан вывод о том, что развитие познавательного интереса через коллекционирование, действительно является доступным, интересным, результативным направлением развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
Далее, во время прохождения преддипломной практики в Муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении № 2 «Ласточка» города Новая Ляля с детьми 6-7 лет была проведена комплексная система диагностики познавательного интереса разработанной Эльвирой Авксентьевной Барановой, с целью определения развития познавательного интереса к предметам окружающего мира. С помощью данной диагностики было выявлено то, что у 70% диагностирующей группы выявлен не сформированный уровень и уровень на стадии формирования познавательного интереса к предметам окружающего мира поэтому возникла необходимость организации деятельности воспитателя по развитию познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 6-7 лет.
В связи с вышеперечисленным, автором выпускной квалификационной работы были разработанные и апробированные конструкты занятий, сборник игр с коллекциями для детей 6-7 лет, игра «Вопрос-ответ», коллекции (ракушек, монет и банкнот, пуговиц, игрушек «из киндер- сюрприза», шишек, фантиков, фишек, бластеров направлены были на развитие познавательного интереса к предметам окружающего мира. По итогам нескольких проведенных мероприятий у обучающихся был виден результат развития познавательного интереса к предметам окружающего мира. Обучающимся нравилась такая работа, они желали продолжать выполнять работу, искать информацию и ожидали готовый результат.
По окончании реализации деятельности воспитателя была проведена повторная диагностика. В сравнительной диаграмме результатов входной и повторной диагностики видно, что возросло количество детей с сформированным уровнем развития познавательного интереса к предметам окружающего мира (один ребёнок перешёл от уровня стадии формирования на сформированный уровень), что в процентном соотношении составляет 10%. Также увеличилось количество детей, перешедших с уровня не сформированных знаний и представлений на стадию формирования (2 ребёнка), динамика составляет 20%. И только у 1 ребенка выявлена заинтересованность в выполнение задания только лишь в его начале. В целом проявляется нейтральное отношение к принятию задачи, ее содержанию и получению результата. Соответственно, действия не отличаются продуктивностью.
В ходе работы над данным исследованием у автора выпускной квалификационной работы сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
П.К 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Таким образом, поставленные цель и задачи выпускной квалификационной работы можно считать достигнутыми. Автор предполагает в дальнейшей профессиональной деятельности продолжить работу над использованием других возможностей развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей дошкольного возраста.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Педагогическое мастерство: материалы IX Международная научная конференция. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб. Речь. 2005.
3. Аулова М.А.Познавательное развитие семье. [Электронный ресурс]. URL: http://azps. ru\infourok.ru/inte670.html.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: «Союз», 2007.
5. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности / Д.Н. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №8.
6. Истомин С. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Коллекции и коллекционеры. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009.
7...Интерес..детей..дошкольного..возраста..[Электронный ресурс]
URL:http://azps.ru/handbook/i/inte670.html.
8. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2007.
9. Краткий словарь философских терминов. [Электронный ресурс]. URL:http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html.
10. Маклаков А. Общая психология. – М.: Просвещение, 2012.
11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
12. Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL:http://www.studfiles.ru/preview/5576120/.
13. Профессиональный стандарт педагога.
14. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL:http://lib.znate.ru/docs/index-47231.html.
15. Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. URL:http://mirznanii.com/a/180713/razvitie-poznavatelnogo-interesa-v-doshkolnom-vozraste.
16. Семенова М.Л.Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL:http://www.minobr74.ru.
17. Средства развития познавательного интереса. [Электронный ресурс].URL:https://infourok.ru/ikt-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-let-1624710.html
18. Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. URL: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova.
19. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста/методическое пособие. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2015.
21. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми [Электронный ресурс].URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnoi-aktivnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obshchenii
22. Формирование познавательного интереса [Электронный ресурс]. URL:http://www.dissect.com/content/formirovanie-poznavatelnoi-aktivnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obshchenii-so#ixzz5GK043Utt
23. Ходакова Н.П., Фролова Н.В., Ларшина Э.Л.Развитие познавательных интересов у дошкольников /– Новосибирск: СибАК, 2016.
24. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. [Электронный ресурс]. URL:http://gigabaza.ru/doc/68595.html.