Файл: Технология коллекционирование как средство развития познавательного интереса к предметам окружающего мира детей 67 лет выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.1. Понятие и сущность развития познавательного интереса детей 6-7 лет
В психологии существует множество определений интереса.
Психологи В.З.Давыдов, А.В.Запорожец, Б.Ф.Ломов дают такое определение интересу. Интерес - потребностей отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развивающейся во внутреннем плане.
Интерес ‒ тенденция личности, заключающая в направленности или сосредоточенности ее помысла на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность- во влечениях желание и воле [7].
А.В. Петровский, М.Т. Ярошевский определяют интерес, как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Интерес-понятие социальной философии, отражающее реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями [7].
Интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимания к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при удовлетворение он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей деятельности. Для того чтобы возбудить интерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действия в направления данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождение цели.
Для образования интересов существенное значение имеют как начальный этап – возникновение ситуационного интереса, так и дальнейшее его развитие. Высокий уровень развития интереса возможен лишь в результате многократного повторения определенной деятельности, определенной ситуации, но это повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением – как организуемым со стороны, так и образующимся в зависимости от сознания успеха, от удовлетворения определенного вида потребностей [7].
В статье «Познавательная активность и понимание» С.В. Герасимов отмечает, что интерес, возникающий на этапе поисковой активности, связан с желанием узнать, а интерес следующего этапа – желание попробовать. Испытательная мотивация возникает вместе с пониманием и исчерпывается только с результатами собственных действий.
Различают непосредственный интерес, привлекательность объекта, и посредственный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Так же существует познавательный интерес.
Познавательный интерес ‒ избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности [15].
Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.
Познавательный интерес ‒ это один из важнейших для нас мотивов обучения детей дошкольного возраста. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности детей дошкольного возраста и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения (Морозова Н.Г).
Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:
- Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первым толчком [16].
- Любознательность - как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске».
- Собственно познавательный интерес - характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности [16].
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого нужную для них информацию.
При развитии познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста важно, чтобы ребенок был нацелен на достижение результата и соотнесение его с поставленной целью; стремился оценить полученный результат и проанализировать способ его получения. Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели
, каков результат их деятельности (что планировали, что получили).
Познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Благодаря ему, человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у человека создается уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
- 1 2 3 4 5
Педагоги и психологи о развитии познавательного интереса детей 6-7 лет
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у детей дошкольного возраста познавательных интересов.
Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как она отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Её разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина [4].
В исследованиях Г.И.Ляминой (1966), Н.Г.Морозовой (1961), А.И.Сорокиной (1975) выделены основные характеристики познавательного интереса и на этой основе предлагаются варианты его классификации у детей дошкольного возраста. Наиболее полно учитывается специфика детей дошкольного возраста в классификации Г.И.Ляминой (1966). Беря за основу характер детских познавательных проявлений, автор предлагает следующую классификацию: сенсорно-эмоциональный интерес; желание действовать; собственно познавательный интерес (вопросительная форма его выражения).
Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.
Современные психологи изучали различные проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста: формирование познавательных интересов у детей разного возраста. Особенности проявления познавательной потребности у детей, условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательного интереса в дошкольном возрасте, исследования показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе ‒ от позиции самого ребенка, его активности [14].